Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТНОСТЬ / КРАСИВОЕ ПИСЬМО / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ГЛУБОКОЕ МЫШЛЕНИЕ / БЕГЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рузиева М. Я., Эргашева Т. Ш.

в статье анализируется использование словарей родного языка в начальных классах и на уроках чтения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF USING EDUCATIONAL DICTIONARIES IN THE LESSONS OF THE NATIVE LANGUAGE AND READING IN PRIMARY CLASSES

the article analyzes the use of native language dictionaries in elementary grades and in reading classes at school.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ НА

УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССАХ

1 2 Рузиева М.Я. , Эргашева Т.Ш.

Email: [email protected]

1Рузиева Мохичехра Якубовна - кандидат педагогических наук, доцент, .заведующая кафедрой, кафедра теории начального образования; 2Эргашева Турсуной Шавкатжон кызы - студент, факультет дошкольного и начального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется использование словарей родного языка в начальных классах и на уроках чтения в школе.

Ключевые слова: грамотность, красивое письмо, развитие речи, глубокое мышление, беглость.

METHODS OF USING EDUCATIONAL DICTIONARIES IN THE LESSONS OF THE NATIVE LANGUAGE AND READING IN PRIMARY CLASSES Ruzieva M.Ya.1, Ergasheva T.Sh.2

1Ruzieva Mokhichehra Yakubovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Head of Department, DEPARTMENT OF THEORY OF PRIMARY EDUCATION;

2Ergasheva Tursunoy Shavkatjon kyzy - Student, FACULTY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the use of native language dictionaries in elementary grades and in reading classes at school.

Keywords: literacy, beautiful writing, speech development, deep thinking, fluency.

УДК 372.881.1

Начальное образование, несомненно, является прочным фундаментом для развития совершенной личности. Известно, что большая часть важной задачи воспитания младших школьников решается на уроках чтения. Ведущую роль всех занятий по родному языку и уроков чтения занимает развитие речи, включающее в себя такие задачи, как обучение грамоте, развитие мелкого письма и расширение кругозора учащихся. Речь у всех красивая, совершенная, произношение ясное и беглое, мышление широкое, а понимание глубокое. Через речь люди также выражают свои внутренние чувства.

Учащийся, не знающий или не умеющий бегло говорить, правильно писать, бегло и ясно излагать свои мысли, не сможет успешно овладеть какими-либо знаниями. В связи с этим великие писатели, обладающие глубоким пониманием значения слов и речи, неоднократно заявляли, что умение говорить и сила красивой речи есть ни с чем не сравнимое благо. Уроки чтения занимают особое место среди других предметов при развитии мышления и речи учащихся,

осуществлении нравственного воспитания, а также всестороннем развитии личности учащегося. В процессе занятий по чтению совершенствуются навыки чтения учащихся, вырабатывается их способность правильно, осознанно и выразительно читать, понимать идею художественного произведения. Чтение и работа над произведениями искусства самых разных жанров в Книге для чтения расширяет представления учащихся о существовании и реальности.

В первом классе учащиеся учатся читать осознанно, правильно и равномерно. Постепенно преодолеваются трудности в произношении некоторых звуков речи. Учащиеся усваивают содержание прочитанных текстов на основе вспомогательных вопросов учителя, а также рассказывания небольшого объема текста с использованием нарисованной на нем картинки.

У второклассников развивается умение читать слово целиком, проявляется стремление читать осознанно, правильно, выразительно. Скорость чтения увеличивается. Некоторые тексты начинают читать самостоятельно, не издавая ни звука. Под руководством учителя они выявляют основную мысль прочитанного текста, учатся описывать словами некоторые события в нем. При чтении и пересказе текста на основе вопросов обращают внимание на точность и ясность речи учащихся, уместность употребления слов в речи.

В третьем классе учащиеся чаще читают слова целиком и больше внимания уделяют сознательному и выразительному чтению. Они смогут размышлять над содержанием текста и определять направление событий. На этом занятии также будет продолжена работа над художественными особенностями прочитанного произведения.

В четвертом классе учащиеся полностью понимают значение слов в тексте и учатся правильно читать. Студенты смогут пересказывать содержание, делить текст на части и самостоятельно составлять несложные планы.

Уроки чтения в начальной школе занимают особое место в системе образования по своей сути, цели и задачам. Потому что она основана на грамотности и нравственном воспитании. Вот почему обучение другим предметам невозможно представить без обучения чтению.

Если уроки чтения организуются в форме ознакомления учащихся со слогами, словами и словосочетаниями при обучении грамоте и их чтения, рассказывания их по картинкам, то чтение после освоения техники чтения носит специфический характер на основе избранных художественных, научных и популярные тексты по темам. Отдельные темы, включенные в учебники начальной школы «Чтение», обусловлены введением учащихся в волшебный мир художественной литературы, правильным формированием их мировоззрения на основе идеологии национальной независимости, воспитанием учащихся в духе высоких нравственных ценностей на основе национальной идеологии, при обеспечении грамотности учащихся.

Художественные произведения являются самым надежным источником в обогащении словарного запаса и речи учащихся. В процессе знакомства и анализа художественных произведений на уроках чтения также происходит обогащение словарного запаса учащихся по отдельным темам.

Значение слова не поясняется при чтении текста. При необходимости внимание учащихся привлекается к краткому комментарию, не отвлекаясь от содержания текста. Слова, используемые в переносном значении, объясняются после прочтения текста. Потому что их смысл лучше понять из содержания текста. Очевидно, что учащимся важно овладеть лексикой языка и превратить ее в собственное достояние, чтобы приобретать знания, предназначенные для обучения, применять их на практике. Хотя методические рекомендации по общим направлениям, направлениям, источникам работы над словарем в начальных классах разработаны, они еще не находятся в удовлетворительном состоянии.

Методика работы со словарем в школе предусматривает четыре основных направления: изучение новых значений. Для изучения словарного запаса родного языка учащийся должен ежедневно добавлять в словарь 8-10 новых слов, в том числе 4-6 слов на уроках родного языка, т.е. они должны усвоить значение.

2. Уточнить словарь учащихся. Сюда входят:

1) полное овладение значением слов, которые читатель еще не усвоил досконально, т. е. включение этих слов в текст, сопоставление слов с близким значением, уточнение их значения путем подбора антонимов;

2) овладение метафорическим значением слова, многозначностью слов;

3) усвоение синонимов слов, семантических аспектов слов-синонимов;

4) усвоение значения некоторых фразеологизмов.

3. Активизация словаря, т. е. перевод слов из неактивного словаря в активный словарь, смысл которых учащиеся понимают, но не используют в своей речевой деятельности. Для этого с участием этих слов формируются словосочетания и предложения, которые используются в пересказе, разговоре, повествовании и сочинении чтеца.

4. Перенести слова, не употребляемые в литературном языке, из активного словаря учащихся в пассивный словарь. К таким словам относятся простые слова и словосочетания, диалекты и слова социальной группы, употребляемые в некоторых литературных произведениях и разговорной речи, не попадающие в норму литературного языка, которые дети усвоили под влиянием своей речевой среды. Усвоив понятие нормы литературного языка, учащиеся начинают употреблять слова литературного языка вместо объясненных выше слов.

Одним словом, работа над объяснением значения слова обогащает словарный запас учащихся, делая их речь более плавной. Работа над словарем должна проводиться регулярно как на уроках родного языка, так и на уроках чтения.

Список литературы /References

1. Davronov N.I. Development of physical qualities of children in the heritage of our ancestors // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol., 2020. Т. 8. № 3.

2. Давронов Н.И. «Авеста» как ценность и источник по физическому воспитанию молодежи // Педагогическое образование и наука, 2020. № 1. С. 87-91.

3. Давронов Н.И. Предотвращения вредных привычек у подростков на основе физической культуры и спорта // European Research, 2018. С. 132-134.

4. Ismoilovich D.N. National folk games a means of development of physical attitudes in primary school students // Middle European Scientific Bulletin, 2021. Т. 12. С. 166-169.

5. Давронов Н.И., Эргашев А.У., Ходжиев М.Х. Организационно-педагогические условия раннего занятия настольным теннисом в детско-юношеских спортивных школах // Проблемы науки, 2021. С. 60.

6. Турдиева Г. 5o'lajak boshlang'ich sinf o'qituvchisini tayyorlashda o'qitishning innovatsion usullari va elektron ta'lim tizimlaridan foydalanish// Pedagogik mahorat ilmiy-nazariy va metodik jurnal maxsus son (2020-yil, dekabr). 210-213 bet.

7. Турдиева Г. Masofaviy ta'lim-talabalarning mustaqil ta'lim olishini tashkillashtirishning asosiy vositasi sifatida// "Математика, физика ва ахборот технологияларининг долзарб муаммолари" мавзусидаги Республика мщёсидаги онлайн илмий-амалий анжумани ТЕЗИСЛАР ТУПЛАМИ Бухоро, 2020 йил. 15 апрель.

8. Исматова Н.Б. Технология развития профессиональных интересов будущих преподавателей посредством интеграции педагогических циклов // Научный журнал, 2020. №. 9. С. 9-11.

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.5281/zenodo.5558617/ (дата обращения: 16.02.2022).

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.5281/zenodo.5567844/ (дата обращения: 16.02.2022).

PSYCHOLOGICAL DESCRIPTION OF SPORT AND PSYCOLOGICAL DEVELOPMENT OF SPORTSMEN Fayziev Ya.Z.1, Bоzоrova S.S.2, Ziyeev D.Ya.3 Email: [email protected]

'Fayziev Yahshi Ziyevich - Assistant Professor, INTERFACULTY DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS; 2Bozorova Safia Safar kizi - Student, FACULTY OF PHYSICAL CULTURE; 3Ziyeev Dilshod Yahshi ugli - Student, DIRECTION: GENERAL PREVENTION,

BUKHARA MEDICAL INSTITUTE, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: many sports have been developing rapidly in Uzbekistan in recent years. Each sport is unique, has a physical character that requires special attention and requires psychological preparation.

Keywords: sport, physical development, athletes, psychological preparation.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СПОРТСМЕНОВ Файзиев Я.З.1, Бозорова С.С.2, Зиёев Д.Я.3

'Файзиев Яхши Зиёевич - доцент, межфакультетская кафедра физкультуры и спорта; 2Бозорова Сафия Сафар кизи - студент, факультет физической культуры, Бухарский государственный университет; 3Зиёев Дилшод Яхши угли - студент, направление: общая профилактика, Бухарский медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в последние годы в Узбекистане стремительно развиваются многие виды спорта. Каждый вид спорта уникален, отличается физическим характером, который требует особого внимания и требует психологической подготовки. Ключевые слова: спорт, физическое развитие, атлеты, психологическая подготовка.

After gaining the independence our republic has participated in a number of championships and international olympic games. Therefore, in recent years, many sports have been rapidly developing in our country. Every sport is unique and differs in the nature of the physical features, which requires special attention and requires psychological preparation, and also has tactically defined rules. Our sports are divided into the following five groups depending on the physical activity of the athletes. It is considered appropriate to highlight: The first group of sports includes boxing, all kinds of wrestling, gymnastics, light and weightlifting, swimming, sports, fencing and so on.

As it is obvious, athletes in any sport win competitions with all their physical and mental abilities and in any difficult situation they force themselves to recover. However, every sport

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.