Научная статья на тему 'Методы использования PR-действий в «Космической гонке» между СССР и США'

Методы использования PR-действий в «Космической гонке» между СССР и США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
601
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ХОЛОДНОЙ ВОЙНА" / "КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА" / "COLD WAR" / "THE SPACE RACE"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бутерус А.А., Базан К.Е.

Говорится о таком явлении, как «Космическая гонка». Долговременный конфликт между двумя сверхдержавами, где «Космическая гонка» последствие «холодной войны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF USING THE PR-ACTION IN THE “THE SPACE RACE” BETWEEN THE USSR AND THE USA

In this paper we will describe the phenomenon of “the space race”. The long-term conflict between the two superpowers involved in the “space race” is a consequence of the “Cold War”.

Текст научной работы на тему «Методы использования PR-действий в «Космической гонке» между СССР и США»

УДК 339.138

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PR-ДЕЙСТВИЙ В «КОСМИЧЕСКОЙ ГОНКЕ»

МЕЖДУ СССР И США

А. А. Бутерус, К. Е. Базан Научный руководитель - Н. В. Федорова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: aidayad@mail.ru

Говорится о таком явлении, как «Космическая гонка». Долговременный конфликт между двумя сверхдержавами, где «Космическая гонка» последствие «холодной войны».

Ключевые слова: «холодной война», «Космическая гонка».

METHODS OF USING THE PR-ACTION IN THE "THE SPACE RACE" BETWEEN THE USSR AND THE USA

A. A. Buterus, K. E. Bazan Scientific Supervisor - N. V. Fedorova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: aidayad@mail.ru

In this paper we will describe the phenomenon of "the space race". The long-term conflict between the two superpowers involved in the "space race" is a consequence of the "Cold War".

Keywords: "Cold War", "The Space race".

Актуальностью работы является то, что на данный момент «Космическая гонка» продолжается. Начиная с 1957 года, этот период был продуктивным, ведь произошло большое количество открытий и произведены работы по покорению космосу, такие как запуск искусственных спутников земли, высадка на луну, отправка в космос людей, а также животных. В настоящий момент она продолжается и доказательство этому - покорение Марса (как всем известно, еще в 1960 годы были попытки исследования планеты Советским Союзом). Объектом нашей работы является «космическая гонка», а предметом - PR-действия в «космической гонке».

Вторая мировая война принесла много потерь, но также и создала такое явление, как «Космическая гонка». Это была гонка между сверхдержавами - СССР и США. Причем показателем этой силы было то, что Америка обладала монополией на атомное оружие, а СССР был победителем войны и той державой, у которой также было достаточно оружия. [1] Но лидером на этой арене должен был быть один, поэтому и началась та самая гонка, о которой наслышан каждый.

Мы решили рассмотреть этот исторический факт и постараться доказать, что «Космическая гонка» является не только важным этапом в истории человечества, но и конфликтом, которым хорошо управляли две державы, с помощью PR-действий.

В первую очередь нужно исходить из понятия «конфликт», которое тесно связано с такой наукой, как конфликтология, но данный термин присутствует, также и в сфере PR. Конфликт - это динамический тип общественных взаимоотношений, вырастающих из потенциально возможных и реальных столкновений субъектов, на основе противоречиво осознаваемых предпочтений, ценностей и, конечно, интересов. Данное понятие показывает, что существуют определенные опасные сферы жизни общества и взаимозависимые комплексы людей. Также, это понятие предлагает подумать над тем, возможны ли во внешне бесконфликтных условиях столкновения между сторонами, как реагировать, и как далее можно было бы их нейтрализовать. И последнее, дает нам понять, что конфликт или кризис сложно устранить, а это значит, что лучше подумать, как с ними справиться, а в лучшем случае

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

научиться ими управлять. Существует несколько кризисных последствий, таких как: негативная (например, отрицательное восприятие потребителей данного продукта), нейтральная (например, нововведение по отношению к продукту), положительная (например, освоение или выход на новые рынки) общественная тенденция, которая представляет собой какую-либо угрозу репутации и прибыли компании [2].

Рассмотрев кризисные последствия, можно отнести «Космическую гонку» к нейтральной общественной тенденции, так как соперничество между СССР и США было именно в период после «Холодной войны», всем известного противостояния между двумя этими лидерами и их союзниками с обеих сторон, вследствие этого имело место быть нововведениям в космической отрасли. Начало «Космической гонки» относится к 1957 году (по историческим данным ее конец был в 1975 году) и именно с этого момента начинается все противоборство с использованием нововведений относительно космоса. Ведь 21 августа была создана первая межконтинентальная баллистическая ракета «Р-7», а потом уже 4 октября 1957 года был запущен в космос первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» и все это было со стороны Советского Союза. Конечно, Америка не хотела отставать и следом же вступила в эту знаменитую гонку. Ранее 1955 году обе страны заявили на весь мир, что осуществят запуск спутника в Международном геофизическом году, т. е. (1957-1958) [3].

Мероприятия, по которым мы с вами можем отнести данный период к хорошему PR, является то, что во времена Советского союза, у всех на слуху были имена всех звездных космонавтов, такие как Гагарин Ю. А., Леонов А. А., Джанибеков В. А. и другие. Запускались телерепортажи с комических стартов со станций «Салют» и «Мир». Именно с того времени, нас манит космос и появляется к нему интерес. Нельзя не согласиться, что «Роскосмос» информировало в новостях и жизнь на МКС, отрывки из ракетных стартов, не просто так, ведь в первую очередь им необходимо было создать положительный образ космоса, чтобы отвлечь людей от проблем [4].

Измерение сил и возможностей принесли много пользы, но также и нанесли урон. Так что этот период всегда являлся конфликтом, противостоянием, и, конечно, пропагандой. Данный конфликт, по нашему мнению, является ничем иным, как приемом «хвали и сравнивай», каждая сторона старалась внести что-то новое за короткий период времени и каждый считался первооткрывателем, но также всегда проводилась параллель между ними [5]. Космическое пространство служило лишь весомым поводом для продолжения данной борьбы, как много лет назад, так и в настоящее время.

На данный период времени, это противостояние продолжается, так как главенство в мире -мечтает занять каждый. Но только теперь между США и Россией [6]. У США есть угроза закрытия многих проектов по исследованию солнечной системы, а Россия находится внутри архаизации и чувствует воздействие санкций от запада. Сама архаизация не приемлет изучение космического пространства за пределами потребительской выгоды для страны в условиях санкций. Если говорить о главных событиях в этой гонке, то в первую очередь - это покорение Марса [7]. 14 марта 2016 года был совершен запуск, в космос были отправлены два аппарата - орбитальный модуль TGO (Teace Gas Orbiter, который займется анализом состава атмосферы планеты и ретрансляцией данных) и демонстрационный десантный модуль Schiaparelli (отработает вход в атмосферу и посадку на поверхность Марса). Для вывода их в космос с Байконура были задействованы российская ракета-носитель "Протон-М" и разгонный блок "Бриз-М" [8].

Таким образом, мы можем сказать, что соревнование в космосе не было столь безобидным, как это могло показаться на первый взгляд. Оно, с одной стороны, форсировало развитие космонавтики, с другой - деформировало его логику. Цель приема «хвали и сравнивай» - внести напряженность между конкретными лицами - осуществлена.

Библиографические ссылки

1. Космическая гонка [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture.ru/materials/50445 (дата обращения: 28.02.2016).

2. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. // Гл.. 2. Кризис как конфликт интересов: PR-действий в целях управления конфликтом. Конфликт и «тлеющий» кризис - повседневная реальность. М. : Дело, 2006. C. 435., 48 с. вкл. (Сер. «Классический университетский учебник»).

3. Олейник А. А. Освоение космического пространства как одна из составляющих экономического подъема России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : тез. Междунар. науч.-практ. конф. творческой молодежи. 2015. Т. 2. С. 724.

4. Зачем человечеству колонизировать Марс? [Электронный ресурс]. URL.: http://hvylya.net/ analytics/tech/zachem-chelovechestvu-kolonizirovat-mars.html (дата обращения: 22.03.2016).

5. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. // Гл. 2. Кризис как конфликт интересов: PR-действий в целях управления конфликтом. Локальные приемы и механизмы управления конфликтами. М. : Дело, 2006. C. 444., 48 с. вкл. (Сер. «Классический университетский учебник»).

6. Источник: российско-европейскую станцию запустят к Марсу после полудня 14 марта.: [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/kosmos/2577533 (дата обращения: 22.03.2016).

7. Космический пиар. Кто и как делает космос популярным? [Электронный ресурс]. URL: http://www.fastcult.ru/587889.html (дата обращения: 30.03.2016).

8. Россия-Америка. Холодная война. Космическая гонка [Электронный ресурс]. URL: http://raznesi.info/blog/post/509 (дата обращения: 07.03.2016).

© Бутерус А. А., Базан К. Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.