Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / профориентационная работа / методы и приемы. / Primary classes / career guidance work / methods and techniques.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева К.В., Еремеева О.А.

В современном мире профориентационная работа является неотъемлемой частью школьного образования на каждом ее этапе. Помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему лучше организовать учебную деятельность, но и дает ему уверенность и спокойствие в отношение своего будущему. В статье описаны методы и приемы, использование которых способствует профориентационной работе, проводимой учителями в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачева К.В., Еремеева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF PROFESSIONAL GUIDANCE FOR JUNIOR SCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL PROCESS

In the modern world, career guidance work is an integral part of school education at every stage. Helping a student choose a profession not only helps him better organize his educational activities, but also gives him confidence and peace of mind about his future. The article describes methods and techniques, the use of which contributes to career guidance work carried out by teachers in primary schools.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 37.013

Лихачева К.В. студент Научный руководитель: Еремеева О.А., кандидат психологических наук

доцент

Елабужский институт Казанский федеральный университет

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В современном мире профориентационная работа является неотъемлемой частью школьного образования на каждом ее этапе. Помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему лучше организовать учебную деятельность, но и дает ему уверенность и спокойствие в отношение своего будущему. В статье описаны методы и приемы, использование которых способствует профориентационной работе, проводимой учителями в начальной школе.

Ключевые слова: младший школьник, профориентационная работа, методы и приемы.

Likhacheva K. V.

student Scientific supervisor: Eremeeva O.A., candidate of psychological sciences

associate professor Yelabuga Institute Kazan Federal University

METHODS AND TECHNIQUES OF PROFESSIONAL GUIDANCE FOR JUNIOR SCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL PROCESS

In the modern world, career guidance work is an integral part of school education at every stage. Helping a student choose a profession not only helps him better organize his educational activities, but also gives him confidence and peace of mind about his future. The article describes methods and techniques, the use of which contributes to career guidance work carried out by teachers in primary schools.

Key words: Primary classes, career guidance work, methods and techniques.

На сегодняшний день школьная программа имеет обширный опыт и разнообразные методы работы по ориентации учащихся на профессиональный выбор. Однако в быстро меняющемся обществе, где мир профессий постоянно меняется, некоторые профессии остаются в прошлом, а новые возникают, необходима целенаправленная и систематическая работа по профессиональной ориентации уже с детства. Профессиональная ориентация представляет собой систему научно обоснованных мероприятий в области психологии, педагогики и медицины, обеспечивающих подготовку молодежи к правильному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей и социальных потребностей общества. Важно учитывать изменения в сфере экономики, новые технологии, а также изменения в социальной ситуации, чтобы ребенок смог сделать осознанный выбор и увидеть свои личностные возможности в контексте общественной потребности. [1, с.74].

Профессиональная направленность основана на формировании готовности учащихся к выбору профессии и активизации их внутренних ресурсов для максимальной реализации в профессиональной сфере. Организация профориентационной работы в школе зависит от возрастных особенностей учащихся.

В начальных классах особое внимание уделяется формированию положительного отношения к труду, его роли в жизни человека и общества, а также развитию потребности быть полезным для других людей. В этом возрасте дети начинают знакомиться с различными профессиями, формируются их представления об мире труда и разрабатывается интерес к своей будущей профессии. Для достижения этих целей используются методы и приемы профориентационной деятельности, такие как рольовые и дидактические игры, беседы, экскурсии на предприятия и классные часы. [2, с.3].

Одним из наиболее эффективных методов профессиональной ориентации является применение игровых форм обучения. Игры позволяют детям не просто получать знания, а активно участвовать в процессе, развивать свои способности и навыки. Например, игра-симулятор под названием «профессии мира» позволит ребенку поближе познакомиться с различными профессиями, их особенностями и требованиями.

Другим методом профессиональной ориентации является организация встреч с представителями различных профессий. В ходе таких мероприятий дети получают возможность задать вопросы, а также узнать подробности о конкретных профессиях. Такого рода взаимодействие позволит школьникам лучше понять, чего они хотят достичь в будущем, осознать свои интересы и способности.

Следующим методом профессиональной ориентации младших школьников является проведение различных тестов, опросов и анкетирований, направленных на выявление индивидуальных

предпочтений детей. Это позволит определить их сильные стороны, интересы и таланты, а также наметить возможные пути развития.

Далее отметим такой метод как беседа с приглашенными специалистами. Для проведения таких бесед учитель обращается к родителям с просьбой рассказать о своей профессии. Обговаривается день и продумывается план беседы, для того чтобы детям было понятно. Большую эффективность дает посещение рабочего места специалиста.

Не менее важное значение имеют рисуночные методики. Они используются для школьников 1 и начало 2 классов, т.к. они еще не столь свободно владеют письменной речью.

Методика неоконченных предложений подразумевает под собой следующие действия. Так, обучающимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить.

Отдельно хочется отметить оформление уголка профессии в пространстве класса. Этот метод заключается в том, что детям предлагается подобрать какую-либо информацию о профессиях.

Все большую популярность стал приобретать такой метод как организация экскурсий на предприятия города. В рамках этих экскурсий дети получают возможность наблюдать за работой различных специалистов, задавать им вопросы и узнавать подробности о конкретной профессии.

Также важным приемом профессиональной ориентации является проведение практических занятий, направленных на развитие конкретных навыков. Это может быть знакомство с основами программирования, дизайна, робототехники и т.д.

Следовательно, учитель начальных классов должен использовать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста. И чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее будет процесс профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте [4, с.8-9]. Профессиональная ориентация — это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а формирование готовности у личности к профессиональному самоопределению, активизация его внутренних ресурсов с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней [2, с.4].

Введение системной работы по профессиональной ориентации младших школьников в учебные планы и программы поможет решить данную проблему. Разработка специальных уроков и мероприятий, посвященных профессиям, поможет детям познакомиться со множеством различных видов деятельности, расширить свое кругозор и понять, какую профессию они могут выбрать в будущем. Такая системная работа должна проводиться на протяжении всего учебного года и включать в себя

разнообразные формы работы: экскурсии в предприятия и организации, встречи с представителями различных профессий, игры-симуляции, профориентационные тестирования и т.д. Кроме того, важно включить родителей в этот процесс. Организация встреч с родителями, на которых они могут рассказать о своей работе, поделиться опытом и знаниями, позволит детям получить представление о множестве профессий и реализованных в них людях.

Профессиональная ориентация должна осуществляться не только внутри школы, но и сотрудничать с организациями и предприятиями, которые могут предоставить возможности для практики и профессионального развития учащихся. Таким образом, системная работа по профессиональной ориентации младших школьников является необходимым шагом для развития их личности и подготовки к будущему выбору профессии. Она помогает формированию гармоничной и самостоятельной личности, способной осознанно выбирать свой путь и успешно функционировать в обществе.

На основе анализа было проведено исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Многопрофильный лицей № 186 - «Перспектива», Приволжского района, г. Казань, 2 а класс. В исследование приняло участие 20 учеников. Целью исследования являлась диагностика уровня профессиональной ориентации младших школьников. Для этого были выбраны следующие методики:1 Тест «Знаешь ли ты профессии?» (Е.А. Доренбуш).2. «Мир профессий» С.Н. Чистяковой 3. Методика неоконченных предложений

Мониторинг профессиональных предпочтений и уровня знаний младших школьников о профессиях проводилось при помощи анкетирования, тестирования, опроса и бесед. Целью деятельности было оценить умение младших школьников анализировать соотношение собственных индивидуальных особенностей требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью.

Результаты методики «Знаешь ли ты профессии?» показали, что четверо детей (20%) имеют высокий уровень сформированности представлений о профессиях, десять детей (50%) имеют средний уровень сформированности представлений о профессиях, остальные дети (30%) имеют низкий уровень сформированности представлений о профессиях.

В результате проведения Методика «Мир профессий» были получены следующие данные. Трое детей (15%) имеют высокий уровень сформированности мотивационного компонента представлений о мире профессий, девять младших школьников (45%) имеют средний уровень сформированности мотивационного компонента представлений о мире профессий, Восемь детей (40%) имеют низкий уровень сформированности мотивационного компонента представлений о мире профессий.

В результате проведения методики неоконченных предложений было выявлено, что всего двое детей (10%) имеют высокий уровень умения анализировать соотношение собственных индивидуальных особенностей требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью, одиннадцать детей (55%) имеют средний уровень умения анализировать соотношение собственных индивидуальных особенностей требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью, У остальных детей (35%) отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих («я считаю, что люди должны трудиться, потому что так делают все»), отсутствуют осознанные профессиональные интересы, отсутствует понимание связи выбора профессии со своими индивидуальными особенностями.

Включение в структуру профориентационного занятия следующих элементов будет эффективным для младших школьников:

1. Игровой подход: использование игр и упражнений для познавательной и практической деятельности, которая позволит детям более глубоко понять суть каждой профессии и ее значимость.

2. Информационный блок: предоставление учащимся информации о различных профессиях, их характеристиках, требованиях и перспективах. Можно использовать презентации, видео или гостевые лекции от представителей определенных профессий.

3. Практический блок: организация экскурсий на предприятия или в учебные заведения, встреч с профессионалами, проведение мастер-классов и участие в симуляционных играх, чтобы учащиеся могли попробовать себя в разных ролях и оценить свои навыки и интересы.

4. Поддержка и консультация: обеспечение возможности детям общаться с профессионалами и получать консультации по выбору будущей профессии. Можно организовать встречи или онлайн-консультации для ответов на вопросы и помощи в сделанном выборе.

5. Мотивационный блок: презентация успехов и достижений людей, работающих в разных профессиях, чтобы вдохновить и мотивировать учащихся на достижение своих целей. Можно приглашать гостей на школьные мероприятия или использовать истории успеха в учебном процессе.

Занятия с использованием этих структурных элементов помогут поднять престиж рабочих профессий, расширить знания учащихся о различных профессиях и поддержать их в процессе выбора будущей профессии.

В младших классах наиболее действенным элементом является игра. Игра-это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра выполняет следующие функции: развлекательную, т. е. развлечь, воодушевить, пробудить интерес;

коммуникативную; самореализацию в игре; игротерапевтическую, т. е. преодоление различных трудностей, возникающих в разных видах жизнедеятельности; социализирующую, т. е. усвоение норм поведения человека в обществе [2, с.6].

С помощью игр профориентационная работа способна объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии [2, с.10]. Следующим важным элементом профориентационного занятия является беседа. Беседы с обучающимися в начальных классах желательно строить с элементами игры. Одним из видов беседы является беседа с приглашенными специалистами. Важно помнить, что специалистов необходимо готовить и формировать их речь понятную детям. В организации профориентационного занятия следует обратить внимание на проведение экскурсий на предприятия и организации города. В проведении экскурсии главное — сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, показать существенные характеристики профессии.

В современном обществе профориентационная работа располагает огромными возможностями в построении профориентационного занятия, с использованием разнообразных методов и приемов: мини-лекции о содержании профессии, проективные методики, профориентационные игры, беседы с приглашенными специалистами, экскурсии на предприятия, оформление уголка профессии в пространстве класса. Готовить обучающихся к профессиональному выбору необходимо уже с начальных классов. В раннем возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к различным профессиям, через книги, игру, телевиденье, интернет, профессии родителей. Интерес проявляется в зависимости от особенностей характера, его темперамента, способностей и склонностей. Например, кто -то просит родителей купить ему машинку, кто -то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т. п.

Важным направлением классного руководителя в пространстве школы, это профориентационная работа с родителями. Главная задача каждого родителя — понимание своих детей, их интересов и мечтаний. Учитель начальных классов должен провести консультацию родителям, посоветовать им с чего начать разговор на тему профессий, что именно необходимо рассказать. Учитель должен помочь разобраться с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, его желаниями и стремлениями.

Профориентационная работа в школе должна проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии с учетом их личных интересов, возможностей и потребностей, с изменениями, происходящими на рынке труда. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальных классах способствует

формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к труду, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества [3, с.66].

Экспериментальное изучение уровня профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе свидетельствует о том, что подавляющее большинство детей имеют средний уровень профессиональной ориентации. В результате этого были разработаны методические рекомендаций по повышению уровня профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

Изучение и развитие профессиональных интересов и навыков начинается с младшей школы. В этом возрасте дети начинают формировать представления о мире труда и профессиях, их интересы и склонности только начинают проявляться. Поэтому важно начать профориентационную работу на ранних этапах образования.

Однако, необходимо помнить, что в младшей школе профориентационные занятия должны быть легкими, интересными и игровыми. Дети на этом возрасте больше всего учатся через игру, поэтому игровая составляющая должна присутствовать во всех формах занятий.

Таким образом, эффективная подготовка к выбору профессии начинается с раннего возраста. Детям нужно предоставить информацию о различных профессиях, возможностях образования и трудового рынка. Чем больше дети узнают о различных профессиях и умениях, тем легче им будет определиться с выбором в старшем школьном возрасте. Становление профессионального самосознания - это постепенный процесс, и чем раньше начать его развивать, тем лучше у детей будет понимание себя и своих возможностей на будущем трудовом пути.

Использованные источники:

[1] Арюкова, Е.А. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности / Е.А. Арюкова // Химия в школе. - 2021. -№ 5. - С. 61-64.

[2] Горюнова, М.Ю. Реализация эффективных инструментов профессиональной ориентации школьников / М.Ю. Горюнова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2021. - №1. - С. 8-13.

[3]Милоанова, Л.А. Методы и приемы, используемые в профориентационной работе в начальных классах / Л.А. Милоанова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2017. - №1. - С. 6-11.

[4] Панина, С. В.Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / С.В. Панина. - М.: Издательство Юрайт, 2023. -С. 363.

[5] Попова, Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е. В. Попова, В. А. Творожникова.- Сыктывкар.: ГАУ РК «РИЦОКО», 2019. - С. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.