Научная статья на тему 'Методы интеракции на занятиях по английскому языку для успешного вовлечения курсантов в языковую среду'

Методы интеракции на занятиях по английскому языку для успешного вовлечения курсантов в языковую среду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ИНТЕРАКЦИЯ / ЯЗЫК / METHOD / INTERACTION / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина А. С.

В статье рассматривается роль методов интеракции при обучении английскому языку будущих специалистов военного вуза. Приводятся примеры некоторых инновационных интерактивных методов и приемов для курсантов на занятии по английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTIVE METHODS IN ENGLISH CLASSES FOR SUCCESSFUL INVOLVEMENT OF CADETS IN THE LANGUAGE ENVIRONMENT

The article considers the role of the interactive methods while teaching English to the future specialists of the military institute. Some examples of innovative interactive methods in English classes are given for cadets.

Текст научной работы на тему «Методы интеракции на занятиях по английскому языку для успешного вовлечения курсантов в языковую среду»

УДК 378.147

А. С. Никулина

преподаватель, кафедра иностранных языков, Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) ФГКВОУ ВПО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва»

МЕТОДЫ ИНТЕРАКЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ЯЗЫКОВУЮ СРЕДУ

Аннотация. В статье рассматривается роль методов интеракции при обучении английскому языку будущих специалистов военного вуза. Приводятся примеры некоторых инновационных интерактивных методов и приемов для курсантов на занятии по английскому языку.

Ключевые слова: метод, интеракция, язык.

A.S. Nikulina, Volsk Military Logistics Institute

THE INTERACTIVE METHODS IN ENGLISH CLASSES FOR SUCCESSFUL INVOLVEMENT OF CADETS

IN THE LANGUAGE ENVIRONMENT

Abstract. The article considers the role of the interactive methods while teaching English to the future specialists of the military institute. Some examples of innovative interactive methods in English classes are given for cadets.

Keywords: method, interaction, language.

Современная система высшего образования вынуждена адаптироваться к стремительным переменам, происходящим в мире в области культуры, политики, экономики. Соответственно меняются и требования, предъявляемые к современному выпускнику как будущему специалисту. Профессиональное становление обучающегося происходит не только в сфере специальных интересов, большое значение имеет самообразование и изучение дисциплин, способствующих разностороннему развитию личности специалиста. Именно с этим связано большое внимание, уделяемое изучению иностранного языка в современных военных неязыковых вузах.

В условиях требований нового ФГОС 3 поколения преподавание иностранного языка в военном неязыковом вузе должно перейти на принципиально новую ступень. Необходимы новые разработки для формирования языковой личности нового типа. Для достижения этих целей процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы курсант стал субъектом образовательного процесса, человеком, готовым учиться всю жизнь. Именно поэтому современное занятие по иностранному языку должно быть построено совершенно по-новому. Учитывая, что преподавателю иностранного языка приходится работать с курсантами в условиях отсутствия языковой среды, в этой связи использование методов интеракции в процессе преподавания несет неоспоримое преимущество, как для курсантов, так и для преподавателей, так как предполагает обучение, построенное на взаимодействии.

Понятие «интеракция» в переводе с английского языка означает «взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга». Таким образом, обучение, построенное на методах интеракции на занятиях по иностранному языку, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию и совместному решению общих задач. При интерактивном обучении каждый обучающийся становится вовлеченным в образовательный процесс, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Такое взаимодействие помогает каждому участнику образовательного процесса внести свой вклад в достижение общего результата, но и учит нести ответственность за его результаты.

Рассмотрим несколько методов интеракции, применяемых на практических занятиях по

английскому языку.

Метод «пила» (jigsaw), при котором курсанты организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Так, например, тема «The US Armed Forces» может быть представлена в виде следующих вопросов для изучения: «The Army», «The Navy», «The Air Forces».

На первом этапе цель каждого курсанта, находящегося в разных группах, состоит в том, чтобы подобрать материал по своему вопросу. На втором этапе, курсанты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, кооперируются и обмениваются мнениями по изученной информации, выступая в роли «экспертов». Затем они возвращаются в группы и делятся полученными сведениями с другими участниками. Те, в свою очередь, рассказывают о своей части задания.

Курсанты должны понимать, что для полного усвоения материала по данной проблеме им необходимо внимательно слушать своих товарищей, делая записи в тетради по наиболее сложным вопросам. Преподавателю отводится в данном случае наименьшая роль: он лишь выступает в роли негласного координатора. Все курсанты заинтересованы в том, чтобы все партнеры по команде добросовестно подошли к выполнению поставленной задачи, так как это может отразиться на итоговой оценке. Оценивается, как правило, как каждый курсант отдельно, так и вся группа в целом. На завершающем этапе преподаватель задает каждому курсанту любой вопрос по теме.

Метод «синквейн» позволяет в нескольких словах охарактеризовать учебный материал по теме. Синквейн состоит из пяти строк, в которых обобщена информация по теме. Для достижения эффективного результата составление синквейна целесообразнее организовать в парах или микрогруппах. В связи с этим необходимо знать правила написания синквейна:

1. Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).

2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример: Тема «US Rations». Курсанты могут составить синквейн следующим образом:

1) ration;

2) field, combat;

3) is stored, is packed, can be eaten;

4) a fixed daily portion of food;

5) allowance.

Не менее эффективным методом является использование ролевых/деловых игр особенно при изучении таких тем, как «My Military Institute», «Foodstuffs», «Military Uniforms». На практике можно проследить, как во время игр активизируется стремление курсантов к контакту друг с другом и преподавателем. Посредством применения игровых технологий курсанты изучают английский язык в веселой и увлекательной форме, таким образом, повышается интерес к изучаемому материалу, развивается память, внимание, сообразительность.

Учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» в военном институте материального обеспечения города Вольска включает изучение различных тем. Каждая из тем предполагает использование на практических занятиях по английскому языку аутентичных текстов профессионально ориентированного характера. Наряду с ними курсантам предлагаются к просмотру короткометражные видеоролики. Например, при изучении темы «The US Army» можно применить видеосюжет «Overview of the Army» длительностью около 1 минуты. Обсуждение видеосюжета происхо-

дит в форме беседы, а также выполнения интерактивных упражнений, в частности подготовки к диалогу с использованием фраз, услышанных в фильме, что способствует закреплению, как лексических единиц, так и грамматического материала. Использование видеосюжетов при обучении английскому языку, делает занятие живым и интересным, а также позволяет создать условия развития способности курсантов к коммуникации в незнакомой обстановке, что способствует профессиональному становлению курсантов как будущих военных специалистов.

Рисунок 1 - Ментальная карта

Известно, что, предложенный Тони Бьюзеном, термин «MindMap» послужил основой для продвижения современной технологии в образовании путем составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты). Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, недостающие элементы, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок. Пример составления «ментальной карты» по теме «Gasolines» можно видеть на рисунке 1.

В заключение необходимо отметить, что методы интеракции на занятиях по английскому языку в военном вузе обеспечивают смену различных форм работы на занятии, приучают курсантов работать в команде, терпимо относиться к мнению своих товарищей, развивают ком-

муникативные умения и навыки, что положительно сказывается на успешном вовлечении курсантов в языковую среду. Использование интерактивных методов значительно усиливает эффективность усвоения учебного материала, а, следовательно, и мотивацию к изучению иностранного языка со стороны курсантов.

Список литературы:

1. Бакленева, С.А. Профессиональное становление будущих военных специалистов на основе иноязычных видеоматериалов / С.А. Бакленева, Т.В. Ларина // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-4. - С. 822-825.

2. Добрынина, Д.В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения / Д.В. Добрынина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 172-176.

3. Мясоед, Т.А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / Т.А. Мясоед. - М.: Академия, 2004. - 75 с.

4. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Наука, 2009. - 52 с.

5. Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова. - М.: Роспеда-гентство, 2005. - 110 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.