Научная статья на тему 'Методы государственного управления инвестициями в производственную сферу'

Методы государственного управления инвестициями в производственную сферу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы государственного управления инвестициями в производственную сферу»

№ 1 - 2/ 2015

Таким образом, успешная организация финансового управления в автономном образовательном учреждении позволит достигнуть ряда целей, таких как: достижение приемлемых темпов роста экономического потенциала, максимизация доходов, минимизация издержек, обеспечение поступления финансовых ресурсов и др.

Список использованной литературы:

1. Закон РФ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

2. Закон РФ от 30.12.06 № 275ФЗ "О порядке формирования и использования целевогокапитала некоммерческих организаций".

3. Закон РФ от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ(ред. от 04.11.2014) «Об автономных учреждениях».

4. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.

5. Вифлиемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. Книга 2. М.: Народное образование, 2003. - 384 с.

6. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / А.Н.Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. - М.: КноРус, 2013. - 432 с.

7. Вавилова А.А. Образовательное учреждение: бюджетное или автономное? [Электронный ресурс] // Справочник руководителя образовательного учреждения. - Режим доступа: http:// edu.resobr.ru/ archive/year/ articles/2200/. 2010

8. Денисов С.А. Организационно-правовые формы образовательных организаций [Электронный ресурс] // Проблемы применения и эффективности норм гражданского права в сфере образования. - Материалы НПС. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/notes/?kvanina.html. 2008.

© Е.А. Краснобаева, 2015

УДК 330.322.1

И.В.Круглов

К.э.н., доцент Экономический факультет Липецкий государственный технический университет

Г.Липецк, Российская Федерация

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В

ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ СФЕРУ

Аннотация

Рассмотрены методы государственного управления инвестиционной деятельностью, которые должны включать разработку стратегических целей и задач инвестиционной политики, налогообложения и льготы для приоритетных направлений инвестирования

Ключевые слова

Активизация инвестиционной деятельности, финансово-кредитные механизмы, механизмы мобилизации заимствованных средств и инвестиционных ресурсов, налоговое

регулирование

Региональная инвестиционная политика, адекватная условиям рыночной экономики, в России лишь формируется. В большей мере она становится политикой самих регионов, а не

136

Международный научный журнал «Инновационная наука»

государства в целом. Без объединения усилий государственых, региональных, местных органов власти, государственного и рыночного секторов экономики трудно рассчитывать на быстрое преодоление инвестиционного спада в стране, на переход экономики в стадию оживления, а потом подъема.

Согласование интересов разных иерархических уровней и хозяйственных объектов разных форм собственности требует разработки механизма регулирования и стимулирования инвестиций.

Государственное стимулирование инвестиций должно включать разработку стратегических целей и задач инвестиционной политики, налогообложения и льготы для приоритетных направлений инвестирования, кредитования, бюджетные ассигнования, лицензирование, нормы амортизации, систему экспертизы, контроля и инспекции. Дополнительным источником финансирования инвестиционных проектов предприятий является лизинг.

При этом лизинговая деятельность является льготной отраслью инвестиционной деятельности потому, что государство, изменяя размеры налогов, сроки амортизации, вводя определенные льготы, стимулирует частные инвестиции в те или иные отрасли производства, что, в свою очередь, содействует оживлению инвестиционного процесса.

Особенно целесообразным является использование лизинга для тех предприятий, имеющих неустойчивое финансовое состояние так, как внедряя лизинг, они могут наладить производство конкурентоспособной продукции, провести реконструкцию производства без заимствования значительных инвестиционных ресурсов на краткосрочный период.

На государственном уровне целесообразно сделать акцент на создание экономических условий для хозяйственного развития предприятий [1,с.680]. Для этого необходима активизация инвестиционной деятельности путем использования финансово-экономических методов регулирования и стимулирования инвестиций, адекватных рыночной экономике. К таким методам можно отнести регулирование ставок налогообложения, ставок рефинансирования и норм обязательных резервов Банком России, а также валютного курса, ставок кредитования малого, среднего и крупного бизнеса. Одним из основных регуляторов является налог на добавленную стоимость. Влияние на инвестиционную деятельность предприятий возможно через снижение его ставки.

Государственная инвестиционная программа, которая стала важным инструментом государственной политики в области капитальных вложений, должна строиться исходя из региональных инвестиционных программ. Инвестиции, которые включаются в государственную программу, будут реализовываться, а объекты - строиться в конкретных регионах с учетом их экономических интересов. Способами учета их интересов могут стать софинансирование инвестиций из государственных и региональных источников, льготные централизованные инвестиционные кредиты под гарантии региональных и местных администраций и банков. Эффективность такого подхода подтверждается практикой разработки и реализации государственных программ социально-экономического развития таких регионов, как Татарстан, Калужская область и других. В свою очередь, региональная инвестиционная политика включает в себя разработку собственных программ, которые целесообразно связывать с долгосрочными программами развития того или иного региона. Их финансирование основывается на привлечении всех источников инвечстиций. При этом необходимо создание региональной инвестиционной инфраструктуры, которая включает коммерческие банки, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, консорциумы негосударственных инвесторов, ипотечные банки.

137

№ 1 - 2/ 2015

На региональном уровне важно закрепить финансовую базу инвестиционной деятельности в виде долгосрочных стабильных нормативов. Следует перейти к среднесрочным нормативам - на 3-5 лет, что обеспечило бы большую стабильность финансов. Для усиления инвестиционной направленности региональных бюджетов следует ориентировать их на инвестиционное развитие.

Для активизации инвестиционной деятельности на уровне регионов может быть использован такой экономический рычаг, как дифференциация ставок местных налогов, а также государственных и регулирующих налогов в части, что направляется в региональные бюджеты. Создание льготного налогового режима для инвесторов всех форм собственности, которые вкладывают деньги в проекты, что соотвествует региональным приоритетам, может улучшить инвестиционный климат в регионе, создать стимулы для увеличения объема отечественных и зарубежных инвестиций в его экономику.

В соответствии с новой инвестиционной концепцией, которая акцентирует внимание на решающее значение роста объема негосударственных инвестиций основным источником, которого должны стать собственные и заимствованные средства, что связано с. усилением роли в инвестиционном процессе вторичного рынка ценных бумаг. Для укрепления базы самофинансирования предприятий большое значение также имеет новая амортизационная политика и эффективное использование собственной прибыли.

Пополнение собственого капитала предприятия осуществляется за счет продажи своих акций.

Заемные финансовые средства являются основным резервом для обновления производства и могут использоваться для формирования оборотных средств. Низкая платежеспособность и недостаточная ликвидность собственного капитала большинства российских предприятий повлияла на снижение объема их кредитных заимствований банковских средств для обновления их основного капитала. В наиболее невыгодное положение поставлены малые и средние предприятия, которые имеют одинаковые условия кредитования с крупными конкурентоспособными предприятиями. Высокие процентные ставки по кредитам и преобладание краткосрочного банковского кредитования реального сектора экономики снижает его привлекательность для предприятий.

Важным источником собственных инвестиционных ресурсов предприятия является его амортизационный фонд [2,с.49]. При этом основной современной теденцией в российской экономике является превышение объема амортизационных отчислений над объемами введения основного капитала предприятий. Амортизационные фонды предприятий должны стать основным ресурсом их производственных инвестиций.

Исходя из реального состояния дел, следует отметить, что в ближайщие годы собственный капитал предприятий пока не сможет стать основным источником инвестиций.

Внешними источниками инвестиций для предприятий должны стать деньги банков, разных институциональных инвесторов и населения.

В свою очередь, государственное инвестирование характеризуется слабостью, что обусловлено незащищенностью ассигнований бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих ассигнований проводится по остаточному принципу, в результате чего объем реальных инвестиций в производство сокращается, при этом норма банковского процента за кредит хотя и уменьшается, но превышает возможную рентабельность большинства инвестиционных проектов.

На региональном уровне наиболее целесообразна организация конкурсной системы отбора инвестиционных проектов, учитывая принцип быстрой окупаемости выделенных

138

Международный научный журнал «Инновационная наука»

средств. Немаловажным является определение в регионе банка, уполномоченного правительством, который бы уделял внимание вопросам возвращения и повышения эффективности использования государственных инвестиционных ресурсов. Региональная администрация должна определить роль инвестиционных программ в формировании товарных рынков, рынков услуг, рынков капитала, рабочей силы, что связано напрямую с необходимостью совершенствования финансово-кредитной системы государства.

Основные направления совершенствования финансово-кредитной системы должны предусматривать:

создание соответствующей законодательной и нормативной базы функционирования системы;

развитие действующих и создание новых структурных институтов;

совершенствование существующих и создание новых финансовых инструментов накопления и заимствования капитала для инвестиционного процесса;

расширение видов и направлений инвестиционной деятельности финансово-кредитных организаций.

Однако существующая законодательная база не имеет четко обозначенных инструментов для совершенствования кредитных отношений между финансово-кредитными организациями и предприятиями.

Это, в свою очередь, требует совершенствования действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

разработать пакет новых законов, которые регламентируют деятельность банковских организаций с точки зрения учета международных норм и отечественных традиций в банковской практике;

согласовать нормы специального банковского законодательства с нормами других отраслей российского законодательства;

дать четкую правовую ориентацию структуры и функций финансово-кредитной системы, её уровней, элементов.

Таким образом, активизация инвестиционной деятельности включает в себя следующие основные механизмы: налоговое регулирование, финансово-кредитные механизмы, механизмы мобилизации заимствованных средств и инвестиционных ресурсов.

Использование экономических и админстративно-правовых рычагов регулирования инвестиционной деятельности должно строиться на принципах системности, комплексности и согласования экономических интересов. Необходимо перейти от политики ликвидации дефицита бюджета к последовательным действиям по реальной поддержке отечественного производителя, особенно в инвестиционной сфере.

Список использованной литературы:

1. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов/ Под ред.М.В.Романовского,

О.В.Врублевской.- М.:Юрайт,2010.-714с.

2. Ивасенко А.Г.Финансы организаций (предприятий): учебное пособие/А.Г.Ивасенко,

Я.И.Никонова.-М.:КНОРУС,2010.-208с.

©И.В.Круглов, 2015

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.