Since 1999
Pharmacology and pharmacy
ISSN 2226-7425
—--—
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК РОЗНИЧНЫХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Т.С. Брагин, А.И. Смирнов
Российский университет дружбы народов Кафедра управления и экономики фармации ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, 117198
Целью данного исследования явилось изучение логистических издержек розничных аптечных организаций. Исследование проводилось методом анкетирования, инфра-тест включал в себя вопросы, ориентированные на получение информации по трем направлениям: общие данные об аптеке, ритмичность поставок, претензии по поставкам. Одним из результатов анкетирования на данном этапе исследования стало формирование топ листа дистрибьюторов, отвечающих требованиям аптек.
Ключевые слова: фармацевтическая деятельность, лекарственные препараты, логистические издержки, анкетирование, дистрибьюторы.
Современные проблемы взаимодействия между всеми участниками процесса обеспечения населения лекарственными средствами (ЛС) обусловлены сложной конкурентной средой, ключевые факторы которой необходимо учитывать в процессе решения задач поддержания качества товарного потока на всех этапах товародвижения, используя различные технологии для совершенствования логистических аспектов деятельности фармацевтических организаций.
В данном исследовании рассматривались логистические издержки розничных аптечных организаций, связанные с формированием заказа, доставкой, а также хранением товарных запасов при формировании эффективной ассортиментной политики. Объектом исследования являлись розничные аптечные организации Москвы и Московской области.
Исследование проводилось методом анкетирования. Разработанный опросник включал в себя вопросы, ориентированные на получение информации по трем направлениям:
1. Общие данные об аптеке: тип аптеки (одиночная или сетевая), расстояние от основных дистрибьюторов, наличие или отсутствие в логистической цепочке дополнительных звеньев от производителя до розничной аптечной организации.
2. Транспортно-логистические показатели: ритмичность и периодичность заказов товарных ресурсов, сроки доставки товара от момента электронного заказа до фактического поступления на предприятие.
3. Качество поставки товара: соблюдение температурного режима для термолабильных препаратов (поддержание «холодовой цепи»), количест-
во товара ненадлежащего качества (бой, повреждение первичной упаковки и пр.) в процессе транспортировки, «пересорт» товара по вине дистрибьютора или поставщика. Также оценивалось и количество отказов в товарных позициях от первоначального заказа, возможность возврата забракованного товара.
Одним из результатов анкетирования на данном этапе исследования стало формирование топ-листа дистрибьюторов, отвечающих требованиям аптек на исследуемой территории. В него вошли такие значимые для аптечных организаций показатели, как: наличие у дистрибьютора прямых контрактов с производителями, уровень торговой наценки, скорость оборачиваемости товарных запасов, широта и глубина ассортимента, система электронного заказа и электронного товарооборота, специализированное программное обеспечение, возможности срочной и оперативной доставки, сумма минимального заказа.
Следует отметить, что и крупные аптечные сети и одиночные аптеки отдают предпочтение именно тем поставщикам, у которых регламентирован и отработан логистический сервис от момента электронного заказа товара до получения аптекой товара в течение 12—36 часов. Для аптечных организаций и дистрибьюторов логистическая составляющая является важной и ответственной частью бизнес-процессов, которая определяет не только конечный финансовый результат, но и, безусловно, социально-значимый — доступность и возможность формирования заказа аптеками с целью своевременного и качественного обеспечения лекарственными препаратами конечных потребителей.
—--—
~ 251 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles "Health & education millennium", 2014, volume 16, no. 4
----—
MET HODS OF RESEARCH THE LOGISTICAL OUTLAYS IN PHARMACY
T.S. Bragin, A.I. Smirnov
Peoples' Friendship University of Russia,
Department of Management and Economics of Pharmacy, Moscow.
The aim of this research is to investigate the logistical outlays in the retail pharmacy organizations. The investigation was made with the help of questionnaire survey. The Infra-test contained questions, which were oriented on receiving information in three main areas. Such are: general data about chemists shop, delivery cycle and pretensions about delivery itself. One of the results at this phase of research was the formation of the "top-list" of retailers, who are suitable with requirements of chemists shop.
Key words: pharmaceutical activities, medicinal drugs, logistical outlays, questionnaire survey, retailers.