М.Г Томенко
ИДЕЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РЕПРОДУКТИВНОГО ...
THE IDEA OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE AND REPRODUCTIVE HEALTH OF YOUNG PEOPLE IN THE WEDDING RITES AND FOLK GAMES, COLLECTED BY F. VOVK (1847-1918)
© 2013
M.G. Tomenko, applicant for the department of social work and social pedagogy teaching and research
Cherkasy National University named after Bogdan Khmelnitsky, Cherkasy (Ukraine)
Annotation: The Realized attempt of the generalization to ideas Ukrainian wedding rite in creative heritage prominent domestic scientist Fedor Kondratievich Vovk (1847-1918 years) in context of the shaping sound lifestyle and reproductive of health youth. The Tax feature first two stages of this rite - an match up and engagements. Detailed is analyzed actions all participant to ceremonies. Especial attention is spared ritual of the fabrication wreath, wedding sapling and round loaf of breads. The Tax comparative feature separate acts in miscellaneous region Ukraine.
Keywords: healthy lifestyle; reproductive of health; wedding rite; stages, match up; engagement; wedding tree; wreath; round loaf of bread; F.K Vovk.
УДК 372.461
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
© 2013
Н.А. Трубина, студент Саратовский областной педагогический колледж, Саратов (Россия)
Аннотация: В современной школе мы очень часто сталкиваемся с такой проблемой, как неправильная речь учащихся. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.
Ключевые слова: Развитие речи, интеллектуальное развитие, методы и приёмы развитие речи младшего школьника, речевые умения и навыки.
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д.Ушинский ратовал за развитие “дара слова”, подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета”.
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи.
1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.
Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.
Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.
Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.
Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи: расширить детский словарь; пассивный словарь сделать активным; обогатить речь ученика образными словами и выражениями.
Работу над словами с непроверяемым написанием я позаимствовала из методики С.Н.Лысенковой. Задания здесь направлены не только на запоминание нового слова, но и ведется систематическая работа по развитию речи. Слова разбиты на блоки, у каждого блока свое название. Например: “учебные вещи”, “Россия”, “на реке”, “птицы” и т.д.
Каждый блок вывешивается на неделю в классе. Работа проводится по следующему плану.
Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов (по толковому словарю), подбор названия блока.
Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).
Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.
Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, придумывание заглавия своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может менять заголовок), отбор лучших текстов.
Пятница. Словарный диктант (с использованием слов из предыдущих блоков).
Лучшие творческие рассказы озвучить и поместить в общую тетрадь для творческих работ, которая висит в классе. В 3-4-х классах этапы данного плана можно
усложнить. Например, найти значение слова в толковом словаре дома самостоятельно и т.д.
Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому каждый раз убеждаюсь в необходимости постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание ), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией. Конечно, на помощь придет игра.
Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.
Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам. Например, “дом пойдем”, “крокодил - угодил”, “колобок - уголок” и т.д. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.
Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки. Они
- традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. К сожалению, чаще всего дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Поэтому чаще всего на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества.
Из своей копилки пословиц и поговорок могу предложить такие: Мал золотник, да дорог. Друзья познаются в беде. Доброе дело и в воде не тонет.
Задания могут быть такими:
Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.
Отталкиваясь от данного предложения, “разверни” свою мысль в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.
Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания.
Так как учебный план не позволяет на уроках русского языка в частности много времени уделять такому богатейшему разделу, как фольклор, работу можно ненавязчиво продолжить во внеклассных мероприятиях.
Например, игра “Переведи на русский язык”. Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, т.к. мудрость не знает границ. Дети любят “переводить” такие пословицы.
Вот несколько пословиц, которые дети сумеют “перевести” на русский язык.
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия.)
Сын леопарда - тоже леопард. (Африка.)
Куда лопата ведет, туда вода течет. (Тибет.)
После обеда приходится платить. (Англия.)
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.)
Примерные варианты ответов:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Шило в мешке не утаишь.
Мал золотник, да дорог.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Куда иголка, туда и нитка.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Пуганая птица всего боится.
Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:
предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому;
называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;
в некоторых загадках можно использовать рифму.
Для сочинения загадок детям нужно рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос. Это запоминается легко, т.к., выделяя существенные признаки загадки, эти приемы обсуждались с детьми.
Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения. Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.
Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе, а также развивать речь можно в домашних условиях.
Предлагаю следующие формы работы со скороговоркой.
Обыгрывание скороговорок:
- проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно...);
- проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями.);
- импровизационное инсценирование скороговорок;
- создание скороговорных приветствий.
Можно устроить “Скороговорный круг”. Для этого по кругу передается какой-то предмет и произносится скороговорка (одна и та же или для каждого человека своя).
Поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.
Скороговорки с продолжением. Если кто-то из вас придумает начало скороговорки, то дописать ее можно предложить всем остальным. Когда этот процесс будет завершен, все, кто принимал участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у них получилось. Например, такие скороговорные комплекты, каждый из которых может быть дополнен вами.
Проще простого простаку Прохору
- просыпать просо просто так,
- пройти по проволоке,
- провести праздничный прием,
- приобрести прибор для причесывания ...
Расшалившийся малыш
- шипел на кошку,
- шлепнул Шурика шелковым шарфом,
- смешивал вермишель с шоколадом,
- навешивал вермишель на уши щенку,
- швырял шишки в шкаф ...
Веселые свистуны Свистунов и Свистулькин
- свистнули свежие сосиски,
- свернули свадебную суету,_______________________
- сваляли свистуна на свидании.
2. Словесное рисование.
Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие:
- умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;
- умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
- умение устного словесного описания предмета.
Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.
Сейчас это делать становится все труднее, т.к. количество часов на уроки литературы сокращены до минимума. И все-таки стараюсь хотя бы часть лирических произведений изучать с детьми, используя четыре группы упражнений.
Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
Для усиления эмоционального восприятия необходимы такие задания:
Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты.
Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.
Придумайте ( подберите) мелодию к этому стихотворению.
Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование). Задания:
Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.
Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;
Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?
Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку.
Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?
Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре. Задания:
Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.
Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору.
Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору.
Найдите эпитет и слово, которое он определяет.
Четвертая группа упражнений - на выражение личностного отношения:
Какие настроения автора вы почувствовали?
Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.
Выразите возникшие у вас чувства.
Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.
Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных
запас.
3. Математическая речь.
Изучение математического языка, знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.
Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и в обучении математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций ... Сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественным языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.
Сочинения- описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления, описание акта математической деятельности. Они могут быть сравнительными, где выявляются общие и отличительные свойства объектов или процессов. Целью сочинений-описаний актов математической деятельности является описание алгоритма выполнения какого-то действия. Например, “Как построить отрезок?”, “Как решить задачу?”, “Как решить уравнение?” и т.п.
Сочинения-описания могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно-популярной литературы. Чтобы не быть голословным, приведу пример сочинения-описания. “Треугольник. Треугольник - это геометрическая фигура. Треугольник состоит из трех отрезков, которые соединены между собой. Точки соединения отрезков называются вершинами треугольника. Их можно обозначать буквами А,В,С и др. В треугольнике есть три угла”.
Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т .п. Они также могут быть реферативного типа или основанными на личном опыте учащихся. Можно предлагать темы, связанные с историей возникновения математических понятий и их терминов или символов (“Как возникло название...?”,
“Как возник знак ...?», “Как люди научились считать?”).
Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений на уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, Т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться.
Например, треугольник может изменить форму, название, пройти приключения, связанные с процессом нахождения значений его величин (площади, периметра и т.п.). А с числами могут производиться какие-то сказочные арифметические действия, изменение “внешнего вида” (цифрового обозначения).
К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений.
Сочинения-загадки - это разновидность и сочинений-описаний, и сочинений-сказок. Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его
термин или символ. для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.
Например, в форме описания: “Это число есть и у собаки, и у кошки, и у стула. У человека его нет. Но когда человек был еще маленьким, у него тоже было это число. Это число состоит из двух одинаковых чисел”. В форме сказки: “Жило-было одно число. Решило оно изменить свою внешность. Пошло в салон красоты и объяснило, как оно хочет выглядеть. Работники салона красоты сказали, что для этого числу достаточно приподнять шляпу и надеть поясок. Какое число пришло в салон красоты, и как оно хотело выглядеть?”.
Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, математической речи, на формирование положительных эмоций в обучении математики.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога.
Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов.— М., 1984.
2. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников, М., 1990.
3. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого - педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа, № 6, 2003.
4. Коростелева Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения педагогов подготовке дошкольников и младших школьников к развитию речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 128-133.
5. Коростелева Е.Ю. Содержательный аспект обучения учителей применению «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к развитию речи» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 155-160.
6. Коростелева Е.Ю. Профессиональное технологическое развитие учителей начальной школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 178-180.
7. Мишина И.Н., Коростелева Е.Ю. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 196-198.
8. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №
1. С. 347-349.
9. Коростелева Е.Ю. Система повышения квалификации учителей в сфере подготовки младших школьников к развитию речи // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2005.
10. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи, М., 2001.
METHODS AND TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH YOUNGER STUDENTS IN THE CLASSROOM AND IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
© 2013
N.A. Trubina, student
Saratov Regional Pedagogical College, Saratov(Russia)
Annotation'. In the modem school, we often face such problem as incorrect speech of students. The development of a child’s speech as one of the indicators of the General development of his personality along with moral, spiritual, intellectual development is a way of introducing pupils in culture, the condition of its self-development, its ability to communicate, learn, absorb the values of culture.
Keywords: language Development, intellectual development, methods and techniques development of speech younger schoolboy, speech skills.