Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ'

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1001
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психодиагностика / педагогика / ранжирование / рейтинг / метод графов

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Деревянкина Валерия Александровна

В статье, опираясь на классификацию методов исследования в психодиагностике, рассматриваются основные методы: ранжирование, рейтинг и метод графов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Деревянкина Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ»

УДК 378

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

ДЕРЕВЯНКИНА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студент Института Педагогического образования СибГИУ, Новокузнецк, Российская

Федерация

Аннотация. В статье, опираясь на классификацию методов исследования в психодиагностике, рассматриваются основные методы: ранжирование, рейтинг и метод графов

Ключевые слова: психодиагностика, педагогика, ранжирование, рейтинг, метод графов

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно - установление психодиагностического диагноза или описания состояния объектов, которыми могут выступать отдельная личность, группа или организация, т.е. психодиагностика определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально -психологических особенностей личности. Она осуществляется на основе специальных методов; может являться составной частью эксперимента или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика, имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Она, с одной стороны, является способом проверки теоретических построений, а с другой - их конкретное воплощение (способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту).

Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психологии. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека.

В настоящее время существует множество различных классификаций психодиагностических методик по разным основаниям, мы остановимся на одной из них, по В. К. Гайде и В. П. Захарову. Психодиагностические методы выделены по следующим основаниям:

1. По качеству: стандартизованные (имеющие нормативные значения) и нестандартизованные.

2. По назначению:

- общедиагностические (например, тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);

- тесты профессиональной пригодности;

- тесты специальных способностей (например, оценки моторики, технических способностей, тесты для водителей);

- тесты достижений.

3. По материалу, которым оперирует испытуемый:

- бланковые;

- предметные (например, тест цветовых предпочтений М. Люшера, методика «Кубики Коса»);

- аппаратурные (например, устройства для регистрации психофизиологических параметров организма, изучения особенностей внимания, оценки функциональных резервов организма).

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

4. По количеству обследуемых, принимающих участие в одном психодиагностическом мероприятии: индивидуальные и групповые (например, методики социально-психологической диагностики).

5. По форме ответа: устные и письменные.

6. По ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности (задачи трудны, время решения их не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи), смешанные тесты.

7. По степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что гомогенные задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки различных психологических характеристик).

8. По комплексности: изолированные (отдельные) тесты и тестовые наборы (батареи).

9. По характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами и тесты со свободными ответами.

10. По области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты.

11. По характеру умственных действий: вербальные и невербальные [2].

Одна из многочисленных модификаций техник шкалирования представлена методиками ранжирования. В этом случае испытуемому дается перечень слов или развернутых названий объектов (либо графических стимулов), и его задачей оказывается расположить их по порядку убывания (или возрастания) какого-то признака. Наиболее известная реализация этой техники представлена тестом «цветовых предпочтений» Люшера, когда испытуемый раскладывает на столе 6 цветных карточек - по критерию «нравится - не нравится» [1].

Ранжирование может выступать как этап анализа данных и как метод измерения. В первом случае ранжирование - это переход от набора наблюдений к последовательности рангов. Второй смысл термина «ранжирование» относится к непосредственному упорядочиванию пунктов респондентом в соответствии с его внутренними критериями. Метод ранжирования основан на простых, интуитивно доступных и для исследователей, и для респондентов операциях. Поэтому он является одним из старейших и популярнейших методов измерения в социальных науках. По определению И.Ф. Девятко, ранжирование - это такая процедура, при которой «респондент упорядочивает весь представленный ему список -пунктов, суждений, объектов и т. п. - вдоль одномерного континуума какого-то качества (при этом не отмечая своего собственного положения на континууме)» [3]. Ранжировке могут подвергаться не только словесные названия черт личности, но и графические символы. Например, в методике КИСС (Соколова, Федотова, 1982) вместо словесных обозначений используются схематические изображения разных лиц. Когда количество инструкций (проранжируй по сходству с отцом, с матерью и т.п.) увеличивается, то мы получаем ранговую решетку (матрицу) конструктов, которую следует обрабатывать уже на компьютере - чтобы «вычерпать» из нее всю наиболее ценную информацию [4].

Процесс обработки данных после ранжирования заключается в определении среднего значения ранга. Хотя результаты каждого отдельного испытуемого представляют собой порядковую шкалу, результаты всей группы рассматриваются как скрытая интервальная шкала. Метод определения равноинтервальной шкалы на основе обработки данных всей группы испытуемых такой же, как и при парных сравнениях и балльной оценке. На основе данных строятся частотные распределения, которые будут отражать вероятности присвоения тех или иных рангов. Затем значения вероятности преобразуются в z-значения на интервальной шкале.

Самооценка чаще всего измеряется с помощью техники шкалирования. Эту методику широко использовал известный американский психотерапевт К. Роджерс. Сначала испытуемый ранжирует список качеств в соответствии с тем, насколько они описывают его самого: «наблюдается у меня - не наблюдается у меня». Затем эти же качества ранжируются с

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

точки зрения того, насколько они выражены у «идеального человека». Обработка результатов заключается в вычислении ранговой корреляции между двумя рангами. Содержательная логика здесь та же, что и при сравнении семантических профилей в СД. К. Роджерс показал, что в невротизированной личности имеет место «отвержение образа Я» - резкий контраст между идеалом и реальностью. Эта нетерпимость подростка, имеющего максималистскую Я-концепцию, является источником внутреннего конфликта, который часто выливается во внешне развернутые реакции.

Метод рейтинга - это способ оценки компетентными экспертами определенных аспектов деятельности. Рейтинг используется для первичной классификации социальных и психологических объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). В общественных науках рейтинг служит основой для построения различных рейтинговых шкал, в частности, при оценке различных аспектов трудовой деятельности, популярности личностей, престижности профессий и т.д. Для рейтингования могут использоваться поляризованные опросники. В этом случае эксперты отбираются в соответствии с определенными требованиями:

- компетентность,

- креативность (способность решать творческие задачи),

- позитивное отношение к экспертизе,

- отсутствие склонности к конформизму (чрезмерное следование авторитетам в науке),

- научная объективность,

- аналитическая строгость и широта взглядов,

- конструктивное мышление,

- качество командной работы,

- самокритичность.

Метод рейтинга включают следующие пять элементов:

1. Критерии оценки в баллах;

2. Система оценки в баллах

3. Шкала оценки в баллах;

4. Весовые коэффициенты;

5. Решающая таблица [1].

Для получения объективной информации целесообразно использовать методы самооценки по специальной программе, разработанной исследователем.

При анализе полученной информации можно также применить метод ранжирования, когда выявленные причины располагаются в порядке возрастания или убывания важности с точки зрения оценщика или определенные признаки (явления) располагаются по степени их важности. Например, ранжирование предложенных мотивов обучения в порядке их важности для испытуемых.

Рейтинг - оценочная форма деятельности, форма оценочной обратной связи, но влияние рейтинга на образовательный процесс, может быть, как положительным, так и отрицательным. Рейтинг может либо мотивировать человека на лучшую работу, либо заставить его навсегда отказаться от какой-либо деятельности.

В последние годы в психодиагностике интенсивно развивается и широко применяется теория графов. Существует несколько причин нарастания интереса к этой теории: наглядности теоретико-графовых структур; доходчивость языка теории графов; широкое применение теории в практических системах; использование ПК в написании графовых алгоритмов и решении практических задач [1]. Теория графов применяется в таких областях как: физика, химия, теория связей, электротехника, машиностроение, архитектура, исследование операций, генетика, психология, социология, экономика, антропология, лингвистика и т.д. Существует множество практических приложений применения графовых моделей (как уже было перечислено) во многих науках.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

В психологии теория графов помогает исследовать отношения между людьми. В этом случае люди представлены в виде вершин графа, а их взаимоотношения - в виде ребер графа. При изображении графа не все детали рисунка одинаково важны; в частности, не важны геометрические свойства ребер (длина, кривизна и т.д.) и взаимное расположение вершин на плоскости. Графические представления - это описание изучаемой системы, процесса, явления с помощью теории графов как совокупности двух классов объектов: вершин и соединяющих их линий - ребер или дуг. Графы и их компоненты характеризуются определенными свойствами и набором допустимых преобразований (операций) над ними.

Структурная модель конфликта является базовой и состоит из следующих основных компонентов:

1) непустого множества элементов (субъектов) системы;

2) непустого множества отношений, включающих элементы данной социальной системы;

3) обозначение каждого отношения как позитивного или негативного (с возможной числовой характеристикой степени позитивности или негативности отношения).

Модель, сочетающая в себе все эти три компонента, представляет собой маркированный граф или диграф (ориентированный, направленный граф, все линии которого либо положительные, либо отрицательные, либо смешанные).

Существует множество практических задач, рассмотрение которых сводится к изучению разных объектов, существенные свойства которых описываются отношениями между ними. Интерес могут представлять экономические отношения, связи и отношения между людьми, событиями, состояниями и др. Рассматриваемые объекты удобно изображать точками, а отношения между ними - стрелками. Точки называются вершинами, а стрелки или произвольные линии - ребрами. Теория графов в силу своей очевидности может применяться во многих областях науки и практики, особенно эффективно ее применение и использование в современных компьютерах.

Как видим, психодиагностика дает широкий спектр разных методов исследования, которые могут быть успешно использованы исследователем в изучении любого явления. Причем, сочетание методов диагностики дает возможность анализа любого объекта комплексно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазова, С. Л. Методы психологической диагностики: учеб. Пособие [Текст] / С. Л. Алмазова // Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 116 с.

2. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование [Текст] / В. К. Гайда, В. П. Захаров // Л., 1982. - с. 100.

3. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования. [Текст] / И. Ф. Девятко // 2-е изд., исп. - М., - 2002. - 123 с.

4. Соколова Е. Т., Федотова Е. О. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) [Текст] / Е. Т. Соколова, Е. О. Федотова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. Изд-во Моск. ун-та (М.), № 3, - 77-81 с.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.