£1----------------
УДК 65.012; 658.5
МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЯХ
А. В. Карибский, Д. Ю. Мишутин, Ю. Р. Шишорин
Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова, г. Москва
Рассмотрены сущность имитационного финансово-экономического моделирования при бюджетном планировании в интегрированных компаниях и основные принципы построения имитационных моделей бюджетирования различных уровней агрегирования (головная компания, дочерние общества, группа в целом). Описаны алгоритмы сбора и преобразования первичных исходных данных.
ВВЕДЕНИЕ
Одно из основных условий эффективного финансового планирования производственно-хозяйственной деятельности в интегрированных компаниях (ИК) состоит в применении методически обоснованной технологии контроллинга, включающей в себя важный этап бюджетирования, на котором осуществляются основные плановые расчеты на базе соответствующих экономико-математических моделей бюджетирования.
Ранее нами были исследованы задачи контроллинга и для их практического решения был предложен комплекс взаимосвязанных оптимизационных и имитационных моделей [1, 2]. Настоящая статья посвящена вопросам построения детализированных бюджетных имитационных моделей в составе предложенного комплекса моделей.
1. ИМИТАЦИОННОЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Модели бюджетирования представляют собой детализированные имитационные модели финансовых потоков, возникающих в процессе реализации материальных планов в заданных сценарных условиях. Логически процесс имитационного финансово-экономического моделирования в ИК представляет собой преобразование множества входных данных в выходные и записывается в следующей операторной форме:
X = Ц, *2, ..., хи} О У = {?!, у2, ..., уж}, (1)
где X — множество входных данных, включающее в себя инвестиционные издержки, себестоимость производст-
Памяти И. В. Прангишвили посвящается
ва, налоговые ставки, пошлины и льготы, мощность производства, выручку от реализации, объемы кредитов и займов, коэффициенты инфляции, курсы валют и др.; У — множество выходных данных, определяющее совокупность финансово-экономических показателей; ] — оператор преобразования множества X в множество У, основанный на построении и исследовании потоков денежных средств, генерируемых в процессе функционирования ИК. С методиками расчета и сущностью финансово-экономических показателей можно ознакомиться в работах [3, 4].
На практике решение задачи (1) осуществляется в два этапа. На первом этапе оператор ] обеспечивает формирование операционных и инвестиционных планов ИК по оплате и оценку финансовой реализуемости бюджета за счет реинвестированных средств ИК. При этом множество X не включает в себя информацию, касающуюся источников и схем внешнего финансирования, множество У — финансовых показателей, а оператор ] предполагает моделирование денежных потоков от инвестиционной и операционной деятельности (ИД и ОД, соответственно) и расчет на их основе необходимых экономических показателей.
На втором этапе оператор ] реализует подбор источников финансирования ИД и ОД, оценивает финансовую реализуемость бюджета и рассчитывает его финансово-экономические показатели. Для этого наряду с денежными потоками от ИД и ОД моделируется денежный поток от финансовой деятельности (ФД), охватывающий движение собственных средств, привлечение, погашение и обслуживание заемных средств и др.
Таким образом, сальдо потока денежных средств по всем видам деятельности будет иметь вид:
СР( = С"ОД + С"ИД + С"ФД, (2)
где С"ОД, С"ИД, С"ФД — потоки по ОД, ИД и ФД, соответственно. Выражение (2) служит основой для построения критерия финансовой реализуемости принимаемого бюджета, выражающегося в выполнении условия неотрицательности накопленного сальдо АСР) в каждый момент времени:
ACFt = I CFx O О, t = І, Т.
(З)
Имитационные модели бюджетирования строятся на основе трех базовых форм финансовой отчетности: отчета о наличии и движении средств; отчета о прибылях и убытках и проектного баланса. Эти формы позволяют рассчитать необходимый набор финансово-экономических показателей и коэффициентов бюджета и оценить эффективность функционирования, ликвидность и платежеспособность компании и ее дочерних обществ (ДО) по всем видам деятельности. Каждая базовая форма описывается в имитационной модели соответствующими финансовыми уравнениями. Рассмотрим эти уравнения подробнее.
Уравнение чистой прибыли:
ЧП = (В — СС — Нпр(В, I))-(1 — р(В, 3, Ат, Н, % ')
где В — выручка-нетто от реализации продукции (без НДС и акцизов); СС — полная себестоимость (себестоимость производства и реализации), рассчитываемая по формуле:
СС = 3 + Ат + НСС(В, СС) + % ', (5)
где 3 — операционные издержки и накладные расходы (без амортизации, процентов по кредитам и НДС), включающие в себя прямые материальные затраты, накладные (косвенные) расходы и расходы на оплату труда с отчислениями; Ат — амортизация введенных в эксплуатацию объектов; НСС(В, СС) — налоги и отчисления,
включаемые в себестоимость; Нпр (В, I) — налоги, уменьшающие налогооблагаемую базу налога на прибыль (например, налог на имущество); % ' — проценты по заемным средствам, включаемые в себестоимость.
Ставка налога р(В, 3, Ат, Ат % ') на прибыль определяется выражением
= IР, В - З - Am - H( В, З, I) - %' > О ) {О, В - З - Am - H(B, З, I) - %' < О.
(б)
При формировании уравнения потока денежных средств (cashflow statement) на практике применяются, в основном, следующие два метода [5].
Метод корректировки чистой прибыли (или косвенный метод), основанный на построении отчета о прибылях и убытках и его последующей корректировке с учетом задержек в осуществлении платежей по доходам и расходам и произошедших реальных платежей по ОД. В потоке по ОД финансовый результат (чистая прибыль) увеличивается на размер амортизации, которая не является реальным оттоком денежных средств. Далее к потоку от ОД добавляются потоки от ИД и ФД.
Метод прямого счета, когда в состав потока входят все реально произошедшие за период притоки и оттоки средств по всем видам деятельности (ОД, ИД и ФД). Отчет о прибылях и убытках играет в этом методе важ-
ную, но вспомогательную роль и служит для расчета налога на прибыль.
В проектном анализе (в отличие от бухгалтерского учета) наибольшее распространение получил первый из этих методов, поскольку потоки от ИД и ФД носят ограниченный по времени характер относительно горизонта расчета и, следовательно, основным составляющим cashflow после выхода проекта на проектную мощность и погашения внешних обязательств, является поток от ОД (ЧП + Ат) [3, 4].
С учетом сказанного, каноническое уравнение cash flow за t-й период, построенное по методу корректировки чистой прибыли, имеет вид:
CFt = ЧП + Ат - I - %об + АК + Кр+ - Кр- - % " -- Див + НДСвозв, (7)
где ЧП - чистая прибыль, рассчитываемая по выражению (4); Ат - амортизация основных средств; I - инвестиции в основной капитал (с НДС и пошлинами); 1об - вложения (1об > 0) в оборотный капитал/высвобождение оборотного капитала (1об < 0), включая НДС; АК -
поступление акционерных средств; Кр+, Кр , % — поступление, погашение и обслуживание заемных средств, соответственно, причем % = % ’ + % ", где % " - проценты, уплачиваемые из чистой прибыли; Див = Див (АК) -выплата дивидендов по привлеченным акционерным
средствам АК; НДСвозв = f(I, НДСВ—~ - НДСои) - функция возврата НДС по основным средствам I, зависящая
от размера НДСВ—3 - НДСои начисления налога на добавленную стоимость продукции и моделирующая известный механизм зачета НДС [6]. Все величины в уравнении (7) относятся к t-му периоду.
Как видно из записи уравнения (7), первые два слагаемых в CFt - чистая прибыль ЧП и амортизация Ат берутся из отчета о прибылях и убытках. С другой стороны, в уравнении cashflow, построенном по методу прямого счета, в отличие от уравнения (7) чистая прибыль и амортизация явно не присутствуют, а в состав потока по ОД входят его реальные составляющие (потоки “прямого счета”): выручка В; операционные издержки (без амортизации) 3; налог на прибыль НП и другие налоги и отчисления Н (В, 3, I).
Третье основное уравнение имитационной модели бюджетирования описывает баланс активов At и пассивов П( предприятия в t-й период и имеет вид:
At = пр
(8)
где
A = I IIW — I Amw — I Ratazf[I i,J I +
^T< t W< t W< t ’< t y J
+ If + min (о, -1 HДCтбюджJ + I CFz, (9)
V W < t J W< t
П = Kt + I (ЧП — % ;’+Дивт) +
+ I ( K;+ — K;—) + I“—,
(ІО)
причем К( — собственный капитал предприятия, определяемый как К' = УК + ^ А" + РК, , где УК и РК —
ОРОБЛЕМЫ УОРАВЛЕНИЯ № 2 • 2DDE
заданные значения уставного и резервного капиталов, АК( — поступление акционерного капитала в т-м периоде. Первое слагаемое в выражении (9) отражает остаточную стоимость основных средств, второе — оборотные активы в запасах, затратах и дебиторской задолженности, третье — задолженность бюджета по НДС, четвертое — состояние расчетного счета предприятия (компании или ДО), величина С" которой берется из уравнения (7).
2. АЛГОРИТМЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Как показывают исследования и опыт практической работы, большое влияние на оперативность, своевременность и качество подготовки бюджетов оказывает организация сбора, обработки и верификации массива первичной информации X, входящего в выражение (1).
Для этого в ИК организационно выделяются центр планирования (ЦП) (рис. 1), в котором происходит непосредственная подготовка бюджета У, и центры ответственности (ЦО), располагающие необходимой информацией X для формирования бюджета. В роли ЦО могут выступать как функциональные отделы компании (отдел продаж, отдел инвестиционного планирования и т. п.), так и филиалы, дочерние общества (ДО, удаленные ЦО). На рис. 1 обозначены: М и Е = 1, М — число
и индекс входящих регламентных форм; N и у = 1, N — число и индекс ЦО; х; — Е-й регламентный формат данных (регламентная форма); — пул входных показателей, преобразуемых в Е-ю регламентную форму; Ф. — совокупность показателей у'-го ЦО в его внутреннем формате представления информации, необходимых для формирования регламентных данных; (. — число поставщиков данных в у'-м ЦО, I. = 1, ( — индекс поставщиков данных ву'-м ЦО; X = ||х1, х2, ..., х;, ..., хМ|| — вектор регламентных форм; П = ||л1, я2, ..., я;, ..., яМ|| — вектор пулов входных данных, получаемых из центров ответственности и используемый для формирования
(заполнения) соответствующих регламентных форм, Ф = {ф1, м2, ..., ф, ..., ф*} — набор векторов ф^ данных в форматах соответствующих ЦО, которые могут быть представлены в произвольном виде, где ф. = || ф{, ф2, ..., ф/., ..., ф(. ||’ и его компоненты ф| — совокупность первичных показателей, находящихся у /.-го поставщика
данныху'-го ЦО; < = {\1, \2, ..., ..., — набор век-
торов операций извлечения данных в формате соответствующего ЦО, где <. = ||\{, \2, ..., \/., ..., ||, а его
3 ] ] компоненты \/. — операции извлечения необходимых данных из первичных показателей ф/. , находящихся у /.-го поставщика данных у'-го ЦО, \/ (ф/) — извлеченное
] ]
из ф/.Е подмножество необходимых исходных данных, причем выполняется следующее отношение включения:
</. (ф/.) с Ф., /. = 17Ху., у = ; (11)
Ф = ||Ф1, Ф2, Ф, ..., Ф*II — пул собранных со всех ЦО данных, необходимых для формирования бюджетных показателей; 0 = {т^} — матрица преобразований пула данных Ф в пул данных, необходимых для заполнения рег-= 1—* — ламентных форм, где т^. — преобразование набора данных Ф, собранного с у-го ЦО, в данные т^Ф-), необходимые для заполнения Е-й регламентной формы, причем выполняется следующее отношение включения:
Центр фц
ОТВЄТСТ- ’ ---Ь|
венности ф, ®1
С
/ 5 л1
Центр ф1
этветст- ^ венностиФ,
Центр флгд1 ответ ст-ф *
венности N ф
«I
X.
т..(Ф.) с л,, Е - 1, М, у - 1, *.
(12)
; — ||[1, [2, ..., ..., [М|| — набор алгоритмических правил
перевода данных из вектора пулов П в регламентный формат, где [Е — правило перевода исходных данных лЕ для Е-й формы в регламентный формат:
тЕ, Е — 1, М.
(13)
Центр
планирования
Алгоритм извлечения и преобразования первичной информации во входящие бюджетные регламентные формы X с использованием правил (11)—(13) выглядит тогда следующим образом. Каждый у-й ЦО должен представить некоторый набор первичных показателей Ф , необходимых для формирования бюджета. В формирование этого набора в -м ЦО привлекаются (. исполнителей (поставщиков данных), располагающих своим подмножеством первичных показателей ф/ , при этом
У±_
Ук_
Ук_
>м
м
Рис. 1. Схема сбора первичной информации
Ф = Н]8! \ ( ф) ), . = 1> *,
Фу! П Ф/2 = 0, Л * Л, Л, Л = 1’ *. (14)
Данные от разных поставщиков для каждой регламентной формы могут быть взаимосвязаны. Эти связи обрабатываются преобразованиями (12), в результа-
I
Входящие бюджетные доіушнтн X
Модель бюджета компании
Расчетный блок
Массив
входных
данных
модели
X
Рис. 2. Состав и структура модели бюджета компании
те чего из пула данных Ф для каждой Е-й формы формируется пул данных л,:
*
— у81 Е — 1 М,
^ ^ л,2 — 0, Е1 * Е2. (15)
Данные от разных ЦО также могут иметь связи, которые обрабатываются правилами (13) и преобразуются в регламентный формат тЕ. Таким образом, с учетом выражений (11)—(15), алгоритм передачи значений первичных показателей из ЦО в ЦП в операторном виде записывается следующим образом:
X — ;(Т( < ( Ф ))). (16)
В целом вся бюджетная информация классифицируется на первичную (X), которую выдают ЦО; расчетную, получаемую в результате обработки первичной в ЦП; исходящую (9), представляющую собой готовый пакет бюджетных документов, формируемый в ЦП и представляемый руководству компании. Исследования показали, что на практике (в зависимости от уровня автоматизации) формат представления Ф первичной информации X может быть представлен следующими способами хранения: в электронном виде в локальных базах данных; в электронном виде в произвольных файлах, не связанных с какой-либо базой данных; на бумажных носителях; выдаваться экспертом. Последние три способа хранения делают проблематичным организацию автоматизированного режима передачи первичной информации X в регламентном виде. Более того, первый способ не гарантирует хранение информации в требуемом разрезе, а элементы векторов < приходиться реализовывать в виде разнородных операций (80Ь-запросов к базам данных, сценариев описания метаданных, приложений для обработки файлов определенного формата и т. п.). Возможные варианты реализации технологии сбора первичной информации, зависящие от наличия (отсутствия) бюджетного регламента, дисциплины его выполнения и способов хранения информации, рассмотрены в работе [7].
3. МОДЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
В силу избыточности первичной информации X, сформированной в ЦО по алгоритму (16), в имитационной модели формирования бюджета комиании 9 выделяются две функционально взаимосвязанные части: массив необходимых исходных данных (х, х с X) и расчетно-алгоритмический блок (рис. 2).
В основе построения имитационной бюджетной модели лежит система уравнений (4)—(10), описывающая финансовые потоки компании и представляемая в следующем операторном виде [2, 7]:
У = В [/(с (х)) + й (х)] + СХ, (17)
где с — нелинейное преобразование массива входных данных в расчетные показатели; / — преобразование расчетной информации в исходящую, й — преобразование массива входных данных в исходящую информа-
цию, С — оператор нелинейного преобразования первичных показателей в бюджет компании; В — оператор линейного преобразования исходящей информации в бюджет компании, х = А [X], где А — линейный оператор выделения массива входных данных модели из всей совокупности первичных показателей.
Уравнения (4)—(6) входят в нелинейное преобразование с операторного уравнения (17). Линейные уравнения (7) и (8) — в состав операторов / и й имитационной модели, а кусочно-линейные функции (9) и (10) — в состав нелинейного оператора с Вектор входных параметров х = {5, 5, Ада, %, %, К+, К-} уравнений (4)—(10) выделяется из бюджетных форм, содержащих полный набор входящих показателей X, с помощью оператора А. Полный набор исходящих показателей У формируется с помощью операторов В и С из векторов выходных параметров системы уравнений (4)—(10) и массива показателей X, соответственно. На практике операторы А, В и С реализуются в виде совокупности соответствующих интерфейсов в рамках информационной оболочки имитационной модели бюджетирования [7].
Особое место в технологии бюджетирования ИК занимает задача формирования бюджедаов входящих в нее доче—них обцесдав. Необходимая планово-расчетная информация и бюджетные показатели структурируются в виде соответствующих бюджетных форм, аналогичных формам головной компании. Входные показатели бюджетов ДО разделяются на параметры управления и первичные показатели. В качестве параметров управления выступают плановые задания, назначаемые головной компанией своим ДО и передаваемые из сформированного бюджета компании У (объемы производства и поставок продукции, внутрикорпоративные цены на реализацию продукцию и т. д.). Первичные показатели определяются ДО самостоятельно (объемы закупок сторонней продукции, рыночные цены на сырье и реализуемую продукцию и т. п.).
Расчет исходящих показателей и формирование бюджета ДО как системы плановых документов и их связь с бюджетом материнской компании осуществляются с помощью соответствующей имитационной модели [8]. Модель обеспечивает преобразование массива входной первичной информации ^дО в бюджет ДО (УдО) при заданных значениях управляющих параметров (и) и описывается следующей системой операторных уравнений:
Удо = Вдо [ф^до, 5)+ф2(XДo)], 5 = .(У), (18)
где XДo= у^д^ 5) — массив расчетных показателей, формируемый из заданного набора первичных показа-
телей и параметров управления с помощью негладкого преобразования у; ф1, ф2 — негладкие операторы преобразования массивов входных данных и расчетных показателей в исходящие показатели, соответственно; ВДО — оператор линейного преобразования расчетных и исходящих показателей в форматы бюджетов ДО, У — бюджет головной компании, а(У) — оператор выделения управляющих параметров из бюджета компании У.
При консолидации одачеданосдаи во избежание повторного счета и искусственного завышения величины капитала и финансовых результатов в (17) и (18) элиминируются (исключаются) статьи, отражающие внутрифирменные операции. Конкретные алгоритмы формирования консолидированной отчетности Уконс соответствуют общим принципам консолидации финансовых результатов [9] и записываются в виде следующего операторного уравнения:
Укон = У + I \( уДо ) + I ( уДо — \( уДо )) +
]= 1 ]= 1 М
+ I (8-ф(У~ДО)), (19)
Е = 1
где под знаками +(—) понимается построчное сложение (вычитание) статей бюджета; У — бюджет головной компании; УДО — бюджет -го дочернего общества (доля участия головной компании более 50 %); \ — оператор
выборки элиминируемых бюджетных статей; У~ДО — бюджет Е-го зависимого ДО (доля участия головной компании 20...50 %); 3 — доля участия головной компании в зависимом ДО; ф — оператор выборки учитываемых в сводной отчетности бюджетных статей. Показатели по ДО с участием головной компании менее 20 % принято учитывать в ее отчетности в статьях “Финансовые вложения” и “Внереализационные доходы”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования и практический опыт работ по автоматизации процессов бюджетирования в вертикальноинтегрированной нефтяной компании показали, что эффективность и качество финансового планирования существенным образом зависят от информационно-алгоритмического обеспечения формирования детализированных бюджетов в рамках стандартизованной системы планово-расчетной документации, определяемой бюджетным регламентом, включая:
• создание эффективных инструментов сбора, хранения, переработки и передачи учетно-управленческой и планово-бюджетной информации;
• построение проблемноориентированных компьютерных средств обработки данных в виде совокупности взаимосвязанных АРМ различных типов и назначения;
• разработку прогнозно-аналитических инструментов в виде компьютерных имитационных моделей и автоматизированных средств поддержки бюджетного планирования, объединяемых единой методологией финансового планирования.
Применение имитационных моделей типа (17)—(19) позволяет реализовать различные схемы формирования и согласования консолидированного бюджета в рамках единой информационной технологии и существенно повысить оперативность и качество подготовки бюджетных документов вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жо—ибский d. 5., МишутинД Ж, [ишо—ин .Ю. Р. Финансово-экономические методы контроллинга в управлении хозяйственной деятельностью интегрированных компаний: В 2 ч. // Проблемы управления. — 2005. — № 2. — С. 54-62; № 3. — С. 44-53.
2. МишутинД. Ж, [ишо—ин .Ю. Р. Моделирование и оптимизация в процессе бюджетирования интегрированной компании // Труды ИПУ РАН. — М.: ИПУ, 2004. — Т. XXIII. — С. 134—148.
3. Риленский Z. Л, Лившиц 5. l., Смоляк С. d. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. — М.: Дело, 2001.
4. Карибский А. В., Шишорин Ю. Р. Бизнес-план: финансово-экономический анализ и критерии эффективности. I и II. — М.: Ин-т проблем управл. РАН, 1996.
5. клонк С. d. Управление прибылью. — Киев: Ника-Центр, 1998.
6. 1ологовый кодекс РФ: часть вторая, раздел VIII, гл. 21, ст. 176.
7. Мишутин Д..Ю. Информационная технология бюджетирования в интегрированных компаниях // Информационная экономика и управление динамикой сложных систем: Сб. науч. тр. — М.-Барнаул: Бизнес-Юнитек, 2004. — С. 124—132.
8. Свошкино О. О., Рыльскоя P.P., [ишо—ин .Ю. Р Модель бюджета дочернего общества крупной интегрированной компании // Сб. тр. XVI Междунар. науч. конф. МММТ-16 (Ростов н/Д., май 2003). — Ростов н/д., 2003. — Т. 7. — С. 7. — С. 42—43.
9. Z—иказ Минфина РФ от 30.12.1996 № 112 (ред. от 12.05.1999) “О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности”.
в (¥95; 554-90-4/
!-даш7: ^отЕЕгу.)ЕойкЕЕи@йоие^е//.сода □
Подписку на журнал "Проблемы управления" можно оформить с любого месяца в любом почтовом отделении (подписной индекс 81708 в каталоге Роспечати или 38006 в объединенном каталоге "Пресса России”), а также через редакцию с любого месяца на любые номера журнала, при этом почтовые расходы редакция берет на себя. Отдельные номера редакция высылает по первому же требованию, стоимость одного номера с учетом НДС 500 руб.
36
CONTROL SCIENCES № 2 • 2DDE