Научная статья на тему 'Методы контроля безопасности воздушного бассейна при стоянках железнодорожных цистерн с нефтепродуктами'

Методы контроля безопасности воздушного бассейна при стоянках железнодорожных цистерн с нефтепродуктами Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Звягинцева А. В., Самофалова А. С., Вербицкая М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы контроля безопасности воздушного бассейна при стоянках железнодорожных цистерн с нефтепродуктами»

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ПРИ СТОЯНКАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН

С НЕФТЕПРОДУКТАМИ

А.В. Звягинцева, доцент, к.т.н., доцент, А.С. Самофалова, магистр, М.В. Вербицкая, студентка, Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж

При транспортировке железнодорожным транспортом происходит приблизительно 75 % от общего числа аварий из всех видов транспортных средств. В этой связи оптимизация транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом является актуальной инженерно-экологической задачей, решение которой поможет уменьшить общее число аварийных ситуаций. Вблизи стоянок ЖД транспорта отмечается нарушение качества воздушного бассейна и превышение нормативов ПДК [1] для ряда легколетучих соединений, что связано с миграцией загрязнений с поверхности цистерн в газовую фазу (таблица).

Расчет выполнен по «Методике проведения инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу для ЖД предприятий». Широкое распространение для мойки и очистки ЖД цистерн получение синтетических моющих средств, основу которых составляет ПАВ и щелочные соли. При использовании таких средств в газовую фазу выделяются аэрозоль кальцинированной соды, а при использовании керосина - его пары [2, 3]. Исходные данные для расчета приведены в таблице 2. Валовой выброс ЗВ при мойке ЖД цистерн Мм т/год определяется по формуле:

Мм = д-¥ -п-^ЗбОО -КГ6,

где § - удельное выделение ЗВ, г/с-м2;

Г^ 2

г - площадь моечной территории, м ;

п - число моек в год, часы;

? - время мойки в день, часы.

Мм1 = 0.0433 ■ 500 ■ 2000 ■ 8 ■ 3600 ■ 10~6 = 1247.04 т/год Мм2 = 0.0016 ■ 500 ■ 2000 ■ 8 ■ 3600 ■ 10~6 = 46.08 т/год Мм = Мм1 + Мм2 = 1247.04 + 46.08 = 1293 т/год

Подставим все значения в формулу получим, что суммарный выброс Мм при мойке ЖД цистерн составляет 1293,12 т/год. Для сравнения аналогичные параметры для г. Липецк, составляет 832,2 т/год. Учитывая неблагоприятную экологическую ситуацию в г. Воронеже следует изменить число моек или отказаться от них на территории города.

Таблица 1

Наименование веществ, мигрирующих в газовую фазу при стоянках цистерн с _нефтепродуктами___

Вещество Класс ПДК м.р. ПДК ас. ПДК р.з.

опасности мг/м3 мг/м3 мг/м3

Предельные углеводороды алифатического ряда

Метан 4 300 75 25

Бутан 4 200 50 17

Пентан 4 100 25 8

Гексан 4 60 15 5

Непредельные углеводороды

Этилен 3 3 3 1

Пропилен 3 3 3 1

Бутилен 4 3 3 1

Амилен (смесь изомеров) 4 1.5 1.5 0.5

Ароматические углеводороды

Бензол 2 1.5 0.1 0.02

Толуол 3 0.6 0.6 0.2

Этилбензол 3 0.02 0.02 0.006

Ксилолы 3 0.2 0.2 0.07

Изопропилбензол 4 0.014 0.014 0.009

Растворы и присадки

Ацетон (растворитель) 4 0.35 0.35 0.11

Метилэтилкетон (растворитель) 4 0.2 0.04 0.001

Гидроперекись изопропилбензола 2 0.007 0.007 0.002

Этиленгликоль (растворитель) 2 0.1 0.03 0.01

Сернистый ангидрид (присадка) 3 0.5 0.05 0.007

Сероводород (присадка) 2 0.08 0.004 0.002

Формальдегид (консервант) 2 0.035 0.003 0.001

Керосин (растворитель) 2 0.01 0.03 0.01

Масло минеральное нефтяное 3 1 0.5 0.13

Предельные углеводороды С12-С19 4 1 0.5 0.13

Уайт-спирит (растворитель) 3 0.05 0.05 0.01

Сольвент-нафта (растворитель) 4 0.1 0.1 0.03

Скипидар (растворитель) 4 2 1 0.3

Таблица 2

Исходные данные для расчета валового выброса__

Вид выполняе- Наименова-ние ЗВ Площадь Число Время

мых работ применяе-мого вещества моечной террито- 2 рии, м моек в год, часы мойки в день, часы

Наименование g, г/с 2 м

Мойка цистерн Керосин Керосин 0,0433 500 2000 8

Мойка подводя- Лабомид 101, ^СОэ 0,0016 500 2000 8

щих патрубков и 202, 203, Темп

передвиж-ных 100Д и т.д.

узлов

Инвентаризация, проведенная на предприятии, выявила, что мойка цистерн относится к ОАО «Российские железные дороги», контроль над данным предприятием ведется им же и регламентируется паспортом безопасности. Рассматриваемый объект попадает под критерии потенциально опасных объектов, согласно Федеральному закону РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Экологический контроль над предприятием ОАО «Российские железные дороги» и конкретно мойка цистерн осуществляется самим предприятием и сам объект находится под наблюдением Государственного пожарного надзора МЧС России.

Список использованной литературы

1. Золотов, Ю.А. Химические тест-методы анализа [Текст] / Ю.А. Золотов, В.М. Иванов, В.Г. Амелин. - М.: Химия, 2008. - 290 с.

2. Обеспечение безопасности по транспортировкам нефтепродуктов на железнодорожном транспорте. А.В. Звягинцева А.С. Самофалова. Proceeding soft he Fifth International Environmental Congress (Seventh International Scientific Technical Conference) "Ecology and Life Protection of Industrial-Transport Complexes" ELPIT 2015 16-20 September, 2015 Samara-Togliatti, Russia: Publishing House of Samara Scientific Centre, 2015.V. 5 Scientific symposium "Urban Ecology. Ecological Risks of Urban Territories" - 307 p. С. 149-154.

3. Проблемы обращения с отходами нефтепродуктов на железнодорожном транспорте. А.В. Звягинцева А.С. Самофалова Материалы четвертого молодежного инновационного проекта «Школа экологических перспектив» /под ред. И. И. Косиновой. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2015. - 198 с. С. 59-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.