Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Лариса Валерьевна, Черкашина Кристина Сергеевна

В статье рассматриваются эффективные методы и формы контроля знаний в обучении иностранным языкам с применением дистанционных образовательных технологий. На основе обзора нормативно-правовых источников и научной литературы дается определение понятиям дистанционное и электронное обучение, описываются общие и специфичные подходы к контролю в обучении иностранным языкам как неотъемлемой части процесса обучения; анализируются основные трудности, возникающие при внедрении данных технологий в обучении на этапе контроля - удаленность в пространстве и времени, трудность в идентификации личности обучающихся, низкую вовлеченность обучающихся в процесс дистанционного обучения, субъективность оценочных суждений, недостаточный уровень владения учителем информационными компетенциям. Целью исследования, приведенного в данной статье, является выявление эффективных методов и форм контроля на уроках английского языка, применяемых в процессе дистанционного и электронного обучения. В статье представлен практический опыт использования метода контроля на основе инструментов сервиса LiveWorksheets, предназначенного для создания интерактивных рабочих листов. Авторами статьи рассматривается тестовая форма контроля как одна из эффективных форм контроля при организации дистанционного обучения на уроках иностранного языка в средней школе; описываются результаты исследования среди обучающихся 7-х классов в экспериментальной и контрольной группах. В качестве примера авторы приводят фрагмент урока английского языка, направленного на развитие навыков изучающего чтения на примере использования сервиса LiveWorksheets и форм контроля. Анализ полученных данных проведенного эксперимента позволил сделать вывод о том, что инструменты указанного сервиса, применяемые на системной основе, позволяют разнообразить формы обучения иностранному языку, минимизировать проблемы, возникающие в процессе организации контроля с применением дистанционных образовательных технологий, повысить мотивацию обучающихся, эффективно оценить результаты обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Лариса Валерьевна, Черкашина Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND FORMS OF KNOWLEDGE CONTROL IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

The article deals with the effective methods and forms of knowledge control in teaching foreign languages using distance learning technologies. On the basis of the review of regulatory sources as well as scientific literature, the authors define the concepts of distance and elearning; describe general and specific approaches to control in teaching foreign languages as an integral part of the learning process. The article reveals the main difficulties that arise during the implementation of these technologies in teaching at the stage of learning control, such as farness distance, difficulty in determining the identity of students, the low student involvement in the distance learning process, the subjectivity of value judgments, the insufficient level of the teacher’s knowledge of information competence. The purpose of the research described in this article is to identify effective methods and forms of control used in the process of distance and e-learning of the English language teaching. The article describes the practical experience of applying a control method based on the use of tools from the LiveWorksheets service that helps to create interactive worksheets. The test form of control is considered by the authors of the article as one of the effective forms of control in the process of distance learning during foreign language lessons in secondary school; the results of the study among students of the 7th grade in the experimental and control groups are also described. As an example, the authors exemplify English lesson fragment with possible forms of control, the purpose of which is to develop Intensive Reading skills of the students using the LiveWorksheets service. Analysis of the experimental data obtained by the authors led to the conclusion that the use of the tools of the described service on a systematic basis makes it possible to diversify the forms of teaching a foreign language, minimize the problems that arise in the process of organizing control using distance learning technologies, increase students’ motivation and effectively evaluate the results of training.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Новикова, Л. В. Методы и формы контроля знаний в обучении иностранному языку с применением дистанционных образовательных технологий / Л. В. Новикова, К. С. Черкашина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN422.pdf

For citation:

Novikova L.V., Cherkashina K.S. Methods and forms of knowledge control in a foreign language teaching using distance learning technologies. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 45PDMN422. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 372.881.111.1 ГРНТИ 14.25.09

Новикова Лариса Валерьевна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Доцент кафедры «Лингвистики и перевода» Кандидат филологических наук, доцент E-mail: larissa0211@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8114-4396 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=583242

Черкашина Кристина Сергеевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением иностранных языков»,

Нижневартовск, Россия Учитель английского языка E-mail: kristina.sergeevna.19@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9923-1276

Методы и формы контроля знаний в обучении иностранному языку с применением дистанционных образовательных технологий

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы и формы контроля знаний в обучении иностранным языкам с применением дистанционных образовательных технологий. На основе обзора нормативно-правовых источников и научной литературы дается определение понятиям дистанционное и электронное обучение, описываются общие и специфичные подходы к контролю в обучении иностранным языкам как неотъемлемой части процесса обучения; анализируются основные трудности, возникающие при внедрении данных технологий в обучении на этапе контроля — удаленность в пространстве и времени, трудность в идентификации личности обучающихся, низкую вовлеченность обучающихся в процесс дистанционного обучения, субъективность оценочных суждений, недостаточный уровень владения учителем информационными компетенциям.

Целью исследования, приведенного в данной статье, является выявление эффективных методов и форм контроля на уроках английского языка, применяемых в процессе дистанционного и электронного обучения. В статье представлен практический опыт использования метода контроля на основе инструментов сервиса LiveWorksheets, предназначенного для создания интерактивных рабочих листов. Авторами статьи рассматривается тестовая форма контроля как одна из эффективных форм контроля при

организации дистанционного обучения на уроках иностранного языка в средней школе; описываются результаты исследования среди обучающихся 7-х классов в экспериментальной и контрольной группах.

В качестве примера авторы приводят фрагмент урока английского языка, направленного на развитие навыков изучающего чтения на примере использования сервиса LiveWorksheets и форм контроля. Анализ полученных данных проведенного эксперимента позволил сделать вывод о том, что инструменты указанного сервиса, применяемые на системной основе, позволяют разнообразить формы обучения иностранному языку, минимизировать проблемы, возникающие в процессе организации контроля с применением дистанционных образовательных технологий, повысить мотивацию обучающихся, эффективно оценить результаты обучения.

Ключевые слова: электронное обучение; дистанционные образовательные технологии; методы контроля; формы контроля; обучение иностранному языку; английский язык; обучение чтению; тестирование

Одним из важных направлений в развитии современного Российского образования становится активное внедрение методов обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Целью данной статьи является уточнение подходов к вопросу контроля результатов обучения в современной лингводидактике и уточнение эффективности форм контроля на основе информационно-коммуникационных технологий, анализируемой на примере использования конструктора интерактивных рабочих листов LiveWorksheets в обучении английскому языку.

Определение понятию «дистанционное обучение» дано в работах А.А. Андреева,

A.М. Бершадского, А.В. Густыря, Я.М. Нейматова, О.П. Околелова, Е.С. Полат,

B.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, С.А. Щенникова и др. Однако в современной методической литературе отмечаются расхождения в толковании и подходах [1]. Обратимся к нормативным документам. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 8161 устанавливает правила применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик и всех форм контроля (текущего, промежуточного, итогового, государственной итоговой аттестации обучающихся). В Письме Минпросвещения России от 16.11.2020 № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций»2 под дистанционным обучением подразумевается коммуникация учителя и обучающегося в реальном времени (например, по средствам видеоконференцсвязи). В формате электронного обучения учитель направляет обучающимся задания (страницы параграфа, номера упражнений, ссылки на видеотренажёр и т. д.), а затем только проводится

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Там же. URL: https://base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 10.07.2022).

2 <Письмо> Минпросвещения России от 16.11.2020 N ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Практическими рекомендациями (советами) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий») // ЭПС Консультант-Плюс. URL: https://clck.ru/rcgZW (дата обращения: 10.07.2022).

Страница 2 из 10

Введение

45PDMN422

контроль усвоения материала. Однако для достижения максимального результата целесообразно комбинирование электронного и дистанционного форматов обучения.

Также в практике обучения применяется синхронное и асинхронное обучение. Уточним данные понятия: синхронное обучение — форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь). Асинхронное обучение — форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты) [2, с. 149].

Общим является то, что процесс дистанционного и электронного обучения иностранным языкам на сегодняшний день подразумевает интеграцию всех участников образовательного процесса в единую информационно-коммуникационную среду, что представляется возможным при условии наличия у них электронных устройств и ресурсов.

Как отмечает Р.П. Мильруд, дистанционное обучение в своем развитии прошло три этапа: (1) заочное обучение (с несколькими сессиями в году и выполнением определенного количества контрольных заданий); (2) интерактивное обучение (общение с педагогом и выполнение заданий происходило через электронную почту); (3) обучение в виртуальном сообществе (участие в видеоконференциях, чатах, интернет-проектах) [3, с. 213].

В процессе дистанционного обучения целесообразно применение следующих способов организации учебной деятельности:

1. Предъявление текстового учебного материала и организация тренировочных упражнений.

2. Использование «электронных тренажеров/программ» для закрепления материала.

3. Индивидуальная работа под руководством педагога через электронную почту (иные электронные сервисы) или видеоконференцию.

4. Проведение контроля с целью измерения успешности обучения.

Как показывают исследования, использование информационных технологий в процессе обучения способствуют повышению мотивации к обучению, расширяют границы образовательного пространства, развивают образовательные возможности обучающихся [4, с. 17]. Вместе с тем, использование компьютерных технологий в процессе дистанционного и электронного обучения, безусловно, требует от учителя владения информационными компетенциями, т. е. умения применить возможности глобальной сети Интернет, а также современных обучающих программ и тренажеров в своей профессиональной деятельности.

В процессе организации дистанционного и электронного обучения немаловажным является обеспечение налаженной обратной связи «педагог-обучающийся», а также организация контроля, по результатам которого следует судить об эффективности такого рода обучения и степени сформированности необходимых учебных компетенций. Исследователи и практики преподавания иностранных языков отмечают проблемы, возникающие на разных этапах обучения, несмотря на развитый на основе компьютерных технологий инструментарий [5, с. 76]. Первое достаточно легко организовать благодаря разнообразию форматов общения посредством современных средств коммуникации; второй компонент образовательного процесса вызывает определенные сложности ввиду удаленности в пространстве и во времени.

Рассматривая сценарии цифровой трансформации образования А.Ю. Уваров отмечает, что регистрируемая «низкая образовательная результативность цифровых технологий в традиционной школе не мешает разработчикам сетевых образовательных сервисов, которые лишены груза традиций и ограничений, добиваться с помощью этих сервисов высоких образовательных результатов за стенами традиционных классных комнат» [6, с. 72].

Как уже отмечалось выше, контроль результатов обучения является неотъемлемым компонентом процесса обучения и свидетельствуют об уровне знаний обучающихся и сформированности определенных навыков, которые должны соответствовать образовательному стандарту по изучаемому предмету. Одним из значимых аспектов выступает проблема идентификации личности обучающегося в процессе прохождения контроля [7]. Практика школьного обучения в период пандемии показала, что отсутствие внимания к данному вопросу влечет за собой снижение качества результатов обучения и мотивации обучающихся в долгосрочной перспективе.

В зарубежных источниках широко освещаются вопросы контроля и оценивания в обучении иностранным языкам. Так, Ф. Хасс (Fr. Haß) выделяет диагностическую, информирующую, дифференцирующую и воспитательную функции контроля и оценивания [8, с. 269]. Данные функции принимались во внимание при разработке форм контроля для экспериментальной части исследования. В отечественных исследованиях также прослеживается поиск теоретических положений, позволяющих обосновать эффективность контроля в обучении с применением новых возможностей. Н.В. Ломовцева выделяет ряд значимых принципов, соблюдение которых позволяет минимизировать проблемы в обучении с применением дистанционных технологий на этапе контроля:

1. Принцип объективности состоит в том, что познавательная деятельность в процессе обучения должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора.

2. Принцип демократичности гласит, что в процессе проведения контроля в дистанционном обучении должны быть созданы равные условия для всех обучающихся.

3. Принцип массовости и кратковременности подразумевает, что процесс проведения дистанционного контроля должен охватывать как можно больше обучающихся за небольшой промежуток времени [9, с. 94].

Рассмотрев теоретические аспекты применения, функции и принципы контроля в обучении с применением дистанционных образовательных технологий, остановимся на формах контроля применительно к обучению иностранным языкам. В современных условиях тестирование является одной из самых распространенных и эффективных форм контроля при организации дистанционного обучения, которая сочетает в себе все вышеупомянутые принципы контроля: объективность, демократичность, массовость и кратковременность. Тестовая форма контроля позволяет осуществить контроль среди большого числа обучающихся за краткий промежуток времени, выявить у обучающихся имеющиеся пробелы в знаниях по изученной тематике и провести анализ полученных результатов для коррекции работы, а также снизить эмоциональную нагрузку как на учителя, так и на обучающихся [10]. Кроме того, онлайн-тестирование при проведении уроков английского языка позволяет уйти от субъективных оценочных суждений и оценить знания обучающихся, основываясь на объективных методах оценки [11]. Современные методисты делают акцент на интегративном характере не только обучающих материалов, но и форм контроля, имеющем в своей основе контроль знания не изолированных языковых элементов, а речевого материала в виде текста.

В лингводидактике учебному тексту отводят ведущую роль в формировании коммуникативных и метапредметных навыков, тем не менее, эмпирические наблюдения позволяют утверждать, что современные школьники испытывают сложности с восприятием текста в печатном формате; потребность в дополнительных визуальных и звуковых опорах регистрируется как практикующими учителями, так и исследователями. Вопросы формирования знаниевого компонента и его роль в интерпретации учебного текста рассматривались в работе В.Н. Базылева и В.Г. Красильниковой [12].

Аспекты понимания текста, смыслообразования при создании вторичного текста системно изучались отечественными психолингвистами; так, содержательно-смысловые структуры и вербальные стратегии их реализации нашли экспериментальное описание в трудах А.И. Новикова в рамках теории смысла [13], положения которой позднее развивались в работах А.А. Авакян и Н.В. Пешковой (механизмы и стратегии понимания иноязычного текста) [14].

Материалы и методы

Рассмотрим использование форм контроля на примере развития навыков изучающего чтения с применением дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку. Экспериментальная часть исследования была реализована на базе МБОУ «СШ № 21 им. Валентина Овсянникова-Заярского» г. Нижневартовск в 7-х классах) в течение учебного года.

I этап. В начале эксперимента был проведен предварительный срез с целью выявления уровня сформированности навыков чтения на английском языке; с этой целью были определены две группы — контрольная и экспериментальная (по 13 человек каждая). Обучающимся предлагалось ознакомиться с содержанием текста и выполнить задания, используемые на всех этапах обучения изучающему чтению (pre-readingtask, readingtask, post-readingtask). Данный срез показал следующие результаты: в контрольной группе процент успеваемости составил 85 %, а процент качества — 46 %. В экспериментальной группе процент успеваемости — 80 %, процент качества — 46 %. Сделаем вывод, что у обучающихся обеих групп наблюдается недостаточная сформированность навыков чтения.

Это может быть обусловлено тем, что чтение на английском языке является более сложным процессом, нежели чтение на родном языке. Однако в процессе обучения иностранному языку чтение играет большую познавательную и воспитательную роль, в связи с чем, в современной методике преподавания чтение занимает одно из приоритетных мест, поскольку способствует лучшей ориентации и адаптации обучающихся в социальной среде [15, с. 657].

Среди факторов, затрудняющих понимание учебного аудиатекста в обучении русскому языку как родному, О.В. Баранова приводит наряду с причинами, которые можно определить как внешние (посторонний шум, неразборчивость речи, сложность текста, отсутствие наглядности), ряд факторов, комплексно снижающих продуктивность традиционных методов обучения современных школьников (отсутствие интереса и положительного настроя, отвлеченность на телефон, сложности с восприятием информации в формате объемного текста, недостаток сна) [16, с. 93]. Представляется, что причины из обеих групп имеют место в качестве помех при обучении чтению.

II этап. На данном этапе проведения эксперимента для дистанционных уроков английского языка в 7 классе был подготовлен интерактивный рабочий материал с использованием инструментов сервиса Live Worksheets.com3, который позволяет превратить

3Live Worksheets.com // URL: https://clck.ru/rbzVw (дата обращения: 10.07.2022). Страница 5 из 10

текстовый документ в интерактивный рабочий лист. В качестве примера приведем задания, направленные на развитие и контроль навыков изучающего чтения к одному из текстов учебника 7 класса «Forward»4 (стр. 86 упр. 4): «Did you know ... who founded the Paralympics?». На данном интерактивном рабочем листе размещен текст «Did you know ... who founded the Paralympics?» и разработанные задания, используемые на всех этапах обучения поисковому чтению: pre-readingtask (рис. 1), readingtask (рис. 2), post-readingtask (рис. 3), которые соответствовали учебным темам и отвечали интересам обучающихся.

На дотекстовом этапе заданий обучающимся экспериментальной группы необходимо было, глядя на картинки, дать ответы на вопросы: Какой вид спорта изображен на картинке? Думаете ли вы, что данный вид спорта является популярным среди людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране? Можете ли вы объяснить различия между флагами Параолимпийских и Олимпийских игр?

Pre-reading task:

Look at the photos and answer the questions: 1 > \\ hat kind of sports do sou think these are?

2) l)o sou think this sport is popular among disabled people in our country?

Рисунок 1. Вариант заданий на дотекстовом этапе (разработано авторами)

IMlHilllt И*№.

Keiid the text uti J decide if Ihe statements are true/ false nut staled.

1 ) The idea of the E*araK mpics belongs lo Professor Sir Ludwig (шшшпи.

True K-alsc Not staled

2) In 1"BS be moved Iront Fascist < icnnajly to the USA and bccamc the director of Stoke MjniJcwIlc Mospilal.

True false \ot slated

3) In aikjilioi lo paralyzed palicnls he treated paiients svttb Нсли J

I rue false Not stated

■)> Gultmjnn iiilTixluL'ed iku iiiciIhhJs in treating pilienK iii wheelchairs.

LIVEWORKSHEE1

Рисунок 2. Вариант задания на текстовом этапе (разработано авторами)

4 Вербицкая М.В., Савчук Л.О., Миндрул О.С.: Английский язык. Forward. 7 класс. Учебник в 2-х частях. — Изд-во: Вентана Граф, 2020. С. 86.

В качестве дотекстовых заданий обучающимся также было предложено ознакомиться с заголовком к тексту и попробовать догадаться, какая проблема обозначена в данном тексте. На данном этапе работы с текстом важно заинтересовать обучающихся, мотивируя их на дальнейшую работу с текстом.

На следующем этапе — текстовом — организуется чтение текста и понимание его с выделением запрашиваемой информации. На данном этапе обучающимся было предложено задание: прочитать утверждения и решить, верные они или ложные, либо же информация в тексте не была указана.

Наконец, на последнем (послетекстовом) этапе работы над текстом обучающимся предлагалось дать развернутые ответы на вопрос о том, что они узнали из прочитанного текста, а также, воспользовавшись поисковой системой глобальной сети Интернет, найти небольшое сообщение об одном из известных параолимпийских чемпионов России. Данный формат работы позволяет формировать продуктивные навыки текстовой компетенции, направленные на создание вторичного текста для изложения собственного мнения.

Рисунок 3. Вариант заданий на послетекстовом этапе (разработано авторами)

Данные формы контроля использовались в экспериментальной группе в течение четверти. Для контрольной группы были разработаны контрольно-измерительные материалы в виде традиционных тестов.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

92

85

77

46

экспериментальная контрольная

■ % успеваемости ■ % качества

Рисунок 4. Результаты контрольного среза (составлено авторами на основе данных исследования)

III этап. Для контроля динамики развития навыков чтения в контрольной и экспериментальной группах был проведен итоговый срез. Анализ результатов контрольного среза показал следующее: в контрольной группе процент успеваемости составил 85 %, качества

— 46 %. В экспериментальной группе процент успеваемости и качества повысились и достигли 92 % и 77 %. Представим данные результаты в графическом виде (рис. 4).

Выводы

Проведенное исследование позволило обобщить ряд анализируемых положений и сделать следующие выводы:

1. В процессе дистанционного обучения компьютерные технологии значительно расширяют возможности обучения иностранным языкам, так как обучающиеся выступают полноправными членами современного высокотехнологичного мира, их интеграция в виртуальное межкультурное сообщество происходит естественным образом и носит массовый характер.

2. Сохраняя общий подход к контролю как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, современные исследователи выделяют ряд значимых характеристик контроля в современных условиях дистанционного и электронного обучения, основанных на принципах объективности, демократичности, массовости и кратковременности.

3. Наряду с традиционными методами контроля, описанными достаточно широко в методической литературе, современная лингводидактика и методика обучения иностранным языкам предлагает новые методы и формы. В процессе экспериментальной работы были рассмотрены традиционный тестовый метод контроля и современный нетрадиционный метод

— информационно-коммуникационных технологий на примере использования конструктора интерактивных рабочих листов LiveWorksheets. По результатам контрольных срезов, использование метода контроля с применением ИКТ-технологий показало достаточно высокий результат по сравнению с традиционными методами. Это связано с тем, что применение электронных технологий способствует повышению интереса к изучаемому языку и к процессу чтения в целом, в том числе и за счет дополнительных возможностей индивидуализации процесса образования на определенных (рутинных) этапах, а также оптимизации отдельных компонентов контроля.

4. Новые технологии предлагают педагогам дополнительные возможности: помогают организовать образовательный процесс на новом современном уровне, отвечая ожиданиям обучающихся, мотивировать их к изучению иностранного языка, повышать уровень и качество российского образования в соответствии с международными стандартами.

5. Наряду с имеющимися достоинствами дистанционного обучения, существует ряд существенных недостатков в организации контроля: недостаточный уровень владения учителем информационными компетенциями, затрудненная обратная связь между педагогом и обучающимся, проблема идентификации обучающегося в процессе проведения контроля, не характерная для традиционных форм контроля. Решение части указанных проблем может лежать в технической плоскости (идентификация, обратная связь), что требует ресурсов, однако использование новых методов и форм для оценки результатов познавательной деятельности обучающихся следует признать эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беловолов В.А., Янголь Д.Ю., Беловолова С.П., Куценко С.А. К вопросу о дистанционном обучении // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С.298-303.

2. Михайлова Н.В. Особенности организации асинхронного обучения студентов вуза в электронной среде // Вестник ОГУ. 2012. № 2(138). С. 149-154.

3. Мильруд Р.П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре // Вестник ТГУ. 2012. № 5. С 211-217.

4. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3(12). С. 15-19.

5. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3(140). С. 75-82. DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.009.

6. Уваров А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 108 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Болкунов И.А. Дистанционные образовательные технологии: проблемы учебного контроля // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 33-36.

8. Haß Fr., Kieweg W., Kuty M., Müller-Hartmann A., Weissbar H. Fachdidaktik Englisch: Tradition — Innovation — Praxis. 2., überarbeitete Auflage. / Хас Фр. и др. [Методика преподавания английского языка: традиции — инновации — практика: монография, 2-е изд., испр. и доп.]. Stuttgart: Ernst Klett Sprachen GmbH. 2016, 420 S. — (На нем. яз.).

9. Ломовцева Н.В. Контроль учебной деятельности в дистанционном обучении // Экономика образования. 2009. № 2-1. С. 93-94.

10. Вихорева М.В., Мотина Т.М. Тестирование в обучении иностранному языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4-5. C. 2225.

11. Строгонова Н.А. Онлайн-тестирование как средство контроля знаний на уроке английского языка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 36. С. 35-39.

12. Базылев В.Н., Красильникова В.Г. От учебной интрепретации читаемого отрывка — к пониманию всего текста // Вопросы психолингвистики. М.: Институт языкознания РАН, Московская международная академия, 2018. № 3(37). С. 8-21. DOI 10.30982/2077-5911-2018-37-3-8-21.

13. Новиков А.И. Текст и его смысловые доминанты: монография. Под ред. Н.В. Васильевой, Н.М. Нестеровой, Н.П. Пешковой. М.: Институт языкознания РАН, 2007. 224 с.

14. Пешкова Н.П., Авакян А.А., Кирсанова И.В., Рыбка И.Н. Текст и его понимание: теоретико-экспериментальное исследование в русле интегративного подхода: монография. Под ред. Н.П. Пешковой. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. 268 с.

15. Черкашина К.С. Обучение чтению на уроках английского языка в средних классах в условиях дистанционного обучения // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Всероссийская научно-практическая конференция. 2021. С. 657-661.

16. Баранова О.В. Обучение пониманию учебного текста как методическая проблема // Перспективы науки. Тамбов, 2021 № 6(141). С. 90-97.

Novikova Larisa Valeryevna

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: larissa0211@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8114-4396 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=583242

Cherkashina Kristina Sergeevna

Secondary School Number 23 with In-Depth Study of Foreign Languages, Nizhnevartovsk, Russia

E-mail: kristina.sergeevna.19@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9923-1276

Methods and forms of knowledge control in a foreign language teaching using distance learning technologies

Abstract. The article deals with the effective methods and forms of knowledge control in teaching foreign languages using distance learning technologies. On the basis of the review of regulatory sources as well as scientific literature, the authors define the concepts of distance and e-learning; describe general and specific approaches to control in teaching foreign languages as an integral part of the learning process. The article reveals the main difficulties that arise during the implementation of these technologies in teaching at the stage of learning control, such as farness distance, difficulty in determining the identity of students, the low student involvement in the distance learning process, the subjectivity of value judgments, the insufficient level of the teacher's knowledge of information competence. The purpose of the research described in this article is to identify effective methods and forms of control used in the process of distance and e-learning of the English language teaching. The article describes the practical experience of applying a control method based on the use of tools from the LiveWorksheets service that helps to create interactive worksheets. The test form of control is considered by the authors of the article as one of the effective forms of control in the process of distance learning during foreign language lessons in secondary school; the results of the study among students of the 7th grade in the experimental and control groups are also described. As an example, the authors exemplify English lesson fragment with possible forms of control, the purpose of which is to develop Intensive Reading skills of the students using the LiveWorksheets service. Analysis of the experimental data obtained by the authors led to the conclusion that the use of the tools of the described service on a systematic basis makes it possible to diversify the forms of teaching a foreign language, minimize the problems that arise in the process of organizing control using distance learning technologies, increase students' motivation and effectively evaluate the results of training.

Keywords: e-learning; distance educational technologies; control methods; forms of control; foreign language teaching; English; reading learning; testing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.