лечащим врачом, но и озадачены проверкой счетов за оказанные медицинские услуги. Пациенты такого типа склонны не только к сотрудничеству, но и к подозрительности в отношении компетентности врача, а также эффективности его назначений и экономической целесообразности его рекомендаций и дальнейшего лечения.
Во-вторых, все ситуация усугубляется продолжающимися реформами в здравоохранении и формированием новых моделей взаимодействия, например, контрактная модель взаимодействия.
В условиях платной медицины сложилась контрактная (договорная) модель взаимоотношений врач -пациент, врач и пациент начинают лечение на основе соглашения (договора), это определяется при их первой встрече. Врач, с учетом задач терапии, а также потребностей и возможности пациента определяет свой уровень ответственности и уровень ответственности пациента за результат и ход лечения. В данном контексте пациент становится потребителем медицинских услуг.
Пациент информирован о своих правах, о возможности выбора и замене врача и чаще возникает эффект пациентской предпочтительности и при этом он остается недостаточно компетентным в проблеме своего здоровья.
На наш взгляд, сложившаяся ситуация в отношении модели взаимодействия врач - пациент на сегодняшний день достаточно спорная и требует определенных дополнительных исследований и наблюдения. Но уверены мы в том, что эффективное медицинское взаимодействие невозможно без доверительного сотрудничества между врачом и пациентом.
Конечно по-разному будет выстраиваться доверительное сотрудничество и это будет завесить от категории пациенток с которыми работает врач гинеколог. Если это послушные, исполнительные пациентки врач может опираться на модель интерпретации, совещательную модель. Взаимодействие с «новыми», информированными пациентками, в идеале, можно рассматривать взаимное участие в лечебном процессе, партнерство.
При работе с агрессивными, требовательными пациентками, необходимо мобилизовать усилие врача на своем авторитете и компетентности, которые сложно оспорить пациенткам. Взаимодействуя с так называемыми пациентками не выполняющих предписания врача речь о доверии и сотрудничестве не идет.
Выводы. Таким образом, определяя модель взаимодействия между врачом и пациентом определяется совокупностью факторов и можно отметить, что с изменениями в системе здравоохранения характеристика взаимодействий врач - пациент претерпевает значительные изменения.
Литература:
1. Сулейманова С.Ю. Определение уровня сформированности коммуникативной компетентности у врачей ПМСП // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-2. -С. 372-37
2. Сметник, В.П. Неоперативная гинекология. Руководство для врачей / В.П. Сметник, Л.Г. Тумилович. - М.: МедИнформ.агентство, 2015. - 302 с.
3. Риск беременности после стерилизации маточных труб: результаты совместного обзора стерилизации в США. / Н.В. Петерсон [и др.] // Американский журнал акушерства и гинекологии. - 2002. -Вып. 174. - С. 1161-1170.
4. Двойников С.И., Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Проведение профилактических мероприятий. - И.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 15-19 с.
5. Ковалева М.Д., Бондаренко А.С., Шестаков А.С. Социальные проблемы профилактики в акушерстве и гинекологии // Социология медицины. - 2015. - №14 (1). - С. 54-57.
6. Эмануэль Э. Дж., Эмануэль Л.Л. Четыре модели взаимоотношений врача и пациента // Журнал Американской медицинской ассоциации. - 2016. - Том. 267 (16). - С. 2221-2226.
Психология
УДК 316.6
кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАНЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАНИЙ О ПОВЕДЕНИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Аннотация. В статье автор представляет результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях детей 4-5 лет. Предполагается, что между знаниями детей о безопасности собственной жизнедеятельности и представлениями родителей о знаниях своих детей существует взаимосвязь.
Ключевые слова: безопасное поведение экстремальные и чрезвычайные ситуации, дети 4-5 лет, родители, знания, методы изучения.
Annоtation. In the article, the author presents the results of an empirical study to identify the features of the formation of basic knowledge about the behavior in extreme and emergency situations of children 4-5 years old. It is assumed that there is a relationship between children's knowledge about the safety of their own life and parents ' ideas about their children's knowledge.
Keywords: safe behavior extreme and emergency situations, children 4-5 years old, parents, knowledge, methods of study.
Введение. Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью формирования элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях детей 4-5 лет и отдельными недостатками в методическом обеспечении данного процесса в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования заключается в поиске продуктивных методов формирования элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет.
Использование экспериментальных методов дает возможность повысить точность оценки сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет.
Методика 1. Анкета «Безопасное детство».
Цель: определить осведомленность родителей об уровне сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет.
Порядок проведения: Каждому испытуемому выдаются листы с тестом. Время упражнения - не ограниченно.
Инструкция к выполнению: «Уважаемые родители! Мы исследуем уровень сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы».
Описание методики: анкета состоит из 12 вопросов, разделенных по блокам.
Блок 1. Знание элементарных данных, который включает следующие вопросы: «Знает ли Ваш ребёнок своё имя, фамилию, домашний адрес?»; «Знает ли ваш ребенок телефоны служб спасения?».
Блок 2. Безопасность собственной жизнедеятельности включает следующие вопросы: «Знакомите ли вы своего ребёнка с правилами дорожного движения?»; «Показывали ли вы своему ребёнку безопасную дорогу из дома в д/сад и обратно?»; «Ходите ли вы с ним, так как показывали?»; «Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения?»; «Бывает ли так, что ваш ребёнок преподаёт вам урок безопасного поведения на дороге?».
Блок 3. Безопасное поведение на природе включает следующие вопросы: «Знает ли ваш ребенок правила поведения на природе?»; «Знает, как взаимодействовать с животными и растениями?»; «Знает опасных насекомых и ядовитых растений?».
Также в анкету включенные вопросы о формах и источников, с помощью которых родители знакомят своих детей с правилами безопасного поведения.
Методика 2. Беседа «Безопасное поведение».
Цель: исследовать уровень сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет.
Порядок проведения: беседа проводится индивидуально. Вопросы задаются так, чтобы они будили мысль ребенка, заставляли задуматься, как ответить на поставленный вопрос.
Описание методики: Беседа включает 19 вопросов разделенных по блокам.
Блок 1. Знание элементарных данных, который включает следующие вопросы: «Как тебя зовут, твоя фамилия, домашний адрес?»; «назови номера телефонов служб спасения?».
Блок 2. Безопасность собственной жизнедеятельности включает следующие вопросы: «Знаешь ли ты правила дорожного движения?»; «Показывает ли тебе мама безопасную дорогу из дома в д/сад и обратно?»; «Ходите ли вы с мамой, так как показывали?»; «Бывает ли так, что ты преподаёт урок безопасного поведения на дороге маме?».
Блок 3. Безопасное поведение на природе включает следующие вопросы: «Как нужно вести себя на природе?»; «Как нужно обращаться с животными и растениями?»; «Назови опасных насекомых и ядовитых растений».
Выбранные методики позволят исследовать уровень сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет.
База исследования: Эмпирическое исследование по изучению уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет было проведено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детском саду компенсирующего типа № 138 г. Нижний Тагил.
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие родители детей, средней группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего типа № 138 г. Нижний Тагил, в количестве 10 человек, 60% (6 человек) респондентов женского пола и 40% (4 человека) — мужского (анкетирование «Безопасное детство») и дети средней группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего типа № 138 г. Нижний Тагил, в количестве 10 человек, 60% (6 человек) респондентов мужского пола и 40% (4 человека) — женского пола (беседа «Безопасное поведение»).
Изложение основного материала статьи. Результаты исследования осведомленности родителей об уровне сформированных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях их детей по авторской анкете «Безопасное детство» по блоку №1 «знание элементарных данных» представлены на диаграмме (рис. 1).
Блок1. • ■■: ■ ит элемкгарных данных
4(1", >
Рисунок 1. Результаты исследования осведомленности родителей об уровне сформированных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях их детей по авторской анкете «Безопасное детство» по блоку №1 «знание элементарных данных»
Полученные результаты позволяют сделать выводы, что у 30% испытуемых высокий коэффициент осведомленности, у 40% среднего уровня, у 30% низкого уровня.
Можно сказать, что 70% испытуемых имеют высокий уровень осведомленности об уровне сформированных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у своих детей.
Результаты исследования осведомленности по авторской анкете «Безопасное поведение» по блоку №2 «безопасность собственной жизнедеятельности» представлены на диаграмме (рис. 2).
Рисунок 2. Результаты исследования осведомленности родителей об уровне сформированных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях их детей по авторской анкете «Безопасное детство» по блоку №2 «безопасность собственной жизнедеятельности»
Полученные результаты позволяют сделать выводы, что у 20% испытуемых высокий коэффициент осведомленности, у 50% средний уровень, у 30% низкий уровень осведомленности. Можно сказать, что у 70% родителей уровень осведомленности по блоку №2 «безопасность собственной жизнедеятельности» высокий.
Результаты исследования осведомленности родителей об уровне сформированных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях их детей по авторской анкете «Безопасное поведение» по блоку №3 «Знание элементарных данных» представлены на диаграмме (рис. 3).
Рисунок 3. Результаты исследования осведомленности родителей об уровне сформированных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях своих детей по авторской анкете «Безопасное детство» по блоку №3 «безопасное поведение на природе»
Полученные результаты позволяют сделать выводы, что у 40% испытуемых средний коэффициент осведомленности, у 60% низкий уровень, Можно сказать, что в блоке №3 «безопасное поведение на природе» высокого коэфицента осведомленности не выявлено, большинство родителей считают знания своих детей средними.
Результаты исследования уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет по авторской беседе «Безопасное детство» по блоку №1 «знание элементарных данных» представлены на диаграмме (рис. 4).
Рисунок 4. Результаты исследования уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет по авторской беседе «Безопасное детство»
по блоку №1 «знание элементарных данных»
Полученные результаты позволяют сделать выводы, что у 40% испытуемых средний уровень знаний, у 30% низкий уровень и у 30% высокий уровень знаний. Можно сказать, что в блоке №1 «знание элементарных данных» преобладает средний уровень элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Результаты исследования уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет по авторской беседе «Безопасное детство» по блоку №2 «безопасность собственной жизнедеятельности» представлены на диаграмме (рис. 5).
Рисунок 5. Результаты исследования уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет по авторской беседе «Безопасное детство» по блоку №2 «безопасность собственной жизнедеятельности»
Полученные результаты позволяют сделать выводы, что у 90% испытуемых высокий уровень знаний, у 10% средний уровень. Можно сказать, что в блоке №2 «безопасность собственной жизнедеятельности» преобладает высокий уровень элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Результаты исследования уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет по авторской беседе «Безопасное детство» по блоку №3 «безопасное поведение на природе» представлены на диаграмме (рис. 6).
Рисунок 6. Результаты исследования уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет по авторской беседе «Безопасное детство»
по блоку №3 «безопасное поведение на природе»
Полученные результаты позволяют сделать выводы, что у 90% испытуемых низкий уровень знаний, у 10% средний уровень. Можно сказать, что в блоке №3 «безопасное поведение на природе» преобладает низкий уровень элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Сравнительный анализ результатов исследования осведомленности родителей об уровне сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях своих детей и уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет с помощью таблиц сопряженности.
Таблица сопряженности между переменными «уровень знаний детей (блок 1 "знания элементарных данных")» и «уровень осведомленности родителей о знаниях детей (блок 1 "элементарные данные")». Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Таблица сопряженности уровень знаний детей (блок 1 «знания элементарных данных») : уровень осведомленности родителей о знаниях детей (блок 1 «элементарные данные»)
Уровень осведомленности родителей о знаниях детей
(блок 1 "элемента рные данные") Всего
низкий средний высокий
уровень знаний детей (блок 1 низкий 3 0 0 3
"знания элементарных средний 0 4 0 4
данных") „ ' высокий 0 0 3 3
Всего 3 3 4 3
По данной таблице, можно сделать вывод, что в ходе исследования все полученные результаты по блоку №1 «знание элементарных данных» достоверны, а уровень осведомленности родителей о знаниях своих детей является высоким.
Таблицы сопряженности между переменными «уровень знаний детей (блок 2 «знания безопасность собственной жизнедеятельности»)» и «уровень осведомленности родителей о знаниях детей (блок 2 «безопасность собственной жизнедеятельности»)». Данные представлены в таблице 2.
По данной таблице, можно сделать вывод, что в ходе исследования полученные результаты по блоку №2 «безопасность собственной жизнедеятельности», имеют различия. Большинство родителей завышают уровень знания своих детей. Следовательно, уровень осведомленности родителей о знаниях своих детей является низким.
Таблица 2
Таблица сопряженности уровень знаний детей (блок 2 "безопасность собственной жизнедеятельности") * уровень осведомленности родителей о знания детей
Уровень осведомленности родителей о знания детей (блок 2 "безопасность собственной жизнедеятельности") Всего
низкий высокий
Уровень знаний детей (блок 2низкий "безопасность собственной 1 2 3
жизнедеятельности") средний 0 5 5
высокий 0 2 2
Всего 1 9 10
Таблицы сопряженности между переменными «уровень знаний детей (блок 3 «безопасное поведение на природе»)» и «уровень осведомленности родителей о знаниях детей (блок 3 «безопасное поведение на дороге»)». Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Таблица сопряженности уровень знаний детей (блок 3 «безопасное поведение на природе») * уровень осведомленности родителей о знаниях детей (блок 3 «безопасного поведения на природе»)
Уровень осведомленности родителей о знаниях детей (блок 3 "безопасного поведения на природе") Всего
низкий средний
Уровень знаний детей низкий 6 0 6
(блок 3 "безопасное поведение на
природе") средний 3 1 4
Всего 9 1 10
По данной таблице, можно сделать вывод, что в ходе исследования полученные результаты по блоку №3 «безопасное поведение на природе», имеют незначительные различия. 30% родителей считают, что уровень знания их детей - низкий. Следовательно, уровень осведомленности родителей о знаниях своих детей является средним.
Выводы. Для выявления уровня сформированных элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет используются различные методы исследования.
Выбор данных тестовых методик обусловлен их валидностью и надежностью, соответствием возрастным нормам детей среднего дошкольного возраста:
1. Методика 1. Анкета «Безопасное детство».
2. Методика 2. Беседа «Безопасное поведение».
Для обработки результатов были использованы методы математической статистики: р - Спирмена, использовался для нахождения взаимосвязи между переменными.
Формирование элементарных знаний о поведении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях у детей 4-5 лет, вероятно, может осуществляться продуктивно, если использовать следующие методы: чтение специально подобранных произведений художественной литературы об экстремальных и чрезвычайных ситуациях; демонстрировать видеофильмы об экстремальных и чрезвычайных ситуациях; организовывать сюжетно-ролевые игры, сюжеты которых будут отражать поведение в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Литература:
1. В.В. Абрамов Безопасность жизнедеятельности. СПб, 2013. 365 с.
Психология
УДК 159.99
студентка Маринина Алина Евгеньевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна
Лесосибирский педагогический институт - филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка Васичева Анастасия Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
МАНИПУЛЯЦИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ
ЖИЗНИ
Аннотация. В статье рассматривается манипулирование мужчин и женщин как вид влияния на партнера противоположного пола в супружеских отношениях. Показаны существенные расхождение в трактовке проблемы манипулирования в научных источниках. Манипулирование может выступать как фактором, разрушающим брак, так и фактором, который устанавливает партнерство. В роли манипулятора могут выступать оба партнера, находящиеся в браке, однако мужчины и женщины используют разные приемы манипулирования, а также их манипуляции имеют разные источники возникновения. Ключевые слова: манипуляция; причины манипуляции; супружеские отношения.
Annotation. The article discusses the manipulation of men and women as a form of influence on a partner of the opposite sex in marital relations. Significant differences in the interpretation of the problem of manipulation in scientific sources are shown. Manipulation can be both a factor that destroys marriage and a factor that establishes partnerships.
Keywords: manipulation; reasons for manipulation; marital relations.