Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА СЕГМЕНТАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И Е-КОММЕРЦИИ'

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА СЕГМЕНТАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И Е-КОММЕРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / БАНК / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / БАНКОВСКАЯ ОТРАСЛЬ / УРАЛ ФД / КОНКУРЕНТЫ / ИННОВАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / FINANCIAL MARKET / BANK / E-COMMERCE / COMPETITION / BANKING INDUSTRY / URAL FD / COMPETITORS / INNOVATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / INTERNET COMMERCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурдина Лидия Александровна, Мельникова Анна Сергеевна

В статье раскрывается теоретический аспект проблемы растущей конкуренции во всех отраслях экономики под влиянием ряда факторов, а также рассматривается понятие «электронная коммерция», которая в современном мире кардинально меняет потребительское поведение. Авторами произведено сравнение деятельности Банка «Урал ФД» с его прямыми конкурентами по ряду критериев, связанных с областью электронной коммерции. В результате выяснилось, что объект анализа отстает от других Банков практически по всем показателям, ПАО «Сбербанк России» при этом разместился на первой строчке составленного рейтинга. Основные методы, использованные в рамках исследования анализ, обобщение, сравнение и описание полученных результатов. Итоги работы послужат базой для следующих этапов научного проекта авторов, финальным результатом которого станет разработанная стратегия развития Банка с использованием инновационных технологий как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TOOLS FOR COMPETITIVE ANALYSIS OF FINANCIAL MARKET SEGMENTATION AND E-COMMERCE

The article reveals the theoretical aspect of the problem of growing competition in all branches of economy under the influence of a number of factors, and also considers the concept of «electronic commerce», which in the modern world radically changes consumer behavior. The authors compare the activities of the Bank «Ural FD» with its direct competitors on a number of criteria related to the field of e-commerce. As a result, it turned out that the object of analysis lags behind other Banks in almost all indicators, PJSC «Sberbank of Russia» at the same time placed on the first line of the compiled rating. The main methods used in the study analysis, synthesis, comparison and description of the obtained results. The results of the work will serve as the basis for the next stages of the authors’ scientific project, the final result of which will be the developed strategy of the Bank development using innovative technologies in both the short and long term.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА СЕГМЕНТАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И Е-КОММЕРЦИИ»

УДК: 336.71

БУРДИНА Лидия Александровна,

студентка бакалавриата 4-го года обучения, Гуманитарный факультет, кафедра «Экономика и финансы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет, lidaburdina2002@mail.ru МЕЛЬНИКОВА Анна Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Пермский национальный исследовательский политехнический университет, dew244@yandex.ru

Lidia A. BURDINA,

Undergraduate Student of the 4th year, Faculty of Humanities, Department of Economics and Finance, lidaburdina2002@mail.ru Anna S. MELNIKOVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Perm National Research Polytechnic University, dew244@yandex.ru

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА СЕГМЕНТАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И Е-КОММЕРЦИИ

METHODS AND TOOLS FOR COMPETITIVE ANALYSIS OF FINANCIAL MARKET

SEGMENTATION AND E-COMMERCE

Аннотация

В статье раскрывается теоретический аспект проблемы растущей конкуренции во всех отраслях экономики под влиянием ряда факторов, а также рассматривается понятие «электронная коммерция», которая в современном мире кардинально меняет потребительское поведение. Авторами произведено сравнение деятельности Банка «Урал ФД» с его прямыми конкурентами по ряду критериев, связанных с областью электронной коммерции. В результате выяснилось, что объект анализа отстает от других Банков практически по всем показателям, ПАО «Сбербанк России» при этом разместился на первой строчке составленного рейтинга. Основные методы, ис-

Abstract

The article reveals the theoretical aspect of the problem of growing competition in all branches of economy under the influence of a number of factors, and also considers the concept of «electronic commerce», which in the modern world radically changes consumer behavior. The authors compare the activities of the Bank «Ural FD» with its direct competitors on a number of criteria related to the field of e-commerce. As a result, it turned out that the object of analysis lags behind other Banks in almost all indicators, PJSC «Sber-bank of Russia» at the same time placed on the first line of the compiled rating. The main methods used in the study - analysis, synthesis, com-

m

m см о гч

<

m О ■=!

ш ^

U U

пользованные в рамках исследования - анализ, обобщение, сравнение и описание полученных результатов. Итоги работы послужат базой для следующих этапов научного проекта авторов, финальным результатом которого станет разработанная стратегия развития Банка с использованием инновационных технологий как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: финансовый рынок, банк, электронная коммерция, конкуренция, банковская отрасль, Урал ФД, конкуренты, инновация, цифровые технологии, Интернет-торговля.

parison and description of the obtained results. The results of the work will serve as the basis for the next stages of the authors' scientific project, the final result of which will be the developed strategy of the Bank development using innovative technologies in both the short and long term.

Keywords: financial market, bank, e-commerce, competition, banking industry, Ural FD, competitors, innovation, digital technologies, Internet commerce.

и

О с; О s =г о и

и

о

X

о

m

-Q X

с;

с; ^

LO

и

С£ <

ш 1/1 Ш

се <

и и о

—I

о и о 1/1

о

Z

<

и

о и

Введение

На сегодняшний день во всех отраслях экономики можно констатировать явление растущей с каждым годом конкуренции, что, безусловно, оказывает воздействие на деятельность организаций. Этот феномен обусловлен множеством факторов, формирующих динамичную и требовательную среду, в которой функционируют предприятия. В борьбе за внимание и лояльность потребителей организации вынуждены адаптироваться к изменениям данной среды, стремиться к инновациям, улучшению качества товаров и услуг, а также своевременной оптимизации бизнес-процессов, чтобы оставаться лидером в занимаемой нише. В этом смысле конкуренция является своеобразным стимулом к постоянному совершенствованию бизнеса.

Вопросами сущности конкуренции и форм ее проявления на финансовом рынке занимаются такие зарубежные и отечественные исследователи, как Юдин М.С., Соловьева Н.Е., Стрижакова А. А., Солодилов Д. Г., Кузнецов В.В., Тришин А.С., Юлдашева С., Jiang E.X., Turki M.D., Sabbar M., Jiang L., Levine R., Lin C. [1013, 17-18, 22] и другие ученые.

В связи с этим электронная коммерция, выступая разновидностью технологических инноваций, является жизненно важным элементом стратегии практически любой компании, в дополнение к традиционным способам продаж и продвижения, как возможность выделиться среди конкурентов и как следствие, расположить к себе потенциальных клиентов, завоевать их лояльность. И действительно, сегодня электронная коммерция кардинально

меняет поведение потребителей, в ряде случаев снижая ценность оффлайн-торговли, так как центр внимания общества несколько смещается в сторону цифровых продаж [20].

Объектом настоящего исследования является АО КБ «Урал ФД», а предметом - особенности и недостатки деятельности данной компании в рамках электронной коммерции и финансовых рынков в сравнении с ее прямыми конкурентами.

Целью первого этапа авторского исследования служит проведение анализа конкурентной среды на финансовом рынке, а именно, сравнение деятельности АО КБ «Урал ФД» с тремя другими Банками-его прямыми конкурентами по отобранным факторам, связанным с областью электронной коммерции. Это позволит определить текущую позицию АО КБ «Урал ФД» в занимаемой нише, а также заложить базу для последующих этапов исследования, финальным результатом которых станет разработанная стратегия развития Банка с точки зрения внедрения новых технологий. Для достижения поставленной цели был проведен обзор более ранних работ по изучаемой теме, а также использованы такие общенаучные методы, как анализ, обобщение, сравнение и описание полученных результатов, визуализация данных в части сравнения Банков по критериям представлена в виде стандартных графических элементов - таблиц.

Теоретические аспекты исследования

Электронная коммерция (или е-коммер-ция) по всему миру во всех сферах жизнедея-

со

со см о см

< ш

о ■=1 ш

с; и и

и

О с; О S

=г о и

и

о

X

о ^

m

х

с;

LQ

U <

Ш

1/1 ш

С£ <

U (Д

О _|

О и о

in

О

Z <

и

о и

тельности хозяйствующих субъектов оказывает существенное влияние на бизнес-среду, потребительское поведение и экономику в целом. При этом статистические данные свидетельствуют о том, что малые и средние предприятия отстают от более крупных компаний в освоении области электронной коммерции. Кроме того, существует значительный разрыв между развитыми и только развивающимися странами во внедрении технологий электронной коммерции, что объясняется изначально существующим цифровым разрывом в формировании ИКТ-инфраструктуры и дальнейшем ее использовании хозяйствующими субъектами, которая, как упоминалось ранее, служит основой развития электронной коммерции [13].

Изучением области Интернет-торговли занимаются многие ученые, как отечественные, так и зарубежные. Так, среди наиболее актуальных российских работ можно выделить статьи Мартьяновой А.И. [7], Викторовой Н.Г., Ананьевой А.С. [2], изучающих влияние электронной коммерции на малый и средний бизнес, Минакова А.В. [8], рассматривающего перспективы развития Интернет-торговли на территории России, Иванова А.В. и Федосеева И.К., анализирующих, напротив, ограничения развития данной технологии [5] и множества других ученых. Среди зарубежных статей стоит отдельно отметить следующих исследователей: Hopia N., Maryam N.S, Saiddah V.R., Elfenbein D.W., Fisman R., McManus B., Kedah Z. [15, 16, 19] и др.

Одним из значимых аспектов внедрения электронной коммерции в банковскую сферу является упрощение процессов для клиентов. Оси-повская А. В. отмечает, что благодаря данной инновации сегодня во многих развивающихся территориях мира можно наблюдать переход от традиционной формы офисного обслуживания в коммерческом банке к модели удаленного (дистанционного) банковского обслуживания, значительная часть операций проводится клиентами без визита в банк [9]. Согласно исследованию Любимовой Е.А. [6], такие технологии, как онлайн-банкинг (или Интернет-банкинг, E-banking [1]) и мобильный банкинг в виде мобильных приложений позволяют клиентам проводить различные операции с минимальными усилиями, максимальным комфортном и в удобное для них время, из

любой точки мира. Виртуально пользователи могут осуществлять расчетные операции, переводы, открывать вклады и счета, инвестировать в ценные бумаги, получать кредиты и займы - и это лишь малый список возможностей, доступных не выходя из дома, благодаря технологическому прорыву в данной отрасли.

Еще одной составляющей электронной коммерции является применение инноваций с целью оптимизации и автоматизации рутинных процессов. Оптимизация операционных издержек также оказывает существенное влияние на деятельность банков. По мнению авторов статьи «Инновационное развитие финансовых услуг» [4], роботизированная автоматизация процессов позволяет сократить затраты на обслуживание клиентов и работу с бумажной документацией. Только в банковском секторе насчитывается порядка 20% рутинных операций, способных выполняться программой, в то время как специалист получит возможность переключиться на более важные, трудоемкие задачи. Ученый в своих трудах приводит следующие процессы, в первую очередь рекомендуемые к автоматизации: подключение клиентов к сервисам, проверка безопасности, анализ данных, предоставление отчетности и прочие административные операции, а также мгновенные ответы и рассмотрение жалоб с помощью чат-ботов, частичное ведение бухгалтерского учета, создание и закрытие счетов и целый ряд других процессов.

Интересен также аспект персонализации услуг, в рамках которого внедрение технологий искусственного интеллекта в виде голосовых помощников с естественным человеческим языком может стать для банков не только способом сокращения затрат и снижения загруженности операторов, но и инструментом сбора данных о клиенте в процессе использования электронных банковских услуг, необходимых для дальнейшего персонализированного обслуживания и улучшения качества взаимодействия с потребителями [3, 20]. Это способствует укреплению взаимоотношений с клиентами и повышению их лояльности.

Несмотря на все преимущества электронной коммерции, ее успешное внедрение в любое сфере экономики возможно лишь при условии полного понимания особенностей занимаемой ниши, потребительских предпочтений относитель-

но конкретной целевой аудитории. Также важно регулярно анализировать собственный бизнес с точки зрения сравнения его с другими конкурирующими организациями на аналогичном рынке в области применяемых цифровых технологий. Исходя из этого далее в работе будет проведен анализ конкурентной среды на финансовом рынке, а именно, сравнение объекта исследования -акционерного общества коммерческого Банка «Уральский финансовый дом» (далее по тексту -АО КБ «Урал ФД») с его прямыми конкурентами (на примере трех российских Банков) с использованием критериев, связанных с е-коммерцией.

Анализ конкурентной среды

Перед проведением сравнительного анализа требуется определить рынок, на котором функционирует организация, а также произвести детальное описание портрета ее потенциальных клиентов. Так, основная деятельность АО КБ «Урал ФД»1 связана с деятельностью на рынке кредитно-финансовых услуг (предоставление банковских услуг населению (В2С) и юри-

дическим лицам (В2В)), представлена в трех направлениях, каждое из которых функционирует под отдельным брендом (под основным и одноименным названию организации брендом «Урал ФД» Банк работает лишь с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями). Наглядно структура реализуемых Банком направлений представлена на рисунке 1.

Деятельность АО КБ «Урал ФД» нацелена на следующие группы клиентов, при этом стоит отметить, что работа с бизнес-сектором и розничными клиентами преобладает:

1. Розничные клиенты (дочерний бренд «Клюква»1 - действует с 2013 г.):

- в возрасте от 25 до 45 лет;

- образование - среднее или высшее;

- со среднемесячным доходом от 50 тыс. руб. до 1 млн руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проживающие на территории Пермского края, в Новосибирске, Екатеринбурге или Москве;

- ценящие надежность, безопасность и удобство в обслуживании;

Рис. 1. Бренды исследуемого Банка и их логотипы Источник: составлено авторами на основании Официального сайта АО КБ «Урал ФД»2

1 Официальный сайт розничного бренда «Клюква» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.klookva.ru/ (дата обращения: 05.09.2023).

2 Официальный сайт АО КБ «Урал ФД» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.uralfd.ru/ (дата обращения: 03.10.2023).

го

го см о гм

< ш

о ■=1 ш

с; и и

и

О с; О S

=г о и

и

о

X

о ^

m

х

с;

LQ

U <

Ш

1/1 ш

С£ <

U (Д

О _|

О и о 1/1

о

Z <

и

о и

- с различными финансовыми потребностями (получение потребительского кредита, ипотеки, инвестирование, открытие вклада, выпуск банковской карты и др.);

- уже имеющие опыт взаимодействия с банками;

- предпочитающие как традиционное банковское обслуживание в филиалах, так и возможности интернет-банкинга;

- имеющие доверительное отношение к коммерческим банкам;

- склонные к сбережениям и вложениям с умеренным риском.

2. Бизнес-сектор (бренд «Урал ФД»):

- малые, средние и крупные предприятия, а также индивидуальные предприниматели;

- территориально расположенные по всей России;

- со среднегодовым объемом доходов от 1 млн руб.;

- имеющие опыт частого взаимодействия с банками;

- нуждающиеся в широком спектре корпоративных финансовых услуг (предоставление корпоративных кредитов, открытие счета для бизнеса, вложение инвестиций, управление финансами и др.);

- ценящие надежность и поддержку их бизнес-развития со стороны банка;

- требующие от банка качественный сервис, индивидуальный подход и круглосуточную поддержку;

- ожидающие от банка снижение финансовых рисков и ликвидность;

- условие для выбора банка - наличие Интернет-банкинга (онлайн-обслуживания);

- решение о приобретении продукта (услуги) принимается руководством компании.

3. VIP-клиенты (премиум-бренд «UFD Private Banking»1 - действует с 2010 г.):

- привилегированные и высокоценные клиенты для банка;

- в возрасте от 35 до 45 лет;

- проживающие на территории Пермского края, в Новосибирске, Екатеринбурге или Москве;

- с высшим образованием;

- по сфере деятельности - владельцы успешных бизнесов, руководители крупных компаний, высший менеджмент, инвесторы, а также богатые наследники;

- обладающие большим объемом финансовых ресурсов (более 1 млн руб. в среднем за месяц);

- с высоким статусом в обществе;

- нуждающиеся в частном банковском обслуживании;

- с высоким уровнем финансовой грамотности;

- имеющие высокий уровень доверия к коммерческим банкам с высокой репутацией;

- желающие получить персональное и быстрое обслуживание с индивидуально выделенным менеджером;

- ценящие максимальный уровень комфорта и надежную защиту конфиденциальных данных;

- рассматривающие эксклюзивные банковские продукты (VIP-кредитование, VIP-ипотека, инвестиции в высокодоходные активы, страхование с особыми условиями и др. услуги класса De Luxe);

- готовые к рискованным инвестициям;

- нацеленные на долгосрочное сотрудничество с банком.

Далее необходимо отобрать несколько других участников того же рынка (конкурентов), определить критерии сравнения базовой компании с конкурирующими и собрать по ним массив соответствующих критериям данных. Авторами в сопоставление АО КБ «Урал ФД» выбраны следующие контрагенты: ПАО Банк «ФК Открытие» и АО «Альфа-Банк» - приблизительно аналогичного уровня и ПАО «Сбербанк России» - в качестве бенчмарки (одной из лучших компаний на исследуемом рынке).

В таблице 1 представлен детальный сравнительный анализ организаций банковской сферы.

Также для удобства сравнения и визуального представления результатов прове-

1 Официальный сайт премиум-бренда «UFD Private Banking» [Электронный ресурс]. - URL: https://ufd-pb.ru/ (дата обращения: 05.09.2023).

Таблица 1

Сравнительная характеристика АО КБ «Урал ФД» и компаний-конкурентов (по данным на 10.10.2023 г.)

Характеристика АО КБ «Урал ФД» (г. Пермь, ул. Ленина, 64) Ранг ПАО Банк «ФК Открытие»1 (г. Москва, ул. Летниковская, 2) Ранг АО «Альфа-Банк»2 (г. Москва, ул. Каланчевская, 27) Ранг ПАО «Сбербанк России»3 (г. Москва, ул. Вавилова, 19) Ранг

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Общая информация 19 16 9 13

Период существования С 1994 г. 3 С 1993 г. 2 С 1991 г. 1 С 1991 г. 1

Кол-во филиалов 22 4 396 3 1087 2 13600 1

Кол-во банкоматов 97 4 37 000 2 Более 27 тыс. 3 Более 200 тыс. 1

Рейтинг Irecommend 4 б. (1 отзыв) 2 3,4 б. (399 отзывов) 3 4 б. (2247 отзывов) 1 2,9 б. (1362 отзыва) 4

Banki.ru 55 место из 329 банков 4 9 место из 329 банков 2 1 место из 329 банков 1 19 место из 329 банков 3

otzovik.com 3 б. (18 отзывов) 2 1,87 б. (1388 отзывов) 4 4,28 б. (19592 отзыва) 1 2,68 б. (5668 отзывов) 3

География 5 4 3 2

Распространение по РФ Пермский край (Пермь, Березники, Губаха, По-лазна), Екатеринбург, Москва, Новосибирск 2 На территории всей России (в 199 городах и 72 регионах) 1 На территории всей России 1 На территории всей России 1

Мировое присутствие Нет 3 Нет 3 Казахстан, Беларусь, Украина, США, Голландия, Великобритания, Канада 2 СНГ (Казахстан, Украина, Беларусь, Киргизия, Азербайджан, Армения и др.), Индия, ОАЭ, Иран и Китай 1

Клиенты 12 9 6 3

>170 тыс. розничных >26,5 млн розничных 107,4 млн розничных

Кол-во клиентов клиентов, А Более 300 тыс. -г клиентов о клиентов, 1

>5 тыс. корпоративных >1,4 млн корпоратив- 3,1 млн корпоративных

клиентов ных клиентов клиентов

1 Официальный сайт ПАО Банк «ФК Открытие» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.open.ru/ (дата обращения: 11.10.2023).

2 Официальный сайт АО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс]. - URL: https://alfabank.ru/ (дата обращения: 11.10.2023).

3 Официальный сайт ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sberbank.ru/ (дата обращения: 11.10.2023).

Продолжение Таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Направление бизнеса Корпоративный, розничный и Private Banking 4 Корпоративный,инвестиционный, розничный, СМБ и Private Banking 3 Корпоративный, инвестиционный (инвест-банк), розничный, услуги сторонним фин. организациям, СМБ (средний-малый бизнес и ИП), Private Banking 2 Корпоративный,инвестиционный, розничный, для самозанятых, услуги сторонним финансовым организациям, СМБ (средний-малый бизнес и ИП), Private Banking 1

Инновационные решения для клиентов Мобильное приложение (на ¡OS, Android), Ин-тернет-банк, SMS-информирование. 4 Онлайн-заявки, Интер-нет-банк, Бизнес-портал, Мобильное приложение (на iOS, Android), SMS-информирование, программа лояльности 3 1. SMS- информирование; 2. Мобильные приложения на всех ОС (сервисы «Альфа-Клик», «Альфа-мобайл», «Альфа-бизнес онлайн», «0!рр» и др.); 3. Роботы-помощники в контакт-центрах Москвы; 4. Бесконтактные банкоматы; 5. Мобильный банк; 6. Голосовой помощник; 7. Банк в VK; 8. Бонусная система; 9. И др. 2 1. Сбер ID (операции по отпечатку пальца, по идентификации лица); 2. Экосистема Сбер -целый комплекс сервисов (для доставки продуктов и готовой еды, сервисы-развлечения, такси «Ситимобил», кар-шеринг, 2ГИС, Сбер Еап-тека, СберАвто, умная среда (Салют ТВ, ассистенты Салют-Афина и Джой, умные лампочки и розетки и т.д.)); 3. SberPay; 4. Подписка СберПрайм; 5. Мобильные приложения; 6. SMS-информирование и единый конт. центр 900; 7. Бонусная система (Спасибо от Сбербанка); 8. Интернет-банк и др. 1

Окончание Таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Фин. показатели 10 5 9 4

Кредитный рейтинг1 BBB-(RU) 3 AA+(RU) 2 AA+(RU) 2 AAA(RU) 1

Финансовый результат за 2022 г., тыс. руб.2 412 074 3 35 633 681 2 -118 721 849 4 243 577 903 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размер уставного капитала, тыс. руб.3 2 458 800 4 226 487 206,8 1 59 587 623 3 67 760 844 2

Сайт 9 7 14 9

Возможность он-лайн-связи на сайте Ссылки на Telegram, Viber, онлайн-чат и звонок с сайта 1 Онлайн-звонок и форма обратной связи 2 Ссылки на онлайн-чат в Интернет-банке - для клиентов, для остальных только номера телефонов 3 Ассистенты на сайте (Сбер, Салют и Джой) 1

Ссылки на соц.сети и мессенджеры ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, Viber 1 ВКонтакте, Telegram, Одноклассники, Rutube, Дзен 2 ВКонтакте, Telegram 4 ВКонтакте, Telegram, Одноклассники 3

Англоязычная версия сайта Нет 2 Есть 1 Нет 2 Есть 1

Наличие версии для слабовидящих Есть 1 Есть 1 Нет 2 Нет 2

Оценка качества сайта4 34/100 4 46/100 1 44/100 3 42/100 2

ИТОГО 55 41 41 31

Место в рейтинге III II II I

Источник: составлено авторами на основании Официальных сайтов организаций (если не указано иное в сносках).

1 По данным кредитного рейтингового агентства АО «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. - URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 10.10.2023).

2 По данным Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 12.10.2023).

3 По данным предоставленных сведений из ЕГРЮЛ [Электронный ресурс]. - URL: https://egrul.nalog.ru/index.html (дата обращения: 10.10.2023).

4 По данным сервиса-анализатора сайтов от PARSESITE [Электронный ресурс]. - URL: https://parsesite.ru/ru (дата обращения: 13.10.2023).

го

го см о см

< ш

о ■=1 ш

с; и и

и

О с; О

=г о и

и

о

X

о

т л х

с; ш

и

сс <

ш

1/1 ш С£

—I <

и и о

—I

о и О ю

О <

и

О и

дена обработка полученных данных следующим образом:

1. По каждому критерию контрагентам назначены ранги от 1 до 4, где 1 - лучший показатель в анализируемой группе, 4 - худший показатель, соответственно (в таблице 1 - столбцы « Ранг»). При равенстве показателей по какому-либо критерию у нескольких контрагентов им назначался равный ранг;

2. Критерии сгруппированы по принципу сходства признака (группы «общая информация», «география», «клиенты» и др.);

3. В каждой группе посчитан суммарный ранг путем сложения значений рангов критериев, входящих в соответствующую группу (по вертикали, в рамках каждой организации);

4. По итогу составления таблицы посчитан суммарный ранг по всем критериям (в таблице 1 - строка «ИТОГО»);

5. Для каждой организации определено место в рейтинге (от I до IV, где I - наименьшее количество баллов, а значит лучшая организации в рейтинге, IV -напротив, наибольшее количество баллов и худшая организация).

Таким образом, по итогам сравнительной аналитики можно сделать вывод о том, что ПАО «Сбербанк России», как и ожидалось, лидирует в рейтинге, а исследуемая в настоящей статье организация (АО КБ «Урал ФД») на текущий момент уступает всем отобранным конкурентам. При этом, она занимает второе место в группе «Сайт» (лидирует по количеству ссылок на соц. сети и мессенджеры, разнообразию способов онлайн-связи напрямую на сайте, имеет на сайте версию для слабовидящих). Также АО КБ «Урал ФД» имеет удовлетворительный уровень отзывов на популярных сайтах от клиентов (Otzovik.com, !гесоттепс1), уступая только Банку «Альфа-Банк».

С момента создания новых брендов преимуществом Банка на рынке стала открытость инновациям. Так, для удобства клиентов сегодня АО КБ «Урал ФД» реализует большую часть услуг не только оффлайн, но и посредством собственного мобильного приложения с интуитивно понятным интерфейсом и таких

дистанционных сервисов как Интернет-банкинг, мобильный банк и ЭМЭ-информирование, работающих круглосуточно, что, как известно, является элементами электронной коммерции. Также из 5 тыс. корпоративных клиентов, по официальным данным самого Банка более 2 тыс. обслуживаются полностью удаленно, территориально находясь по всей России. Тем не менее, по сравнению с конкурентами Банку еще предстоит большая работа в области инновационных технологий, чтобы быть конкурентоспособным по данному критерию.

Заключение

В результате проведенного сравнения авторам удалось выяснить, что объект анализа отстает от своих конкурентов практически по всем показателям (за исключением критериев «Ссылки на соц. сети и мессенджеры» и «Способы онлайн-связи, указанные на сайте» - за счет них Банк занимает второе место в группе «Сайт»). Также АО КБ «Урал ФД» предусмотрел на сайте переключение на версию для слабовидящих, в отличие от основных лидеров рынка АО «Альфа-Банк» и ПАО «Сбербанк России». Несмотря на это, ПАО «Сбербанк России» разместился на первой строчке составленного рейтинга. Также АО КБ «Урал ФД» имеет хороший показатель независимых оценок на популярных сайтах-отзовиках (Otzovik.com, кесоттепС), уступая только АО «Альфа-Банк».

Неоспоримой ценностью данной работы можно считать универсальность представленных в нем критериев, за счет чего можно выйти за грани банковской сферы, применив представленный инструментарий для предприятий любой отрасли экономики. Помимо этого, присутствует возможность расширения спектра данных критериев в качестве сравнения контрагентов в соответствии с поставленными целями и задачами исследований. Таким образом, статья представляет собой ценный ресурс для предприятий в различных отраслях экономики, позволяя осуществить подробный анализ своей деятельности в области электронной коммерции по ключевым критериям в сравнении с конкурентами. Единственный критерий отбора - бизнес должен осуществлять свою деятельность на рынках В2В или В2С. Описываемый в статье подход позво-

ляет выявить не только сильные стороны организации, но и ее проблемные аспекты, открывая пути для принятия стратегических решений и, как следствие, дальнейшего развития бизнеса.

Инвесторы, рассматривающие Банк «Урал ФД» как один из вариантов вложения свободного капитала, также найдут в данном исследовании практическую пользу для себя, так как его результаты обеспечивают понимание конкурентного положения Банка, что важно для принятия обоснованных инвестиционных решений. Аналогично, потенциальные клиенты в лице физических и юридических лиц, стоящие перед выбором банковского агента в условиях необходимости прибегнуть к каким-либо финансовым услугам, также могут воспользоваться результатами работы авторов. Оно поможет им более осознанно подойти к выбору Банка, учитывая сильные стороны объекта изучения и потенциальные ограничения, которые могут остановить клиента по каким-либо собственным убеждениям или предпочтениям от выбора данного контрагента.

Кроме того, данная статья может использоваться в качестве наглядного обучающего

материала студентами учебных заведений в целях отработки соответствующей темы на практике и формирования итогового отчета по проделанной работе.

Результаты настоящего исследования позволят авторам на более поздних этапах провести SWOT-анализ АО КБ «Урал ФД», где критерии, по которым Банк лидирует, будут рассматриваться как «сильные стороны» компании, а детерминанты с наибольшим отставанием от конкурентов - как основные «слабые стороны», соответственно. На основе данного инструмента будет возможно выявить проблемные места компании и разработать соответствующую стратегию развития как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, в том числе с целью получения конкурентных преимуществ в занимаемой нише.

Сравнительный анализ с мировыми стандартами как одно из направлений дальнейших исследований авторов также представляет интерес, позволяя выявить возможности для успешного внедрения мировых тенденций в российский банковский сектор, опять же применительно к развитию Банка «Урал ФД».

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдрасулова Ж.Ж., Абдрасулова С.Ж. Цифровизация банковского сектора экономики: проблемы и пути совершенствования // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. № 3. С. 288-294. йО!: 10.33619/ 2414-2948/88/34.

2. Викторова Н.Г., Ананьева А.С. Развитие Интернет-торговли субъектами малого и среднего предпринимательства в России // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. 15-19 мая 2023 года. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. С. 65-73.

3. Ершова И.Г. Стратегическое управление регионального цифрового банковского обслуживания в условиях инновационной экономики // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 7. № 6. С. 564-568. йО!: 10.47576/2712-7516_2022_6_7_564.

4. Засенко В.Е., Фролова В.А. Инновационное развитие финансовых услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 6(132). С. 28-34.

5. Иванов А.В., Федосеев И.К. Проблемы развития интернет-торговли в России // Сибирская финансовая школа. 2023. № 3. С. 183-190. йО!: 10.34020/1993-4386-2023-3-183-190.

6. Любимова Е.А. Интернет-банкинг и мобильный банкинг: проблемы и перспективы развития // Финансовые рынки и банки. 2022. № 2. С. 46-51.

7. Мартьянова А.И. Интернет-торговля как фактор развития малого бизнеса // Академическая публицистика. 2023. № 9-2. С. 81-85.

8. Минаков А.В. Перспективы развития интернет-торговли и интернет-магазинов в России // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6(182). С. 143-152. йО!: 10.24158Л1рог.2023.6.17.

9. ОсиповскаяА.В. Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции // Молодой ученый. 2017. № 51(185). С. 162-165.

с;

LQ

10. Соловьева Н.Е., Стрижакова А.А., Солодилов Д.Г., Кузнецов В.В. Цифровой маркетинг как механизм усиления конкурентных позиций банков на рынке банковских услуг // Индустриальная экономика. 2023. № 2. С. 8-13. DOI: 10.47576/2949-1886_2023_2_8. £] 11. Тришин А.С. Конкуренция как фактор развития банковской системы РФ: проблемы и ориентиры //

° Столыпинский вестник. 2023. Т. 5. № 6. С. 3661-3667.

12. Юдин М.С. Особенности банковской конкуренции в России // Eo ipso. 2023. № 6. С. 43-46.

13. Юлдашева С. Межбанковская конкуренция и оценка конкурентоспособности коммерческих банков в республике Узбекистан // Economics and Innovative Technologies. 2023. Т. 11. №. 2. С. 30-40. DOI:

g 10.55439/EIT/vol11_iss2/i4.

U 14. AhiA.A., Sinkovics N., Sinkovics R.R. E-commerce Policy and the Global Economy: A Path to More Inclusive

Development? Manag Int Rev, 2023, vol. 63, рр. 27-56. DOI: 10.1007/s11575-022-00490-1.

15. Elfenbein D.W., Fisman R., McManus B. The Impact of Socioeconomic and Cultural Differences on Online Trade. Management Science, 2023, vol. 69, no. 10, рр. 6181-6201. DOI: 10.1287/mnsc.2023.4681.

16. Hopia N, Maryam N.S., Saiddah V.R., GadzaliS.S., AusatA.M. The Influence of Online Business on Consumer Purchasing in Yogya Grand Subang. Journal on Education, 2023, vol. 5, no. 3, рр. 10297-10301.

q 17. Jiang E.X. Financing Competitors: Shadow Banks Funding and Mortgage Market Competition. The Review

§ of Financial Studies, 2023, vol. 36, no. 10, рр. 3861-3905. DOI: 10.1093/rfs/hhad031.

18. Jiang L., Levine R., Lin C. Does Competition Affect Bank Risk? Journal of Money, Credit and Banking, 2023, 8 vol. 55, no. 5, рр. 1043-1076. DOI: 10.1111/jmcb.12990.

19. Kedah Z. Use of E-commerce in the World of Business. Startupreneur Business Digital (SABDA Journal), 2023, vol. 2, no. 1, рр. 51-60. DOI: 10.33050/sabda.v2i1.273.

20. Khrais L.T. Role of Artificial Intelligence in Shaping Consumer Demand in E-commerce. Future Internet, 2020, vol. 12, no. 12, рр. 226-239. DOI: 10.3390/fi12120226.

21. LiuX., Tong D., Huang J. Zheng W, Kong M., Zhou G. What Matters in the E-commerce Era? Modelling and Mapping Shop Rents in Guangzhou, China. Land Use Policy, 2022, vol. 123. DOI: 10.1016/j.landu-

| sepol.2022.106430.

22. TurkiM.D., Sabbar M. Studying the Role of Banking Marketing in Supporting the Competitive Advantage of the Iraqi Banks. International Journal of Professional Business Review: Int. J. Prof. Bus. Rev, 2023, vol. 8, no. 4, рр. 1-17. DOI: 10.26668/businessreview/2023.v8i4.1342.

REFERENCES

1. Abdrasulova Z.Z., Abdrasulova S.Z. Tsifrovizatsiia bankovskogo sektora ekonomiki: problemy i puti sovershen-

и

stvovaniia [Digitalization of the Banking Sector of the Economy: Problems and Ways of Improvement]. Biulleten' naukiipraktiki[Bulletin of Science and Practice], 2023, vol. 9, no. 3, pp. 288-294, DOI: 10.33619/2414-2948/88/34.

2. Viktorova N.G., AnanevaA.S. Razvitie Internet-torgovli subektami malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii [The Development of Online Commerce by Small and Medium-Sized Businesses in Russia]. Fundamental'nye i

¡5 prikladnye issledovanija v oblasti upravlenija, jekonomiki i torgovli: Sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prak-

ticheskoj i uchebno-metodicheskoj konferencii. 15-19 maja 2023 g. [Fundamental and Applied Research in the □ Field of Management, Economics and Trade: Proceedings of the All-Russian Scientific, Practical and Education-

8 al-Methodical Conference. 15-19 May2023]. Sankt-Peterburg, Politeh-press, 2023. Pp. 65-73.

3. Ershova I.G. Strategicheskoe upravlenie regional'nogo cifrovogo bankovskogo obsluzhivanija v uslovijah innovacionnoj jekonomiki [Strategic Management of Regional Digital Banking Services in an Innovative Economy]. Zhurnal prikladnyh issledovanij [Journal of Applied Research], 2022, vol. 7, no. 6, pp. 564-568, DOI: 10.47576/2712-7516_2022_6_7_564.

4. Zasenko V.E., Frolova V.A. Innovacionnoe razvitie finansovyh uslug [Innovative Development of Financial Services]. Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta [Izvestia of St. Petersburg State University of Economics], 2021, no. 6(132), pp. 28-34.

p 5. IvanovA.V., FedoseevI.K. Problemy razvitija internet-torgovli v Rossii [Problems of the Development of Online

Commerce in Russia]. Sibirskaja finansovaja shkola [Siberian Financial School], 2023, no. 3, pp. 183-190, => DOI:10.34020/1993-4386-2023-3-183-190.

6. Lubimova E.A. Internet-banking i mobil'nyj banking: problemy i perspektivy razvitija [Internet Banking and Mobile Banking: Problems and Prospects of Development]. Finansovye rynki i banki[Financial Markets and Banks], 2022, no. 2, pp. 46-51. (In Russ.).

7. Martjanova A.I. Internet-torgovlja kak faktor razvitija malogo biznesa [Online Commerce as a Factor of Small Business Development]. Akademicheskaja publicistika [Academic Journalism], 2023, no. 9-2, pp. 81-85. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. MinakovA.V. Perspektivy razvitija internet-torgovli i internet-magazinov v Rossii [Prospects for the Development of Online Commerce and Online Stores in Russia], Teorija ipraktika obshhestvennogo razvitija [Theory and Practice of Social Development], 2023, No. 6(182), pp. 143-152, DOI: 10.24158/tipor.2023.6.17. (In Russ.).

9. Osipovskaya A. V. Razvitie internet-bankinga v Rossii: osnovnye tendencii [The Development of Internet Banking in Russia: the Main Trends]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2017, no. 51(185), pp. 162-165.

10. Soloveva N.E., Strizhakova A.A., SolodilovD.G. [et al.]. Cifrovoj marketing kak mehanizm usilenija konkurent-nyh pozicij bankov na rynke bankovskih uslug [Digital Marketing as a Mechanism for Strengthening the Competitive Positions of Banks in the Banking Services Market]. Industrial'naja jekonomika [Industrial Economy], 2023, no. 2, pp. 8-13, DOI: 10.47576/2949-1886_2023_2_8.

11. Trishin A.S. Konkurencija kak faktor razvitija bankovskoj sistemy RF: problemy i orientiry [Competition as a Factor in the Development of the Banking System of the Russian Federation: Problems and Guidelines]. Stolypinskij vestnik[Stolypin Bulletin], 2023, vol. 5, no. 6, pp. 3661-3667.

12. Udin M.S. Osobennosti bankovskoj konkurencii v Rossii [Features of Banking Competition in Russia]. Eo ipso, 2023, no. 6, pp. 43-46.

13. Uldasheva S. Mezhbankovskaja konkurencija i ocenka konkurentosposobnosti kommercheskih bankov v respublike Uzbekistan [Interbank Competition and Assessment of the Competitiveness of Commercial Banks in the Republic of Uzbekistan]. Economics and Innovative Technologies, 2023, vol. 11, no. 2, pp. 30-40, DOI: 10.55439/EIT/vol11_iss2/i4.

14. Ahi A.A., Sinkovics N., Sinkovics R.R. E-commerce Policy and the Global Economy: A Path to More Inclusive Development? Manag Int Rev, 2023, vol. 63, рр. 27-56. DOI: 10.1007/s11575-022-00490-1.

15. Elfenbein D.W., Fisman R., McManus B. The Impact of Socioeconomic and Cultural Differences on Online Trade. Management Science, 2023, vol. 69, no. 10, рр. 6181-6201. DOI: 10.1287/mnsc.2023.4681.

16. Hopia N., Maryam N.S., Saiddah V.R., Gadzali S.S., Ausat A.M. The Influence of Online Business on Consumer Purchasing in Yogya Grand Subang. Journal on Education, 2023, vol. 5, no. 3, рр. 10297-10301.

17. Jiang E.X. Financing Competitors: Shadow Banks Funding and Mortgage Market Competition. The Review of Financial Studies, 2023, vol. 36, no. 10, рр. 3861-3905. DOI: 10.1093/rfs/hhad031.

18. Jiang L., Levine R., Lin C. Does Competition Affect Bank Risk? Journal of Money, Credit and Banking, 2023, vol. 55, no. 5, рр. 1043-1076. DOI: 10.1111/jmcb.12990.

19. Kedah Z. Use of E-commerce in the World of Business. Startupreneur Business Digital (SABDA Journal), 2023, vol. 2, no. 1, рр. 51-60. DOI: 10.33050/sabda.v2i1.273.

20. Khrais L.T. Role of Artificial Intelligence in Shaping Consumer Demand in E-commerce. Future Internet, 2020, vol. 12, no. 12, рр. 226-239. DOI: 10.3390/fi12120226.

21. LiuX., Tong D., Huang J. Zheng W, Kong M., Zhou G. What Matters in the E-commerce Era? Modelling and Mapping Shop Rents in Guangzhou, China. Land Use Policy, 2022, vol. 123. DOI: 10.1016/ j.landusepol.2022.106430.

22. Turki M.D., Sabbar M. Studying the Role of Banking Marketing in Supporting the Competitive Advantage of the Iraqi Banks. International Journal of Professional Business Review: Int. J. Prof. Bus. Rev, 2023, vol. 8, no. 4, рр. 1-17. DOI: 10.26668/businessreview/2023.v8i4.1342.

Статья поступила в редакцию 04.11.23; Принята к публикации 30.11.23. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 04.11.23; accepted for publication 30.11.23. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.