Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

МЕТОДЫ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФОРМА ОЦЕНКИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ БАРЬЕРЫ / РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ / НОРМАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин А.И., Бесперстов Д.А.

В настоящей статье рассмотрена форма оценки соответствия и обеспечения пожарной безопасности людей на угольных предприятиях - федеральный государственный пожарный надзор. Данная форма рассмотрена с учётом её изменений, в части защиты развития производства и предпринимательства от фактического всеобщего, тотального надзора в отношении объектов, к которым предъявляются требования в области пожарной безопасности. Рассмотрены критерии отнесения объектов защиты к категориям риска. Указаны основные цели государственного пожарного надзора, а также методы их достижения. В статье предложены практические схемы нормативноправового регулирования по организации и осуществлению государственного и муниципального надзора, управления неблагоприятными рисками, а также схема критериев, влияющих на категорию риска объекта защиты в области пожарной безопасности. Одновременно авторами отмечено, что в отличие от других развитых стран, производителей угольной продукции в Российской Федерации слабо развито страхование имущества предприятий угольной промышленности и ее работников от пожаров. С одной стороны, это обусловлено неудовлетворительным состоянием угольных предприятия, износом оборудования, с другой стороны - отсутствием законодательства в этой части. Авторы уделяют внимание планам пожарной безопасности, которые применяются в зарубежных компаниях и являются формой оценки соответствия того или иного объекта требованиям в области пожарной безопасности. В зарубежных компаниях возрастает роль страховых организаций из-за значительного ущерба от пожаров, которые несут не только компенсацию финансовых убытков, но и ответственность за причиненные пожарные риски. В статье обоснована необходимость уменьшения государственного влияния на деятельность угольных предприятий, в части контроля за их деятельностью. Предложено развитие форм оценок соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, альтернативных государственному пожарному надзору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомин А.И., Бесперстов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND PRACTICE OF STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY AT THE ENTERPRISES OF THE COAL INDUSTRY

This article considers the conformity assessment form and ensuring fre safety of people at coal enterprises - federal state fre supervision. This form is considered taking into account its changes, in terms of protecting the development of production and entrepreneurship from the actual general, total supervision in relation to objects that are subject to requirements in the feld of fre safety. Criteria for classifying objects of protection as risk categories are considered. The main goals of the state fre supervision, as well as methods of their achievement are indicated. The article proposes practical schemes of normative legal regulation for the organization and implementation of state and municipal supervision, management of unfavorable risks, as well as a scheme of criteria affecting the risk category of the protection object in the feld of fre safety At the same time, the authors noted that, in contrast to other developed countries, producers of coal products, the property insurance of coal industry enterprises and of its employees against fres is poorly developed in the Russian Federation. On the one hand, this is due to the unsatisfactory state of the coal enterprises, wear and tear of equipment, on the other hand, the lack of legislation in this part. The authors pay attention to fre safety plans that are used in foreign companies and are a form of assessing the compliance of an object with fre safety requirements. In foreign companies, the role of insurance organizations is increasing, due to signifcant damage from fres, which bear not only compensation for fnancial losses, but also responsibility for the caused fre risks. The article substantiates the need to reduce state in uence on the activities of coal enterprises, in terms of control over their activities. The development of forms for assessing the compliance of protection objects with fre safety requirements, alternative to the state fre supervision, is proposed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

I А.И. Фомин // A.I. Fomin ncvostnii@yandex.ru

д-р техн. наук, профессор, зав. каф. аэрологии, охраны труда и природы ФГБОУ ВО «КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева»ведущий научный сотрудник отдела АО «НЦ ВостНИИ», Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 Doctor of technical sciences, professor, aerology, labor protection and ecology department head, FGBOU VO KuzGTU named after T.F. Gorbachev "of the of AO "ScC VostNII" department leading researcher, Russia, 650002, Kemerovo, Institutskaya st., 3

I Д.А. Бесперстов // D.A. Besperstov

канд. техн. наук, доцент кафедры «Тех-носферная безопасность» ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Technosphere Safety Department, FGBOU VO "Kemerovo State University

УДК 622.33;82;331.461

МЕТОДЫ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

METHODS AND PRACTICE OF STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY AT THE ENTERPRISES OF THE COAL INDUSTRY

В настоящей статье рассмотрена форма оценки соответствия и обеспечения пожарной безопасности людей на угольных предприятиях - федеральный государственный пожарный надзор. Данная форма рассмотрена с учётом её изменений, в части защиты развития производства и предпринимательства от фактического всеобщего, тотального надзора в отношении объектов, к которым предъявляются требования в области пожарной безопасности. Рассмотрены критерии отнесенияобъектовзащитыккатегориямриска. Указаныосновныецелигосударственногопожарного надзора, а также методы их достижения. В статье предложены практические схемы нормативно-правового регулирования по организации и осуществлению государственного и муниципального надзора, управления неблагоприятными рисками, а также схема критериев, влияющих на категорию риска объекта защиты в области пожарной безопасности. Одновременно авторами отмечено, что в отличие от других развитых стран, производителей угольной продукции в Российской Федерации слабо развито страхование имущества предприятий угольной промышленности и ее работников от пожаров. С одной стороны, это обусловлено неудовлетворительным состоянием угольных предприятия, износом оборудования, с другой стороны - отсутствием законодательства в этой части. Авторы уделяют внимание планам пожарной безопасности, которые применяются в зарубежных компаниях и являются формой оценки соответствия того или иного объекта требованиям в области пожарной безопасности. В зарубежных компаниях возрастает роль страховых организаций из-за значительного ущерба от пожаров, которые несут не только компенсацию финансовых убытков, но и ответственность за причиненные пожарные риски. В статье обоснована необходимость уменьшения государственного влияния на деятельность угольных предприятий, в части контроля за их деятельностью. Предложено развитие форм оценок соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, альтернативных государственному пожарному надзору.

This article considers the conformity assessment form and ensuring fire safety of people at coal enterprises - federal state fire supervision. This form is considered taking into account its changes, in terms of protecting the development of production and entrepreneurship from the actual general, total supervision in relation to objects that are subject to requirements in the field of fire safety. Criteria for classifying objects of protection as risk categories are considered. The main goals of the state fire supervision, as well as methods of their achievement are indicated. The article proposes practical schemes of normative legal regulation for the organization and implementation of state and municipal supervision, management of unfavorable risks, as well as a scheme of criteria affecting the risk category of the protection object in the field of fire safety.

At the same time, the authors noted that, in contrast to other developed countries, producers of coal products, the property insurance of coal industry enterprises and of its employees against fires is poorly developed in the Russian Federation. On the one hand, this is due to the unsatisfactory state of the coal enterprises, wear and tear of equipment, on the other hand, the lack of legislation in this part. The authors pay attention to fire safety plans that are used in foreign companies and are a form of assessing the compliance of an object with fire safety requirements. In foreign companies, the role of insurance organizations is increasing, due to significant damage from fires, which bear not only compensation for financial losses, but also responsibility for the caused fire risks. The article substantiates the need to reduce state influence on the activities of coal enterprises, in terms of control over their activities. The development of forms for assessing the compliance of protection objects with fire safety requirements, alternative to the state fire supervision, is proposed. Ключевые слова: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, УГОЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ФОРМА ОЦЕНКИ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ПРАВОВЫЕ БАРЬЕРЫ, РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ, НОРМАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР, ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ.

KEY WORDS: FIRE SAFETY, COAL ENTERPRISES, EVALUATION FORM, ADMINISTRATIVE AND LEGAL BARRIERS, PRODUCTION DEVELOPMENT, PERSONAL SAFETY PROVISION, REGULATORY LEGISLATION, STATE FIRE SUPERVISION, PREVENTION OF VIOLATIONS.

Угледобыча является одним из наиболее важных энергетических поставщиков в зарубежные страны. Так, ежегодная экономическая прибыль от поставок угля составляет 24 % от общего количества поставляемых за рубеж энергетических ресурсов и составляет почти 1 трлн. рублей (диаграмма 1) [1].

Процессы от добычи угля до его поставки потребителям сопровождаются опасными факторами, большинство из которых связаны с пожарами и взрывами пылевоздушной горючей угольной смеси. Так, в Российской Федерации ежегодно при проведении горных работ на предприятиях угольной промышленности происходит 17 пожаров и взрывов с гибелью и травмированием людей, а в Кузбассе - 28 ситуаций, связанных с опасными факторами пожаров [2].

Наличие пожаров и взрывов на предприятиях угольной промышленности и значительной их роли в экономике страны свидетельствует о необходимости обеспечения пожарной безопасности на угольных предприятиях, нарушение деятельности которых может привести к приостановке работы всего предприятия или отдельного его участка и к социально-экономическим потерям.

В целях профилактики пожаров и минимизации негативных последствий в Российской Федерации созданы формы оценок соответствия объектов требованиям в области пожарной безопасности.

Государственный пожарный надзор как форма оценки обеспечения пожарной безопасности на угольных предприятиях

В настоящее время существует 9 форм оценок соответствия объектов установленным требованиям в области пожарной безопасности: аккредитация, аудит пожарной безопасности, федеральный государственный пожарный надзор, декларирование, исследование, подтверждение соответствия, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и экспертиза, где федеральный государственный пожарный надзор, основанный на риск-ориентированном подходе, является наиболее всесторонней и независимой формой оценки соответствия объекта установленным минимально необходимым требованиям в области пожарной безопасности [3, 4].

Риск-ориентированный подход позволяет скоординировать периодичность проверок. Основные принципы развития надзорной де-

■ Угольное сырье, трлн рублей ■ углеводороды трлн рублей

Диаграмма 1. Доля ежегодного поступления в бюджет России от угольного сырья и прочих углеводородов, трлн. рублей Diagram 1. The share of annual revenues to the Russian budget from raw coal and other hydrocarbons, trillions of rubles

Блок-схема 1. Нормативно-правовое регулирование и полномочия государственного и муниципального надзора (контроля)

Block diagram 1 - Legal regulation and powers of state and municipal supervision (control)

ятельности продолжены в перспективе. Так, с 01.07.2021 на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон о государственном контроле (надзоре) [5]. Законом, как и было ранее, определено, что основные цели государственного надзора - предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.

Указанные цели достигаются следующими методами:

1). Профилактика нарушений обязательных требований.

2). Оценка соблюдения обязательных требований.

3). Выявление нарушений.

4). Принятие мер по пресечению выявленных нарушений.

5). Устранения последствий нарушений.

6). Восстановление правового положения,

существовавшего до возникновения нарушений.

Основным результатом государственного надзора является минимизирование риска причинения вреда в результате нарушения обязательных требований.

Законодательством предусмотрены федеральный и региональный государственные контроли (надзоры), а также муниципальный контроль.

Порядок реализации государственных надзоров и муниципального контроля определяется соответствующими положениями, утверждаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципалитета.

Нормативно-правовое регулирование и полномочия представлено в виде следующей

Блок-схема 2. Управления неблагоприятными рисками Block diagram 2 - Adverse risk management

39

Блок-схема 3. Критерии, влияющие на категорию риска объекта защиты. Block diagram 3 - Criteria influencing the risk category of the protected object

блок- схемы 1.

Предметом государственного контроля, который определяется законом о виде контроля, является соблюдение обязательных требований.

Объект контроля - деятельность, а также здания, сооружения, территория. Учет объектов контроля осуществляется в порядке, установ-

ленном соответствующим положением о виде государственного надзора.

В свою очередь, государственный контроль осуществляется на основе управления неблагоприятными рисками согласно следующей схемы 2.

Вероятностные критерии и индикаторы разрабатываются индивидуально для каждого

федерального органа исполнительной власти и утверждаются соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Так, в области пожарной безопасности критерии и индикаторы установлены постановлением Правительства о федеральном государственном пожарном надзоре [6].

При осуществлении государственного контроля (надзора) для объектов предусмотрено 6 категорий риска причинения вреда (ущерба): чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Для каждой категории риска предусмотрена соответствующая периодичность плановых проверок. Так, для категории чрезвычайно высокого риска периодичность плановых проверок в области пожарной безопасности определена 1 раз в год, для объектов, относящихся к категории высокого риска, 1 раз в два года, значительного риска - один раз в три года, среднего риска не чаще одного раза в пять лет, умеренной категории риска один раз в шесть лет. Плановые проверки в отношении объектов, относящихся к категории низкого риска, не планируются. На категории риска влияют различные критерии, имеющие соответствующие индикаторы, учитывающие факторы добросовестности контролируемого лица и вероятности наступления неблагоприятных событий.

Порядок отнесения объекта защиты по пожарной безопасности к категории риска приведены на следующей схеме 3 [7].

Как следует из схемы, на формирование категории риска объекта защиты влияет значительное количество показателей. Данные показатели зависят в основном от риска возникновения негативных последствий от пожара (гибель и травмирование людей), а также от добросовестности объекта защиты (наличия пожаров, нарушений в области пожарной безопасности, сложность объекта в противопожарном отношении).

и обеспечении безопасности, чем контролирующие государственные органы, чья фактическая прибыль не зависит от продолжения деятельности организации.

Вместе с тем в Российской Федерации слабо развито страхование имущества предприятий и работников от пожаров. С одной стороны, это обусловлено неудовлетворительным состоянием угольных предприятия, износом оборудования, с другой стороны - отсутствием законодательства.

Также со стороны контролирующих органов меры административного воздействия должны быть пропорциональны «тяжести» нарушения и исчисляться с учётом временных показателей их невыполнения, что в настоящее время не предусмотрено законодательством [8].

Особое внимание за рубежом уделено планам пожарной безопасности являющихся формой оценки соответствия объекта требованиям в области пожарной безопасности [9, 10].

В Америке данные планы, разработанные с учётом государственных, национальных и муниципальных правил, разделяются для зданий и сооружений с учетом их функционального назначения. В свою очередь, в Великобритании планы пожарной безопасности являются оценкой пожарной безопасности (пожарного риска) с необходимостью ежегодной их переработкой [11, 12].

Из-за значительного ущерба от пожаров за рубежом возрастает роль страховых организаций, которые несут не только компенсацию финансовых убытков, но и ответственность за причинённые пожарные риски. Поэтому страховые компании нанимают специалистов по контролю за пожарными рисками, которые обследуют объекты на соответствие стандартов. Данными специалистами прогнозируются увеличение рисков возникновения социально-экономического ущерба в ближайшие 7-8 лет на 4-8% [13, 14].

Выводы и предложения

Несмотря на то что законодательством «жёстко» определены формы оценок обеспечения безопасности людей на угольных предприятиях, необходимо снижение административного контроля за данными требованиями. На законодательном уровне должны быть предусмотрены иные формы, которые могут быть определены (выбраны) предприятиями. Необходимо развитие системы самоконтроля без государственного вмешательства. Предприятия угольной промышленности и его работники являются наиболее заинтересованными в своей работоспособности

Заключение

Из проведённого анализа форм оценок соответствия объектов защиты следует необходимость их развития и дополнения с учетом опыта развитых зарубежных стран. В настоящее время в Российской Федерации развивается система надзорных органов [6], остальные системы негосударственного контроля остаются на начальном этапе, фактически определёно лишь их наличие.

«Жесткое» нормирование форм оценок приводит к дополнительным административно-правовым и нормативным барьерам, что впо-

следствии будет отрицательно влиять на разви- числе угледобывающей промышленности.

тие предпринимательства и производства, в том

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экспорт угля из России: 2001 - 2021 [Электронный ресурс]: URL: http://global-finances.ru/eksport-uglya-iz-rossii-po-godam/ (дата обращения: 27.10.2021).

2. Пожарная безопасность технологических процессов. Оценка пожарных рисков на опасных производственных объектах: учебно-практическое пособие / Ю.И. Иванов, Т.А. Туманова, Д.А. Бесперстов; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет). - Кемерово, 2016. - 143 с.

3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 (ред. от 30.04.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/6e240 82b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/ (дата обращения: 27.10.2021).

4. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения: 27.10.2021).

5. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 27.10.2021).

6. О федеральном государственном пожарном надзоре [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (ред. от 25.06.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128492/9 2d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 27.10.2021).

7. О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_365149/ (дата обращения: 27.10.2021).

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.10.2021) [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 27.10.2021).

9. «Fire Safety». Fire Protection Specialists. Archived from the original on 19 January 2014. Retrieved 17 January 2014. URL: https://web.archive.org/web/20140119053214/http://www.h2ofiresprinklers.co.uk/fire_safety (дата обращения: 27.10.2021).

10. «Articles - Fire Code | Safety Media Inc». safetymedia.com. Retrieved 2020-11-12. URL: https://safetymedia.com/ fire-code/ (дата обращения: 27.10.2021).

11. «Fire safety in the workplace». GOV.UK. Retrieved 21 August 2021. URL: https://www.gov.uk/workplace-fire-safety-your-responsibilities/fire-risk-assessments (дата обращения: 27.10.2021).

12. «Everything you need to know about fire risk assessments». Retrieved 11 October 2021. URL: https://www.sentientuk. co.uk/blog/about-flre-risk-assessments/ (дата обращения: 27.10.2021).

13. «NFPA report - Fire loss in the United States». www.nfpa.org. Retrieved 2020-10-21. URL: https://www.nfpa.org/ News-and-Research/Data-research-and-tools/US-Fire-Problem/Fire-loss-in-the-United-States (дата обращения: 27.10.2021).

14. «13-2099.02 - Risk Management Specialists». www.onetonline.org. Retrieved 2020-10-22. URL: https://www. onetonline.org/link/summary/13-2054.00?redir=13-2099.02 (дата обращения: 27.10.2021).

REFERENCES

1. Eksport uglya iz Rossii: 2001 - 2021 [Export of coal from Russia]. Retrieved from: http://global-finances.ru/eksport-uglya-iz-rossii-po-godam [in Russian].

2. Ivanov, Yu.I., Tumanova, T.A., & Besperstov, D.A. (2016). Pozharnaya bezopasnost' tekhnologicheskikh protsessov. Otsenka pozharnykh riskov na opasnykh proizvodstvennykh ob"yektakh: uchebno-prakticheskoye posobiye [Fire safety of technological processes. Assessment of fire risks at hazardous industrial enterprises: a training manual]. Kemerovo: Kemerovo Technological Institute of Food Industry (University) [in Russian].

3. Tekhnicheskiy reglament o trebovaniyakh pozharnoy bezopasnosti. Federal'nyy zakon ot 22.07.2008 № 123-FZ (red. ot 30.04.2021) [Technical regulations on fire safety requirements. Federal Law No. 123-FZ of July 22, 2008 (as revised on April 30, 2021). Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/6e24082b0e98e57a0d 005f9c20016b1393e16380/ [in Russian].

4. O tekhnicheskom regulirovanii . Federal'nyy zakon ot 27.12.2002 № 184-FZ (red. ot 02.07.2021) [About technical regulation. Federal Law of December 27, 2002 No. 184-FZ (as revised on July 2, 2021). Retrieved from: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ [in Russian].

5. O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i munitsipal'nom kontrole v Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon ot 31.07.2020 № 248-FZ (red. ot 11.06.2021) [On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation. Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 (as revised on June 11, 2021)]. Retrieved from: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358750/ [in Russian].

6. O federal'nom gosudarstvennom pozharnom nadzore. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 12.04.2012 № 290 (red. ot 25.06.2021).[ On federal state fire supervision. Resolution of the Government of the Russian Federation of 12.04.2012 No. 290 (as amended on 25.06.2021)]. Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128492/ 92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b [in Russian].

7. O vnesenii izmeneniy v Polozheniye o federal'nom gosudarstvennom pozharnom nadzore. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 12.10.2020 № 1662 [On amendments to the Regulation on the Federal State Fire Supervision. Decree of the Government of the Russian Federation of October 12, 2020 No. 1662]. Retrieved from: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_365149/ [in Russian].

8. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 01.10.2021) [Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 No. 195-FZ (as amended on

01.10.2021)]. Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_34661/ [in Russian].

9. «Fire Safety». Fire Protection Specialists. Archived from the original on 19 January 2014. Retrieved from: https://web. archive.org/web/ 20140119053214/http://www.h2ofiresprinklers.co.uk/fire_safety [in English].

10. «Articles - Fire Code | Safety Media Inc». safetymedia.com. Retrieved from: https://safetymedia.com/flre-code/ [in English].

11. «Fire safety in the workplace». GOV.UK. Retrieved from: https://www.gov.uk/workplace-flre-safety-your-responsibili-ties/flre-risk-assessments [in English].

12. «Everything you need to know about fire risk assessments». Retrieved from: https://www.sentientuk.co.uk/blog/about-flre-risk-assessments/ [in English].

13. «NFPA report - Fire loss in the United States». www.nfpa.org. Retrieved from: https://www.nfpa.org/News-and-Re-search/Data-research-and-tools/US-Fire-Problem/Fire-loss-in-the-United-States [in English].

14. «13-2099.02 - Risk Management Specialists». www.onetonline.org. Retrieved from: https://www.onetonline. org/link/ summary/13-2054.00?redir=13-2099.02 [in English].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.