Научная статья на тему 'Методы изучения нравственных идеалов студентов'

Методы изучения нравственных идеалов студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ЦЕННОСТЬ / ИЗУЧЕНИЕ / МЕТОД / STUDENT / MORAL IDEAL / VALUE / STUDY / METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щанкина Эмма Викторовна

В данной статье обосновывается, что ценности обладают статусом нравственных идеалов; предлагаются методы изучения нравственных студентов колледжа; осмысливаются результаты изучения представлений студентов о понятиях «идеал», «нравственность», «ценность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STUDYING STUDENTS’ MORAL IDEALS

The article grounds that values have the status of moral ideals. The author suggests methods of studying college students’ moral ideals and analyzes the results of studying students’ ideas of the notions “ideal”, “morality”, “value”.

Текст научной работы на тему «Методы изучения нравственных идеалов студентов»

УДК 37.011.31:111.84

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ СТУДЕНТОВ

©2015 Э.В.Щанкина

Самарский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Статья поступила в редакцию 13.02.2015

В данной статье обосновывается, что ценности обладают статусом нравственных идеалов; предлагаются методы изучения нравственных студентов колледжа; осмысливаются результаты изучения представлений студентов о понятиях «идеал», «нравственность», «ценность». Ключевые слова: студент, нравственный идеал, ценность, изучение, метод.

Одной из задач современного среднего профессионального образования является задача формирования нравственных идеалов студентов финансово-экономического колледжа. Для того, чтобы формировать такие идеалы студентов, необходимо вначале выявить представления студентов о таких идеалах, о значимости для себя тех или иных идеалов для них и т.д. Такое выявление представлений студентов о нравственных идеалах, об их значимости для себя реализует научно-теоретическую функцию педагогической науки, которая, как подчеркивает В.В.Кра-евский, связана с отображением педагогической действительности такой, какая она естьЗаметим, что реализуя научно-теоретическую функцию педагогической науки, мы отображаем педагогическую действительность в той ее части, которая относится к нравственным идеалам студентов. Мы получаем эмпирическое знание о таких идеалах студентов, которое подвергаем теоретическому анализу.

Выявление нравственных идеалов студентов колледжа требует определить адекватные этой задаче методы научно-педагогического исследования. Определение методов базируется на понимании того, что ценности обладают статусом нравственных идеалов. Это означает, что, выявляя определяющие содержание субъективной ценностной системы студентов ценности, мы тем самым выявляем являющиеся элементом нравственного сознания нравственные идеалы. Такое выявление ценностей, обладающих стату-

0

Щанкина Эмма Викторовна, заместитель директора по информационным технологиям. E-mail: samdo63@mail.ru

1 Краевский, В.В. Методология педагогического иссле-

дования / В.В.Краевский. - Самара: СГПУ, 1994. - 165

с. - С. 50.

сом нравственных идеалов, даст нам представление о ценностном содержании нравственных идеалов.

Выявить ценности - значит определить их иерархию, осмысление которой даст представление о доминирующих ценностях, а следовательно, и о являющихся наиболее значимыми нравственных идеалах, заключенных в образах, эталонах, служащих образцами поведения и отношений между людьми, между субъектами деятельности и взаимодействия, а также о должном, находящем свое выражение в нравственных идеалах, об эскизе будущего, которое базируется на настоящем.

Выявление иерархии ценностей в статусе нравственных идеалов возможно с помощью анкетирования. При анкетировании мы используем методику В.А.Ядова «Ценностные ориентации»2. Однако мы выявляем иерархию не ценностей-целей и ценностей-средств, как это есть у В.А.Ядова, а иерархию других ценностей, номенклатура которых будет представлена ниже.

Выявление иерархии таких ценностей потребовало сформулировать вопросы опросника таким образом, чтобы в них нашли выражение значения категории «нравственный идеал», которые являются значениями и категории «ценность». Студентам было предложено ответить на следующие вопросы: «На чем базируется Ваше представление о совершенном и желаемом будущем?», «Какие ценности очерчивают эскиз Вашего будущего?». «Представление о совершенном и желаемом будущем» есть должное, которое ждет своего осуществления, есть «потребное будущее», в котором заключены образы,

2 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А.Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с. - С. 208 - 209.

эталоны как образцы поведения и отношений между людьми, между субъектами деятельности и взаимодействия. «Эскиз будущего» есть «перспектива» нравственного развития студента, которая «не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации».

Формулировка вопросов есть первый шаг на пути выявления иерархии нравственных идеалов первокурсников. Вторым шагом стало выявление ценностей, на которых базируется их представление о совершенном и желаемом будущем и которые очерчивают эскиз их будущего.

В качестве ценностей, создающих совершенное и желаемое будущее, выступили две условно выделенные Н.Б.Крыловой группы ценностей. Это ценности-добродетели (альтруизм, другодо-минантность, встреча, терпимость, эмпатия) и ценности жизнедеятельности (самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка)3.

Вслед за Е.Г.Марусевой4 и А.В.Милеевым5 мы заменили ценность «альтруизм» на ценности «милосердие» и «справедливость». Милосердие и справедливость, согласно В.С.Соловьеву, являются двумя сторонами золотого правила нравственности6.

«Делай другому все то, чего сам хотел бы от других» (положительное правило) и «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других» (отрицательное правило) возможно трактовать как вариации золотого правила нравственности. Такая «замена» ценности альтруизма на ценности милосердия и справедливости в контексте выявления иерархии нравственных идеалов дает представление о том, заключено ли в совершенном и желаемом студентами будущем такое правило.

Вслед за А.В.Милеевым мы вместо ценности «поддержка» включили в опросник ценности «содействие», «соучастие» и «самостоятель-

ность»7. Другими словами, в нашей работе используется опросник А.В.Милеева, в котором содержатся такие ценности-добродетели, как милосердие, справедливость, другодоминант-ность, встреча, терпимость, эмпатия, соучастие, и такие ценности жизнедеятельности, как самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, содействие, самостоя-тельность8.

В качестве ценностей, очерчивающих эскиз будущего студентов, выступили долг, достоинство, ответственность, правда, польза, свобода, совесть, справедливость, честность, честь. Отбор очерчивающих эскиз будущего студентов ценностей базировался, во-первых, на идеях А.А.Гор-лановой о профессиональной этике бухгалтера9. Опираясь на положения профессиональной этики бухгалтера, мы тем самым учитываем нравственные аспекты его деятельности, опосредованного взаимодействия с людьми и непосредственного взаимодействия с субъектами финансово-экономической деятельности. Во-вторых, на анализе идей Р.Г.Апресяна, Л.М.Архангельского, Т.Джафарли, А.А.Гусейнова, Т.В.Мишаткиной, Е.А.Подольской, А.В.Разина и других ученых об обладающих значением ценностей понятиях морали. Существенной характеристикой долга, совести, достоинства и т.д., как подчеркивают Л.М.Архангельский и Т.Джафарли, «является то, что они обладают значением важнейших моральных ценностей»10. При этом, как отмечает А.Г.Харчев, «почти любое понятие (долг, честь, достоинство, человечность и т.д.) может выступать и в роли идеала, и в роли нормы, и в роли мотива поведения, и в роли критерия моральной оценки»11.

Толкование А.Г.Харчевым роли понятий морали (обладающих значением ценностей) подтверждает высказанное нами предположение о том, что ценности обладают статусом нравст-

3 Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б.Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с. - С. 43.

4 Марусева, Е.Г. Гуманитаризация образования: ориентированность будущего учителя на реализацию ее идей: Метод. рекомендации для студентов педагогических вузов / Е.Г.Марусева. - Самара: СГПУ, 2007. -66 с. - С. 35.

5 Милеев, А.В. Формирование ценностной направленности студента - будущего учителя: монография / А.В.Милеев. - Самара: СГПУ, 2009. - 113 с. - С. 42.

6 Соловьев, В.С. Оправдание добра: нравственная философия / В.С.Соловьев. - М.: Республика, 1996. - 479 с. - С. 112.

7 Милеев, А.В. Формирование ценностной направленности студента.... - С. 43 - 44.

8 Милеев, А.В. Формирование ценностной направленности студента.. - С. 44.

9 Горланова, А.А. Профессия и профессиональная этика бухгалтера / А.А.Горланова [Электронный ресурс] -Режим доступа: http:// www.rae.ru/forum1012/246/979

10 Архангельский, Л.М. Этические категории / Л.М.Архангельский, Т.Джафарли // Предмет и система этики. - М.: Институт философии АН СССР; София: Институт философии БАН, 1973. - С. 152 - 178.

- С. 155.

11 Харчев, А.Г. Этика и мораль / А.Г.Харчев // Предмет и система этики. - М.: Институт философии АН СССР; София: Институт философии БАН, 1973. - С. 69

- 91. - С. 76.

венных идеалов, или, говоря словами ученого, «выступают в роли» таких идеалов.

Мы не ограничились определением иерархии ценностей, выполняющих роль нравственных идеалов. Научный и практический интерес для нас представляет знание того, какой смысл вкладывают студенты в содержание понятий «идеал», «нравственность», «ценность», какие нравственные идеалы и ценности они знают, каковы значимые для них моральные ориентиры, в роли которых выступают нравственные идеалы (метод понятийного словаря).

Заметим, что качественный анализ эмпирического знания, полученного в результате анкетирования, корректировался в ходе наблюдений за деятельностью первокурсников в различных организационных формах обучения (лекции, семинары), а также бесед с ними и с преподавателями колледжа.

Изучение нравственных идеалов первокурсников проводилось на базе Самарского финансово-экономического колледжа - филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Самарский филиал Финуниверситета). Для экспериментальной работы были отобраны 54 студента первого курса, обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет. Полученные данные были обработаны с помощью разнообразных статистических методов.

Осмыслим полученное эмпирическое знание и осуществим его качественный анализ. В данной статье представлены результаты изучения представлений студентов финансово-экономического колледжа о понятиях "идеал", "нравственность", "ценность".

Анализ ответов студентов на вопрос: «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятий "идеал", "нравственность", "ценность"?», выявил, что у большинства первокурсников отсутствует четкое (научное) представление о понятиях «идеал», «нравственность» и «ценность».

Так, 25,93% первокурсников полагают, что идеал - это «сочетание всех лучших качеств», 20,37% - что это «нечто совершенное, безукоризненное, без изъянов и недостатков», 18,52% -что это «образец для подражания в личных качествах», 12,96% - что это «образец для подражания в стремлении добиваться своей цели», 9,26% - что это «результат самосовершенствования», 5,56% - что это «самая наивысшая степень ценности». 9,26% первокурсников затруднились дать определение понятию «идеал».

Как видим, в представлениях первокурсников о том, что такое идеал, отражается только такое его значение, как образец. Никто из студентов не указывает, что идеал есть «должное», «образ», «эскиз будущего», «потребное будущее». Они, как показали беседы с ними, в полной мере не осознают, что образец есть образ, эталон. В качестве таких образцов они в первую очередь выдвигают целеустремленность и инициативность, необходимые для достижения успеха, силу, богатство (деньги), независимость, пользу и только во вторую очередь называют отзывчивость и чуткость, обязательность (которую смешивают с долгом), достоинство, честь, справедливость. Такие образцы и представляют для студентов нечто совершенное. Наличие ряда таких образцов отражает, по сути, мысль Э.Фромма: «Сколько бы ни акцентировало современное общество внимание на счастье личности, ее интересах, оно приучало человека к мысли, что вовсе не его счастье <...> является целью его жизни, а служебный долг или успех. Деньги, престиж и власть - вот стимулы и цели»12.

Следует отметить, что выступающие в качестве образцов целеустремленность и инициативность не соотносятся студентами с финансово-экономической деятельностью. Это объясняется тем, что данные образцы являются образцами для подражания, а не образцами для действий и поступков в социальном смысле. Подражание, естественно, играет заметную роль в овладении моральными нормами и способами деятельности. Однако понимание роли и значения нравственного идеала как должного, «потребного будущего» и т.д. не сводится к подражанию образам-образцам. Подражание не является функцией нравственного идеала.

Было выявлено, что нравственность в представлениях первокурсников есть «внутренние качества, убеждения человека, проявляющиеся в хороших поступках и действиях» (22,22%), «оценка человеком своего поведения (поступков), ответственность за свои поступки» (20,37%), «хорошее воспитание, правильное поведение человека в обществе» (18,52%), «уважительное отношение к другим» (12,96%), «терпимое, толерантное отношение к другим» (7,41%). У 18,52% студентов отсутствует какое-либо представление о нравственности.

Как видим, во взглядах первокурсников нравственность представляет собой главным образом определенные нравственные качества, проявляемые в поведении человека. Убеждения, каче-

12 Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э.Фромм. - М.: Республика, 1993. - 416 с. - С. 32.

ства являются элементами индивидуальной нравственности: «Центральный элемент индивидуальной нравственности - убеждения»13, «Нравственные качества <...> связаны с определенным содержанием нравственного созна-ния»14, которое, согласно О.Г.Дробницкому, является одной из сторон нравственности15.

Первокурсники, как показали беседы с ними, не осознают, что нравственность человека оценивается по конкретным критериям. Мы акцентируем их внимание на том, что критериями оценки нравственности человека являются ценности, моральные нормы и нравственные идеалы.

Ценность в представлениях первокурсников есть «то важное и значимое, чем дорожит человек» (42,59%), «то, что нужно человеку всегда и не утрачивает своей значимости со временем» (25,93%), «то, что необходимо для правильной жизни человека» (14,81%), «то, без чего человек не может жить как личность» (7,41%), «полезность чего-либо» (3,70%). 5,55% студентов затруднились ответить на вопрос: «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятия "ценность"?»

У 42,59% студентов есть научное представление о том, что ценность есть значимое, то есть то, что представляет значение для них («Ценность есть значение объекта для субъекта»16). Они интуитивно осознают, что ценность не исчезает, она существует объективно. Полагая, что ценность есть «то, что необходимо для правильной жизни человека», они, как показали беседы с ними, смутно представляют себе, что означает «правильная жизнь». Мы акцентируем их внимание на том, что одним из аспектов «правильной жизни» является жизнь хорошая или добродетельная, или говоря словами Э.Фромма, «жизнь как искусство»17. Лишь 3,70% студентов связывают нравственность с полезностью. Мы поясняем им, что «человек, исповедующий принцип полезности, проявляет себя преимущественно в сфере сущего, <...> он не нуждается в

идеале, <...> с этической точки зрения, не вызывает доверия»18.

Осмысление представлений первокурсников о том, какой смысл они вкладывают в содержание понятий «идеал», «нравственность», показывает, что у них в целом отсутствует научное представление о данных понятиях. Знания студентов - будущих бухгалтеров о данных понятиях отрывочные и расплывчатые.

Несмотря на расплывчатость знаний о данных понятиях, в суждениях студентов о понятии «идеал» прослеживается мысль о том, что идеал есть образец. При этом они в полной мере не осознают, что образец есть образ, эталон, и не указывает, что идеал есть «должное», «образ», «эскиз будущего», «потребное будущее». В суждения первокурсников о понятии «нравственность» прослеживается мысль, что нравственность представляет собой проявляемые в поведении человека нравственные качества, а убеждения являются элементом индивидуальной нравственности человека. При этом они не осознают, что нравственность человека оценивается по конкретным критериям. В суждения первокурсников о понятии «ценность» прослеживается мысль, что ценность есть значение. Они интуитивно осознают, что ценность объективна, что она необходима для правильной жизни человека, о которой у них весьма смутные представления.

Понимание первокурсниками того, что идеал есть образец, что элементом нравственности человека являются нравственные качества, что ценность объективна и необходима для «правильной жизни», является реальной предпосылкой для формирования нравственных идеалов студентов - будущих бухгалтеров.

13 Лапина, Т.С. Проблема индивидуальной нравственности / Т.С.Лапина // Мораль и этическая теория. - М.: Наука, 1974. - С. 106 - 143. - С. 120.

14 Лапина, Т.С. Проблема индивидуальной нравственности .... - С. 120 - 121.

15 Дробницкий, О.Г. Понятие морали / О.Г.Дробницкий. - М.: Наука, 1974. - 388 с. - С. 250.

16 Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ПК «Петрополис», 1997. - 205 с. - С. 68.

17 Фромм, Э. Психоанализ и этика .... - С. 32.

18 Апресян, Р.Г. Нравственный опыт / Р.Г.Апресян // Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гар-дарики, 1998. - С. 309 - 377. - С. 325.

METHODS OF STUDYING STUDENTS' MORAL IDEALS

© 2015 E.V.Schankina°

Samara Financial and Economic College - Samara Branch of Financial University under the

Government of the Russian Federation

The article grounds that values have the status of moral ideals. The author suggests methods of studying college students' moral ideals and analyzes the results of studying students' ideas of the notions "ideal", "morality", "value".

Key words: student, moral ideal, value, study, method.

Emma Viktorovna Schankina, Principal deputy for IT, Associate professor of Department of Pedagogy. Е-mail: samdo63@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.