Научная статья на тему 'Методы и технологии современной бизнес-психологии'

Методы и технологии современной бизнес-психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1647
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА / БИЗНЕСПСИХОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / BUSINESS PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGY OF BUSINESS / METHODS / TECHNOLOGY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аглямова Д.Н., Акобиршоев Х.Р., Ганиева А.М., Зыкова О.С., Исмагилова Р.Р.

Бизнес является относительно новым (после длительного перерыва) в России видом деятельности, поэтому постепенно фиксируется название группы психология бизнеса, психология в бизнесе, бизнес-психология и т.п. являются неестественными для русского языка (сравнительно: психология в спорте, психология и спорт и т.п.). В связи с этим многие ученые теоретики, ученые исследователи все активнее стараются разрабатывать новые методы, или адаптировать уже существующие под условия, которые будут уместны для внедрения в область бизнес психологии Технологии также тщательно разрабатываются авторами или коллективами авторов. Все они новы, актуальны, но изданы в отдельных источниках, которое требует длительного времени для их поиска. Поэтому наш коллектив авторов взял на себя ответственность провести обзор всех существующих на сегодняшний день методов и технологий в области психологии бизнеса и описать их в настоящей научной работе. Также нами был сделан анализ сочетаемости представленных методов и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аглямова Д.Н., Акобиршоев Х.Р., Ганиева А.М., Зыкова О.С., Исмагилова Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNOLOGY OF MODERN BUSINESS PSYCHOLOGY

Business is relatively new (after a long break) in the Russian activity, so gradually fixed group name business psychology, business psychology, business psychology, etc. It is unnatural for Russian language (rather: psychology in sport psychology and sport, etc.). In this regard, many scientists theorists, scientists researchers are actively trying to develop new techniques or adapt existing ones under conditions that are appropriate for implementation in the area of ​​business psychology. Technology is also carefully designed by the authors or groups of authors. They are all new, relevant, but published in a separate source, which requires a long time to find them. Therefore, our team of authors has taken the responsibility to review all currently existing methods and technologies in the field of business psychology and to describe them in this scientific work. contact was also made an analysis of the compatibility of the presented methods and technologies.

Текст научной работы на тему «Методы и технологии современной бизнес-психологии»

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИИ

Д.Н. Аглямова, магистрант Х.Р. Акобиршоев, магистрант

A.М. Ганиева, магистрант О.С. Зыкова, магистрант Р.Р. Исмагилова, магистрант

B.А. Сафина, магистрант Е.В. Хворостьева, магистрант П.Э. Ходжиев, магистрант

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

Аннотация. Бизнес является относительно новым (после длительного перерыва) в России видом деятельности, поэтому постепенно фиксируется название группы - психология бизнеса, психология в бизнесе, бизнес-психология и т.п. являются неестественными для русского языка (сравнительно: психология в спорте, психология и спорт и т.п.).

В связи с этим многие ученые - теоретики, ученые - исследователи все активнее стараются разрабатывать новые методы, или адаптировать уже существующие - под условия, которые будут уместны для внедрения в область бизнес - психологии Технологии также тщательно разрабатываются авторами или коллективами авторов. Все они новы, актуальны, но изданы в отдельных источниках, которое требует длительного времени для их поиска. Поэтому наш коллектив авторов взял на себя ответственность провести обзор всех существующих на сегодняшний день методов и технологий в области психологии бизнеса и описать их в настоящей научной работе. Также нами был сделан анализ сочетаемости представленных методов и технологий.

Ключевые слова: психология бизнеса, бизнес- психология, методы, технологии, эффективность.

Цель данной статьи - провести обзор уже существующих на сегодняшний день методов и технологий в области бизнес -психологии и оценить сочетаемость представленных технологий и методов для проведения серьезных работ в области психологии бизнеса.

Предназначение прикладной психологии - оказать помощь и содействие отдельным людям, группам и корпоративным организациям в решении их жизненных проблем в кризисных ситуациях, будь то личные проблемы или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в деловом мире. Вместе с тем возможности оказания психологической помощи и поддержки населения получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад в связи с созданием в нашей стране психологической службы. Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой - помочь человеку адаптироваться в сложных усло-

виях социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути ее решения, возможности изменения. Прикладная психология ориентирована на организацию взаимодействия профессионалов, прежде всего с клиентами и заказчиками [3].

Основные методы и технологии в современной прикладной психологии носят активный характер, они направлены на изменения, заметные и значительные как для самого клиента, так и для целой организации [1]. Следствием социально-экономического развития страны в настоящее время являются растущие потребности в организации действенной психологической службы [10].

Бизнес - это такая же обычная деятельность, как спорт, наука или политика. Главное содержание этой деятельности -это соединение товаров и услуг с нашими собственными потребностями, и не особенно важно, производятся ли эти товары

и услуги самим бизнесменом, или он занят тем, что в недавних традициях было принято называть «посредничеством», а на деле представляет собой очень важную функцию приближения товара и услуги к потребителю. Результативность этой деятельности оценивается очень жестким показателем дохода или прибыли, которую получает от своей деятельности бизнесмен, а неустанное соревнование - конкуренция действующих бизнесов между собой - вынуждает все время искать новые пути решения этой задачи [8]. Бизнес, как и любую деятельность, отличает множество своеобразных особенностей. Сегодня это одна из наиболее быстро эволюционирующих разновидностей человеческой деятельности. Причем особенно ярко начало ее нового эволюционного скачка наблюдается именно на переломе XX в., в период последней «революции в бизнесе».

В той или иной мере используя достижения и разработки психологии в маркетинге и рекламе, а также в менеджменте, особенно в той сфере, которая относится к мотивации персонала и к вопросам групповой динамики, формированию команд, бизнес практически отвергает сегодня психологию в ее наиболее «заповедных» сферах, в том, что связано с подбором и оценкой кадров [6]. По большому счету бизнес отдал предпочтение интуиции и практическому опыту менеджера как более экономичному и в целом не менее надежному инструменту. Однако такое пренебрежение психологией со стороны бизнеса - не повод для того, чтобы психология сама не сделала бизнес предметом своего внимания. Тем более что в сегодняшней жизни бизнес - одна из наиболее массовых сфер деятельности человека и события, происходящие в этой сфере, во многом определяют направление движения человечества. И одна из наиболее привлекательных тем для психологического взгляда на бизнес - это жизненный путь человека, реализующего себя в этой деятельности. Долгий, сложный и преисполненный опасностей путь, который может оказаться дорогой индивидуации, самореализации человека, но может и завершаться крахом надежд и жизненным кри-

зисом. Путь, проходящий через стадии Предпринимателя, Менеджера, Инвестора и Лидера в бизнесе.

Необходимое для успеха в бизнесе, -это умение строить отношения с людьми. Это в равной мере значимо и в отношениях с клиентами, потребителями, и в отношениях с контрагентами - партнерами, поставщиками, и в отношениях с сотрудниками, персоналом бизнес организации. Хотя в каждой из этих сфер отношения складываются и развиваются по своим канонам, нарушения их или неудачные действия бизнесмена приводят к одним и тем же результатам. Отвернутся ли от вас ваши заказчики, разорвут ли с вами отношения партнеры или подведет персонал вашей фирмы - результатом будут неизбежные убытки, от размера которых зависит сама возможность продолжения действий в бизнесе. Чем дальше человек продвигается по пути бизнеса, тем больше подобных проблем вырастает перед ним. Он должен научиться делегировать, то есть реально отдавать свою власть и контроль над ситуацией другим людям, что требует глубокого доверия к профессиональным и личным качествам этих людей. Он должен научиться управлять большими массами людей.

Разумеется, акцент на российскую ситуацию неизбежно привносит некоторые смещения и искажения в изложение отдельных тем, совершенно иначе выглядящих в ситуации «классического» бизнеса. Это заметно, например, при рассмотрении проблем маркетинга или построения учредительских отношений. Но в то же время эта «начальная чистота» российской ситуации, возможно, позволяет яснее увидеть те важные моменты, которые уже практически невозможно рассмотреть под многолетними наслоениями истории развития бизнеса в других странах.

Методы бизнес-психологии - это все методы научно-прикладных психологических исследований (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности и др.), все разновидности метода анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания),

а также методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций [5].

Психология и бизнес связаны друг с другом гораздо теснее, чем то может показаться человеку, не вникавшему в специфику бизнес-психологии. Фактически предпринимательство подразумевает владение искусством эффективного управления производительными силами и целенаправленного совершенствования производственных отношений. Ведь все новое, лучшее все-таки производят не машины, а именно конкретные люди, находящиеся друг с другом в определенных отношениях. Получается, что именно слаженная команда профессионалов оказывается важнейшим инструментом любого производства, а самым важным товаром, с которым приходится иметь дело предпринимателю, оказывается рабочая сила, имеющая различную цену в зависимости от ее качества и производительного потенциала. Одной из важнейших забот любого предпринимателя является всестороннее и непрестанное развитие качества привлекаемых им к производственному процессу рабочих команд. Даже изобретя новый товар или услугу и, грамотно составив технологическую схему их реализации, руководитель любого производства должен осуществлять контроль над соблюдением технологических предписаний, что обязывает к активным взаимодействиям с людьми.

Кроме высокой квалификации и трудовой дисциплины, необходимо еще и само активное усердие работника, и гармоничные взаимодействия друг с другом всех членов команды, чего без высокой мотивированности на достижение лучших результатов в труде не достичь. Искусство же мотивирования вовсе не сводится к элементарным вербальным манипуляциям менеджера. Сегодняшний менеджмент осваивает стратегии контекстного мотивирования, эффективность которых обеспечивают профессионалы в области человеческих отношений. Так что управлять усер-

дием и послушанием работников без помощи профессионального психолога становится попросту невозможным.

Бизнес - это развитие людей (совершенствование команды), развитие через людей (раскрытие творческих потенциалов всех участников бизнес-процесса) и развитие для людей (выполнение фирмой своей социальной миссии, заключающейся в производстве товаров и услуг, улучшающих жизнь клиентов фирмы) [7]. Следовательно, вовсе не экономика и не финансы оказываются главными предметами изучения будущих бизнесменов, но именно психология, изучение которого ведет к пониманию внутренней жизни окружающих людей. Бизнес и психология действительно близки по-своему культуротворче-скому смыслу. Бизнес - это расцвет единства заинтересованного труда, полноценного здоровья и творческих идей. Психология - это дисциплина, ориентированная на развитие работоспособности, укрепление благополучия и освоение людьми ресурсов их собственной глубинной одаренности [9]. В некоем смысле бизнесмены и психологи оказываются коллегами, занятыми единым делом - способствующими развитию жизни людей. При этом главное понимание, полнота которого определяет успех в предпринимательстве и профессионализм в психологической работе, едино - человек есть мера всех вещей. Потому-то современное предпринимательство попросту немыслимо без привлечения профессиональных психологов к развитию бизнес - команд. Для сегодняшних бизнесменов становится естественным новое понимание стратегически значимой роли психолога в частной фирме. Современный мир ориентируется на развитие иных экономических и деловых отношений, основанных на подлинном взаимном уважении и ответственности каждого за собственную психологическую культурность.

Благодаря ознакомлению с достижениями современной практической психологии предприниматели все глубже уясняют замечательную истину о центральности самого субъекта для развития его собственного жизненного мира и о полной пластичности психики и ее открытой дос-

тупности квалифицированному творческому воздействию. Не только человек есть функция его собственного жизненного мира, включающего такие различные аспекты и области, как забота о детях, самореализация, смысл жизни. сексуальные отношения и социальный статус, но и сам жизненный мир при правильном подходе к влиянию на человека оказывается следствием изменений самого субъекта. Эффективность, трудолюбие и компетентность человека могут существенно варьироваться в зависимости от грамотного применения современных методов психологии. Сегодня психологическая работа с членами команд оказывается немаловажным фактором повышения конкурентоспособности фирмы, не отменяющим других факторов, определяющих эффективность бизнес -группы, но и не заменимым никакими другими действиями и решениями. Залогом успешного развития бизнес-процесса является эффективность мышления предпринимателя и людей, вовлеченных в орбиту совместной с ним деятельности.

Прежде всего, хотелось бы очертить границу той области, в рамках которой мы можем говорить о собственно психологических методах. Методы могут быть названы психологическими, если они имеют соответствующую процедуру измерения и используются для измерения свойств, функций и закономерностей психических явлений, к которым в научной психологии принято причислять все факты субъективного мира, начиная от бессознательных психических состояний, ощущений и переживаний, и заканчивая поведенческими аспектами и продуктами материальной и духовной культуры человека. Важной особенностью психологических методов является их зависимость от того, как каждое из многочисленных психологических направлений понимает природу психических явлений, строились и методические приемы, и процедуры измерения. Так, в психоанализе это методы беседы и проективных текстов, в бихевиористском направлении -это экспериментальные методики «проб и ошибок», в когнитивной психологии - это процедуры измерения состояний сознания с помощью психометрического шкалиро-

вания и репертуарных решеток Дж. Келли, в современной отечественной психологической школе - это формирующий и моделирующий эксперимент с полифункциональной регистрацией динамики состояния человека в заданных ситуациях.

Особенностью и главным отличием методов бизнес - психологии от методов смежных наук является то, что они:

- «работают» только для условий рыночной системы хозяйствования;

- в качестве «константы» включают факт ориентации испытуемых на прибыль;

- удобны для применения не столько в информационно- исследовательских целях, сколько для решения конкретных задач оптимизационного, консультативного и обучающего характера [1].

1. Метод наблюдения.

Его цель - выявление основных стереотипов поведения потенциальных потребителей в условиях свободного выбора. При этом необходимым условием эффективности метода является компетентность и включенность наблюдателя. Предварительно разрабатывается схема наблюдения, и выделяются психологические категории, по которым будет осуществляться наблюдение. Как правило, речь идет о невербальных стереотипах поведения.

2. Метод экспертного анализа.

Его цель - выявление сходств и отличий исследуемого продукта, товара по сравнению с идеальным или оптимальным образом этого товара, определение потенциальной возможности товара удовлетворить потребности и выявление положительного и отрицательного воздействия рекламы на потребителей.

Анализ проводится группой компетентных экспертов от 6 до 10 человек по разработанной схеме экспертного анализа. При этом выделяются категории, по которым проводится экспертиза продукта, рекламного текста, рекламного ролика и т.д. Результаты экспертного анализа обрабатываются с помощью математических методов анализа (факторный, кластерный, дисперсионный).

3. Метод опроса, анкетирования или структурированного интервью.

Целью метода является сбор информации о потребностях населения и возможностях рынка, а также наблюдение за динамикой потребления и спроса.

Анкеты или интервью составляются при участии грамотного психолога, способного корректно задавать вопросы и выстраивать их последовательно в анкете. Предварительно разрабатывается сценарий структурированного интервью, а также стратегия опроса или анкетирования, снижающая уровень недостоверности собранной информации. При этом чрезвычайно важно составить план и определить численность выборки. После обработки данных выявляется вся значимая информация. Данный метод чрезвычайно трудоемок (как правило, приходится опрашивать от 100 до 2000 человек), поэтому здесь обязательна согласованность команды исследователей.

4. Метод фокус - группы.

Исследование проводится для выявления отношения потенциальных потребителей к товару, к выведению на рынок новой марки товара, к рекламным текстам, к образу главного героя рекламного ролика, к сценариям рекламных роликов и т.д.

Для проведения этого метода необходимо наличие отдельного помещения, а также технических возможностей: видеосистемы, диктофонов и т.д. Комфортные условия создаются с помощью удобных кресел по числу участников (обычно от 6 до 12 человек), участникам предлагается выпить чай, кофе. Исследование проводится по разработанному сценарию.

Ведущий - психолог должен обладать высокой компетентностью в теме, которая подвергается исследованию, большим опытом работы с группами. Перед проведением фокус - группы разрабатываются методы снятия психологических защит участников. Как минимум два супервизора фиксируют динамику групповой дискуссии, отслеживают невербальное поведение участников группы и выявляют групповое решение. В настоящее время этот метод пользуется наибольшей популярностью в области изучения рекламной коммуникации [4].

5. Метод психосемантического шкалирования.

Целью данного метода является выявление подсознательных установок, когнитивной сложности и категориальной структурой восприятия потребителями любого предмета исследования: от отдельного товара до сценария рекламного сообщения.

Благодаря психологическим исследованиям А. Артемьевой, В. Петренко и А. Шмелева [2], применение этого метода не составляет труда для большинства психологов, являющихся выпускниками факультета психологии МГУ или знакомых с работами этих ученых. Выборка для таких исследований составляет от 10 до 100 человек

6. Метод экспериментальной аудитории.

Целями данного метода могут являться:

- моделирование поведения потенциальных потребителей в ситуации свободного выбора;

- выявление особенностей восприятия рекламной продукции;

- изучение стереотипов индивидуального сознания.

Для сравнительного эксперимента отбираются несколько групп потребителей. Далее выявляются изменяющиеся и постоянные категории в продукте или в поведении испытуемых и выбираются методы фиксации динамики переменных (это могут быть методы объективной регистрации функционального состояния человека, такие как КГР, миограмма, метод вызванных потенциалов, а также устные отчеты испытуемых или результаты наблюдения экспериментатора). Здесь очень важен выбор метода анализа полученных экспериментальных данных и их интерпретация.

7. Тестирование - стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы. Этот метод получил широкое распространение в прикладной психологии благодаря своим явным достоинствам. Тесты четко стандартизированы, просты в применении, позволяют получить за сравнительно небольшой промежуток времени конкретные данные о человеке. Кроме то-

го, тесты обладают достаточно высокой надежностью и объективностью.

В психологии существует большая разновидность тестов. Выделяют тесты различных видов: обучающие, проективные, диагностические, ситуационные и т.д. Ситуационные тесты по своей сути приближаются к естественным экспериментам. Например, когда испытуемый включается в определенную ситуацию, в которой фиксируются конкретные параметры его поведения.

Несмотря на достоинства этого метода, важно учитывать, что у него тоже есть свои ограничения, такие как потеря индивидуального подхода, усреднение человека, подгонка его под среднестатистические нормы, опасность случайных ошибок.

Поэтому необходимо следовать ряду требований к тестированию:

- анонимность и конфиденциальность исследования;

- использование теста по назначению, т.е. в соответствии с теоретической моделью психического явления или ситуации, которую он должен диагностировать;

- контроль условий проведения теста (время, место), состояния испытуемого;

- наличие четкой инструкции, стандартных бланков, необходимого оборудования.

В психологии бизнеса применяются самые разнообразные тесты, которые мы объединяем в несколько групп.

Тесты первой группы направлены на диагностику личностных качеств бизнесмена, выявление качеств, способствующих выполнению ролевого репертуара, например, качества позволяющих завести свое дело, быть лидером и руководителем, выстраивать деловые перспективы, проводить переговоры, приумножать материальные ресурсы, ценить свое здоровье и время и т.д. Эти тесты широко представлены на сайтах Интернета, поскольку находят спрос у многих как начинающих, так и опытных бизнесменов. Они используются в качестве диагностических (а возможно, и развивающих) процедур в консультировании и коучинге.

Тесты второй группы направлены на выявление уровня профессиональной под-

готовки и качеств специалистов при приеме на работу и отборе, применяются в компаниях и кадровых агентствах. В этих случаях психология бизнеса использует прежде всего арсенал психологических тестов: интеллектуальные тесты (Г. Ай-зенка и т.п.), личностные тесты (Т. Лири, Д. Кеттела и т.п.). Кроме того, применяются тесты, разработанные для диагностики профессиональных качеств специалиста, например, умения работать с информацией, грамотно составлять документы, наблюдать за партнерами переговоров и т.д.

Тесты третьей группы проводятся в рамках прикладных исследований в области психологии рекламы, потребительского поведения, в так называемых сферах нематериальных услуг и консалтинга. Например, влияние рекламы, организации пространства в магазине, бренда на решение потребителя о покупке, а также влияние личностных качеств потребителя на его поведение на рынке товаров и услуг.

Также можно выделить группу тестов, направленных на исследование организаций (организационная культура, структура, отношения и т.п.). Но в этой сфере большее применение нашли опросные методы.

8. Методы анализа документов и результатов деятельности занимают особое место в психологических исследованиях бизнеса.

Это связано с решением ряда задач психологии бизнеса как науки, в частности следующих: оценка эффективности бизнес - деятельности, анализ и оптимизация взаимодействия бизнеса и общества, изучение результатов делового взаимодействия и повышение эффективности деятельности субъектов бизнеса. Ни одна из них не может быть решена без использования объективных показателей. Например, для оценки деловой активности бизнесмена недостаточно его субъективных представлений об ее уровне и динамике. Важно оценить реальные масштабы бизнеса, его место на рынке и динамику доходов в сравнении со средними показателями в отрасли и регионе.

Соответственно в исследованиях организационного аспекта бизнеса необходи-

мая для анализа объективная информация может содержаться в должностных инструкциях, документах, регламентирующих кадровую политику организации, представляющих ее миссию и стратегии взаимодействия с деловыми партнерами, этический кодекс и другие компоненты организационной культуры и т.д. Документы, отражающие текучесть персонала, уровень и структуру материального и нематериального стимулирования труда, а также квалификационные и социально-демографические характеристики работников - все это является важным материалом для исследователя организационно-психологических феноменов.

Для изучения имиджа субъектов бизнеса полезными фактическими данными могут стать сведения о истории создания фирмы, а также факты из биографии персоналий. Важную роль играют публикации в СМИ, посвященные организации и ее руководителям, и, разумеется, информация о них, циркулирующая в Интернете. Таким образом, для психологических исследований бизнеса важны не только объективные характеристики деятельности, но и их отражение в сознании представителей различных групп: работников организации, партнеров, потребителей, широкой общественности.

9. В последнее время в психологии бизнеса все чаще используются методы компьютерного моделирования. Их направленность весьма разнообразна. Например, они используются для изучения принятия решения - в этом случае моделируется определенная бизнес-ситуация: ее условия, роли взаимодействующих партнеров и т.д. Другое направление подобных методов -оценка некоторых личностных характеристик сотрудников организации, например, социальной компетентности, эмоционального интеллекта и т.д. В этом случае моделируется проблемная ситуация профессиональной деятельности и взаимодействия и оцениваются эмоциональные реакции сотрудника и выбор им определенной модели поведения. В современной науке имеется немало успешных попыток применения в конкретных исследованиях моделей. Например, разработаны модели ме-

ханизмов процессов социальной мобильности, процессов воспроизводства образования населения, процессов коллективно-группового уровня и др. Однако сдерживает дальнейшее развитие метода моделирования существенный разрыв между динамичной многофакторной детерминацией реальных психологических процессов и ограниченным набором этих факторов в статичных математических моделях.

10. Еще одним видом методов, позволяющим изучать психологические процессы в ходе бизнес - деятельности, являются игровые методы. Деловой или имитационной называют игру, которая позволяет имитировать (моделировать) бизнес-ситуацию, воспроизводя ее основные элементы и их функционирование во времени, в том числе различные формы взаимодействия субъектов бизнеса. Такие игры позволяют выявить основные особенности различных бизнес-процессов и оценить эффективность различных стратегий согласования интересов их участников. Деловые игры по своему функциональному назначению подразделяются на три вида: учебные, в ходе которых отрабатываются навыки взаимодействия и оптимальные стратегии поведения; производственные, применяющиеся для решения практических проблем деятельности бизнес - организаций; исследовательские, выполняющие диагностическую функцию. Репрезен-тационные игры (их появление связано с именами Г.П. Щедровицкого,

А.А. Зиновьева, М.К. Мамардашвили, Б.А. Грушина) направлены на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, а также позволяют получить данные для психологических исследований. Посредством этого вида игр получают следующие результаты: идеи решения сложных (слабоструктурированных) проблем; консолидацию группы руководителей, ориентированных на реализацию разработанных в процессе игры программ; освоение участниками новых эффективных методов принятия решений. При проведении репрезентационных игр используется ряд техник, к числу которых можно отнести распредмечивание, про-блематизацию, целеполагание, самоопре-

деление, рефлексию, схематизацию, позиционный анализ. Этапы игры строятся в соответствии с алгоритмом решения содержательных задач и с динамикой груп-пообразования.

11. Метод контент-анализа

Этот метод разработан на стыке психолингвистики, социологии и психологии. Возможности его очень широки. Он позволяет выявить воздействующую или экспрессивную структуру любого продукта mass media - от газетной статьи и рекламного текста до музыкального клипа и философского фильма.

Целью метода является выявление структуры воздействия рекламных посланий, маркетинговых документов, отчетов испытуемых, почты. Схема контент-анализа разрабатывается специалистом-психологом высокой квалификации, способным разработать категории и схему контент - анализа. Исследователей здесь, как правило, от трех до семи, они должны поощряться, что повышает личностную включенность специалистов в процесс анализа. Анализ должен быть обеспечен видеотехникой, позволяющей обращаться к одному и тому же материалу несколько раз.

В заключение, необходимо отметить, что психология бизнеса возникла на стыке многих дисциплин под влиянием процессов социального и экономического разви-

направления в психологической науке является реакцией на многочисленные проблемы, стоящие перед представителями малого и среднего бизнеса и требующие участия профессиональных психологов. Именно развитие новых социально-экономических отношений в стране приводит к тому, что практическая психология активно включается в область бизнеса. В частности, растет востребованность тех направлений психологической работы, которые связаны с психологическим сопровождением деятельности различных бизнес структур. В то же время среди бизнесменов появляется все больше сторонников профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем, которые имеют место практически в любой бизнес - организации. Психология бизнеса развивается в тесном контакте с другими отраслями психологии, что определяется как логикой развития науки, так и запросами практики. Учитывая многоплановость бизнеса, разнообразные возможности реализации психологических исследований в этой сфере, можно сказать, что психология бизнеса в зависимости от ракурса работы психолога связана практически со всеми отраслями психологии. Знание и владение методами и технологиями бизнес - психологии являются одним из самых главных навыков современного психолога, работающего в организации.

тия общества. Становление этого нового

Библиографический список

1. Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. - М.: Изд -во «Генезис», 2002. - С. 299 - 302.

2. Бехтерев и современная психология человечности: сборник статей IV Международной научно - практической конфернции.10 - 12 сентября 2015 г. - Казань: Отечество, 2015. - 652 с.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 36 - 45.

4. Болотова, А. К., Мартынова, А. В. Прикладная психология в бизнес-организациях: методы фасилитации / А. К. Болотова, А. В. Мартынова : Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 320 с.

5. Дмитриева Е.В. Фокус - группы в маркетинге и социологии. - М.: Изд -во «Центр», 1998. - С.78 -81.

6. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

7. Методики диагностики в изучении нравственной сферы личности / Составитель Л.А. Закирзянова. Казань: Отечество, 2013. - 135 с.

8.Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С.114 - 127.

9. Ньюстром Дж. В, Дэвис К. Организационное поведение/ Пер.с англ. под ред. Ю.Н.Каптуевского - СПб.: Издательство «Питер», 2000 - 448 с.

10. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 516 с.

11. Полукаров В.Л., Петрушин В.И. Психология менеджмента. - М.: Изд-во «Кно -Рус», 2008. - С. 97 - 105.

12. Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н. Общефилософские категории субъекта саморазвития // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы междунар. Конф., посв. 80-летию А.В. Брушлинского: в 2 т. - М.: Изд-во ИП РАН, 2013. - Т.1. - С. 150 -153.

13. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - 176 с.

14. Попов Л.М., Климанова Н.Г. Мотивационная компетентность в менеджменте: Учебно - методическое пособие. - Казань, 2003.

15. Попов Л.М., Климанова Н.Г., Шумилова Е.В. Психологические методы исследования персонала. - Казань: КГАСУ, 2006. - 38 с.

16. Попов Л.М., Мударисов М.М., Устин П.Н. Методика овладения информацией в условиях подготовки к профессиональной деятельности / материалы 9 международной научно-практической конференции «Профессиональное образование России: вызовы времени, проблемы развития», 2015 - Казань: КГАСУ. - С. 391 - 396.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Предприниматель: экономико - психологический профиль// Психологический журнал, 1992, №3.

18. Психология бизнеса / Под. общ. ред. Н.Л. Ивановой, В.А. Штроо, Н.В.Антоновой. -М.: Изд-во «Юрайт», 2015, 345 с.

METHODS AND TECHNOLOGY OF MODERN BUSINESS PSYCHOLOGY

D.N. Aglyamova, graduate student H. R. Akobirshoev, graduate student A.M. Ganieva, graduate student O.S. Zykova, graduate student R.R. Ismagilova, graduate student V.A. Safina, graduate student

E.V. Khvorosteva, graduate student P.E. Hodgiev, graduate student

Kazan (Volga region) Federal university (Russia, Kazan)

Abstract. Business is relatively new (after a long break) in the Russian activity, so gradually fixed group name - business psychology, business psychology, business psychology, etc. It is unnatural for Russian language (rather: psychology in sport psychology and sport, etc.).

In this regard, many scientists - theorists, scientists - researchers are actively trying to develop new techniques or adapt existing ones - under conditions that are appropriate for implementation in the area of business - psychology. Technology is also carefully designed by the authors or groups of authors. They are all new, relevant, but published in a separate source, which requires a long time to find them. Therefore, our team of authors has taken the responsibility to review all currently existing methods and technologies in the field of business psychology and to describe them in this scientific work. contact was also made an analysis of the compatibility of the presented methods and technologies.

Keywords: business - psychology, psychology of business, methods, technology, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.