Научная статья на тему 'Методы исследований технологических схем транспортного обслу живания уборочных агрегатов'

Методы исследований технологических схем транспортного обслу живания уборочных агрегатов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УБОРОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Чулков А. С.

В основу выполненных исследований по определению рациональной организации уборочно-транспортных работ положены основные принципы построения поточных производственных процессов: непрерывность движения обрабатываемого материалов, согласованность и ритмичность операций, полная загрузка всех звеньев производственного процесса. Отсутствие синхронности в работе, простои хотя бы в одном из звеньев нарушают режим всего процесса. В статье представлены методы исследований технологических схем транспортного обслуживания уборочных агрегатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Чулков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы исследований технологических схем транспортного обслу живания уборочных агрегатов»

УДК 631.3:633/635

методы исследований технологических схем транспортного обслуживания уборочных агрегатов

А.С. Чулков - ВИМ Россельхозакадемии

E-mail:vim@vit.ru

В основу выполненных исследований по определению рациональной организации уборочно-транспортных работ положены основные принципы построения поточных производственных процессов: непрерывность движения обрабатываемого материалов, согласованность и ритмичность операций, полная загрузка всех звеньев производственного процесса. Отсутствие синхронности в работе, простои хотя бы в одном из звеньев нарушают режим всего процесса. В статье представлены методы исследований технологических схем транспортного обслуживания уборочных агрегатов.

Ключевые слова: уборочные и транспортные машины, технологические схемы, методы исследований.

Технологические схемы сборочно-транспортного процесса при уборке зерновых культур должны отвечать следующим требованиям: 1) грузоподъемность транспортных средств должна быть меньше грузоподъемности транспортных средств, используемых на транспортировке зерна. 2) сопряженные машины должны иметь возможность независимой друг от друга работы; 3) возможность использования в одной и той же поточной линии транспортных средств различных марок и грузоподъемностей.

При уборке зерновых культур наибольшее распространение в практике имеют прямые перевозки - первая схема. Они характеризуются тем, что транспортные средства, загрузившись от комбайнов, транспортируют зерно на ППОЗ. При этом в зависимости от грузоподъемности транспортное средство может принять в кузов от одного до нескольких бункеров зерна. Следовательно, их загрузка связана с перемещением по полю от одного комбайна к другому, т.е. транспортные средства при прямых перевозках, наряду с транспортной операцией, выполняют и сборочную. Достоинство этой схемы заключается в том, что для ее осуществления не требуется специализированных технических средств и могут использоваться как автомобили, так и трактора с прицепами.

Рассматриваемая схема не позволяет существенно повысить производительность транспортных средств, потому что при поточных методах уборки зерновых культур требуется жесткая согласованность транспортных средств с комбайнами во времени. Применение большегрузных транспортных средств по этой схеме к тому же связано с излишним уплотнением почвы.

Вторая схема (комбитрейлерные перевозки) - зерно от комбайнов собирается в тракторные прицепы, которые после заполнения буксируются им на край поля, к ближайшей дороге, где обмениваются на порожние (оборотные) прицепы, доставляемые сюда автомобилем-тягачом; автомобиль-тягач, отцепив порожние прицепы, загружается зерном от комбайнов, выезжает на дорогу, к нему цепляют необходимое количество груженых прицепов, и он доставляет зерно на ППОЗ. Затем описанный цикл работы повторяется.

Для облегчения формирования автопоездов трактор буксирует по полю столько прицепов, сколько их цепляют в дальнейшем к автомобилю-тягачу. Этот способ перевозки имеет две разновидности:

1) оборотные прицепы буксируются по полю с трактором; 2) оборотные прицепы

расставляются на поле автомобилем тягачом, доставляющим зерно на ППОЗ (без дополнительного трактора).

При комбитрейлерных перевозках, кроме находящихся в составе автопоездов, на поле всегда должны быть запасные прицепы, составляющие резервную емкость, в которую выгружают зерно комбайны при отсутствии автомобилей. Это позволяет сглаживать неритмичность работы комбайнов и транспортных средств, доставляющих зерно на ППОЗ, а в результате простои уборочных и транспортных машин снижаются, производительность уборочных машин повышается. В более тяжелых условиях движения по полю используют средства меньшей грузоподъемности по сравнению со средствами, производящими транспортирование зерна. Это приводит к уменьшению грузооборота материала и машин, затрат энергии и средств. Однако комбитрейлер-ные перевозки имеют и ряд недостатков, обусловленных тем, что автомобиль-тягач, как правило, является большегрузным транспортным средством, вмещающим несколько бункеров зерна, и он выполняет не только транспортные, но и сборочные операции. Запасные прицепы, составляющие резервную емкость, дают возможность загрузить в них зерно от комбайнов, но из них нельзя загрузить автомобиль-тягач. Поэтому, если автомобиль-тягач прибыл на поле, когда комбайны не готовы к разгрузке, он вынужден будет некоторое время простаивать.

По третьей схеме сбор зерна осуществляют мобильными накопителями-перегрузчиками, а перемещение с поля на ППОЗ - транспортными средствами общего назначения. При этом мобильные накопители служат, в основном, для создания на поле резервной емкости с целью компенсации варьирования рабочих циклов уборочно-транспортной техники и создания надлежащих условий для высокоэффективного использования большегрузных транспортных средств. В качестве таких накопителей могут быть использованы как самоходные, так и прицепные накопители. Самоходные накопители, изготовляемые на базе списанных комбайнов, имеют вместимость до 7 т. В районах повышенной влажности используют самоходные накопители на гусеничном ходу, которые собирают зерно от комбайнов, вывозят его на край поля и перегружают в обычные транспортные средства. Последние доставляют его на ППОЗ. С увеличением вместимости мобильных накопителей уменьшается зависимость комбайнов и транспортных средств друг от друга, в результате чего возрастает их про-

изводительность.

К недостаткам данной схемы можно отнести следующее: увеличение вместимости мобильных накопителей приводит к увеличению материало-металлогрузооборота, а это вызывает рост затрат энергии и средств на единицу собранной продукции, уплотнение почвы и разрушение ее структуры ходовыми аппаратами, агрегатирование прицепных накопителей с энергонасыщенными тракторами.

Четвертая схема - при транспортировании зерна используют автотягачи и оборотные полуприцепы, а на сборе зерна - тракторы с подкатной тележкой, оборудованной седельным устройством, и оборотные полуприцепы. Трактор расставляет полуприцепы в местах вероятной разгрузки бункеров или буксирует их по полю до заполнения зерном, а затем доставляет к дороге, где их прицепляют к автомобилю-тягачу. Положительным свойством этой схемы служит то, что на сборе зерна используют тракторы, приспособленные к движению по полю лучше, чем автомобили. Недостаток заключается в том, что грузоподъемность сборочного и транспортного средства одинакова, хотя в общем случае она должна быть разной.

Пятая схема: при транспортировании зерна используют энергонасыщенные тракторы типа К-701, которые буксируют одновременно сцеп из прицепов 1-ПТС-9 и 3-ПТС-12 общей грузоподъемностью 21 т. Трактор как правило, снабжается двумя комплектами прицепов. При этом, когда заполненные прицепы находятся в работе, оставленные на поле порожние прицепы заполняются зерном, для чего комбайны своим ходом подъезжают для разгрузки. По прибытии трактора на поле с разгруженными прицепами, они меняются на заполненные прицепы, и цикл работы повторяется в том же порядке. Для упорядочивания разгрузки комбайнов на поле делают соответствующие проносы с тем расчетом, чтобы при подходе к установленным на них прицепам комбайны успели заполнить свои бункеры. В уборочной группе используют более 5 комбайнов, идущих друг за другом в одной загонке. Такая группа комбайнов позволяет за одну разгрузку их бункеров заполнить большегрузные прицепы.

Рассмотренная схема значительно сокращает потребности в транспортных средствах на уборке зерновых культур, так как операция сбора зерна транспортными средствами исключается, а на транспортировании зерна используются большегрузные транспортные средства. При работе по этой схеме уменьшаются затраты энергии и

№ 4 (58) 2011

^лаэимгрскш зешейдець

Начало работы (трактор + прицеп + сменный кузов)

Ожидание намолота зерна комбайном

Подъезд к комбайну и

Выгрузка зерна из бункера в сменный

да

Т

Опускание 4— Отвоз зерна на

сменного кузова разгрузочную

Возврат в гараж

Начало работы (автомобиль + сменный кузов)

Ожидание доставки кузова с зерном

Алгоритм состояния транспортной системы при перевалочной технологии

средства на выполнение транспортной работы. К недостаткам следует отнести отсутствие возможности разгрузки комбайнов на ходу, затратное время на маневрирование, связанное с выездом из загона, использование энергонасыщенных тракторов, наличие в хозяйствах полей в основном прямоугольной формы.

Шестая схема: транспортирование зерна с поля на ППОЗ осуществляют специальными автомобилями - самосвалами, оборудованными погрузочно-разгрузочными устройствами системы «мультилифт» и сменными кузовами-контейнерами грузоподъемностью 10 т. Траспортировку зерна с участием системы «мультилифт» со сменными кузовами можно подразделить на 2 подсхемы:

1. Перевалочная с использованием сменных кузовов. В данной схеме транспортирование зерна от комбайна, до разгрузочной площадки на краю поля, выполняется трактором Т-150К с прицепом ТПМ-16 и сменным кузовом КСУ-8,5. Сменный кузов посредством «мультилифта»,

влаэитрсый землейлеф

смонтированного на прицепе, опускается на землю, а порожний устанавливается на прицеп. Заполненный зерном сменный кузов устанавливается на платформу автомобиля типа КамАЗ, также оборудованного «мультилифтом», и транспортируется на место выгрузки в хозяйстве, где производится взвешивание, оформление документов и разгрузка.

2. При больших расстояниях перевозки и количестве уборочных комбайнов на одном поле зерновой ворох транспортируется автопоездом, составленным из автомобиля с прицепом и двумя сменными

кузовами. Для составления автопоезда (подсоединение прицепа к автомобилю) предусматривается рабочий-сцепщик. Вследствие полного разделения сборочных и транспортных операций, транспортные средства для их выполнения можно выбрать по вместимости и параметрам ходовых систем оптимальными, в соответствии с назначением этих средств. Продолжительность нахождения транспортного средства, в поле, в процессе взаимного функционирования с уборочной техникой (ожидание комбайна под разгрузку, подъезд к ним, маневрирование и отвоз продукции) носит вероятностный характер. Логический алгоритм возможных состояний транспортного средства при поточной технологии показан на рисунке.

Седьмая схема: сборочные операции отделены от транспортных и производятся разными техническими средствами. Сопряжение сборочных транспортных средств осуществляется при помощи стационарного накопителя-перегрузчика. Достоинство заключается в том, что транспортные средства на сборе и транспортировке зерна могут быть выбраны в соответствии с условиями работы каждого звена независимо друг от друга с оптимальными параметрами, причем, в качестве этих средств могут использоваться средства общего назначения. Кроме того, компенсация варьирования рабочих циклов комбайнов и транспортных средств производится не за счет избытка транспортных средств (которых как правило, не хватает), а за счет выбора соответствующей емкости накопителя.

Недостаток - большие капитальные затраты на изготовление стационарных накопителей при непродолжительном периоде их работы в течение года. Вследствие этого данная схема может быть применена не во всех районах, а только в тех, где хозяйства имеют значительные площади.

Восьмая схема предусматривает применение стационарно-передвижного бункера-перегрузчика, который периодически перемещается от одного участка к другому без зерна и устанавливается на краю или в середине поля. При работе по данной схеме транспортные средства сравнительно небольшой грузоподъемности собирают зерно от комбайнов и доставляют его в бункер-перегрузчик, при этом перемещаются они только в пределах поля. Из бункера-перегрузчика зерно погружается в транспортные средства, которые доставляют его на ППОЗ. Компенсация варьирования рабочих циклов комбайнов и транспортных средств осуществляется за счет емкости бункера-накопителя, что приводит к снижению потребного количества транспортных средств. Предложенная схема заслуживает внимания, но она сложна в изготовлении.

Из рассмотренных технологических схем сборочно-транспортного процесса при уборке зерновых культур наибольшее внимание заслуживает шестая схема с применением контейнеров в виде сменных кузовов.

A.S.Chulkov. METHODS OF RESEARCHES OF TECHNOLOGICAL SCHEMES

TRANSPORT SERVICE OF HARVEST UNITS

Main principles of construction of line productions are put in a basis of the executed researches by definition of the rational organization of uborochno-transport works: a continuity of movement processed materials, coordination and rhythm of operations, a total load of all links of production. Absence of synchronism in work, idle times at least in one of links break a mode of all process. In article methods of researches of technological schemes of transport service of harvest units are presented.

Keywords: harvest and transport cars, technological schemes, methods of researches.

№ 4 (58) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.