Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОДВИЖЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Ю.Н., Куликов А.Ю.

Проведенное исследование показало, что продвижение социального арт-проекта, а также его создание, проработка и концепция нуждается в тщательной и всесторонней подготовке. Как показывает практика, не всегда для успешной реализации достаточно таланта и креативной идеи автора. В данном случае, также, необходимо учитывать и множество факторов, таких как политическая конъюнктура, социальная повестка, погодные условия, а также эпидемиологическая обстановка в мире. Социальное продвижение имеет свои непосредственные особенности и представляет собой огромную отрасль для изучения. Перед социальными проектами ставятся самые разнообразные задачи, которые способны в полной мере быть достигнуты с использованием всех возможных средств коммуникаций. Социальный проект на сегодняшний день является наиболее эффективным и действенным способом взаимосвязи с обществом, улучшения его морально-нравственного фона путем использования маркетинговых коммуникаций в том числе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND METHODOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL PROJECTS

The study showed that the promotion of a social art project, as well as its creation, development and concept, needs careful and comprehensive preparation. As practice shows, the talent and creative ideas of the author are not always enough for successful implementation. In this case, it is also necessary to take into account many factors, such as the political situation, social agenda, weather conditions, as well as the epidemiological situation in the world. Social promotion has its own immediate characteristics and is a huge field to study. Social projects are faced with a wide variety of tasks that can be fully achieved using all possible means of communication. A social project is by far the most effective and efficient way of interconnecting with society, improving its moral background through the use of marketing communications, including

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

EDN: EODXKL

Ю.Н. Захарова - к.э.н., доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, Краснодарский государственный институт культуры, 89184313202@mail.ru,

Yu.N. Zakharova - candidate of economics, associate professor of the department of art business and advertising, krasnodar state institute of culture;

А.Ю. Куликов - к.ф.н., доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, Краснодарский государственный институт культуры, Anatolrm6@mail.ru,

A.Yu. Kulikov - Ph.d., associate professor of the department of art business and advertising, Krasnodar State Institute of Culture.

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ METHODS AND METHODOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL PROJECTS

Аннотация. Проведенное исследование показало, что продвижение социального арт-проекта, а также его создание, проработка и концепция нуждается в тщательной и всесторонней подготовке. Как показывает практика, не всегда для успешной реализации достаточно таланта и креативной идеи автора. В данном случае, также, необходимо учитывать и множество факторов, таких как политическая конъюнктура, социальная повестка, погодные условия, а также эпидемиологическая обстановка в мире. Социальное продвижение имеет свои непосредственные особенности и представляет собой огромную отрасль для изучения.

Перед социальными проектами ставятся самые разнообразные задачи, которые способны в полной мере быть достигнуты с использованием всех возможных средств коммуникаций. Социальный проект на сегодняшний день является наиболее эффективным и действенным способом взаимосвязи с обществом, улучшения его морально-нравственного фона путем использования маркетинговых коммуникаций в том числе

Abstract. The study showed that the promotion of a social art project, as well as its creation, development and concept, needs careful and comprehensive preparation. As practice shows, the talent and creative ideas of the author are not always enough for successful implementation. In this case, it is also necessary to take into account many factors, such as the political situation, social agenda, weather conditions, as well as the epidemiological situation in the world. Social promotion has its own immediate characteristics and is a huge field to study.

Social projects are faced with a wide variety of tasks that can be fully achieved using all possible means of communication. A social project is by far the most effective and efficient way of interconnecting with society, improving its moral background through the use of marketing communications, including

Ключевые слова: социальный проект, продвижение, методология, маркетинг.

Keywords: social project, promotion, methodology, marketing.

Социальный проект - это идея или концепция, некоммерческой направленности с целью привлечения максимального внимания целевой аудитории. На сегодняшний день, доказано, что социальные проекты способны добиться поставленных целей и задач при условии качественной и всесторонней проработки идеи, концепции, способов реализации и визуального оформления. В век информационных технологий, именно визуальная концепция наиболее важна и при правильном оформлении эффективна.

Визуальная концепция социального проекта в полной мере отражает суть, идею и направленность самого проекта. Как представляется, визуальная концепция - это стилевое визуальное представление идеи автора. В нашей работе рассмотрим визуальную концепцию социального проекта на примере продвижения социального проекта, основанного на принципах заботы об экологии, переработке одежды и рационального использования природных ресурсов.

Суть социального проекта в привлечении внимания общественности к проблемам перенасыщения рынка одежды и обуви, быстротечной моды и использования некачественных материалов, которые наносят существенный вред окружающей среде. Для реализации проекта представляется возможным организация сбора ненужной одежды, поиск завода по перера-

ботке тканей и дизайнеров, способных создать концептуальную коллекцию, а также поиска площадки для проведения мероприятия.

Социальное проектирование на сегодняшний день представляется одним из множества подвидов конкретной деятельности, целью которой является непосредственное решение и преодоление социальных трудностей. Социальное проектирование также используется в тех случаях, когда ранее не было необходимости в точечном подходе и проработке каких-либо конкретных острых социальных проблем и это безусловно является стимулом для развития данной области.

В том случае, когда требуется четкая и конкретная проработка проблемы, социальный проект как ничто другое поможет добиться поставленных целей, а именно привлечение внимания общественности, что влечет за собой неопровержимый призыв к изменению сложившейся ситуации и решению давно назревшего вопроса. Социальным проект в данном случае способен выступить как посредник, промежуточное звено между обществом и проблемой, при помощи опредмечивания проблемы в отношении социальных объектов.

Проект позволяет в полной мере реализовать творческий потенциал, тем самым проект является результатом творческого процесса, в том числе. Социальный проект, отражая мир и его проблемы создает новый мир, тем самым помогая реализоваться творческому началу и проявить сознание творческих людей в неравнодушии и желании изменить проблему. Именно благодаря социальному проектированию и его реализации четко обозначаются творческие начала и сущность полученных знаний.

Можно выделить необходимые условия для конструирования социального будущего при помощи социального проектирования:

- определение конкретной тенденции развития будущего;

- существование внутреннего стимула и энергии для решения конкретных социальных задач;

- способность использования изменяющейся конъюнктуры общественного мира и сознания;

- возможность изменения целей и задач в зависимости от необходимости.

Необходимо отметить, что детерминация в данном случае не отходит на второй план

и учет ее особенностей необходим для полной и всеобъемлющей реализации социального проекта. Взаимосвязь с другим компонентами в социальном проектировании позволяет в полной мере реализовать поставленные цели и задачи. Важным аспектом в формировании компонентной связи в социальном проекте является возможность изменения причинно-следственных связей и в принципе связей внутри проекта.

Таким образом, следует сделать вывод, что социальное продвижение имеет свои непосредственные особенности и представляет собой огромную отрасль для изучения. Перед социальными проектами ставятся самые разнообразные задачи, которые способны в полной мере быть достигнуты с использованием всех возможных средств коммуникаций.

Продвижение в целом, а социально-ориентированного проекта в частности невозможно представить без использования маркетинговых технологий. Маркетинг предполагает собой целостную структуру, ряд выполняемых действий и с определенным тематическим вектором, что позволяет в конечном итоге достичь поставленных целей или как минимум приблизиться к ним. Для определения социально-ориентированного проекта в системе маркетингового продвижения необходимо сначала дать определение понятиям «социальный проект», «маркетинговые коммуникации» и «маркетинг в социальном проекте».

Основа социального проекта - это изменение сложившегося в обществе мнения, общественного сознания на ту или иную тему, понимание проблем и осознание необходимости их решения. Социальный проект призван стимулировать общество на идеологическую смену вектора развития, культурных и традиционных устоев при помощи пропаганды новых форм развития, нового мышления, технологического развития и т.д.

Социальный проект прежде всего несет идею качественного изменения духовно-нравственной среды общества, сдвиг парадигмы сознания и всевозможные подвижки в мо-

рально-нравственном аспекте, что в первую очередь, определяется культурой, духовным и моральным воспитанием общества в целом.

Рассмотрим основные задачи социальных проектов:

- оптимизация и качественное улучшение уровня жизни человека;

- серьезные изменения в аспекте духовно-нравственного воспитания;

- улучшение способа взаимодействия между различными группами людей друг с другом.

Успех маркетинговой стратегии социального проекта зависит от назревших проблем и

их важности для общества в данный момент времени и для каждого человека, в частности. Аудитория, выступая носителем социальных проблем в данном случае и определяет маркетинговую эффективность, становясь своего рода маркером общественных проблем социальной направленности.

В социальной среде определение маркетинговых коммуникаций представляется как «Разные виды социальных связей и коммуникаций, как форма взаимодействия субъекта (носителя информации) и аудитории (получателя информации) в целевом аспекте, объединенные единой проблемой и желанием ее изменить при помощи специфической системы элементов и взаимосвязей, продиктованных набором маркетинговых коммуникаций для наибольшего достижения поставленных целей и задач».

Рассмотрим разновидности маркетинговых коммуникаций в системе социального проекта и не только, как совокупность предпринимаемых действий с целью достижения поставленных задач:

- личная коммуникация, предполагающая прямой контакт инициатора и аудитории (зачастую такая форма близка в исполнении проекта акции);

- опосредованный контакт, не предполагающий прямой связи носителя информации и ее получателя, в данном случае, посредником выступает сама информация непосредственно.

Социальный проект на сегодняшний день является наиболее эффективным и действенным способом взаимосвязи с обществом, улучшения его морально-нравственного фона путем использования маркетинговых коммуникаций в том числе. Управление обществом, его культурой и ценностями осуществляется путем сложных манипуляций, с использованием технических средств и новейших маркетинговых технологий и методологий.

В независимости от целей проекта и его задач, маркетинговые технологии реализуют коммуникацию с обществом по средством ценностно-ориентированной системы знаний и изменения, существующего привычного порядка мышления. Социальный проект в любом случае является частью преобразования социальной среды, достижение преодоления социально- ориентированных проблем и поставленных перед обществом задач.

Прежде чем запустить социальный проект обязательно выполняется ряд серьезных мероприятий, без которых реализация проекта не представляется возможной.

В первую очередь устанавливается проблема. Проблема, зачастую, это то или иное представление инициативы, которое отклонилось от так называемой нормы и выявляет своего рода пороки общественной жизни и общественного воспитания. На данном этапе важно правильно сформулировать проблему, иначе все дальнейшие манипуляции будут производиться бессмысленно и бесцельно, поскольку не будут решением конкретной существующей проблемы.

После определения проблемы необходимо расставить приоритетные цели и задачи. В данном случае стоит отметить, что цели и задачи для одной и той же проблемы могут варьироваться и меняться, в зависимости от множества факторов, таких как: личная заинтересованность, финансовые и физические возможности инициатора. Здесь не стоит пренебрегать ни одним из пунктов, поскольку каждый из них друг с другом взаимосвязан и нарушение на одном из пунктов понесет за собой непоправимые последствия, вплоть до полнейшей бесполезности социального проекта.

Далее, когда правильно сформулированы цели и задачи, необходимо установить возможные пути решения. На данном этапе самым сложным фактором здесь является совокупность множества деталей от временного ограничения инициатора на реализацию проблемы,

серьезности в выполнении действий каждого участника системы и конечно, не стоит забывать про бюджет. Все это, скажем так, влияет на «масштабность» проекта и качественный итог его выполнения. Когда инициатор определился со следующими этапами:

- проблема;

- цели и задачи;

- пути решения;

- бюджет;

- время и физические возможности, стоит рассмотреть также важнейшей аспект социального проекта, как возможные коммуникации проекта с целевой аудиторией.

Мы не зря перечислили все вышеупомянутое, ведь непосредственно эти пункты и будут в большей части влиять на выбор одной или нескольких видов коммуникации. Бюджет здесь влияет на количество коммуникативных полей, проблема в том, где основная аудитория сможет получить сообщение, ну а цели и задачи в данном случае являются конечной точкой отсчета для определения коммуникативного пространства, ведь в зависимости их назначения необходимо выбрать ту или иную коммуникативную связь. Когда прописаны и верно изложены все вышеперечисленные задачи необходимо перейти к непосредственному созданию социального проекта, его ценностной ориентировки, контентному наполнению и визуальному исполнению. Об этом мы расскажем в последней части данной работы, на примере конкретного проекта, а пока рассмотрим особенности социального проекта в системе маркетинговых ценностей.

Далее рассмотрим особенности и проблемы решения социальных проблем путем применения маркетинговых технологий:

- дать правильную и осмысленную характеристику проблеме компании, учреждения, общества;

- сформировать основные поставленные перед проектом цели и задачи с подробным описанием всех важных аспектов;

- определить важнейшие приоритетные виды коммуникации и виды их реализации;

- определить территорию реализации проекта, установить главных исполнителей ключевых ролей в проекте;

- разработать и придумать концепцию мероприятий и действий с учетом поставленных целей и задач;

- произвести расчет стоимости каждого из предполагаемых действий в аспекте концепции социального проекта;

- определить возможные источники материального обеспечения проекта.

Сегодня, в обществе приходит понимание и осознание важности коммуникационных технологий и маркетинговых стратегий в решении абсолютно любой поставленной задачи, в том числе реализации социального проекта, в частности. А значит и приходит действительное осознание важности изучения данной темы и всех аспектов коммуникационных взаимодействий и противоречий данной среды. Социальный некоммерческий маркетинг приобретает статус одного из важнейших элементов нравственного воспитания и действенного способа решения общественных проблем в контексте социальных проблем. Это значит, что маркетинговые коммуникации перестают быть абсолютно коммерчески направленными, приобретая статус некоммерческих коммуникаций и решающих сегментов на рынке социального воспитания и созревания общества.

Хотя существует огромное количество научных исследований понятия некоммерческий маркетинг и несмотря на его актуальность сегодня, однозначно дать определение некоммерческому маркетингу достаточно сложно. Зачастую, в реализации социального проекта участвуют отдельные элементы маркетинговой стратегии, хотя и стоит отметить, что осуществляются они в полной мере и с учетом правил и устоев реализации маркетинговых коммуникаций. Так что можно заявить о сложной реализации маркетинговых стратегий в социальной сфере, поскольку классическое его представление все же связано с коммерческой реализацией проектов и многие характеристики именно на это и нацелены. Но все же, исполь-

зование маркетинговых стратегий в социальных проектах пользуется своей популярностью и возможно, в ближайшем будущем выйдет на качественные и количественные показатели более высокого ранга. Здесь важно отметить, что основным отличием от маркетинговых стратегий коммерческой направленности, социальный маркетинг реализуется во многом благодаря безвозмездному участию в реализации поставленных задач отдельных участников, в том числе ключевых, социального проекта.

Проблема изучения и непосредственной реализации социального маркетинга заключается в противоречивом столкновении его теоретических определений и практического использования важнейших принципов социальной сфере, активно внедряющегося на сегодняшний день. Здесь важно отметить, что несмотря на эту цепь столкновения интересов и теоретических аспектов, на сегодняшний день социальный маркетинг занимает свои прочные позиции в контексте продвижения и в ближайшем будущем выйдет на абсолютно новый с теоретической и практической точек зрения качественный уровень развития системы и реализации.

Таким образом, мы рассмотрели методы и методологии разработки социальных арт-проектов, особенности их создания и продвижения. Из чего следует вывод - разработка и внедрение социального арт-проекта требует серьезной подготовки, а также наличие команды и различных ресурсов

Источники:

1. Адаменко А.А. Социально-этичный маркетинг и его влияние на близорукость покупателя / Богдашев И.В., Адаменко А.А., Романенко А.М. // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 7 (60). - С. 1058-1062.

2. Азизян, М. Д. Применение информационных технологий в маркетинговых коммуникациях учреждений культуры / М. Д. Азизян, А. Ю. Куликов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29(3). - С. 28-30.

3. Бабец, А. Е. История социального проектирования / А. Е. Бабец, М. О. Бабешко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 33(1). - С. 33-35.

4. Вицелярова К.Н. Анализ основных методов планирования в социально-культурной сфере / К.Н. Вицелярова, Ю.Н. Захарова // В сборнике: Сфера знаний в вопросах культуры, науки и образования. сборник научных трудов. Казань, 2018. С. 239-246

5. Захарова Ю.Н. Влияние маркетинговой политики на финансовую устойчивость организации / Ю.Н. Захарова, Е.В. Сидорчукова, М.А. Мигуля // Финансовая экономика. 2019. № 3. С. 743-746.

6. Мишурова, А. Ю. Планирование маркетинга на основе потребительских предпочтений / А. Ю. Мишурова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29(3). - С. 233-237. Sources:

1. Adamenko A.A. Socio-ethical marketing and its influence on the buyer's myopia / Bogdashev I.V., Adamenko A.A., Romanenko A.M. // Economy and entrepreneurship. - 2015. - No. 7 (60). - S. 1058-1062.

2. Azizyan, M. D. Application of information technologies in marketing communications of cultural institutions / M. D. Azizyan, A. Yu. Kulikov // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 29(3). -S. 28-30.

3. Babets, A. E. History of social design / A. E. Babets, M. O. Babeshko // Natural-humanitarian research. - 2021. - No. 33(1). - S. 33-35.

4. Vicelyarova K.N. Analysis of the main methods of planning in the socio-cultural sphere / K.N. Vicelyarova, Yu.N. Zakharova // In the collection: Sphere of knowledge in matters of culture, science and education. collection of scientific papers. Kazan, 2018. S. 239-246

5. Zakharova Yu.N. Influence of marketing policy on the financial sustainability of the organization / Yu.N. Zakharova, E.V. Sidorchukova, M.A. Migulya // Financial Economics. 2019. No. 3. S. 743-746.

6. Mishurova, A. Yu. Marketing planning based on consumer preferences / A. Yu. Mishurova // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 29(3). - S. 233-237.

EDN: EPIHSL

С.В. Кесян - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, kesyan.lana@mail.ru,

S.V. Kesyan - Associate professor of the audit department, Candidate of Economic Sciences, FSBEI HE Kuban SAU;

О.В. Жердева - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, ksenia184@yandex.ru,

O.V. Zherdeva - Associate professor of the audit department, Candidate of Economic Sciences, FSBEI HE Kuban SAU;

Т.С. Малюта - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, t.malyuta20@yandex.ru,

T.S. Malyuta - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU; В.Е. Игумнова - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, victoriaigumnova2000@mail.ru,

V.E. Igumnova - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.

ТРАНСФОРМАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МСФО TRANSFORMATION OF ACCOUNTING STATEMENTS IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF IFRS

Аннотация. В данной статье изучаются главные аспекты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и российскими стандартами бухгалтерского учета, рассматриваются также основные сходства и различия. Проводится анализ изменения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Особое внимание уделяется способам трансформации отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета в МСФО, а также алгоритму трансформации, возникающим проблемам, способам их решения и корректирующим действиям. Рассматриваются необходимые требования, для того, чтобы бухгалтерская (финансовая) отчетность была составлена в соответствии с МСФО, различия БФО, которая составляется с требованиями РСБУ, от финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Основываясь на этих различиях, были изучены нужные трансформационные процедуры к различным показателям БФО, которые формируются в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета.

Abstract. This article examines the main aspects of the preparation of accounting (financial) statements in accordance with international financial reporting standards and Russian accounting standards, as well as the main similarities and differences. The analysis of changes in accounting (financial) statements is carried out. Particular attention is paid to the methods of transformation of reporting according to Russian accounting standards in IFRS, as well as the transformation algorithm, emerging problems, ways to solve them and corrective actions. The necessary requirements are considered in order for the accounting (financial) statements to be prepared in accordance with IFRS, the differences between the BFO, which is prepared with the requirements of RAS, and the financial statements in accordance with IFRS. Based on these differences, the necessary transformation procedures were studied for various indicators of the BFO, which are formed in accordance with Russian accounting standards.

Ключевые слова: баланс, отчетность, бухгалтерский учет, международные стандарты финансовой отчетности, трансформация

Keywords: balance sheet, reporting, accounting, international financial reporting standards, transformation.

В современных экономических условиях, особую популярность занимает составление финансовой отчетности по требованиям международных стандартов. Данная тенденция обосновывается необходимостью обеспечения российского бухгалтерского учета в прозрачности и повышении качества отражаемой информации, что является основополагающими признаками отчетности, составленной по МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.