Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ ГОВОРЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЕ / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исраилова Л.Ю., Зубайраева М.У.

Статья посвящена особенностям обучения диалогической речи студентов первого курса языковых факультетов. Авторы описывают виды коммуникативных или условно-коммуникативных упражнений, которые, по их мнению, обеспечивают эффективность учебного процесса, и способствуют развитию речевых навыков и умений обучаемых. Системный подход в обучении диалогической речи и комплекс специально разработанных упражнений, который рассмотрен в данной статье, может способствовать улучшению уровня нормативности речи студентов и облегчить овладение студентами умениями диалогической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING DIALOGIC SPEECH IN ENGLISH STUDENTS OF LINGUISTIC FACULTIES

The article is devoted to the peculiarities of teaching dialogic speech to first-year students of language faculties. The authors describe the types of communicative or conditional-communicative exercises that, in their opinion, ensure the effectiveness of the educational process and contribute to the development of speech skills and abilities of trainees. A systematic approach to teaching dialogic speech and a set of specially designed exercises, which is considered in this article, can help improve the level of normativity of students' speech and facilitate students' mastery of dialogic speech skills.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ»

Методы и приемы обучения диалогической речи на английском языке студентов языковых

факультетов

Лариса Юнусовна Исраилова

старший преподаватель кафедры иностранных языков Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова Грозный, Россия israilova@chesu.ru 0000-0000-0000-0000

Марина Увайсовна Зубайраева

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Чеченский государственный педагогический университет Грозный, Россия zubairaeva@chgpu.net 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 12.04.2022 Принята 19.05.2022 Опубликована 20.06.2022

< 10.25726/с11355-1789-6765-]

Аннотация

Статья посвящена особенностям обучения диалогической речи студентов первого курса языковых факультетов. Авторы описывают виды коммуникативных или условно-коммуникативных упражнений, которые, по их мнению, обеспечивают эффективность учебного процесса, и способствуют развитию речевых навыков и умений обучаемых. Системный подход в обучении диалогической речи и комплекс специально разработанных упражнений, который рассмотрен в данной статье, может способствовать улучшению уровня нормативности речи студентов и облегчить овладение студентами умениями диалогической речи.

Ключевые слова

умение говорения, коммуникативная компетенция, коммуникативные упражнение, речевые

навыки.

Введение

Согласно требованиям и потребностям современного общества в программе по английскому языку для языковых специальностей определена главная цель обучения - овладение студентами иноязычной коммуникативной компетенцией, компонентами которой являются языковая, речевая и социокультурная компетенции. Речевая компетенция предполагает обретение студентами речевых умений говорения в монологической и диалогической деятельности, аудировании, чтении и письме.

В современной методике обучения иностранным языкам, в частности английскому языку, отводится значимое место проблемам развития речевых умений.

Вопросы обучения диалогической речи, типологии упражнений для развития диалогической речи школьников и студентов, отбора заданий рассмотрены в исследованиях Ю. И. Пассова, В. Л. Скалкина, Н. К. Скляренко и других методистов. При этом, следует отметить, что процесс обучения навыкам диалогической речи нуждается в дальнейшем совершенствовании, поэтому исследования в данной области не теряют актуальности.

Процесс обучения студентов первого курса языкового факультета направлен на формирование и развитие их речевых умений. В конце первого курса студенты должны овладеть умением общаться в наиболее типичных коммуникативных ситуациях в рамках обучаемых тем и демонстрировать умение самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в процессе восприятия и передачи информации. Кроме того, учебный процесс на первом курсе направлен на формирование социокультурной компетенции обучаемых, а именно: на соискание страноведческих и лингвострановедческих знаний и понимания особенностей речевого поведения народов англоязычных стран.

Материалы и методы исследования

Реализация определенных программой целей обучения требует применения тщательно отобранных и последовательно организованных упражнений. Именно поэтому задачами данного исследования являются:

- отбор типов и видов упражнений для развития умений диалогической речи в ситуациях в соответствии с изучаемыми разговорными темами;

- определение последовательности применения упражнений в обучении диалогической

речи;

- описание схем-опор для обучения навыкам диалогической речи.

Круг обучаемых на первом курсе разговорных тем достаточно разнообразен, а это требует формирования прочных речевых навыков. Именно поэтому, по нашему мнению, целесообразным будет применение в обучении преимущественно коммуникативных или условно-коммуникативных упражнений, которые способствуют формированию и развитию основы говорения - речевых навыков. При выполнении коммуникативных упражнений студенты работают над языковым материалом, сосредотачивая внимание на форме, что дает возможность достичь автоматизма речевых операций и действий.

Условно-коммуникативные упражнения предусматривают выполнение речевых действий в ситуативных условиях. Основными характеристиками такого типа упражнений является: наличие речевого задания, которое подается в виде ситуации. При выполнении условно-коммуникативных упражнений у студентов формируются такие качества навыков, как гибкость и устойчивость, что означает студентов использовать лексические единицы, грамматические структуры и интонационные модели наряду с другими в вариабельных условиях общения. Совершенствование приобретенных навыков и умений происходит при выполнении коммуникативных упражнений, когда акт речевой деятельности реализуется в специально организованных формах общения, определяемых как учебно-коммуникативные ситуации

Все упражнения должны соответствовать определенным требованиям, среди которых имеются обязательные компоненты: задание, выполнение задания, контроль выполнения (Скляренко, 1999).

Задания к упражнению характеризуются такими признаками, как коммуникативность и мотивированность. Упражнение может содержать образец выполнения, что является важным компонентом на начальном этапе обучения и становится факультативным, когда студенты приобретают опыт выполнения таких заданий и не требуют детального объяснения и демонстрации выполнение задания.

Другими компонентами упражнения являются такие, как культурологическая направленность, поскольку обучение нацелено на получение социокультурной компетенции и профессиональная направленность (Скляренко, 1999), что является особенно важным для обучения будущих учителей.

Рассмотрим методику обучения таких типов диалога, как диалог-договоренность и диалог-обмен мнениями. Данные типы диалога выбраны нами потому, что наряду с диалогом этикетного характера и диалогом-расспросом они определены для овладения учениками средней школы Государственным образовательным стандартом по иностранному языку (Федеральный, 2012). Выбор коммуникативного типа диалога школьной программы обусловлен необходимостью формирования профессиональной компетенции студентов педагогического университета.

Результаты и обсуждение

В указанных типах диалога обучаемые должны уметь правильно использовать лексику и грамматические структуры для выражения согласия/ несогласия, разочарования, удовольствия/неудовольствия, студенты учатся сравнивать, объяснять и обосновывать мнения, оценивать, предлагать, ставить условия, описывать и т.п.

Пример 1.

Прочитайте приведенные ниже слова и словосочетания и заполните ими таблицу в соответствии со значениями (в аудитории задание подается на английском языке).

it's obvious that Why don't you...? Wasn't it extraordinary that...?

after all That's incredible! How about ...

Shall we ... ? I'll. if you. I'm sorry/afraid I can't_

Making and cancelling plans and arrangements Persuading Showing surprise

I'm sorry/afraid I can't it's obvious that Wasn't it extraordinary that.?

Приведенный пример определяется как некоммуникативное рецептивно-репродуктивное упражнение, целью которого является формирование лексических и грамматических речевых навыков. Упражнение содержит задание и образец выполнения. Предлагаются следующие формы контроля: индивидуальный со стороны преподавателя, самоконтроль (при наличии ключа) и взаимоконтроль (в парах при наличии ключа).

Пример 2.

Прочитайте (прослушайте) диалог и определите, о чем идет речь: о договоренности или обмене мнениями. Объясните свою мысль.

A: What do you think we should do this weekend? What about doing the sights?

B: Why not? Good idea. I've been so busy these days slaving at the books, so I'd like to enjoy myself a little. I'll go if you suggest something really incredible.

A: Why not go to the Mall and see the individual memorials to the presidents?

B: Fantastic! We could also visit the National Museum of Natural History. The Dinosaurs section has always been my favourite.

A: I don't mind it, though I'd rather go to the Air and Space Museum. How about Saturday afternoon?

B: Great. Let's agree about the time after I get free. See you later, then.

A: See you.

Данное упражнение является рецептивно-продуктивным. Продуктивным мы его расцениваем потому, что после прослушивания/чтения диалога студенты самостоятельно определяют тип диалога и объясняют свое мнение на английском языке. В качестве формы контроля в данном случае предлагается индивидуальный контроль со стороны преподавателя.

Пример 3.

Прочитайте диалог и заполните пропуски необходимыми по смыслу фразами, которые приведены ниже. Выберите несколько вариантов или предложите собственные.

А: Did you really like that exhibition in the museum?

B:_call it boring._it's rather funny.

A:_the guide was so dull._I would enjoy myself._I wasted time.

B:_it is so. Would you_staying at home_seeing a new film?

A:_of this film. I don't like love stories. I'm more interested in actions. They are so exciting!

B:_that you won't go next time?

A: Never. I'm sorry,_some other guy who will accompany you.

The list of the phrases to use:

I wouldn't; prefer, rather than; You don't say so! You mean to say.; I had hoped that; you'll have to find; I'm not sure; In fact; I don't think much; In my opinion.

Приведенное в качестве примера упражнение является условно-коммуникативным рецептивно-репродуктивным. Кроме выражения определенных значений, при его выполнении уделяется внимание

стилю разговора. В данном случае - это неформальная беседа. Содержание упражнения соответствует требованиям программы с точки зрения разговорной тематики, поскольку это диалог по теме «Город. Достопримечательности». Относительно формы контроля, целесообразным в данном упражнении является самоконтроль при прослушивании диалога в записи или при его чтении.

Процесс обучения навыкам диалогической речи в современной методике проводится в следующей последовательности: обучение репликации, формирование умения сочетать реплики в диалогическое единство, овладение микродиалогом и, наконец, обучение вести диалоги различных функциональных типов.

Рассмотрим упражнения для обучения репликации.

Пример 4.

Прослушайте (прочитайте) реплики и дайте на них ответы, выражая согласие/несогласие, другой взгляд и т.п._

Инициативная реплика Ожидаемая реактивная реплика

We'll have to stay in town for the weekend if the weather doesn't change to better. It's quite probable that it won't stop raining soon.

Выполнение данного упражнения должно происходить в достаточно быстром темпе. По форме это может быть работа в парах со сменой партнеров. В случае овладения студентами лексикой в достаточном объеме, упражнение выполняется без какой-либо опоры. Условия выполнения упражнений данного типа могут быть вариабельными (Николаева, 2008).

Еще одним вариантом приведенного выше упражнения может быть дополнение микродиалога, когда в диалоге не хватает некоторых реплик, и студенты должны добавить их, ориентируясь на содержание имеющихся.

Пример 5.

Вы встретились с другом, который учится в Оксфордском университете.

Договоритесь с ним о времени, когда он сможет прийти к вам в группу и рассказать о своем обучении.

Инициативная реплика:

I wanted to ask you to come to my group and tell about your studies at the University.

В случае необходимости при выполнении этого упражнения студенты также могут использовать в качестве опоры карточки с фразами. Форма контроля - взаимоконтроль и контроль правильности речи студентов со стороны преподавателя.

Следующим этапом обучения является развитие умения построения развернутых диалогов разного коммуникативного типа. На этом этапе применяются условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения и предлагаются различные приемы работы.

Во-первых, это диалогическая речь в парах, во-вторых - полилог. По парной работы речь обучаемых происходит в обычном режиме и сопровождается взаимоконтролем и контролем со стороны преподавателя.

Пример 6.

Обменяйтесь впечатлениями о жизни студентов в Великобритании. Определите те особенности, которые, по вашему мнению, являются положительными, и те, что вам не нравятся. Задание основывается на опорном тексте, который студенты читают или слушают для получения информации, на основе которой происходит обсуждение. Ситуация требует употребления лексики для выражения различных значений: предпочтения, согласие/несогласие, переспросов, уточнения и т.п.

На этапе обучения построению развернутого диалога по определенной теме и предложенной ситуации задания содержит условия, которые студенты должны обсудить (Николаева, 2002). Например, при изучении разговорной темы «Спорт и спортивные игры» можно предложить следующее задание:

Speak about your favourite sports or games. Exchange your opinions as for advantages and disadvantages of doing sports professionally or being an amateur. In your conversation disclose the following points:

1. Say which sports or games you prefer and disclose the reasons for your preferences.

2. Speak about the necessity of playing sports.

3. Speak about advantages and disadvantages of being a professional.

4. Share your opinions as for professional and amateur sports.

При выполнении такого задания обучаемым следует сосредоточиться на содержательном аспекте. Предполагается, что на этом этапе лексические и грамматические навыки являются автоматизированными, поэтому студенты не должны испытывать трудностей в выражении собственных мыслей. Данное коммуникативное упражнение, нацелено на развитие умения построения диалога-обмена мнениями.

Следует отметить, что содержание каждого из упражнений на обучение навыкам диалогической речи должно варьироваться в соответствии с разговорными темами, изучаемыми на каждом конкретном этапе обучения, в соответствии с уровнем развития речевых навыков и умений студентов и социального опыта общения по определенным проблемам.

Учет всех перечисленных аспектов поможет преподавателю правильно организовать учебный процесс, а именно:

определить типы упражнений, которые будут наиболее эффективными; определить количество упражнений каждого вида и их последовательность; определить формы контроля; корректировать собственную учебную деятельность; управлять учебной деятельностью студентов.

Заключение

Обучение диалогической речи студентов первого курса требует особых приемов, поскольку опыт диалогической речи является еще недостаточным и речевые навыки, и умения требуют дальнейшего развития и совершенствования. Системный подход в обучении диалогической речи и комплекс специально разработанных упражнений, который рассмотрен в данной статье, может способствовать улучшению уровня нормативности речи студентов и облегчить овладение студентами умениями диалогической речи.

Список литературы

1. Николаева С.Ю. Основы современной методики преподавания иностранных языков (схемы и таблицы): Учебное пособие. К.: Ленв^, 2008. 285 с.

2. Николаева С.Ю., Бигич О.Б., Бражник Н.О. Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях: учебник, издание 2е, исправленное и переработанное. К.: Ленвит, 2002.

3. Скляренко Н.К. Современные требования к упражнениям для формирования иноязычных навыков и умений // Иностранные языки. 1999. № 3. С. 3-7.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.

Methods and techniques of teaching dialogic speech in English students of linguistic faculties Larisa Y. Israilova

senior lecturer of the Department of Foreign Languages A.A. Kadyrov Chechen State University Grozny, Russia israilova@chesu.ru 0000-0000-0000-0000

Marina U. Zubayraeva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ph.D., Associate Professor of the Department of Foreign Languages Chechen State Pedagogical University Grozny, Russia zubairaeva@chgpu.net 0000-0000-0000-0000

Received 12.04.2022 Accepted 19.05.2022 Published 20.06.2022

01O.25726/d1355-1789-6765-j

Abstract

The article is devoted to the peculiarities of teaching dialogic speech to first-year students of language faculties. The authors describe the types of communicative or conditional-communicative exercises that, in their opinion, ensure the effectiveness of the educational process and contribute to the development of speech skills and abilities of trainees. A systematic approach to teaching dialogic speech and a set of specially designed exercises, which is considered in this article, can help improve the level of normativity of students' speech and facilitate students' mastery of dialogic speech skills.

Keywords

speaking skills, communicative competence, communicative exercises, speech skills.

References

1. Nikolaeva S.Ju. Osnovy sovremennoj metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov (shemy i tablicy): Uchebnoe posobie. K.: Lenvit, 2008. 285 s.

2. Nikolaeva S.Ju., Bigich O.B., Brazhnik N.O. Metodika prepodavanija inostrannyh jazykov v srednih uchebnyh zavedenijah: uchebnik, izdanie 2e, ispravlennoe i pererabotannoe. K.: Lenvit, 2002.

3. Skljarenko N.K. Sovremennye trebovanija k uprazhnenijam dlja formirovanija inojazychnyh navykov i umenij // Inostrannye jazyki. 1999. № 3. S. 3-7.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija (utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rf ot 17 maja 2012 g. N 413). S izmenenijami i dopolnenijami ot: 29 dekabrja 2014 g., 31 dekabrja 2015 g., 29 ijunja 2017 g., 24 sentjabrja, 11 dekabrja 2020 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.