Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ / BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / СПЕЦИАЛИСТЫ ФНС РОССИИ / SPECIALISTS OF THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ARREARS / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / ADMINISTRATION OF TAXPAYERS / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / SETTLEMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ / EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS OF ACTIVITIES / ПОСТУПЛЕНИЕ В БЮДЖЕТ НАЛОГОВ И СБОРОВ / RECEIPT OF TAXES AND FEES IN THE BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калицкая В.В., Рыкалина О.А., Андрюшина Е.А.

Урегулирование задолженности перед бюджетом по налогам и сборам является одной из наиболее важных функций Федеральной налоговой службы. Эффективная работа по урегулированию задолженности призвана обеспечить своевременное и полное поступление всех налоговых платежей в доходную часть бюджета РФ и регионов. Задолженность по налоговым платежам в настоящее время остается серьезной и актуальной проблемой, которая ограничивает объем финансовых ресурсов государства, налоговая задолженность является одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов в экономике страны. По результатам проведенного анализа и исследования эффективности использования отдельных механизмов, применяемых специалистами налоговой службы, предлагаются мероприятия, которые, по мнению авторов, способны наиболее эффективно проводить мероприятия по урегулированию задолженности платежей в бюджет РФ и региона (на примере Свердловской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

В.В. Калицкая

Доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, к.э.н., Уральский государственный экономический университет

V. V. Kalitskaya

Associate Professor ofAccounting and Audit Department, Candidate of Economic Sciences,

Ural State University of Economics (kalitskaja2010@yandex. ru 89126545778)

О.А. Рыкалина

Доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, к.э.н., Уральский государственный экономический университет

O.A. Rykalina

Associate Professor ofAccounting and Audit Department, Candidate of Economic Sciences,

Ural State University of Economics (roa40@gkb40.ur.ru 89995506060) Е.А. Андрюшина

старший преподаватель, Национальный институт недвижимости и инвестиций

E.A. Andryushin

Senior Lecturer, National Institute of Real Estate and Investment

(evgenia.0787@mail.ru 89222206578)

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Урегулирование задолженности перед бюджетом по налогам и сборам является одной из наиболее важных функций Федеральной налоговой службы. Эффективная работа по урегулированию задолженности призвана обеспечить своевременное и полное поступление всех налоговых платежей в доходную часть бюджета РФ и регионов. Задолженность по налоговым платежам в настоящее время остается серьезной и актуальной проблемой, которая ограничивает объем финансовых ресурсов государства, налоговая задолженность является одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов в экономике страны. По результатам проведенного анализа и исследования эффективности использования отдельных механизмов, применяемых специалистами налоговой службы, предлагаются мероприятия, которые, по мнению авторов, способны наиболее эффективно проводить мероприятия по урегулированию задолженности платежей в бюджет РФ и региона (на примере Свердловской области).

Annotation. Settlement of debts to the budget for taxes and fees is one of the most important functions of the Federal Tax Service. Effective work on debt settlement is designed to ensure the timely and full receipt of all tax payments in the revenue side of the budget of the Russian Federation and the regions. Debt on tax payments currently remains a serious and urgent problem that limits the amount of financial resources of the state, tax debt is one of the significant destabilizing socio-economic factors in the country's economy. Based on the results of the analysis and the study of the effectiveness of the use of individual mechanisms used by tax service specialists, measures are suggested that, in the opinion of the authors, are most effective in carrying out measures to settle the arrears of payments to the budget of the Russian Federation and the region (for the example of the Sverdlovsk region).

Ключевые слова: бюджетная система РФ; специалисты ФНС России, задолженность; администрирование налогоплательщиков; урегулирование; эффективность и результативность мероприятий; поступление в бюджет налогов и сборов.

Key words: budgetary system of the Russian Federation; specialists of the Federal Tax Service of Russia, arrears; administration of taxpayers; settlement; efficiency and effectiveness of activities; receipt of taxes and fees in the budget.

В условиях рыночных отношений в условиях геополитической напряженности и режима санкций эффективное налоговое администрирование в части обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет явлется одним из важнейших способов формирования бюджета и регулирования платежеспособного спроса населения.

Налоги это одни из основных элементов экономики, который призван определять финан-

совое благополучие и страны в целом и всего общества так и отдельного индивидуума. Размер поступающих платежей в бюджет - «собираемость налогов» является одним из показателей эффективности налоговой системы государства, способов контроля и администрирования налогоплательщиков.

Во все времена одной из основных задач, стоящих перед налоговыми органами, считалось обеспечение полноты и своевременности поступления в бюджеты всех уровней налоговых платежей. Любое наличие задолженности по налогам (сборам) нарушает процесс реализации на практике этой функции налоговых органов и формирует нехватку финансовых ресурсов для экономики страны. Следовательно, в настоящее время, вопрос, повышения эффективности мер по снижению размера задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам в бюджет с дальнейшим полным погашением за счет мер принудительного взыскания является наиболее значимым и актуальным.

Невыполненные или не своевременно выполненные обязанности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов приводят к формированию налоговой задолженности, которая отрицательно влияет на экономику страны. Сижение доли задолженности в налоговых поступлениях позволит не ограничивать финансовую возможность государства по выполнению различных социальных функций.

«Налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов. Эффективное функционирование всей экономики страны зависит от грамотно налаженной налоговой системы. Поэтому налоговая система России должна соответствовать реалиям и запросам современного состояния экономики с учетом ее национальных особенностей и с привлечением мирового опыта» [1].

Не уплата или не полная уплата налогов негативно влияет на обеспечение доходов государственного бюджета и побуждает государство применять меры принудительного взыскания -урегулирования.

Процесс урегулирование совокупной налоговой задолженности представляет собой одно из направлений работы налоговых органов в рамках системы налогового администрирования (наряду с такими направлениями, как налоговый контроль, налоговое прогнозирование и т.д.). Такой процесс должен быть максимально эффективным, то есть неуплаченные суммы, пени, штрафы в кратчайшие сроки и по возможности в полном объеме должны поступить в бюджет. При этом должны быть полностью соблюдены права налогоплательщика закрепленные в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ .

Обязанность уплачивать законно установленные налоги, является одной из первых обязанностей налогоплательщиков, которая установлена ст. 23 Налогового кодекса РФ и ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый гражданин обязан заплатить установленные законом налоги и сборы. Неуплата налогоплательщиком налога в установленный законодательством срок является налоговым правонарушением, ответственность за которое установлена статьями главы 16 НК РФ.

Обязанности по осуществлению контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах закреплены в ст. 32 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ и иными нормативными актами установлен порядок действий налоговых органов по выявлению налоговых правонарушений и привлечению налогоплательщиков к налоговой ответственности.

В ст. 11 Налогового кодекса РФ раскрыто понятие «недоимки», согласно которому, недоимка - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно Публичной декларации целей и задач на 2017 год ФНС России (далее по тексту - Публичная декларация ФНС России) установлено, что миссией ФНС России является «эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства». Одним из ключевых направлений признано «создание комфортных условий для уплаты налогов, сборов и страховых взносов». [2].

Налоговая задолженность рассматривается как понятие «совокупная задолженность, которая состоит из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности».

Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены все меры бесспорного взыскания, в том числе и в судебном порядке.

Механизм урегулирования с целью сокращения задолженности состоит из четырех форм: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную.

Принципы урегулирования задолженности по налогам определяют общую эффективность механизма урегулирования налоговой задолженности.

Проведем анализ состояния расчетов по налогам (сборам) в части налоговых поступлений и размера совокупной задолженности в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции) за период 2014-2016гг (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика налоговых поступлений и совокупной задолженности в бюджетную систему РФ за период 2014- 2016гг.

№ Показатель На 01.01. 2015 На 01.01. 2016 Изменения 2015/ 2014 На 01.01. 2017 Изменения 2016/ 2015

% +/- % +/-

1 Начислено к уплате млрд. руб : - в бюджет РФ 8 559 9 462 111% 903 11 995 127% 2 533

- в бюджет Свердловской области 154 126 82% -28 235 186% 109

2 Поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей млрд. руб. - в консолидированный бюджет РФ, 12 670 13 788 109% 1 118 1 4482 105% 694

- в консолидированный бюджет Свердловской области 229 245 107% 16 270 110% 25

3 Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, млрд. руб - в бюджет РФ 1 138 1 155 101% 17 1 402 121% 247

- в бюджет Свердловской области 20 21 105 1 27 129 6

4 Доля совокупной задолженности в общих поступлениях - в бюджет РФ 9,0% 8,4% 93% -1,2 9,7% 116% 1,3

- в бюджет Свердловской области 8,7 8,5 95% -0,2 10% 118% 1,5

На основании приведенных в (табл. 1) данных установлено, что за период 2014-2016 гг. начисления в бюджетную систему РФ имеют тенденцию к росту, однако она не является равномерной. Так по состоянию на 01.01.2016 года относительно 01.01.2015 года рост составил 11%, тогда как на 01.01.2017 года начисления в бюджет по отношению к показателю предыдущего года выросли на 27% или на 2 533 млрд. рублей.

Динамика поступлений в бюджет Свердловской области за анализируемый период так же имеет аналогичную неравномерную тенденцию. В сравнении с 2014 годом произошел рост с 154 млрд. руб., до 235 млрд. руб., в 2016 году.

Динамика поступлений в анализируемом периоде так же была положительной, однако, рост поступлений на 01.01. 2016 году относительно аналогичного периода предыдущего года составил 9%, а на 01.01.2017 года увеличился только 5% или на 694 млрд. руб. Налицо не пропорциональный рост начислений и фактических поступлений в бюджет. Кроме того, в данном периоде имела место достаточно сложная геополитическая экономическая ситуация.

Однако такой показатель как удельный вес совокупной задолженности в общей сумме поступлений предоставляет возможность оценить эффективность действующих методов урегулирования задолженности.

Так по состоянию на 01.01.2015 года доля задолженности в общей сумме поступлений составляла 9%, по состоянию на 01.01.2016 года она уменьшилась до 8%, а по состоянию на 01.01.2017 года выросла до 9,7 процентов.

По итогам анализа, доля совокупной задолженности налогоплательщиков Свердловской области в общих поступлениях незначительно выше показателя, рассчитанного в целом по стране и составляет 10% на 01.01.2017 года.

Согласно Публичной декларации ФНС России, основной целью и задачей деятельности на 2017 год задекларировано довести показатель отношения задолженности к поступлениям до 9,3, % то есть до конца 2017 года необходимо провести мероприятия, позволяющие снизить данный показатель более чем на 0,7 процентных пункта.

В целях оценки эффективности действующих механизмов урегулирования задолженности, необходимо провести сравнительный анализ по структуре и динамике показателей налоговой задолженности за период 2014-2016гг в бюджетную систему РФ

Задолженность означает собой наличие долгов и невыполненных обязательств. В налоговом праве нередко используется термин «налоговый долг» - налоговое правоотношение, возникшее вследствие неуплаты (не перечисления) обязанным лицом в предусмотренный законом или измененный срок налога (сбора), пеней, штрафов (ст.59 и п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации). [3].

Совокупная налоговая задолженность делится на урегулированную и неурегулированную налоговую задолженность. Это деление зависит от применения в отношении задолженности, тех или иных методов урегулирования, а также от наличия результатов таких методов. [4].

По полученным данным общая сумма задолженности перед бюджетом РФ по состоянию на 01.01.2016 года составляла 1155 млрд. руб., что на 17млрд. руб. или 1% выше показателя предыдущего года. По состоянию на 01.01.2017 года данный показатель значительно вырос до 1402 млрд. руб., или на 21% относительно аналогичного периода прошлого года.

Согласно оперативной информации Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета, консолидированных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и антикризисного плана Правительства России за январь-декабрь 2016 года установлено, что «Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-Ф3 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Федеральный закон № 349-ФЗ) первоначально утверждены показатели федерального бюджета на 2016 год: доходы-15 905,7млрд. рублей (18,3 % ВВП); расходы-16 392,2 млрд. рублей (18,9 % ВВП); дефицит федерального бюджета-486,5 млрд. рублей (0,6% ВВП)». [5].

Таким образом, прямые потери бюджета РФ по состоянию на 01.01.2017 года в результате наличия задолженности по налогам и сборам на сумму 1402 млрд. рублей в три раза превышают дефицит федерального бюджета - 487 млрд. рублей.

Доля урегулированной задолженности в общей сумме задолженности перед бюджетом РФ по состоянию на 01.01.2015 год составляла 44% и в последующие периоды планомерно снизилась до 39% по состоянию на 01.01.2017 года.

Анализ задолженности по налогам, сборам, пени сформированной налогоплательщиками Свердловской области за период 2014-2016 года показал, что практически все показатели имеют тенденцию незначительного роста (коррекции).

Авторы считают, что все проанализированные показатели, характеризуют эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности перед бюджетом. С учетом роста суммы задолженности в анализируемом периоде необходимо говорить о необходимости принятия мер по совершенствованию налоговой системы и механизмов контроля по своевременному и полному поступлению налогов и сборов в бюджет.

Механизмы урегулирования задолженности с целью ее сокращения установлены нормативными законодательными актами и носят такие формы как: добровольно-заявительная, уведомительно-предупредительная, обеспечительная, принудительная.

Если применение добровольно-заявительной, уведомительно-предупредительной и обеспечительных мер, как правило, применяются к «добросовестным» налогоплательщикам, попавшим в неблагоприятную ситуацию, то применение мер принудительного взыскания являются наиболее эффективным способом для тех налогоплательщиков, которые не хотят исполнять обязанности по уплате налогов и сборов добровольно.

Процесс применения мер принудительного взыскания задолженности достаточно длителен и сложен.

Обязательными этапами принудительного взыскания налоговой задолженности являются:

- выставление требования;

- вынесение инспекцией решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк;

- принятие решения о взыскании налога за счет другого имущества организации при отсутствии денег на счетах (или информации о них);

- направление судебному приставу соответствующего постановления налоговой инспекции;

- процедуры банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

В ходе проведенного анализа на основании данных (табл. 2) установлено, что размер задолженности, приостановленной к взысканию в связи с процедурой банкротства по состоянию на 01.01.2015 и на 01.01.2016 имели практически одинаковые значения в сумме 273 млрд. рублей, тогда как по состоянию на 01.01.2017 данный показатель увеличился до 20% и составил 325 млрд. рублей. Данная ситуация отражает общие тенденции экономики страны в условиях геополитической напряженности и режима экономических санкций имеет место снижения эффективности предпринимательской деятельности.

Необходимо обратить внимание и на показатели работы такой государственной структуры как судебные приставы. По данным (табл. 2) в анализируемом периоде доля задолженности, взыскиваемой судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства в общей сумме задолженности имела отрицательную тенденцию к ежегодному снижению. Так по состоянию на 01.01.2015 года показатель составлял 14%, тогда как по состоянию на 01.01.2017 года произошло снижение до 11 процентов.

Необходимо обратить внимание и на задолженность, которая возникает по результатам контрольных мероприятий - налоговых проверок. В анализируемом периоде картина не однозначная. Имело место снижение суммы задолженности по результатам камеральных и выездных налоговых проверок на 01.01.2016 год относительно аналогичного периода прошлого года на 87 млрд. рублей, однако по состоянию на 01.01.2017 года показатель вырос на 6% и достиг суммы 405 млрд. рублей. Практически прогнозируемый дефицит бюджета.

Анализ показателя «доля задолженности, доначисленной по результатам камеральных и выездных налоговых проверок в общей сумме задолженности» Свердловской области имеет твердую тенденцию к снижению с 25% в 2014 году до 19% по состоянию на 01.01.2017 года.

Обобщая результаты анализа, приходится констатировать, что в настоящее время имеет место значительный рост задолженности перед бюджетом по налогам и сборам, кроме того общая сумма не поступивших своевременно платежей в бюджет практически равна трех кратному дефициту бюджета. Все определяющие элементы урегулирования задолженности установлены федеральным законодательством и в целях повышения эффективности данной работы на взгляд авторов следует уточнить норы действующего законодательства. Например:

1. Рассмотреть возможность применения прогрессивной шкалы при начислении пени за неуплату в срок или не уплату обязательных платежей в бюджет.

2. Рассмотреть возможность снижения финансовых санкций до 50% по результатам налоговых проверок в случае кратчайшего исполнения решения (до одного месяца, с момента вынесения решения по итогам проверки). Право на принятие такого решения предоставить налоговым органам, проводившим проверку.

Источники:

1. Konvisarova E.V., Samsonova I.A., Vorozhbit O.U. The Nature and Problems of Tax Administration in the Russian

Federation // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6, № 5 - P. 78-83.

2. Федеральная налоговая служба. Публичная декларация целей и задач ФНС России на 2017 год размещена на

сайте https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6717969/

3. Крамаренко, Л.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Гриф УМО. Гриф УМЦ «Профессиональный

учебник». / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 576 c.

4. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Уч. пос. /. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М,

2015. - 205 с.

5.Счетная палата Российской Федерации, Оперативная информация о ходе исполнения федерального бюджета, консолидированных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и антикризисного плана Правительства России за январь-декабрь 2016 года размещена на сайте: http://www.ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/29425/

Sources:

1. Konvisarova E.V., Samsonova I.A., Vorozhbit O.U. The Nature and Problems of Tax Administration in the Russian Federation // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6, No. 5 - P. 78-83.

2. The Federal Tax Service. The public declaration of goals and objectives of the Federal Tax Service of Russia for

2017 is available on the website https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6717969/

3. Kramarenko, L.A. Taxes and taxation. Tutorial. The UFO facial. Griffin of the UMC "Professional textbook". / L.A.

Kramarenko, M.E. Kosiv. - M .: UNITY, 2013. - 576 c.

4. Pogorelov M.Ya. Taxes and taxation: Theory and practice: Uch. pos. /. - Moscow: IC RIOR, SIC INFRA-M, 2015. -

205 p.

5. The Accounts Chamber of the Russian Federation, Operational information on the implementation of the federal

budget, consolidated budgets, budgets of extra-budgetary funds and the government's anti-crisis plan for January-

December 2016 is available at: http://www.ach.gov.ru/activities/ audit-of-the-federal-budget / 29425 /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.В. Косенко

аспирант, Южный институт менеджмента

I. V. Kosenko

graduate student, Southern institute of management (innastarikova@mail ru, 8-9 77-609-41-86)

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В РОССИИ

Аннотация. В статье представлен обзор состояния инфокоммуникационных технологий в мире для целей ведения малого бизнеса. Определено понятие инфокоммуникационной платформы малого бизнеса. Приведены примеры программного обеспечения и сервисов, являющихся частью инфокоммуникационной платформы малого бизнеса. Показан пример с использованием рекламы с мобильных приложений, как неиспользованная возможность для малого бизнеса. Обозначена проблема «цифрового неравенства» для малого бизнеса. Рассмотрена одна из проблем для малого и среднего бизнеса: система доступа малых и средних предприятий к государственным и заказам крупных клиентов в сегменте B2B с использованием ИКТ технологий

Annotation. Article describes world Info Communication Technology practices that are used by small businesses. The article forges the term of info communication technology. It has examples of software and services that form info communication platform for small business. There is example of using advertising in mobile applications as unused opportunity for small business. Article identifies the problem of digital divide. It examines the lack of the info communication digital platform that small and medium businesses can use to access government and large business orders in B2B segment.

Ключевые слова: цифровая экономика, инфокоммуникационная платформа, малый бизнес, «цифровое неравенство»

Key words: digital economy, info communication platform, small business, digital divide Введение

Развитие предпринимательства в России, как в стране с переходной экономикой, является одной из проблем, эффективное решение которой будет способствовать не только экономическому росту страны и благосостояния ее граждан, но и решению политических задач, связанных с безопасностью государства. Создание благоприятных условий для предпринимательства позволит уменьшить как официальную безработицу, так и безработицу, официально не зафиксированную статистическими органами. Результатом создания рабочей предпринимательской среды в отдельных регионах и в стране целом может стать появление конкурентоспособных производств и услуг в России отечественного производителя, прогрессивное изменение структуры экономики с увеличением доли обрабатывающих производств, бизнесов, применяющих новые технологии и инновации, базирующиеся на инфокоммуникационных технологиях. Цифровая экономика это новая среда для малого предпринимательства, которая коренным образом преобразует принципы работы малого бизнеса. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), как средство для доступа к новым возможностям, стало одновременно причиной серьезных угроз для развития малого предпринимательства в виде «цифрового разрыва». Личность человека движущая малый бизнес все чаще находит идеи для своего бизнеса с помощью Интернета. Понимание уже произошедших технологических, экономических и социальных изменений под влиянием цифровых (digital) станет основой для определения вектора дальнейшего движения в деятельности государственных органов, общественных организаций и выбора человека, решившего организовать свой бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.