Научная статья на тему 'Методы модернизации модели корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации'

Методы модернизации модели корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
860
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБЩЕСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL PROGRAMS / SOCIETY / CHARITY / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балтачеева Н.А., Торба А.А.

В статье исследованы теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности (далее КСО), изучены тенденции развития КСО на предприятиях Российской Федерации. Дана их характеристика и выявлены основные проблемы, влияющие на социальное развитие компаний. Предложены методы модернизации модели корпоративной социальной ответственности в условиях современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балтачеева Н.А., Торба А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methods of modernization of the corporate social responsibility model in the Russian Federation

The theoretical aspects of the corporate social responsibility (hereinafter CSR) are investigated, the trends of CSR development on Russian enterprises are studied in the article. Their characteristics and the main problems affecting on the company’s social development are discovered. The methods of modernization of the corporate social responsibility model in modern economy are suggested.

Текст научной работы на тему «Методы модернизации модели корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации»

Институциональные проблемы социально-экономического

развития регионов

УДК 316.422:364.044.2(470+571)

Н.А. БАЛТАЧЕЕВА, д-р экон. наук, профессор кафедры «Управление персоналом и экономика труда», e-mail: bnn.25@mail.ru А.А. ТОРБА,

e-mail: anastasiya_torba@mail.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

МЕТОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье исследованы теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности (далее - КСО), изучены тенденции развития КСО на предприятиях Российской Федерации. Дана их характеристика и выявлены основные проблемы, влияющие на социальное развитие компаний. Предложены методы модернизации модели корпоративной социальной ответственности в условиях современной экономики.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальные программы, общество, благотворительность, экономическое развитие.

Baltacheyeva N.A., Torba A.A. The

methods of modernization of the corporate social responsibility model in the Russian Federation.

The theoretical aspects of the corporate social responsibility (hereinafter - CSR) are investigated, the trends of CSR development on Russian enterprises are studied in the article. Their characteristics and the main problems affecting on the company's social development are discovered. The methods of modernization of the corporate

social responsibility model in modern economy are suggested.

Keywords: corporate social responsibility, social programs, society, charity, economic development.

Современные условия развития мировой экономики все чаще требуют не только построения эффективной организации производственного процесса, но и усиления репутации и имиджа компании за счет оптимального использования ресурсов. Именно благосклонность общественности позволяет предприятиям не только держаться «на плаву» в условиях экономической нестабильности, но и увеличивать прибыль.

Подобные тенденции формируются на идее безопасности сотрудников и заботе об окружающей среде, тем самым уделяя особое внимание организации системы социальной ответственности. От выбранной стратегии развития корпоративной социальной ответственности зависит благополучие организации, что непосредственно оказывает влияние на экономическое состояние страны и ее место на мировой арене.

© Н.А. Болтачеева, А.А. Торба, 2017

Корпоративная социальная ответственность стала предметом исследования еще в 40-е - 50-е годы XX века, ее основы были заложены американскими учеными. Важную роль в изучении проблемы и разработке концепции корпоративной социальной ответственности сыграли работы экономистов А. Берли, Г. Боуэна, К. Дэвиса, А. Керрола, Г. Минза, С. Сети, М. Фридмана. Среди российских ученых можно отметить таких известных экономистов, как И. Беляева, Н. Лапина, А. Рогозин, Л. Савицкая и др. [1-4]. Несмотря на значительное количество разработок в данном направлении отсутствует единая методологическая и нормативно-правовая база, проявляется многофакторность анализа КСО и существует проблема выбора эффективной модели КСО для предприятий в условиях нестабильной экономики.

Целью данной работы является разработка методов модернизации модели корпоративной социальной ответственности на предприятиях Российской Федерации в условиях нестабильной экономики.

Понятие корпоративной ответственности появилось еще в конце XX века, подразумевало под собой благотворительность и осуществлялось общественными организациями. В дальнейшем, с углублением экономических отношений и развитием масштабного производства, появились новые представления о социальных мероприятиях компаний. Так, на сегодняшний день в мировой практике существует огромное количество определений КСО, которые подразумевают под собой:

концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес-операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организаций и людей

[5, с. 100];

эффективную систему коммуникаций социального субъекта с его общественностью, обеспечивающую оптимизацию социальных взаимодействий со значимыми для него сегментами среды [6];

постоянную приверженность бизнеса вести дела на основе этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время, улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом [2, с. 32].

На основе анализа теоретических подходов к проблеме КСО предлагается под корпоративной социальной ответственностью понимать стратегию деятельности компании, учитывающую интересы собственных сотрудников и бизнеса в целом, а также способствующую социально-экономическому развитию общества и направленную на улучшение экологической среды.

Рассматривая тенденции Российской Федерации в отношении КСО, можно сделать вывод, что данное направление только развивается и практикуется исключительно крупными компаниями. По результатам исследования Ассоциации менеджеров России установлено, что российские компании и бизнесмены более ориентированы на ожидания государства, для них важны имиджевые проекты, которые позволят улучшить восприятие компании, «оправдать» существование бизнеса [7]. В основном деятельность компаний в данной сфере все больше ориентируется на решение социальных проблем общества, тем самым желая усилить свою роль в общественной жизни населения и государства. Однако экономический кризис и санкционные ограничения оказывают влияние не только на финансовые показатели, но и стали причиной сокращения или полного «замораживания» благотворительных проектов организаций.

По данным проекта «Лидеры корпоративной благотворительности -

2015», 55 участников из 65 раскрыли информацию о благотворительных бюджетах, согласно которой в 2014 г. они в совокупности потратили более 15,5 млрд. рублей на социальные проекты и благотворительность. При этом необходимо отметить, что большинство компаний указывали фиксированную сумму - от

1 до 14,5 млн. рублей [8]. По сравнению с предыдущим годом данные показатели существенно сократились: годовые благотворительные бюджеты компаний в 2013 г. варьировались в диапазоне от

2 млн. до 2 млрд. рублей.

Анализ данных проекта свидетельствует, что в период спада национальной

экономики основными направлениями корпоративной благотворительности компаний в Российской Федерации являлись образование, просвещение, социальная работа и защита.

Проанализировав данные отчета ПАО «Газпром-нефть» за 2015 г. [9], выявлено, что расходы на заработную плату в 2015 г. по сравнению с 2014 г. возросли на 27,16%, а социальные выплаты - на 16%.

Исходя из данных, представленных на рис. 1 , можно сделать вывод, что расходы на социальные программы также значительно изменились.

800 000

600 000

400 000

200 000

0

2014

2011 2012 2013

ш Бесплатное и дотационное питание и Добровольное медицинское страхование я Оплата путевок = Жилищная программа

■ Спортивные и культурные мероприятия для сотрудников

2015

Рис. 1. Динамика расходов на социальные программы компании ПАО «Газпром-нефть» за 2011-2015 гг., тыс. руб. (составлено автором по данным [9])

Приведенные данные свидетельст-

вуют о существенном увеличении расходов на бесплатное питание и жилищную программу в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - на 35% и 19% соответственно. Напротив, наблюдается существенное сокращение расходов на оплату путевок и ДМС. Необходимо отметить, что в 2014 г. почти на 70% сократилось финансирование спортивных и культурных мероприятия для сотрудников. Можно предположить, что благодаря снижению расходов на подобные мероприятия ком-

пания старается не только сохранить, но и повысить расходы на жилищную программу или дотационное питание.

Значительное количество компаний в своих программах КСО уделяют внимание благотворительности и спонсорству. Во многом данные мероприятия направлены на развитие и помощь детским домам, обустройство спортивных площадок и городской инфраструктуры. За последние 5 лет сумма расходов на социальные программы увеличилась на 62,4% (рис. 2).

Рис. 2. Расходы на благотворительность и спонсорство Группы «Лукойл» за 2010-2014 гг., млн. руб. (составлено автором по данным [10])

Анализ структуры расходов в 2014 г. по сравнению с 2013 г. свидетельствует о сокращении поддержки детских домов и детских образовательных учреждений, а также спорта - на 20,4%. Стоит отметить существенный рост расходов на религию и сохранение культурного и исторического наследия, а также на общественные фонды и организации - на 37,8%, 102% и 101% соответственно, при этом расходы на образование увеличились всего лишь на 15%.

Деятельность крупных российских компаний, таких как «Газпром-нефть» и «Лукойл», свидетельствует о том, что они стремятся ежегодно совершенствовать свои программы КСО, увеличивать количество сотрудников, задействованных в подобных мероприятиях, и расширять программы, направленные на благотворительность и развитие общества в целом.

Исходя из анализа корпоративных отчетов, можно сделать вывод, что деятельность компаний в отношении социальной ответственности осуществляется по схожим направлениям: значительный вклад осуществляется в развитие сотрудников, программы, направленные на благотворительность и сохранение национального достояния.

В последние годы наблюдается усиление внимания к программам по экологии. Следовательно, можно предположить, что в условиях рыночной конку-

ренции компании вынуждены ставить вопрос об экологичности производства. Это повлияет, прежде всего, на предпочтения потребителя, так как в современном обществе покупатель стремится обезопасить себя и свою семью качественными и экологически чистыми продуктами, и тем самым поможет привлечь инвесторов. За счет рационального использования природных ресурсов, прозрачности и открытости ведения хозяйственной деятельности компании демонстрируют свою ответственность и могут заинтересовать инвесторов в рациональном вложении капитала. Помимо этого, такой подход позволит сохранить высококвалифицированных специалистов, повысить корпоративную ответственность внутри организации, одновременно сохраняя качество и доступность своей продукции.

В силу того, что основными функциональными направлениями КСО являются преимущественно социальные и экологические проблемы, многие компании делают упор именно на них. При этом учитываются мировые тенденции управления, связанные с организацией трудового процесса, взаимоотношениями в коллективе, установлением контактов с инвесторами и иными ключевыми субъектами. Многие российские компании активно разрабатывают различные программы для сотрудников в рамках экологической безопасности, социального ин-

вестирования и т.д. Все это непосредственно отражается на благоприятном имидже и приверженности клиентов. Помимо этого, существует практика льготного налогообложения для организаций с социальными принципами ведения бизнеса, что подтверждает выгодность внедрения социальных стандартов в хозяйственную деятельность.

Несмотря на положительные тенденции в сфере социальной ответственности бизнеса, существует ряд угроз для ее перспективного развития. Одной из угроз является снижение профессионализма и качества труда работников. Из-за низкого уровня заработной платы, отсутствия социальной защиты и гарантий сотрудники не заинтересованы в предоставлении высококачественных услуг и могут выполнять свои обязанности халатно. Это может негативно отразиться на качестве товаров и привести к несчастным случаям на производстве.

Необходимо отметить, что развитие КСО во время нестабильной экономической ситуации должно происходить под жестким контролем со стороны правительства, законодательно указывая ответственность за нарушение прав Трудового кодекса Российской Федерации. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку многие компании уходят или пытаются сократить налоговую ответственность, скрывая реальный уровень доходов предприятия и выплачивая заработную плату в «конвертах». Помимо этого, сокращается уровень оплаты и социальной ответственности, на рынке труда главным приоритетом становится трудоустройство, что проводит к тому, что потенциальные работники не заинтересованы в развитии КСО, а работодатель имеет возможность снизить издержки за счет сокращения социальных программ.

По мнению пресс-секретаря «Бел-газпромбанка» Сергея Склярова, сокращение КСО-активности во время кризиса

может нарушить миссию компаний, которая заключается в благополучии, здоровье и образованности сотрудников и общества в целом [11]. Но ведение подобного бизнеса довольно затруднено в условиях экономического спада, поэтому в мировом сообществе существует практика замены программ КСО отдельными антикризисными мероприятиями. Такой подход способствует предотвращению банкротства и снижению финансовых потерь. Основным методом является оптимизация производственного процесса и сокращение издержек во всех сферах деятельности организации. Однако данный принцип не может быть универсальным для всех компаний. Во-первых, необходимо учитывать особенности сферы хозяйственной деятельности, во-вторых, стоит обратить внимание на территориальное расположение, так как формы ведения бизнеса в разных округах строятся с учетом местного законодательства и под влиянием общих тенденций, и, в-третьих, немаловажными факторами являются культура и особенности менталитета. Таким образом, разработка и внедрение программ КСО или их элементов требует тщательного анализа внешней и внутренней среды компаний.

Проведенный анализ основных направлений социальной деятельности компаний, современных проблем развития КСО на территории Российской Федерации позволяет разработать ряд рекомендаций по модернизации модели КСО в условиях нестабильной экономики, которые будут мотивировать сотрудников повышать производительность, а также осуществлять добровольные пожертвования в рамках социальных целей организаций. Помимо этого, данная модель будет ориентирована на интересы сотрудников и повышение роли государства в развитии КСО.

Модель КСО в Российской Федерации должна формироваться с учетом ре-

гиональных особенностей, узкой специализации на отдельных территориях, неустойчивого развития (высокий уровень налогообложения, дефицит финансирования), развитости теневой экономики, а также незначительного уровня инновационного внедрения и санкционных ограничений.

К приоритетным задачам руководства во время кризиса относятся поддержание стабильного финансового положения компании и ее конкурентоспособности, сохранение рабочих мест и обеспечение высокого уровня оплаты труда.

При модернизации существующей в России модели КСО необходимо максимально учитывать интересы персонала. Основой для новой модели может служить двухфакторная теория Ф. Герцбер-га, при которой руководитель будет обязан обеспечить наличие как гигиенических, так и мотивирующих факторов для повышения производительности. Таким образом, работа должна быть не только средством заработка, но и приносить удовлетворение. Для этого необходимо дать возможность сотрудникам самостоятельно определять, что для каждого является мотивацией при выполнении работы. В рамках этого возможно проведение тестирования, по результатам которого могут быть выделены группы со схожими приоритетами, с дальнейшим разделением функциональных обязанностей, исходя из личных параметров групп. Такой подход широко распространен и применяется в Японии. Многие ученые сходятся во мнении, что именно это послужило основанием для «японского экономического чуда» и позволяет сейчас государству активно развиваться, захватывая мировые рынки. Иными словами, персонал должен почувствовать свою ключевую значимость в работе компании.

В условиях современной экономики компании вынуждены сокращать штат сотрудников. На основе этого базируется второй аспект предложений по модернизации модели КСО - «умное» сокращение кадров. Он подразумевает проведение конкурса на рабочее место. Сущность заключается в «сталкивании лбами» сотрудников, которые на протяжении определенного срока обязаны выполнять профессиональные задания с наибольшей эффективностью, проявлять креативность и творческий подход в работе. На основе полученных результатов «победитель» сохраняет за собой рабочее место с повышением оклада. Такие работники являются движущим фактором развития компании. Данные мероприятия приведут к высвобождению менее ценных и востребованных в производстве кадров, сохранению профессионалов и снижению фонда оплаты труда за счет дифференцированного сокращения персонала при минимальном снижении производственных мощностей.

Учитывая зарубежный опыт, модель корпоративной социальной ответственности российских предприятий должна предусматривать тесное сотрудничество с государством и быть направлена на развитие потенциала сотрудников. Ключевым фактором должно стать добровольное пожертвование персонала на благотворительность, результаты которой будут освещаться как в рамках предприятия, так и на региональном уровне. Необходимо создать условия, при которых работник будет осознанно, непринудительно заниматься пожертвованиями и видеть реальные действия и итоги. Примером может служить удельный вес пожертвованной суммы в общей сумме затраченных средств на лечение или медикаменты онкобольного ребенка. Такой подход поможет показать всю важность индивидуального участия в социальных программах, а выполнение его в рамках

программ КСО будет являться движущим фактором развития предприятия. В данной ситуации прослеживается тесная взаимосвязь между сотрудником, предприятием и государством. Так, работник может получать льготы от государства в виде снижения ипотечного процента при получения кредита на жилье и скидки на покупку отечественного автомобиля, а также при совершении покупок в национальных сетях супер- и гигомаркетов, тем самым поддерживая национального производителя, а компании укрепят отношения с государством. Это возможно в рамках программ по переподготовке кадров, государственных заказов, а также предоставления льгот и иной помощи от правительства. Такое взаимодействие принесет выгоду экономике страны за счет сокращения уровня безработицы, увеличения ВВП и повышения общего благосостояния населения и самой компании, положительно повлияет на имидж и репутацию, которые являются ключевыми факторами развития в современных условиях.

Направлениями благотворительности среди сотрудников могут быть следующие: помощь больным детям; благотворительные взносы в приюты для животных; пожертвования в дома престарелых; оказание гуманитарной помощи странам, регионам и областям в случае чрезвычайной ситуации и военных действий.

Для компаний предполагаются более глобальные миссии, направленные на местные сообщества и общество в целом, среди которых: создание и поддержка центров развития для детей с ограниченными возможностями; финансирование детских домов; техническое оснащение лечебных учреждений; вклад в развитие инфраструктуры городов (создание парковой зоны, ремонт дорог и реконструкция жилых зданий и объектов культурного наследия).

При этом стоит учитывать необходимость «переформатирования» ведения бизнеса под требования и стандарты государства, которое во время экономического спада стремится максимально защитить население и предоставить усовершенствованные услуги в той или иной сфере, исходя из экономической ситуации в целом.

Для эффективного внедрения предложенных рекомендаций необходимо создание новых организационных и экономических рычагов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

К приоритетным задачам на федеральном уровне можно отнести: формирование четких, прописанных законодательно функций, задач, целей и национальных приоритетов КСО; проведение публичных выступлений представителей правительства в сфере развития социально-экологической ответственности бизнеса; оказание помощи по внедрению международных стандартов управления; разработка тендеров в области КСО.

На региональном уровне следует выделить следующие векторы развития: проведение форумов в сфере устойчивого развития с участием власти, бизнеса и ВУЗов; разработка целевых программ в социальной, экологической и культурной областях; реализация совместных социальных программ власти и бизнеса для повышения эффективности их деятельности.

Выводы.

В современных условиях экономического развития необходимо сохранять целостность системы корпоративной социальной ответственности компании, поддерживать уровень мероприятий, направленных на благотворительные программы и благополучие сообщества в целом, рассматривать КСО не просто как благотворительность, а как устойчивое развитие компании. Значительное внимание должно уделяться инновациям в

данной сфере и грамотной разработке корпоративных мероприятий, направленных на формирование как положительного имиджа предприятия, так и повышение инвестиционной привлекательности и углубление сотрудничества с государством.

Исходя из сложившихся тенденций, при разработке модели корпоративной социальной ответственности необходимо придерживаться идеи, позволяющей сохранить кадровый потенциал, повышать уровень его саморазвития и привлекать сотрудников к общественной жизни компании, тем самым мотивируя и предоставляя определенные выгоды от подобной деятельности. Необходимо учитывать реальные условия ведения бизнеса на конкретной территории, которые во многом связаны с определенными рисками, обусловленными непостоянством экономической ситуации.

Предложенные методы по модернизации модели КСО позволят российским компаниям развиваться в условиях нестабильной экономики и поддерживать высокий уровень социальной заинтересованности сотрудников.

Список использованной литературы

1. Беляева И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / И.Ю. Беляева. - М.: КноРус, 2008. - 137 с.

2. Лапина Н. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее для России? / Н. Лапина // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. -№ 6. - С. 31-38.

3. Рогозин А.Р. Этические аспекты корпоративной социальной ответственности в условиях экономического кризиса / А.Р. Рогозин // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков: сборник материалов XII Между-

народной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 17-18 апреля 2015 г.). - Екатеринбург: УрФУ, 2015. -С. 1401-1405.

4. Савицкая Л. Корпоративная социальная ответственность / Л. Савицкая // Новый менеджмент. - 2008. - № 8. -С. 20-22.

5. Van Marrewijk, M. Concepts and Defimitions of CSR and Corporate Sustaina-bility / M. Van Marrewijk // Jornal of Business Ethick. - 2003. - Vol. 44, Ко. 2/3. -P. 95-105.

6. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Альберт, Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1999. - 800 с.

7. Сравнение программ корпоративной социальной ответственности в России и США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/125 - zarubezhnyiopyt / 1244 - 2012-05-24-06-33-49.html.

8. Все о лидерах 2015 / Лидеры корпоративной благотворительности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.donorsforum.ru/wp-content / uploads/ 2015 / 11 / leaders - brochure - 2015 - 16 - f2-preview.pdf.

9. Отчет в области устойчивого развития за 2015 г. / ПАО «Газпром Нефть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom-neft.ru/annual-reports/ 2015/GPN_SR_2015_rus_web. pdf.

10. Отчет о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации в 2013-2014 годах Группы «Лукойл» / Группа «Лукойл» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/materials/doc/social/201 3/Book_SO_rus_s.pdf.

11. Три причины развивать КСО в период кризиса / Ежедневник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ej.by/ news / sociaty / 2016 / 03 / 10 / tri-prichiny-razvivat-xo-v-peri od-krizisa. html.

Статья поступила в редакцию 27.02.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.