Научная статья на тему 'Методы и подходы к исследованию детско-юношеских дискурсов СМИ'

Методы и подходы к исследованию детско-юношеских дискурсов СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
184
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / СМК / детско-юношеский телерадиодискурс / интервью / дискурс-анализ / фокус-группа / контент-анализ / анкетирование / MASS-MEDIA / mass-media communication / child-youth teleradiodiscourse / interview / discourse-analysis / focus-group / content-analysis / questionnaire.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — К. Ю. Новиков

Научные методы, применяемые для исследования массовой коммуникации, автор подразделяет на филологические и психологические. Многие из них можно отнести к общенаучным. Сравниваются методы и подходы к изучению СМИ, применяемые в советском телеи радиодискурсе, с современными, междисциплинарными. Выделяются, классифицируются и определяются методы, методики и подходы, которые в современной науке могут быть использованы для изучения средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and approaches to research of child-youths discourses of MASS-MEDIA

Scientific methods applied for research of mass communication, an author subdivides into philological and psychological. Many of which can be delivered to scientific. Methods and approaches are compared to the study MASS-MEDIA applied in soviet teleradiodiscourse, with modern, scientifically approved. It is selected, is classified and is concerned methods, methods and approaches which in modern science can be used for the study of mass medias.

Текст научной работы на тему «Методы и подходы к исследованию детско-юношеских дискурсов СМИ»

ной картине мира, но и обыденной: норма - граница, предел, в которых в полной мере проявляются особенности объекта, признака, действия и др.; выход за границы приводит к нарушению нормы, к отклонениям (такие показатели не соответствуют норме, не входят в норму).

Таким образом, взятые в совокупности традиционные лексикографические описания и данные лингвистических экспериментов позволяют более детально описать значение слова. В случае с лексемой норма такое сопоставление выявило необходимость детализировать толкования двух основных значений посредством включения сем «социальное одобрение», «граница, предел», «необходимое количество», «критерий, образец».

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988.

2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: Наука, 1985.

3. Современный философский словарь / под общ. ред. проф. В.Е. Кемерова. - М.: Академический Проект, 2004.

4. Урысон Е.В. Понятие нормы в языке современной семантики (параметры человеческого тела с точки зрения русского языка // Слово в тексте и словаре: сб. ст. к 70-летию академика Ю.Д. Апресяна. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 243-253.

УДК 070

К.Ю. Новиков*

Методы и подходы к исследованию детско-юношеских

дискурсов СМИ

Научные методы, применяемые для исследования массовой коммуникации, автор подразделяет на филологические и психологические. Многие из них можно отнести к общенаучным. Сравниваются методы и подходы к изучению СМИ, применяемые в советском теле- и радиодискурсе, с современными, междисциплинарными. Выделяются, классифицируются и определяются методы, методики и подходы, которые в современной науке могут быть использованы для изучения средств массовой информации.

Scientific methods applied for research of mass communication, an author subdivides into philological and psychological. Many of which can be delivered to scientific. Methods and approaches are compared to the study MASS-MEDIA applied in soviet tele- radiodiscourse, with modern, scientifically approved. It is selected, is classified and is concerned methods, methods and approaches which in modern science can be used for the study of mass medias.

* Новиков Константин Юрьевич, кандидат филологических наук, обозреватель, Российская государственная радиовещательная компании «Голос России» (Москва); Novik@ruvr.ru

Ключевые слова: СМИ, СМК, детско-юношеский телерадиодискурс, интервью, дискурс-анализ, фокус-группа, контент-анализ, анкетирование.

Key words: MASS-MEDIA, mass-media communication, child-youth teleradi-odiscourse, interview, discourse-analysis, focus-group, content-analysis, questionnaire.

В понятие «методы изучения дискурсов СМИ » внесем дифференциацию: методы (методики), применяемые авторами передач и коммуникаторами для общения с аудиторией, собственно психологические методы исследования СМК, применяемые учеными в современной медиапсихологии, и собственно филологические методы, которые применимы сейчас и применялись в советском те -лерад иод иску рсе для анализа соответствующих передач. Иными словами, методы целесообразно разделить на филологические и психологические. Иногда они совпадают.

Советское телерадиовещание для детей было построено как дополняющее школьную программу с ярко выраженным воспита-тельным вектором. Посредством радио школьник мог с помощью слуховых образов дополнить полученные в школе знания, расширить их, разнообразить.

В школьную практику советского времени активно внедрялись элементы проблемного обучения [2: 125], включающего в себя множество приемов пробуждения мысли. Назовем данный метод филологическим подходом к дискурсам СМИ. Его суть состоит в том, что перед школьниками ставилась проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск. Желание подростка самому искать решение пробуждает высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно, что придавало познавательной деятельности творческий характер.

Широко использовался в советский период метод укрепления связей между явлениями действительности, ставший одним из резервов оптимизации педагогического процесса, поскольку он позволял школьнику получить не сумму, а систему знаний. Авторы научно-познавательных передач стремились сделать объектами познания детей не только отдельные факты или явления, но и те связи, отношения, которые в действительности существуют как между разными явлениями, так и внутри каждого из явлений: между его сторонами, частями, элементами (внутрипредметные связи). Такой подход позволял последовательно внедрять в сознание школьника элементы диалектической логики, так как именно через обнаружение связей раскрываются существенные особенности самих явлений. Выделение и осознание школьником этих связей превращает знания из суммы в систему.

Метод укрепления связей сочетался в передачах с основным дидактическим принципом педагогики - принципом всестороннего развития детской самодеятельности, общественной активности в самых разных сферах. Так, участники литературного «Клуба знаменитых капитанов» (советская радиопередача и ее аудитория) разгадывали загадки океанов и морей, выдумывали проекты и мастерили макеты кораблей, плавучих заводов. Радиопередачи цикла «В стране литературных героев» были тесно связаны с историей. Слушатели программы «Вам, юннаты» не только выращивали редкие растения, проводили биологические опыты, но и писали сочинения о своем крае, совершая радиопутешествия в малоизученные районы страны.

Среди методов в дискурсах СМИ для детей и с участием детей применялся метод инспирирующего диалога. По мнению психолога Кан-Калика, специфика преподнесения школьникам знаний в области литературы, например, определяется не только дидактикой и литературоведческой логикой, но и логикой художественной, воплощающей в себе закономерности литературы как вида искусст -ва. При этом сам процесс общения эстетизируется, его функции информирования, познания и организации взаимоотношений получают эстетическую нагрузку и реализуются через «художественный привод». Таким образом создается специфическая ситуация эстетической коммуникации [3: 175]. В современном теле- и радиовещании эстетизация процесса общения в СМК выступает одной из главных особенностей и творческих задач детских и юношеских дискурсов СМИ.

Установлено также, что наибольший воспитательный эффект достигается при использовании метода убеждения в совокупности с информационным методом. Речь идет о сочетании информации и воспитательных элементов дискурса. Это дает возможность не только пробудить у аудитории СМК интерес к сообщаемым фактам, но и желание больше узнать о предмете, теме передачи (рассказа) самостоятельно. В результате школьники активно включаются в процесс добывания знаний, их обработку и систематизацию. Такая педагогическая и психологическая ситуация видится как наиболее благоприятная для восприятия современного объема информации.

Поисково-исследовательский метод применялся при работе с детской аудиторией СМИ в советский период, некоторые его элементы могут быть применимы и сегодня. Форма повествования и установка на отчетность, задания редакции являются характеристиками этого метода, что повышает уровень восприятия предлагаемой информации аудиторией детского и подросткового возраста.

Что касается собственно психологических методов исследования не только дискурсов СМК, но и психических процессов, состояний ребенка, то Л.Ф. Обухова выделяет два метода исследования детского мышления. Первый, генетический, трактуется как способ изучения уже сложившихся форм на разных возрастных ступенях развития психического процесса (пример: метод и теория интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже). Второй метод связан с исследованием психики (активное, управляемое формирование новых психических процессов). Разработка этого метода проведена П.Я. Гальпериным и его сотрудниками. Добавим сюда экспериментально-генетический метод Л.С. Выготского, которому принадлежала идея превратить вещь в процесс. Что касается клинического метода Пиаже, то использовались, главным образом, тесты, позволяющие с помощью заранее составленных опросников получить ре -акцию ребенка и соотнести ее с принятой шкалой развития. Пиаже отвергал метод непосредственного наблюдения, который не мог обеспечивать качества наблюдения, не позволял раскрыть то, что скрыто за внешней картиной поведения и часто не осознано самим испытуемым [4: 67].

Метод Пиаже позволял иметь дело не с количественными характеристиками психических процессов, а с качественными. Клинический метод, перенесенный из медицины в психологию, позволял изучать не симптомы, а процессы, приводящие к ним. Методу Пиаже противопоставлялся советский способ изучения психических явлений путем изменения позиции экспериментатора, который не ограничивается наблюдением результата, а выявляет и создает условия, обеспечивающие формирование психического процесса с заданными свойствами. П.Я. Гальперин считал, что речь, звуковые образы слов как бы «уходят» из сознания, в котором сохраняются лишь значения слов. Процесс теперь выступает для субъекта (коммуникации в том числе) как мысль о действии. При этом важно заметить, что теория (метод) формирования умственных действий П.Я. Гальперина возникла независимо от теории (метода) когнитивного (интеллектуального) развития ребенка Пиаже.

Из всего набора методов и методик психологического и филологического исследования коммуникативной среды и субъектов коммуникации в дискурсах СМИ можно выделить следующие: дискурс-анализ, фокус-группа, анкетирование, беседа, интервью (в составе метода фокус-группы), включенное наблюдение, косвенное наблюдение, самонаблюдение.

Среди перечисленных главным выступает дискурс-анализ, наиболее популярный и отчасти модный в науке метод исследования текстов, радио- и телепередач, новостных блоков и статей. На

дискурс-анализ ссылается и популярный в США психолог Ричард Харрис. Он называет этот метод одним из исследовательских подходов к изучению содержания, применяемого в лингвистике, антропологии и текстологии [5: 286]. Исследователь сетует на то, что дискурс-анализом часто пренебрегают, поскольку исследования массовой коммуникации по традиции более тесно связаны с соци -альной, а не с когнитивной психологией. Филологическое понимание дискурс-анализа было дано Е. Зайцевым, который определил данный подход как «текст в контексте», не ставя знака равенства между дискурс-анализом и анализом дискурса.

Английский психолог Дэвид Гайлс перечисляет несколько основных психологических методов, которые могут применяться (и успешно применяются) в современной медиапсихологии (психологии массовой коммуникации). Это традиционный эксперимент, метод обследования-осмотра, интервью, количественный и качественный анализ, наблюдение, этнография, анализ медиатекстов, дискурс-анализ [1: 218]. Учёный выделяет два направления или подхода к проблематике: один характерен для Северной Америки, другой для Европы. Экспериментальная традиция прочно обосновалась в США, а европейские ученые сосредоточились на самостоятельном и непосредственном изучении медиатекстов. «Некоторые из нас изучают тексты массовой культуры, в то время, пока остальные изучают их влияние и воздействие на аудиторию... причем, первые ничего не знают об аудитории, а последние о текстах» [1 : 222]. К эксперименту в современной психологии ученые прибегают в том случае, когда есть необходимость изучить психологическое воздействие, эффект СМК. Одна из сфер, в которой медиапсихологи применяют эксперимент - когнитивный процесс движения медиаматериала (например, газетных заголовков или рекламных слоганов).

Для исследований СМК применим метод критического дискурс-анализа (термин Нормана Фэркло), который придает особое значение активной роли дискурса в конструировании социального мира. Критический дискурс-анализ исследует изменения как самих передач, так и восприятия аудитории. Дискурсивная психология также рассматривает критический дискурс-анализ с точки зрения определенного использования языка в социальном взаимодействии . Взгляд ученых на дискурс, дискурс-анализ и его применение пред -полагает изучение СМК не как разновидности коммуникации, процесса опосредованного общения, а именно как полноценного

дискурса, формирующего социальные и культурологические границы сознания [6: 68].

Долгое время в зарубежной психологии и общенаучных работах, посвященных СМК, господствовало мнение, что исследовать необходимо сам текст, а не его производство или восприятие. Считалось, что значения недвусмысленно включены в тексты, а получатели информации их пассивно воспринимают.

С 80-х годов прошлого века на Западе и в США использовался метод «человеческого счётчика» («people meter»), предполагавший звонки исследователя своему респонденту в так называемые ключевые моменты коммуникативной ситуации в течение наблюдаемого периода. Исследователь задавал респонденту вопросы, например, о частоте пользования телевизором. Это производилось как по телефону, так и по пейджеру. Таким способом собранная информация стала основой для большинства медиапсихологических исследований за рубежом.

Интервью-метод традиционно используется во многих странах для сбора качественных показателей. Интервью проводится в режиме «один на один» или с применением фокус-группы (например, при обсуждении, что люди думают об СМК, или о роли СМК в повседневной жизни).

Фокус-группы с 50-х годов прошлого века использовались в исследованиях СМИ как альтернатива проведению эксперимента, сначала для изучения эффектов радиовещания. Позже метод был адаптирован к рынку исследований имиджа брэнда, а также к политическим исследованиям (как инструмент для проведения избирательных кампаний). В последнее время в связи с растущей популярностью качественных исследований социальной науки за рубежом фокус-группы активно применяются как в исследованиях СМК (филологами), так и непосредственно в психологии.

Фокус-группы используются для обсуждения разных аспектов СМК (от «мыльных опер» и детского телевидения до политических дискурсов). Зачастую упомянутая разновидность метода интервью используется как эксплуатация моды для генерализации идей и материалов с последующим или параллельным применением опросников и шкал. Этот метод, по мнению западных ученых, достаточно перспективен, так как позволяет собрать наиболее богатый материал, нежели закрытые и обезличенные анкеты-опросники или дан -ные, полученные после лабораторно контролируемых экспериментов.

Из перечисленных методов, применяемых в мировой психологии, медиапсихологии и филологии, для детско-юношеских телера-диодискурсов наиболее перспективны и актуальны, на взгляд автора, следующие: дискурс-анализ, контент-анализ, анкетирование, интервью-метод, фокус-группа. До сих пор считалось, что филологические методы и подходы к исследованию СМК заключаются лишь в анализе содержания передач. Однако при отсутствии нормативно определенных критериев оценки журналистского продукта указанный метод, по мнению автора, весьма ограничен и потерял актуальность. Такие подходы зачастую дополнялись и дополняются социологическими исследованиями аудитории СМИ, либо возрастом приобщающихся к тем или иным передачам, гендер-ными особенностями. Других, более глубоких, филолого-психологических методов и методик на данный момент не выявлено.

Перечисленным списком не исчерпываются все методы, методики и подходы к изучению современных дискурсов СМК. Все зависит от специализации ученого и инструментария науки, в рамках которой проводилось то или иное исследование.

Следует также отметить закономерность: в российской науке экспериментальный метод получения данных и анкетирование остаются главными и чуть ли не единственными (в том числе, применительно к исследованию СМК). Для отечественной филологии и психологии междисциплинарность исследований еще не стала нормой и перспективой. Тогда как европейские учёные (а также в Великобритании, США и Канаде) уже много лет признают и активно применяют данные, полученные именно на стыке нескольких наук, в пограничных областях, расширяя тем самым методологию и практику применения научных знаний.

Список литературы

1. David Giles. Media Psychology. Coventry University (Yale University). Lawrence Erlbaum Associates, Publishers 2003: Mahwah, New Jersey, London.

2. Лебедева Т.В. Детское радиовещание: дис.....канд. филол. наук. - М.,

1989.

3. Новиков К.Ю. Психология. Дети. СМИ: новое поколение в виртуальных мирах. - М.: ИКАР, 2008.

4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

5. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

6. Филлипс Луиза Дж. и Марианне В.Йоргенсен. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.