Научная статья на тему 'Методы и этапы исследования веб-ресурсов'

Методы и этапы исследования веб-ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4633
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЕБ-СРЕДА / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕБ-РЕСУРСОВ / ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙНОВЫХ РЕСУРСОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОНЛАЙНОВЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулёва

Рассматриваются методы и этапы исследования веб-среды, опирающиеся на принцип информационной проекции деятельности организационных структур реальных территорий в интернет-пространстве и последовательную методику отбора веб-ресурсов (сайтов), критерии оценки онлайновых ресурсов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и этапы исследования веб-ресурсов»

Информатика

УДК 37 : 004.7 ББК 32.973.202 + 74.00

МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕБ-РЕСУРСОВ © О.В. Кулёва, 2007

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Рассматриваются методы и этапы исследования веб-среды, опирающиеся на принцип информационной проекции деятельности организационных структур реальных территорий в интернет-пространстве и последовательную методику отбора веб-ресурсов (сайтов), критерии оценки онлайновых ресурсов и т.д.

Ключевые слова: образовательная веб-среда, методы исследования веб-ресурсов, виды образовательных онлайновых ресурсов, критерии оценки онлайновых ресурсов.

В процессе развития образовательной деятельности в интернет-пространстве формируется образовательная веб-среда с собственной инфраструктурой сайтов различных уровней образования и широким спектром информационно-образовательных ресурсов. Все это способствует возникновению объективных потребностей в установлении новых понятий и принципов, а также тенденций и перспектив формирования данной среды, т. е. актуальным является ее исследование.

В настоящее время уже появилось прикладное научное направление, именуемое интернетика, в рамках которого изучаются свойства, закономерности и способы использования глобальной компьютерной сети в различных сферах человеческой деятельности. Исследованием интернет-пространства в целом занимается большое количество ин-тернет-компаний1. Интернет исследуется в трех направлениях: состояние и динамика интернет-аудитории; его техническое развитие (или развитие его телекоммуникационной инфраструктуры); формирование ресурсной базы Интернета. Однако основное внимание этих компаний направлено на изучение аудитории, ее численности, активности и т. д.

Одним из важных вопросов, на наш взгляд, является определение методов и способов организации исследования практического и теоретического освоения Интернета, служащих для получения и обоснования знаний о нем. Изучив опыт проведения мониторинговых исследований перечислен-

1 Например, «SpyLOG» (http://www.spylog.ru), исследовательский центр РОМИР (http://www.romir.ru), фонд «Общественное мнение» (http://www.fom.ru), «Группа monitoring. ru» (http://www.monitoring.ru) и др.

ных интернет-компаний, было установлено, что принципиально новых методов для изучения интернет-аудитории как специфического сообщества не разработано. В новой электронной среде применяются традиционные социологические и маркетинговые методы:

1. Онлайновый опрос пользователей, ориентированный на два вида респондентов: постоянных (рассылается уведомление о начале исследования) и случайных посетителей сайта. Осуществляется путем размещение анкеты для заполнения на сайте.

2. Формирование постоянной интернет-выборки и интервью «face-to-face»2.

3. Общероссийский репрезентативный опрос населения по крупным городам страны, или скрининг-опрос.

Изучение веб-ресурсов3, в частности их тематической принадлежности, динамики развития того или иного направления деятельности, проводится специфическими математическими и статистическими, а также практическими методами - мониторингом, экспериментом, моделированием и др. Некоторые интернет-компании, в частности крупные поисковые системы, используют библио-метрические методы, являющиеся уникальными инструментами для решения целого ряда задач изучения веб-ресурсов. Например, «показатель видимости» (visibility Index) Яндекса, индекс цитирования Апорта [2].

Мозаичность структуры и динамичность развития ресурсной базы Интернета значительно затрудняют его исследование, поэтому очень важно

2 Два первых метода используются в исследованиях, проводимых фондом «Общественное мнение».

3 В данном контексте сайты различных организационных структур рассматриваются нами как веб-ресурсы.

выработать научные положения, обеспечивающие фундаментальную основу его проведения. На сегодняшний момент существуют различные научные подходы к изучению ресурсной базы интернет-пространства, среди которых можно выделить два основных:

• принцип информационной проекции деятельности организационных структур реальных территорий в виртуальном пространстве, предполагающий, что вуз, библиотека, издательство и т.д. в электронной среде приобретают особые черты, которые необходимо выявить и систематизировать [1, 4, 5];

• принцип автономного существования виртуального пространства, предполагающий исследование самого феномена виртуальности, что позволяет сосредоточиться непосредственно на особенностях электронного взаимодействия [6, 7].

Для исследования образовательных веб-ресурсов, по нашему мнению, наиболее приемлем первый принцип, позволяющий предположить, что функционирование различных направлений деятельности в информационно-коммуникативной веб-среде является качественно новым этапом их развития. Поскольку образовательная деятельность в российском сегменте Интернета достаточно хорошо развита, в статье мы рассмотрим методы и методологию исследования применительно к образовательной веб-среде.

Как уже упоминалось, принципиально новых методов изучения ресурсной базы не появилось, но инновационный характер носит методология изучения интернет-пространства по отдельным областям деятельности. На подготовительном этапе исследования наиболее важным вопросом, на наш взгляд, является разработка методики отбора вебресурсов. Проблемой разработки методики отбора сайтов в образовательном пространстве Интернета для анализа их информационного содержания уже занимаются ученые. Например, сотрудники химического факультета МГУ им М.В. Ломоносова Б.И. Покровский и В.В. Миняйлов считают, что более целесообразно проводить отбор по двум источникам [3]:

• «индексу цитирования», который публикуется на портале поисковой системы Яндекс. В данном рейтинге сайты ранжируются в соответствии с предпочтениями пользователей, что позволяет выявить образовательные веб-ресурсы, пользующиеся наибольшим вниманием;

• данным рейтинга вузов за 200________г. по версии Минобразования РФ (публикуется в газете «Поиск»).

Авторы предлагают взять представителей из верхних частей списков «индекса цитирования» и выборки рейтинга вузов, т.е. наиболее популярные сайты университетов. На основе этой выборки в дальнейшем исследователи проводили анализ ин-

формационного (ресурсного) содержания сайтов. Но для всестороннего изучения образовательной веб-среды, позволяющего увидеть общий уровень ее развития, эта методика не совсем приемлема.

Для исчерпывающего ее исследования, на наш взгляд, необходимо выполнить следующие действия:

1) Установить источники выявления образовательных веб-ресурсов. К таковым можно отнести как веб-источники (тематические каталоги поисковых систем, навигаторы и путеводители по Интернету), так и традиционные справочные издания.

2) Выбрать уровни изучения:

• территориальный уровень - общероссийский и региональный, т. е. образовательная вебсреда федеральных округов, регионов, областей, городов и т.д.;

• уровень образования - школьное, среднеспециальное, высшее профессиональное, дополнительное (повышение квалификации), поствузов-ское (аспирантура), самообразование;

• типовидовой уровень. Например, если изучается уровень «высшего» образования, то отбираются или вузы гуманитарные (педагогические, медицинские, культуры и искусств и т. д.), или технические вузы (политехнические, авиационные и т.д.).

3) Определить типы и виды образовательных онлайновых ресурсов , к которым относятся:

• информация об имеющихся материалах учебного назначения на CD/DVD;

• информация об учебных курсах, методиках обучения;

• учебные программы (информация о реализующихся учебных программах и/или тексты программ);

• электронные учебники, учебные и методические пособия в различных форматах - HTML, PDF, DOC;

• БД учебного назначения (электронные картотеки, ориентированные на учебные курсы);

• каталоги образовательных веб-ресурсов;

• дистанционное обучение;

• мероприятия (конференции, семинары, выставки, конкурсы).

4) Определить критерии оценки образовательных ресурсов.

Необходимо отметить, что следует разграничить критерии оценки для сайтов как веб-ресурсов, так и онлайновых ресурсов, расположенных на сайтах. Критериальная база на сегодняшний момент еще не вполне сложилась, но для последних вполне приемлемы критерии оценки, предложенные

В.В. Миняйловым, Б.И. Покровским. Авторами были приняты во внимание параметры, характеризующие количественный и тематический состав

4 В данном случае под термином «онлайновые ресурсы» будем подразумевать виды электронных ресурсов, расположенных на конкретном сайте.

ресурсного фонда образовательных сайтов (и порталов), и использованы следующие показатели:

• общее число образовательных материалов, представленных на сайте;

• доступность материалов - свободный доступ, ограниченный (платный или требующий регистрации);

• предоставляемый спектр ресурсов по типам и видам, количеству и номенклатуре предметных областей и учебных дисциплин;

• систематизированное размещение ресурсов на сайте, удобство в их просмотре, изучении и освоении;

• профессиональная подготовка материалов и соответствие выбранному образовательному направлению, на которое ориентирован сайт или соответствующий его раздел;

• используемость представленных материалов для совершенствования учебного процесса;

• эффективность использования возможностей гипертекстовой и мультимедийной технологий;

• наличие дистанционного образования и интерактивных сервисов (системы взаимодействия программ сайта с пользователями в режиме реального времени: тесты, опросы, виртуальные лабораторные установки, интерактивные тренажеры и т. д.);

• наличие электронной библиотеки как центра интеграции образовательных и информационных ресурсов учебного заведения.

Таким образом, мы рассмотрели предварительный (или подготовительный) этап исследова-

ния образовательной веб-среды - методику отбора ресурсов. В дальнейшем мы предполагаем продолжить работу в данном перспективном направлении развития информационных технологий и рассмотреть следующие этапы исследования образовательной веб-среды - методику проведения мониторинга и моделирование данной среды.

Список литературы

1. Келер, У. Систематические наблюдения за жизненным циклом web-страниц // Науч. и техн. б-ки. -

2002. - № 3. - С. 99-127.

2. Кулева, О. В. Исследование библиотечного пространства как специфический библиометрический анализ / О. В. Кулева, Г. Б. Паршукова // Состояние и развитие основных направлений научных исследований: библиометрический анализ. - Новосибирск,

2003. - С. 30-37.

3. Миняйлов, В. В. Образовательные ресурсы на сайтах российских университетов / В. В. Миняйлов, Б. И. Покровский // Интернет-порталы: содержание и технологии. - М. : Просвещение, 2004. - Вып. 2. -

С. 250-284.

4. Перфильев, Ю. Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура / Ю. Ю. Перфильев. - М., 2003. - 272 с.

5. Перфильев, Ю. Ю. Территориальная организация российского интернет-пространства // Интернет и российское общество. - М., 2002. - С. 21-47.

6. Сигисмонди, И. Интернет и утопия киберпространства: от интерактивного к коллективному пространству // Междунар. форум по информ. - 2004. - Т. 2, № 4. - С. 20-24.

7. Page to screen / ed. by I. Snyder. - L. : Rutledge, 1998. -243 p.

Материал поступил в редакцию 09.10.2007 г.

Сведения об авторе: Кулёва Олеся Викторовна - научный сотрудник научно-технологического отдела, тел.: (383) 266-15-36, e-mail: to3@spsl.nsc.ru; kov-06@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.