Л.В. Бондаренко МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ
Для тепловых электростанций (ТЭС) запасы топлива относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.
Задачей товарно-материальных запасов топлива является обеспечение ТЭС необходимыми материальными ресурсами, с целью обеспечения нормальной работы по производству электроэнергии и тепла. Запасы топлива всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода «страховкой».
Коэффициенты оборачиваемости капитала характеризуются значительной изменчивостью и существенно отличаются не только у преуспевающих и не преуспевающих компаний, но и у фирм различного типа. Последнее объясняется в основном спецификой структуры издержек, существующей в отраслях народного хозяйства, сезонными колебаниями сбыта, нормами конкурентной борьбы, принятыми в той или иной отрасли экономики, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций. Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьезное влияние на эффективность политики ТЭС в области создания запасов.
Запасы топлива на ТЭС относятся по классификации к сырьевым материалам, конкретно, к категориям:
- текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода;
- резервные (страховые или «буферные»), иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса».
Существует много причин для создания товарно-материальных запасов на ТЭС, однако, общим для них является стремление к экономической безопасности. Следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства ТЭС, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.
Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:
- издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного топлива) - дополнительные затраты на продвижение и отправку, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;
- издержки в связи с потерей сбыта;
- издержки в связи с потерей заказчика - в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения электроэнергией или теплом.
Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых «временных издержек ТЭС в результате принятия альтернативного курса». Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для ТЭС очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности.
Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных сделок. В нее входят и потери времени на производство энергии, потери рабочего времени.
Рассмотрим технологические и переходные запасы. В любой момент времени в системе материально-технического снабжения ТЭС имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. В тех же случаях материально-технического снабжения, когда перемещение запасов с одного уровня на другой занимает много времени, объемы переходных запасов будут велики. При длительных сроках реализации заказов (например, при больших промежутках времени между добычей угля и его прибытием в готовом виде на склад ТЭС) общее количество технологических запасов окажется сравнительно большим. Точно так же при больших временных интервалах, между моментом выхода топлива со склада и моментом его получения ТЭС будет накапливаться большое количество переходных запасов.
Для вычисления (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов топлива в системе материальнотехнического обеспечения в целом используется следующая формула:
J=SxT
где J - общий объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов; S - средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени; Т - среднее время транспортировки.
Рассмотрим запасы объемом в одну партию поставляемого топлива, или циклические запасы. Особенность большинства ТЭС заключается в том, что топлива заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым на данный момент объемам. Тому есть ряд причин, как-то:
- задержка с получением заказанного топлива в полном объеме, что вынуждает ТЭС хранить какое-то время топлива на складе;
- скидки, предоставляемые ТЭС при продаже им топлива крупными партиями;
- налогообложение торговых сделок с минимальным размером заказа, делающее невыгодной отправку ТЭС топлива в количествах меньше установленного размера, и некоторые другие.
При этом существуют определенные ограничения на размер запасов топлива. Ограничителем выступают издержки их хранения. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказа, а с другой - хранения топлива.
Этот баланс достигается выбором оптимального объема заказанного топлива, или определением экономического (оптимального) размера заказа — «economic order quantity» (EOQ), который вычисляется по формуле:
EOQ=2AD/vr
где A - затраты на производство электроэнергии; D - средний уровень спроса; v - удельные затраты на производство; r - затраты на хранение.
Рассмотрим резервные, или «буферные» запасы, которые служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на топливо превышает ожидания. На практике спрос удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных запасов топлива.
В определенной степени услуги, предлагаемые той или иной компанией, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса - на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.
Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов топлива зависит от трех факторов, а именно:
- возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
- колебания спроса на протяжении срока реализации заказа;
- осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
Определение точного уровня резервных запасов топлива, необходимых в
условиях нестабильности сроков реализации заказов и изменчивого спроса - дело нелегкое. Вероятностная природа вышеуказанных колебаний и нестабильности означает, что для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными запасами топлива, обычно необходимо соответствующее моделирование или имитация [1].
Рассмотрим методологию планирования потребности в топливе.
Необходимость планирования обусловлена тем, что основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления топлива. Кроме того, вследствие нарушения баланса поставок возникают дополнительные осложнения с учетом и отслеживанием их состояния в процессе производства электроэнергии. С целью предотвращения подобных проблем была разработана методология планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning), которую можно применить и для планирования потребности в топливе.
Реализация информационной системы, работающей по этой методологии, представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки поплива, контролируя запасы на складе и саму технологию производства электроэнергии. Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемого топлива в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а, следовательно, разгрузкой склада.
Глоссарий основных понятий:
- материалами будем называть топливо;
- MRP-система, MRP-программа - компьютерная программа, работающая по алгоритму, регламентированному MRP методологией и способная обрабатывать файлы данных (входные элементы) и формирует на их основе файлы - результаты.
- статус материала является основным указателем на текущее состояние объема топлива;
- страховой запас топлива необходим для поддержания процесса производства в случае возникновения непредвиденных и неустранимых задержек в его поставках;
- потребность в топливе в компьютерной MRP-программе представляет собой определенную количественную единицу, отображающую возникшую в некоторой момент времени в течение периода планирования необходимость в заказе топлива.
Объем топлива в каждый момент времени имеет статус в рамках MRP-системы, который определяет, имеется ли топлива в наличии на складе, зарезервировано ли оно, присутствует ли в текущих заказах, или заказ на него только планируется. Статус топлива однозначно описывает степень готовности быть пущенным в производственный процесс.
Различают понятия полной потребности в топливе, которая отображает то количество, которое требуется пустить в производство, и чистой потребности, при вычислении которой учитывается наличие всех страховых и зарезервированных запасов топлива. Заказ в системе автоматически создается по возникновению отличной от нуля чистой потребности.
Процесс планирования включает в себя функции автоматического создания проектов заказов на закупку и внутреннее использование топлива. Другими словами система, MRP оптимизирует время поставки топлива, тем самым уменьшая затраты на производство электроэнергии. Основными преимуществами использования подобной системы в производстве являются:
- гарантия наличия требуемого количества топлива и уменьшение временных задержек в его доставке;
- уменьшение простоя в оборудовании;
- упорядочивание производства электроэнергии, ввиду контроля статуса топлива, позволяющего однозначно отслеживать путь, начиная от создания заказа на топлива, до использования при производстве электроэнергии или тепла. Достигается полная достоверность и эффективность производственного учета.
Все эти преимущества вытекают из самой философии MRP, базирующейся на том принципе, что тотливо должно поступать в производство в запланированное время, чтобы не существовало задержек. Основная цель MRP-системы -формировать, контролировать и при необходимости изменять даты необходимого поступления заказов топлива.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Финаев В.И. Проектирование при моделировании информационно-управляющих систем. - Таганрог: ТРТУ, 2002. - 118 с.
Н.В. Шкрибляк УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ
С переходом на рыночные отношения особую актуальность приобрели вопросы регулирования потоков и запасов. Они поддаются логическому и рациональному решению, допуская формализацию и расчет. Неопределенность присуща любой задаче регулирования запасов, но остается в рамках допустимых погрешностей.