Научная статья на тему 'МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая поддержка / государственная поддержка / малый бизнес / налоговые льготы / государственное стимулирование / предпринимательство / принцип справедливости / tax support / government support / small business / tax benefits / government incentives / entrepreneurship / the principle of fairness
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дергачева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

Дергачева Т.А.

к.э.н., и.о. доцента кафедры «Цифровая экономика и финансы», Ташкентский филиал Российского

экономического университета; старший преподаватель кафедры «Международные инвестиции и финансы»

Университета мировой экономки и дипломатии

dergachevat@mail.ru

МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Ключевые слова: налоговая поддержка, государственная поддержка, малый бизнес, налоговые льготы, государственное стимулирование, предпринимательство, принцип справедливости.

Keywords: tax support, government support, small business, tax benefits, government incentives, entrepreneurship, the principle of fairness.

При подробном изучении нормативно-законодательной базы в плане отражения в ней определений налоговой и государственной поддержки, их методов, можно отметить следующие моменты. В Налоговом кодексе Республики Узбекистан, к сожалению, не предусмотрено определение понятия «налоговая поддержка». В Налоговом, а также в Гражданском и Бюджетном кодексах Республики Узбекистан нет и определения понятия «государственная поддержка». Согласимся с определением, которое приводится на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации: «Государственная поддержка - совокупность решений и действий организационного, правового и финансового характера государственных органов власти, направленных на улучшение социального положения граждан и развитие биз-неса»1.

Отсутствие понятий «налоговая поддержка» или «государственная поддержка» в главных кодексах страны, возможно, связано с тем, что такая поддержка носит не постоянный, а временный, периодический характер и должна регулироваться другими нормативными актами. В то же время на практике мы постоянно встречаемся с тем, что различные факторы, риски, стратегические государственные программы развития постоянно используют в качестве драйвера достижения поставленных целей, снижения рисков именно различные методы, инструменты поддержки бизнеса, отдельных отраслей, регионов со стороны государства.

Именно поэтому считаем целесообразным включение понятия «налоговая поддержка», «государственная поддержка» в базовые правовые документы, так как такая поддержка постоянно присутствует в экономике, гибко модифицируясь и подстраиваясь под новые кризисные ситуации или целевые ориентиры.

Конечно, налоговая поддержка малого бизнеса представляет собой один из видов государственной поддержки и является совокупностью решений и действий Правительства, Министерства финансов, Государственного налогового комитета как организационного, так и правового характера в части облегчения налоговой нагрузки для субъектов предпринимательства. Правовой характер налоговой поддержки заключается в закреплении методов налоговой поддержки в нормативных актах. Организационный характер налоговой поддержки заключается в доведении применяемых методов налоговой поддержки до субъектов бизнеса и до налоговых инспекторов, внесение изменений в информационные системы и т.д.

Можно также сказать, что у налоговой поддержки есть и финансовый характер: для субъекта бизнеса - это возможность увеличения или хотя бы сохранения определенного уровня чистой прибыли, снижения оттока денежных средств; для государства - расчет потребности в финансовых источниках предоставления налоговых льгот и упущенных выгод для бюджета.

Если же говорить о налоговых льготах, то в основе установления налоговых ставок, налоговых льгот, конечно, лежит один из принципов налогообложения - принцип справедливости2 (ст.10 НК РУз), который предусматривает недопустимость установления дифференцированных налоговых ставок, налоговых льгот или иных преимуществ в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или страны происхождения капитала.

То есть, ориентируясь на положения Налогового кодекса, все принимаемые правительством решения о применении тех или иных методов налоговой поддержки должны быть основаны на принципе справедливости в первую очередь.

Продолжая анализировать законодательство на предмет определения государственной и налоговой поддержки, отметим, что правовые основы осуществления государственной поддержки предпринимательской деятельности заложены в Законе Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» № ЗРУ-69-II от

1 http://budget.gov.ru/

2

Налоговый Кодекс Республики Узбекистан (новая редакция). Дата вступления: 01.01.2020 г. -

https://lex.uz/ru/docs/4674893

25 мая 2000 г. (новая редакция 2012 г.)1. Однако, даже в разделе V Закона «Государственная поддержка предпринимательской деятельности» также не дается определение непосредственно самой государственной поддержки.

Нет в Законе и такого определения, как «методы государственной поддержки». В том же разделе V в ст. 43 приводятся способы именно государственного стимулирования предпринимательской деятельности. По сути, эти способы могут и должны реализовываться посредством применения соответствующих методов государственной поддержки бизнеса, в том числе налоговой поддержки, которые могут быть разнообразны, гибки, дифференцированы, вводиться на определенном этапе и прекращать своё действие после достижения поставленных целей.

Практически, все поставленные пути государственного стимулирования, перечисленные в Законе РУз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», могут предусматривать применение тех или иных методов налоговой поддержки (табл. 1).

Таблица 1

Соотнесение способов государственного стимулирования с мерами государственной поддержки2

Способы государственного стимулирования Вид государственной поддержки

Организационная Правовая Финансовая

Создание условий для привлечения в сферу предпринимательства инвестиций (в том числе иностранных), современных технологий и оборудования, а также для развития институтов рыночной инфраструктуры Информирование иностранных инвесторов о мерах господдержки и инвестиционном потенциале. Разработка правовых документов Разработка системы налоговых льгот для инвесторов.

Расширение участия субъектов предпринимательской деятельности в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности Мероприятия по подготовке рекламных материалов, информированию общественности, продвижению, заключению контрактов Разработка правовых документов Предоставление выставочных площадок по льготным арендным ставкам. Разработка системы налоговых льгот для экспортеров и импортеров

Обеспечения субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их эффективной деятельности Расширение услуг электронного правительства. Обучение работе с программными продуктами Разработка регламентов, инструкций для соответствующих министерств по работе с субъектами предпринимательства Установление более низких ставок за информационные и другие услуги. Предоставление субсидий на развитие информационной инфраструктуры

Создание необходимых условий для зооветеринарного обслуживания Проведение обучения зооветеринарных кадров, фермеров, дехкан. Создание сети высокотехнологичных зооветеринарных пунктов Разработка правовых норм Предоставление льготных кредитов, софинансирование льготных процентных ставок со стороны государства, обоснование налоговых льгот. Финансирование обучения кадров. Предоставление субсидий

Установление льгот по налогам, другим обязательным платежам и тарифам Информирование субъектов предпринимательства об имеющихся и предоставляемых льготах Разработка правовых норм Оценка финансовых источников и упущенных выгод государства

Создание фондов поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности Предоставление помещения, оснащение основными средствами и программными продуктами, обучение специалистов Разработка правовых норм деятельности фондов. Разработка критериев для поддержки и стимулирования Разработка источников финансирования фондов.

Предоставление права субъектам малого и частного предпринимательства применять ускоренную амортизацию основных фондов, списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет, на которые произведены амортизационные отчисления. Информирование. Проведение обучения. Перенастройка программ для ведения бухучета Внесение корректировок в Налоговый кодекс. Разработка правовой документации Расчет финансовой и экономической эффективности для бюджета и предпринимателя

Предоставление льготных тарифов по энергоносителям, установленных для сельскохозяйственных товаропроизводителей Информирование. Автоматизация. Внесение корректировок в законодательство Оценка упущенных выгод для государства и ожидаемых эффектов для предпринимательства. Предоставление субсидий поставщикам э/э

1 Настоящий Закон утвержден в новой редакции Законом Республики Узбекистан от 2 мая 2012 года № ЗРУ-328 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». -

https://lex.uz/docs/2006777

2

Составлено автором на основе анализа законодательства о предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан.

Обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности Регистрация учебных центров, разработка учебных программ, разработка механизма непрерывной системы подготовки. Разработка критериев оценки результатов обучения Разработка правовых норм деятельности учебных центров, по организации единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации Определение источников финансирования.

Предоставление льгот учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов предпринимательства в сельской местности Разработка критериев мониторинга деятельности учебных центров Разработка правовых норм, внесение изменений в законодательство Оценка финансовых источников и упущенных выгод государства. Предоставление субсидий учебным организациям

Конечно, предоставляемые льготы, гарантии и права, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства, предоставляются предприятиями на основании их обращений в уполномоченные организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, гарантий и прав, с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность уведомления возлагается на субъектов, представивших уведомление.

Для понимания, кому конкретно могут предоставляться налоговая и государственная поддержка, особенно в условиях пандемии и других форс-мажорных обстоятельств, в табл. 2 представлены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу и частному предпринимательству в Республике Узбекистан.

Таблица 2

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу и частному предпринимательству

в Республике Узбекистан1

Субъект предпринимательства Отрасль/сфера деятельности Количество работающих

индивидуальные предприниматели

микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в - производственных отраслях не более 20 чел.

- сфере услуг и других непроизводственной отраслях не более 10 чел.

- в оптовой, розничной торговле и общественном питании не более 5 чел.

малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов не более ста чел.

машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы не более пятидесяти чел.

науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы не более двадцати пяти чел.

Согласно ст. 5 Закона РУз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» отнесение предприятия к микрофирмам и малым предприятиям зависит от числа занятых на предприятии работников (табл. 2). При этом численность работников колеблется от 5 человек, занятых в сфере услуг, розничной торговли и общественного питания до 100 человек, занятых на предприятиях легкой, пищевой промышленности и ряде отраслях с высоким потреблением человеческого капитала.

Интересно отметить, что в Российской Федерации принимаются Законы для отдельно взятых регионов. Так, 2 июля 2008 г. был принят Закон Новосибирской области № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» (в редакции от 30.03.2021 г. № 62-ОЗ). В данном Законе в ст. 17 «Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрены следующие виды государственной поддержки:

1) финансовая поддержка;

2) имущественная поддержка;

3) информационная поддержка;

4) консультационная поддержка;

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере образования;

6) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;

7) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности;

8) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

9) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;

1 Закона РУз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».

118

10) поддержка при осуществлении закупок товаров, работ, услуг субъектами малого и среднего предпринимательства для обеспечения государственных нужд Новосибирской области;

11) другие формы государственной поддержки, установленные законами Новосибирской области и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области1.

Однако в данном Законе определение понятия «налоговая поддержка» тоже не приводится.

Например, под финансовой поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается предоставление субсидий; бюджетные инвестиции; государственные гарантии Новосибирской области по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (что является интересным опытом реального участия местных органов власти в стимулировании развития предпринимательства). При описании применяемых форм во всех остальных видах государственной поддержки также не приводятся какие-либо методы именно налоговой поддержки.

Понятно, что финансовая поддержка с точки зрения экономической теории подразумевает создание особых условий финансирования, выделения финансовых ресурсов, формирования льготных источников финансирования ведения бизнеса. Предоставление налоговых льгот также относится к источникам финансирования, т.к. всегда подразумевает обязательное направление высвобождающихся денежных ресурсов от неуплаты налогов на модернизацию, реконструкцию, повышение квалификации кадров субъекта предпринимательства.

Таким образом, проведенное нами исследование говорит о том, что «по умолчанию» налоговая поддержка является категорией временной, государство не предусматривает эту форму господдержки как базовую и применяет ее как инструмент достижения поставленных стратегических целей на определенном этапе развития экономики страны, региона, отрасли, конкретного предприятия или в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, кризисных ситуаций, несущих за собой системный риск для страны.

В условиях пандемии в 2020-2021 гг. предпринимаемые правительствами стран меры были оперативными, сочетали в себе инструменты по поддержке и населения и предпринимательства. К сожалению, многие меры, на наш взгляд, были краткосрочными, не учитывали постковидный период, когда предприятиям необходимо время на восстановление своей деятельности, когда необходимо обеспечить сдерживание роста цен, логично возрастающих после огромных потерь в период карантина.

На наш взгляд, целесообразно прописать механизм фактического исполнения данных мер налоговой поддержки, выполнения положений указов президента, других нормативных актов, возложить строгую ответственность на налоговые органы за практическую реализацию принятых решений. Представленные Государственным налоговым Комитетом Республики Узбекистан аналитические оперативные данные за 2020 г. говорят о том, что либо не все субъекты хозяйственной деятельности смогли воспользоваться предоставляемыми льготами, либо данные льготы не «срабатывали» в полной мере, игнорировались исполнителями на местах.

Считаем, что комплекс мер налоговой поддержки в период пандемии коронавируса и в постпандемийный период должен быть тщательно проанализирован, структурирован, обобщён. Необходимо внести поправки в действующие нормативные акты и разработать единый документ, закрепляющий законодательно понятия и инструменты налоговой поддержки, передачу прав гибкого реагирования на необходимость изменения базового пакета налоговых инструментов в региональном, отраслевом, институциональном разрезах органам власти на местах.

1 Закон Новосибирской области № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» (в редакции от 30.03.2021 г. № 62-ОЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.