Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1961
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая стратегия / методы разработки финансовой стратегии / инструменты финансовой стратегии / financial strategy / methods of developing a financial strategy / financial strategy tools

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю.А. Авдеева, А.И. Тимченко

В статье рассматривается финансовая стратегия как один из важных элементов эффективной деятельности предприятия. С помощью нее определяется стратегическая политика корпорации, основные направления деятельности и долгосрочные и краткосрочные цели. При ее разработке нужно оценить не только само предприятие, но и конкурентов, которые оказывают большое влияние на деятельность. Каждая организация при разработке и оптимизации финансовой стратегии использует определенные методы и инструменты. Грамотно подобранные методы и инструменты помогают предприятию избежать потерь и рисков, обеспечивают прибыльность и финансовую устойчивость. Финансовая стратегия является обязательным условиям при ведении бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TOOLS FOR DEVELOPING THE FINANCIAL STRATEGY OF THE ORGANIZATION

The article examines the financial strategy as one of the important elements of the effective operation of the enterprise. With the help of it, the strategic policy of the corporation, main directions of activity and long-term and short-term goals are determined. When developing it, it is necessary to evaluate not only the enterprise itself, but also competitors, which have a great influence on the activity. Each organization uses certain methods and tools to develop and optimize its financial strategy. Well-chosen methods and tools help the company avoid losses and risks, ensure profitability and financial stability. Financial strategy is a must when doing business.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ»

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Ю.А. Авдеева, магистрант А.И. Тимченко, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOL10.244W24П-0450-2021-7-5-П

Аннотация. В статье рассматривается финансовая стратегия как один из важных элементов эффективной деятельности предприятия. С помощью нее определяется стратегическая политика корпорации, основные направления деятельности и долгосрочные и краткосрочные цели. При ее разработке нужно оценить не только само предприятие, но и конкурентов, которые оказывают большое влияние на деятельность. Каждая организация при разработке и оптимизации финансовой стратегии использует определенные методы и инструменты. Грамотно подобранные методы и инструменты помогают предприятию избежать потерь и рисков, обеспечивают прибыльность и финансовую устойчивость. Финансовая стратегия является обязательным условиям при ведении бизнеса.

Ключевые слова: финансовая стратегия, методы разработки финансовой стратегии, инструменты финансовой стратегии.

В настоящее время возрастает значимость перспективного управления финансовой деятельностью предприятия на основе адаптации к общим целям развития организации и изменениям внешней среды. Эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью выступает финансовая стратегия.

В экономической литературе существует множество подходов к определению сущности финансовой стратегии, потому что стратегия рассматривается как со стороны стратегического менеджмента, так и с финансового.

С позиции Ковалевой А.М. «под финансовой стратегией понимается генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами» [2].

Малькина И.Н дает следующее определение: «Финансовая стратегия - методология организации системной деятельности по достижению целей в долгосрочной перспективе путем формирования, распределения и использования финансовых ресурсов» [5].

Наиболее полно данный термин раскрыл Бланк И.А: «Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии пред-

приятия, обеспечивающий все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды» [1].

Данные определения связывают такие базовые моменты как: генеральный план действий по достижению целей в долгосрочной перспективе, выбор оптимальных путей их достижения, рациональное формирование, использование финансовых ресурсов.

Основной целью финансовой стратегии любого предприятия является достаточное количество финансовых ресурсов. Чтобы осуществить основную цель организации, необходимо грамотно разработать финансовую стратегию. В организации разработка финансовой стратегии возможна только с учетом методов, инструментов и определенных условий.

При разработке финансовой стратегии важно учитывать все необходимые условия. Одним из таких условий является влияние факторов внешней среды. Так,

например, изменение экономических показателей не обеспечивает стабильность организации. Поэтому при скачках нельзя использовать стратегию прошлых лет.

Вторым немаловажным условием при разработке финансовой стратегии являются изменения внутри предприятия. Например, изменения направления деятельности, смены отрасли. В этом случае организации необходимо разработать абсолютно новую финансовую стратегию.

Также одним из основных вопросов при разработке финансовой стратегии является, на каком жизненном цикле находится организация. Каждое предприятие проходит стадии зарождения и становления, роста, когда активно располагается на рынке, зрелости, когда пытается сохранить свои позиции, спада и ликвидации. На каждом из этих циклов организация имеет свои параметры, особенности ведения бизнеса. Поэтому это нужно учитывать, чтоб вовремя корректировать финансовую стратегию.

Для чего необходимо разрабатывать грамотную финансовую стратегию?

Во-первых, для того чтобы рационально использовать финансовые ресурсы.

Во-вторых, чтобы реализовывать свою деятельность в прибыльном направлении;

В-третьих, чтобы определить свои главные цели на дальнейшую деятельность;

В-четвертых, для того чтобы была возможность выигрывать конкуренцию на рынке [7].

Грамотно разработанная стратегия помогает предприятию избежать потерь и рисков, обеспечивает прибыльность корпорации и финансовую устойчивость. Не стоит забывать, что стратегия должна полностью соответствовать концепции деятельности организации. Предприятия, разрабатывая стратегию, должны учитывать риски, инфляцию и другие факторы, которые были упомянуты ранее. При необходимости компания должна проводить оптимизацию финансовой стратегии. Стоить уточнить, что каждая организация при разработке и оптимизации финансовой стратегии самостоятельно определяет какими методами и инструментами будет пользоваться. Методы разработки финан-

совой стратегии представляют собой совокупность приемов и способов исследования. Рассмотрим основные методы финансовой стратегии:

1) Метод финансового прогнозирования;

2) Метод финансового анализа;

3) Метод стратегического финансового планирования;

4) Метод моделирования;

5) Экспортный метод;

6) Метод сценариев [3].

Метод финансового прогнозирования заключается в формировании вероятностного суждения о возможном состоянии деловой активности при выборе определенного варианта хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов и факторов влияния на конечный результат. Как метод финансовой стратегии он представляет собой процесс создания возможных и более выгодных вариантов развития предприятия, учитывая внешние и внутренние факторы среды.

Метод помогает организации заранее предвидеть какие-либо изменения. Реализация данного методы проходит в два этапа:

1) Выявление наиболее значимых факторов внешней и внутренней среды, которые существенно воздействуют на деятельность и развитие самого предприятия;

2) Изучение тенденций их развития.

Таким образом, с помощью данного метода проводится анализ тенденций развития существенных факторов деятельности организации и прогнозируются данные о будущем состоянии внешней и внутренней среды для определения необходимого уровня финансовых ресурсов, оптимальной стороны вложения.

Метод финансового анализа представляет собой процесс изучения, измерения, обобщения разных факторов, влияющих на деятельность фирмы, динамику развития. Цель экономического анализа - выяснить причины изменения хозяйственных процессов и определить результаты, к которым они могут привести [8].

Существует шесть основных методов финансового анализа: горизонтальный и

вертикальный анализ, сравнительный, трендовый анализ, анализ относительных показателей и факторный анализ.

Горизонтальный анализ сравнивает показатели текущего периода с теми же показателями только прошлого периода. Данный анализ помогает проследить динамику и оценить результат.

С помощью вертикального (структурного) анализа можно определить из-за чего произошли изменения финансового состояния предприятия в рассматриваемом периоду. Он показывает удельный вес отдельных статей в итоговом показателе.

Важно уточнить, что горизонтальный и вертикальный анализ баланса могут быть применены одновременно, поскольку они дополняют друг друга и помогают проведению более глубокого исследования бухгалтерских данных, что позволяет увидеть темпы роста компании и динамику ее развития.

Сравнительный анализ является одним из важный анализов, который должен проводится у всех фирм. Этот анализ сравнивает показатели организации с финансовыми показателями фирм-конкурентов и среднеотраслевыми показателями.

Анализ относительных показателей -определение взаимосвязей показателей путем расчета отношений между отдельными показателями отчета или позициями разных форм отчетности.

Трендовый анализ - выявление тенденций финансовых показателей. Построение тренда позволяет сформировать представление о возможных будущих показателях, построить прогноз.

Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель.

Все виды финансового анализа включают в себя оценку и прогнозирование финансового состояния предприятия.

Финансовое планирование представляет собой пошаговую организацию движения финансовых ресурсов по разным направлениям на определенный временной период, то есть расчет доходов организации и поиск выгодных направлений расходования средств, которые направлены на развитие и работу организации [4].

Стратегическое финансовое планирование направлено на разработку финансовых планов предприятия, с помощью которых будет строиться вся деятельность организации в текущем формате и на перспективу.

Главной целью финансового планирования является обоснование стратегии с позиций компромисса между доходностью, ликвидностью и риском.

Рассмотрим основные задачи данного метода, чтобы понимать какую роль имеет финансовое планирование для разработки финансовой стратегии:

1) определение оптимального варианта использования финансовых ресурсов;

2) выявление резервов увеличения доходов;

3) нахождение инвестиционных возможностей, которыми располагает организация;

4) поддержание равновесия между источниками получения и объектами вложения с учетом финансовых резервов.

Благодаря этому методу разрабатывается план финансовой стратегии предприятия, определяются количественные и качественные показатели ее реализации, ставятся задачи развития.

Сущность метода моделирования заключается в построении такой финансовой модели реального объекта, которая бы полностью соответствовала параметрам и свойствам. Объектом могут выступать: проекты, деятельность организаций, процессы, действия. Разработка модели финансовой стратегии должна быть включена в общую стратегию предприятия.

Метод может применяться для решения целого ряда задач:

1) выявление наиболее проблемных зон в деятельности организации с позиции стратегических задач;

2) достижение высокого уровня продаж, сбалансированного роста активов и собственного капитала;

3) определение темпов устойчивого роста, способов повышения темпов роста при изменении внешних и внутренних факторов.

Все вышеуказанные задачи можно выполнить в процессе трех этапов метода:

изучение теоретических аспектов, свойственных изучаемому объекту или характеристик, на основе которых и строится финансовая модель; определение математических методов, позволяющих обработать построенную модель; исследование результатов.

В результате разрабатывается стратегическая модель объекта, которая может использоваться в целях обоснования длительных перспектив развития: выработка политики использования и формирования ресурсного потенциала, определение объемов ресурсов, необходимых для их достижения.

Метод экспортных оценок включает в себя систему логических и математических методов и приемов, связанных с деятельностью эксперта по переработке необходимой для анализа и принятия решения информации. Суть данного метода заключается в том, что центральной фигурой выступает сам эксперт. Важно для организации при выборе эксперта обращать внимание на его компетентность и креативность мышления, на возможность быть свободным от своих предпочтений в отношении проекта.

С помощью метода экспортных оценок могут быть решены следующие задачи:

1) определение наиболее вероятных интервалов времени свершения последовательности каких-либо событий;

2) нахождение альтернативных вариантов решения некоторых проблем;

3) определение оценок экономических показателей, например, сколько потребуется расходов для какого-либо мероприятия;

4) установление степени предпочтительности того или иного показателя.

Особенностями данного метода, которые отличают его от обычной экспертизы, являются научная обоснованность организации проведения экспортного исследования и применение математически-статистических методов при обработке и анализе экспертной информации.

Метод сценариев представляет собой разработку и изучение сценариев наиболее важных для организации процессов, а также построение на этой основе аналитиче-

ских данных, необходимых для разработки и реализации финансовой стратегии.

Этот метод в классическом представлении предполагает описание опытными экспертами множества возможных условий реализации проекта и отвечающих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности. Наиболее часто строятся, как минимум, три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный (нейтральный или средний).

Следующий этап реализации метода сценариев состоит в преобразовании исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения. На основе имеющихся данных определяются показатели экономической эффективности проекта.

В качестве основных параметров сценария целесообразно рассматривать состояние конъюнктуры целевого рынка, стратегический потенциал предприятия, вид выбираемой стратегии, степень риска в условиях неопределенности и неустойчивости внешней среды, а также чувствительность и устойчивость предприятия как бизнес-системы к негативным воздействиям

Таким образом, метод сценариев позволяет повысить способность к предвидению и развить гибкость и адаптивность фирмы к переменам. Этот метод исходит из убеждения о том, что будущее никогда не может быть полностью измерено и управляемо.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ всех вышеперечисленных методов. Как видно из представленной ниже таблицы, у каждого метода есть свои сильные и слабые стороны.

В заключение следует отметить, что выбор метода разработки финансовой стратегии компании зависит от многих факторов: от типа бизнеса, жизненного цикла компании, специфики вида деятельности, факторов внешней среды и целей, поставленных топ-менеджментом предприятия.

Таблица 1. Сравнительный анализ методов финансовых стратегий: преимущества и недостатки_

Метод Преимущества Недостатки

1.Метод финансового прогнозирования Позволяет снизить риски неопределенности и дает необходимые базовые данные В силу различных условий (экономических, социальных и других) возможна утеря наиболее значимых факторов (внешних и внутренних)

2.Метод финансового анализа Предоставляет большой объем информации о финансовом положении фирмы Не всегда возможно получить достоверную информацию для анализа, что затрудняет расчеты

З.Метод стратегического финансового планирования Позволяет организации создать план действий на будущее Есть вероятность резкого изменения внутренних факторов за счет внешних

4. Метод моделирования Разрабатывается финансовая модель предприятия Невозможность оценки финансовой устойчивости предприятия

5. Экспортный метод Возможность посмотреть на ситуацию более широко, чтобы увидеть потенциальное решение; получение исчерпывающей информации по заявленной проблеме Вероятность появления субъективного мнения

6. Метод сценариев Заостряет внимание фирмы на неопределенности, которая характеризует любую рыночную ситуацию Рассмотрение только нескольких возможных исходов по проекту

Выше были рассмотрены основные методы разработки финансовой стратегии, но не мало важную роль играют для предприятия и инструменты, с помощью которых можно разработать и реализовать стратегию. Не имея соответствующего подхода, предприятие сталкивается с серьезными трудностями.

Для разработки финансовой стратегии можно использовать различные инструменты, так сказать, смотреть с разных точек зрения, учитывая то, какую цель преследует компания и какой результат она хочет получить.

К основным инструментам разработки и реализации финансовой стратегии относятся:

1) Бюджетирование;

2) Диверсификация;

3) Система Сбалансированных Показателей (ССП);

4) Система оперативного контроллинга [3].

Бюджетирование представляет собой планирование будущей деятельности

предприятия и подготовку управленческих решений на основе анализа отклонений фактических показателей от плановых.

Бюджетирование позволяет увидеть прозрачность формирования финансовых результатов и возможность своевременных действий при неблагоприятных тенденциях. Целью внедрения данного инструмента является повышение эффективности деятельности предприятия. Актуальность бюджетирования заключается в том, что в настоящее время многим компаниям тяжело достичь устойчивого положения на рынке и рационально распределить внутренние финансовые потоки. Однако данную проблему можно решить благодаря бюджетированию с реализацией стратегических целей.

Другим инструментом финансовой стратегии является диверсификация. Диверсификация - это процесс по распределению различных ресурсов компании для расширения ассортимента, выхода на другие рынки сбыта, создания новых направлений бизнеса. Главной целью данного

инструмента является снижение потерь организации в одной сфере деятельности благодаря развитию другого более эффективного направления.

При формировании финансовой стратегии организации используется целый ряд показателей, которые служат ее индикаторами. Система Сбалансированных Показателей (ССП) является эффективным инструментом формирования и разработки финансовой стратегии. Она включает в себя финансовые изменения предприятия с нефинансовыми [6].

Сущность концепции ССП заключается в том, что для принятия управленческих решений не хватает только финансовых показателей. При анализе организации недостаточно изучить стандартные финансовые отчетные формы, ей необходимо увидеть динамику заимствований, посмотреть на клиентскую базу, на договора с другими компаниями. Недостатком данного инструмента является трудоемкость разработки системы сбалансированных показателей и отсутствие недорогих и эффективных финансовых продуктов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как условиях изменчивости экономической среды возникает риск, то одним из ключевых инструментов эффективной разработки и реализации финансовой стратегии выступает оперативный контроллинг. Оперативный контроллинг представляет собой сбор, систематизацию, интерпретацию информации относительно функционирования предприятия, на основе которой принимаются управленческие решения.

Библиографический список

1. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. - К.: Ника-Центр: Эльга, 2007. -521 с.

2. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 336 с.

3. Кутузова Т.Ф. Методический инструментарий разработки финансовой стратегии предприятия на современном этапе развития экономики // Управление и планирование в экономике. - 2016. - №3. - С. 60-67.

4. Логвинова С.А. Сущность финансового планирования на предприятии // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд на будущее. - 2018. - С. 154-157.

5. Малькина И.Н. Финансовая стратегия в финансовом менеджменте предприятия // Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. - №2. - С. 109-123.

6. Осодоева О.А. Система Сбалансированных показателей как инструмент стратегического управления // Экономика. - 2019. - №4. - С. 58-60.

Общим для этих инструментов является то, что все они относятся к методам целевого управления, то есть управленческим подходам, основанным на формализации целей и показателей, планировании и контроле достижения поставленных целей.

Разработка модели финансовой стратегии компании основывается на методах и инструментах и должна быть встроена в систему по разработке и реализации общей стратегии компании. В системе разработки финансовой стратегии одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств.

Таким образом, разработка финансовой стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития корпорации. Разработанная финансовая стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития корпорации в целом и отдельных ее структурных единиц; она позволяет реально оценить финансовые возможности, обеспечить максимальное использование внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами; она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.

7. Филиппов Д.В. Принципы и подходы к разработке финансовой стратегии предприятия // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - №4. - С. 68-73.

8. Шаповал Е.В. Сущность финансового анализа // Найка XXI века. 2018. - С. 172-175.

METHODS AND TOOLS FOR DEVELOPING THE FINANCIAL STRATEGY OF THE

ORGANIZATION

Y.A. Avdeeva, Graduate Student

A.I. Timchenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article examines the financial strategy as one of the important elements of the effective operation of the enterprise. With the help of it, the strategic policy of the corporation, main directions of activity and long-term and short-term goals are determined. When developing it, it is necessary to evaluate not only the enterprise itself, but also competitors, which have a great influence on the activity. Each organization uses certain methods and tools to develop and optimize its financial strategy. Well-chosen methods and tools help the company avoid losses and risks, ensure profitability and financial stability. Financial strategy is a must when doing business.

Keywords: financial strategy, methods of developing a financial strategy, financial strategy tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.