УДК 371.322 ББК Ч 426.131
Ю. С. Чан-ха-ли
г. Чита
Методы и приемы формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка (при изучении темы «имя существительное»)
Статья посвящена одной из актуальных в современном школьном образовании проблеме - разработке методов и приемов обучения самостоятельной учебнопознавательной деятельности школьников на уроках русского языка. В статье описаны основные методы и приемы обучения самостоятельной учебно-познавательной деятельности, направленные на развитие у учащихся умений организации, самоконтроля, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: методы и приемы обучения, самостоятельная учебно-познавательная деятельность, умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности, лингвистическая компетенция.
Y. S. Chan-ha-li
Chita
Methods and Techniques of Independent Educational and Cognitive Activity Formation at the Lessons of Russian (while studying « the Noun»)
The article is devoted to one of the topical problems in modern school education -development of methods and receptions in teaching independent educational and cognitive activity of the students at lessons of Russian. The article describes the basic methods and receptions in teaching indepen-dent educational and cognitive activity directed onto the development of such skills as organization, self-control, self-assessment and reflection over the educational and cognitive activity.
Keywords: the methods and receptions in learning; the educational and cognitive activity; skills of independent educational and cognitive activity; linguistic
Обучение русскому языку на современном этапе направлено на обучение школьников самостоятельной учебнопознавательной деятельности. Реализация компетентностного подхода в обучении языку обусловливает необходимость как актуализации и уточнения традиционных методов обучения русскому языку, так и разработки новых методов формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В этом актуальность проблемы данной статьи.
Цель статьи - представить важнейшие, на наш взгляд, методы и приемы самостоятельной учебно-познавательной деятельности при формировании лингвистической компетенции, в частности при изучении темы «Имя существительное».
Содержание лингвистической компетенции в обучении русскому языку на современном этапе включает общепредмет-
ные знания, умения, навыки и способы деятельности. К наиболее значимым в 5 классе мы относим умения:
На фазе ориентировки:
- осознавать и определять учебные цели, задачи.
На фазе планирования:
- составлять план учебно-научного текста;
- выявлять последовательность учебных операций при сопоставлении языковых единиц;
- ориентироваться в структуре учебного задания, связях его компонентов: инструкциях, образцах выполнения заданий и устных ответов на вопросы, алгоритмах.
На фазе реализации:
- самостоятельно работать с учебнонаучным текстом: осознанно использовать приемы поиска и получения научной информации, приемы восприятия и смысло-
вой переработки информации об имени существительном (приемы просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения);
- устанавливать сходство и различие, истинность/ложность тех или иных утверждений;
- группировать по разным основаниям языковой материал;
- самостоятельно приводить примеры языковых единиц;
- самостоятельно составлять, дополнять таблицы;
- выделять общие/отличительные, существенные/несущественные, необходимые/ достаточные свойства языковых единиц.
На фазе контроля:
- устанавливать свойства существительного, необходимые для его определения в форме понятия в соответствии с поставленной целью;
- осознавать правильность/неправильность, полноту/неполноту выполнения задания;
- осмысливать основания действий по опознанию, анализу, группировке языковых понятий и фактов;
- изменять (корректировать) учебную деятельность на основе самоанализа [5, с. 211].
Развитие этих умений осуществляется посредством разнообразных методов обучения. Под методом обучения мы понимаем «ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебнопознавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами» [3].
За основу в нашем диссертационном исследовании мы взяли классификацию методов обучения русскому языку
Л. П. Федоренко [4]. Однако в нашем исследовании они имеют специфику, которая заключается в том, что они являются по характеру рефлексивными и проблемными, направленными на развитие у учащихся умений организации, самоконтроля, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности.
I. Методы теоретического изучения языка: самостоятельная работа с учебнонаучным текстом (учебной книгой).
Их цель - научить школьников самостоятельно работать с учебно-научным текстом: осознанно использовать приемы поиска и получения научной информации, приемы восприятия и смысловой переработки информации об имени существительном (приемы просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения).
Примеры заданий:
Задание 1. Вам нужно прочитать текст параграфа «Понятие о существительном. Нарицательные и собственные имена существительные», чтобы его пересказать в классе. Перечислите, что вы для этого будете делать.
Задание 2. Прочитайте текст. Попробуйте самостоятельно подобрать существительное, которое соответствует указанным признакам:
(__________?)______________
H. ф. ________________Им. сущ.
Обозначает предмет.
I. Морф. признаки.
1.Пост.: нариц., неодуш., ср. р., 2-е скл.
2.Непост.: только форма ед. ч., Р. п.
III. Синт. роль - дополнение.
Задание 3. Прочитайте текст в форме опорной таблицы. Опираясь на него, сформулируйте правило.
Как определить падеж существительного
Отдельное слово Слово в предложении
Поставь вопрос: (нет) кого? чего? - Род. п. (дать) кому? чему? - Дат. п. (вижу) кого? что? - Вин. п. (любуюсь) кем? чем? - Тв. п. (говорю) о ком? о чем? - Пр. п Выдели словосочетание, где данное слово - зависимое Лед на реке растаял. Растаял (где? на чем?) на реке (Пр.п)
Задание 4. Прочитайте текст в форме таблицы и выполните задания:
- соотнесите значения имен существительных, данные в первой колонке таблицы, с
Задание 5. Укажите неверное утверждение. Объясните, почему вы так думаете?
1) некоторые существительное могут иметь форму только единственного числа и форму только множественного числа;
2) существительное изменяется по числам и падежам;
3) у существительных род - это непостоянный признак.
Задание 6. Проанализируйте данные утверждения с точки зрения истинности/ложности. Если необходимо, исправьте их. Объясните, почему вы их исправили.
1. Начальная форма имени существительного - им. п, ед. ч.
2. У одушевленных существительных форма мн. ч. вин. п. совпадает с формой им. п.
3. Имя существительное обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопросы кто? что?
4. Имена существительные изменяются по родам, падежам, числам.
5. К морфологическим признакам имен существительных относятся собствен-ность/нарицательность, одушевленность/ неодушевленность, подлежащее, дополнение, род, число, обстоятельство, падеж, склонение.
II. Методы теоретико-практического изучения языка.
Их цель - формирование у учащихся важнейших умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
- определите, соответствуют ли они друг
другу;
- если нужно, внесите необходимые исправления;
- объясните, чем вы руководствовались при выполнении задания.
Задание 1. Заключите в скобки «четвертое лишнее». Объясните, чем вы руководствовались при выборе слов. Почему?
Цель задания - научить учащихся выделять общие/отличительные, существенные/несущественные свойства языковых единиц; осмысливать основания действий по опознанию, анализу языковых понятий.
1. Стена, море, сирота, дом (_________).
2. Пальто, поле, село, окно (_________).
3. Степь, рожь, камыш, мышь (_________).
4. Вьюги, метели, оттепели, сумерки
(________).
Задание 2. Дополните недостающие компоненты таблицы. Объясните, чем вы руководствовались при составлении таблицы?
Цель задания - научить учащихся выявлять последовательность учебных операций при составлении таблицы; самостоятельно дополнять таблицы; осознавать основания действий по составлению таблиц.
Склонение имени существительного
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
-а-, -я-
Ж. р. ср. р.
дядя мяч мышь
Задание 3. Запишите 5-6 примеров на каждую группу существительных, обозначающих:
1) географические названия:...
2) имена, фамилии писателей, ученых, литературных героев: .
3) название исторических событий: ...
4) название книг, журналов, спектаклей, фильмов: .
примерами, предложенными во второй колонке;
Группы существительных по значению Примеры
1. Конкретные предметы окружающего мира (конкретные существительные) 2. Вещества (вещественные) 3. Явления природы (конкретные) 4. Действия, свойства, качества (отвлеченные существительные) 5. События, общественные явления (отвлеченные существительные) Книга, дом, затмение, бодрость, цветок, девочка, золото. Нефть, бетон, масло, железо, вьюга, альбом, красота Снегопад, здание, река, землетрясение, ураган, метель, рисование. Ходьба, буря, синева, доброта, газ, лиса, праздник. Бег, каникулы, олимпиада, мороз, смелость, перестройка, сумерки.
Цель задания - научить учащихся самостоятельно приводить примеры языковых единиц.
Задание 4. Распределите перечисленные слова по группам и заполните таблицу. Расскажите, что вы делали и в какой последовательности, чтобы правильно определить принадлежность этих слов к определенной группе.
Цель задания - научить учащихся выявлять последовательность учебных операций при составлении таблицы; группировать по разным основаниям языковой материал; осмысливать основания действий по группировке языковых понятий.
Газета «Первое сентября», детский сад «Колокольчик», театр, Нижний Новгород, Лидия Ивановна, тетрадь, медведь, Байкал, «Незнайка на Луне», ветер, Барбос.
Собственные имена существительные Нарицательные имена существительные
Задание 5.
Проанализируйте задание, выполненное учеником в классе. Как вы считаете, все ли он выполнил правильно? Если нет, то объясните, что ученик сделал неправильно и почему?
Цель задания - научить учащихся ориентироваться в структуре учебного задания; выявлять последовательность учебной деятельности при выполнении языкового задания; осознавать правильность/неправильность, полноту/неполноту выполнения задания.
Ученик, выполняя упражнения, так определял падеж существительного:
«Работа выполнена в тетрадке». В слове «тетрадке» пишем окончание - Е, поэтому это дательный падеж.
«В тетради не было никаких исправлений». Существительное «тетради» родительного падежа, потому что окончание -И.
III. Методы практического обучения речи.
Их цель - научить учащихся самостоятельно составлять лингвистический текст в устной или письменной форме; выявлять последовательность учебных операции при составлении лингвистического текста.
Задание 1. Из следующих признаков постройте определение понятия «имя существительное».
Имя существительное - самостоятельная часть речи.
Общее грамматическое значение существительного - это значение предмета.
Имена существительные принадлежат одному из трех родов - мужскому, женскому, среднему, а не изменяются по родам. Существительные изменяются по числам и падежам. В предложении существительные бывают всеми членами предложения, но чаще - подлежащим и дополнением.
Задание 2. Прочитайте текст. Письменно составьте вопросы к абзацам, обозначенным цифрами. Используя эти вопросы в качестве плана, перескажите текст.
1. Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи: существительным является почти каждое второе слово.
2. Существительные обозначают конкретные предметы окружающего мира (дом, картина, телевизор), живые существа и растения (юноша, кошка, ворона, сосна), явления природы (вьюга, радуга), общественные явления (восстание, парад, забастовка), вещества (золото, нефть, газ), географические названия (Россия, Байкал, Урал) и др.
3. Слова, которые обозначают свойства, качества, действия или состояние, тоже могут быть именами существительными. Например: синева, доброта, глупость (свойства, качества); бег, решение, толкотня (действия); сон, лень, волнение (состояние). Эти слова не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос что? И имеют значение предметности.
Таким образом, данные методы и приемы, используемые при формировании у учащихся знаний, умений и навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности в аспекте лингвистической компетенции, позволяют реализовать для школьника компетентностный подход в обучении; сделать учение осознанной деятельностью.
Список литературы
1. Барова Е. С. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 5-й класс: в 2 ч. / Е. С. Барова, М. Р. Богданова. М.: Палас, 2008. - 80 с.
2. Купалова А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, Т. М. Пахнова и др.; под ред. А. Ю. Купаловой. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008. 189 с.
3. Словарь по общественным наукам. Глоссарий. ру. URL: http://slovari.ru/книги/Словарь по общественным наукам/Метод обучения (дата обращения: 10. 11. 2010).
4. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. 160 с.
5. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.