Научная статья на тему 'Методы коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья'

Методы коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
880
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психомоторное развитие / методы коррекции / интеграция / ограниченные возможности здоровья / psychomotor development / correction methods / integration / limited health opportunities.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрельникова Александра Сергеевна, Веселкова Елена Александровна

В статье рассмотрен вопрос включения в систему коррекционной работы с детьми раннего возраста иппотерапии и психокоррекционных занятий по плаванию, которые, по мнению автора, дают возможность начать реабилитацию при первых симптомах заболевания, а также более эффективного восстановления после травм и операций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стрельникова Александра Сергеевна, Веселкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CORRECTION OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH

The article considers the issue of including hippotherapy and psycho-correction swimming classes in the system of correctional work with young children, which, in the opinion of the second, provide an opportunity to begin rehabilitation at the first symptoms of the disease, as well as more effective recovery from injuries and operations.

Текст научной работы на тему «Методы коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Стрельникова Александра Сергеевна.

г. Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, кафедра «Профессиональное обучение, педагогика и психология», студент, Strel.98@mail.ru.

Веселкова Елена Александровна.

г. Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, кафедра «Профессиональное обучение, педагогика и психология», научный руководитель, к.м.н, доцент, Strel.98@mail.ru.

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос включения в систему коррекционной работы с детьми раннего возраста иппотерапии и психокоррекционных занятий по плаванию, которые, по мнению автора, дают возможность начать реабилитацию при первых симптомах заболевания, а также более эффективного восстановления после травм и операций.

Ключевые слова: психомоторное развитие, методы коррекции, интеграция, ограниченные возможности здоровья.

METHODS OF CORRECTION OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH

Strelnikova Alexandra Sergeevna.

Novosibirsk, Siberian State University of Communications, Department of "Vocational education, pedagogy and psychology", student, Strel.98@mail.ru.

Veselkova Elena Aleksandrovna.

Novosibirsk, Siberian State University of Communications, Department of "Vocational education, pedagogy and psychology", supervisor, Ph.D., associate professor, Strel.98@mail.ru.

Abstract. The article considers the issue of including hippotherapy and psychocorrection swimming classes in the system of correctional work with young children, which, in the opinion of the second, provide an opportunity to begin rehabilitation at the first symptoms of the disease, as well as more effective recovery from injuries and operations.

Key words: psychomotor development, correction methods, integration, limited health opportunities.

На сегодняшний день, к сожалению, количество детей, нуждающихся в реабилитации, увеличивается. По мнению Н.Я. Семаго и М.М. Семаго [7], особенно увеличивается число заболеваний в раннем детском возрасте. Проблемы, связанные с задержкой психического развития, задержкой речевого

развития, аутоподобное поведение, социальная адаптация в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья активно рассматриваются в коррекционной психолого-педагогической литературе. Предлагаются различные методы реабилитации, тем не менее, как пишут авторы, значимую часть детей с ограничениями в развитии оказываются неподготовленными к интеграции и адаптации к социально-экономической жизни [7].

Педагоги и психологи ищут разные новые методы коррекции психомоторного развития через взаимодействие ребенка с окружающей средой для оказания ему помощи адаптации и социализации в общество.

Психомотороное развитие, по определению Е.А. Жестаковой - это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой [2].

Современный взгляд на включение комплексных многофункциональных методов реабилитации: иппотерапии и психокоррекционных занятий по плаванию в коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дают возможность начать реабилитацию при первых симптомах заболевания.

Еще Гиппократ иппотерапию выделял, как один из видов терапевтического действия, который осуществляется с помощью лошадей.

А.Р. Малер [4] убежден, что уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента.

Терапевтическим фактором иппотерапии является комплексная активизация и мобилизация организма - физическая и психологическая. При верховой езде требуется концентрация внимания, максимально возможная собранность и потребность запоминать и планировать последовательность действий. Это активизирует психические процессы. Во время занятий верховой ездой работают почти все мышцы человека, и происходит это на рефлекторном уровне.

Терапевтический эффект верховой езды на лошади заключается в том, что в этот момент всаднику за одну минуту передается более ста разноплановых колебательных импульсов: вертикальные импульсы (вниз и вверх), горизонтальные импульсы (из стороны в сторону), импульсы по диагонали (по осям движения) и прочие, более сложные. Все это оказывает массирующее воздействие на все тело и органы, а вследствие более высокой температуры тела лошади, чем тела человека (на 1,5-2 градуса), происходит и разогревающий эффект для тела наездника усиливая кровообращение в организме, улучшая тем самым питание клеток головного мозга ребенка. Как считают ученые, после верховой езды улучшается память, снимается нервное напряжение, возрастает концентрация внимания, привносится покой в душу. Гармоничные уверенные движения задают ритм нашему организму.

Учеными и практиками установлено, что действие психокоррекционных занятий по плаванию восстанавливает правильное положение тела, возможное исправление деформации, улучшает функции сердечно-сосудистой и дыхательных систем, укрепляет мышцы туловища и конечностей; укрепляет мышцы спины и наращивание мышечного корсета; осуществляет коррекцию

плоскостопия; способствует развитию координации движений; возрастанию силовой выносливости мышц; овладению техникой плавания.

По мнению И.И. Мамайчук [5], психокоррекционные занятия или психокоррекция, как вид психологической помощи, деятельность, направлена на исправление особенностей психологического развития с помощью специальных средств психологического воздействия.

И.Ю. Левченко [3] обосновывает уникальность психокоррекционных занятий в воде, подчеркивает их значимость в улучшении физической активности, роста мускулатуры и повышении эффективности ходьбы, особенно у детей с последствиями детского церебрального паралича.

Ряд авторов: Н.Н. Ефименко [1], Б.В. Сермеев, В.Р. Николаева [8] утверждают, что психокоррекционные занятия по плаванию являются, как коррекционным, так и профилактическим средством и оказывают положительное влияние на кардиореспираторную систему (состоящую из сердечно-сосудистой и дыхательной систем), иммунитет, психоэмоциональную сферу.

Следовательно, при абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью иппотерапии и психокоррекционных занятий по плаванию, возможно, решать проблемы: психического, физического, социально-эмоционально-адаптивного характера.

Цель практического исследования: изучить методы коррекции психомоторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: психомоторное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: иппотерапия и психокоррекционные занятия по плаванию как эффективные методы коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы исследования: наблюдение, обобщение полученных данных, систематизация.

Результаты и их обсуждение:

1) развитие крупной моторики (изменение походки, улучшение мышечного тонуса, координации и равновесия);

2) развитие мелкой моторики (улучшение навыков самообслуживания);

3) развитие мышления и речи (повышение активности и понятности речи, выразительности мыслей, умения выражать свои мысли и чувства в словесной форме);

4) развитие эмоциональной стабильности, снижение лабильности (регулирование эмоциональным состоянием);

5) преодоление трудностей общения (улучшение коммуникации с людьми, преодоление страха, неуверенности, повышение легкости контактов с окружающим миром через общение с животными, при взаимодействии с водой).

В исследовании принимала участие группа детей в количестве 9 человек. Из них 4 ребенка с нарушением опорно-двигательной системы и 5 детей с расстройством аутистичного спектра. Базой практического исследования были КСК «Велес» и ОАО «Лазурит».

Выводы: методы коррекции психомоторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья - иппотерапия и психокоррекционные занятия по плаванию, заметно улучшают психическое, физическое, социально-эмоционально-адаптивное развитие данной группы ребят.

Для получения стабильной положительной динамики и стойкого результата после иппотерапии и психокоррекционных занятий рекомендуется:

- регулярное посещение занятий (в течение года);

- наблюдение у психолога;

- наблюдение у врача соответственно заболеванию;

- наблюдение у иппотерапевта (каждые 3 месяца);

- проведение психолого-педагогической диагностики каждые полгода на выявление динамики по изменению состояния здоровья (тестирование).

Библиографический список:

1. Ефименко Н.Н. Педагогическая диагностика физического развития и здоровья детей в норме и при патологии. - Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2015. - 62 с.

2. Жестакова Е.А. Учет психомоторного развития в физическом воспитании детей грудного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: образование, педагогические науки. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет), 2013. - С. 151-154.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.: Академия, 2004. -232 с.

4. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: АРКТИ, 2009. - 172 с.

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

6. Пузанов Б.П., Селивёрстов В.И. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2008. -104 с.

7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.

8. Сермеев Б.В., Николаева В.Р. Здоровье смолоду. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1979. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.