Научная статья на тему 'Методы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности за рубежом, в России и в Крыму'

Методы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности за рубежом, в России и в Крыму Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / MEASURES OF STATE REGULATION / НАЛОГИ / TAXES / ЛЬГОТЫ / PRIVILEGES / КРЕДИТОВАНИЕ / CREDITING / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ / SUPPORT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирильчук С.П., Бондаренко Е.В.

В статье изучен зарубежный опыт успешного государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Выявлено, что иностранный инструментарий, направленный на активизацию предпринимательства, успешно используется и в российской экономической системе. Имеется комплекс дифференцированных программ поддержки бизнеса. Вместе с тем, имеются определенные проблемы, связанные с выполнением поставленных целей и задач государственной политики в области развития и поддержки малого бизнеса на территории Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STATE REGULATION AND SUPPORT OF BUSINESS ACTIVITIES ABROAD, IN RUSSIA AND IN THE CRIMEA

The article examined the experience of successful government regulation and business support. It is revealed that the foreign tools, aimed at enhancing entrepreneurship, successfully used in the Russian economic system. There is a complex of differentiated programs of business support. At the same time, there are certain problems connected with the fulfillment of the set goals and objectives of the state policy in the field of development and support of small business in the territory of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Методы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности за рубежом, в России и в Крыму»

УДК 338.242.2

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ, В РОССИИ И В

КРЫМУ

Кирильчук С.П., Бондаренко Е.В.

Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 295015 г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, e-mail: skir12@yandex.ru , ev_bondarenko_krrk@mail.ru

Аннотация. В статье изучен зарубежный опыт успешного государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Выявлено, что иностранный инструментарий, направленный на активизацию предпринимательства, успешно используется и в российской экономической системе. Имеется комплекс дифференцированных программ поддержки бизнеса. Вместе с тем, имеются определенные проблемы, связанные с выполнением поставленных целей и задач государственной политики в области развития и поддержки малого бизнеса на территории Республики Крым.

Ключевые слова: предпринимательство; меры государственного регулирования; налоги; льготы; кредитование; программы поддержки.

ВВЕДЕНИЕ

Активизация предпринимательской деятельности является фундаментом для развития экономики страны. Именно бизнес создает предложение на рынке, производит и оказывает услуги населению и другим юридическим лицам. Для достижения устойчивого экономического роста необходимо четко сформулировать инструментарий и комплекс методов государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Западные страны, акцентирующие свое внимание на поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, накопили большой массив знаний и практических методов, в части стимулирования развития бизнеса. Именно поэтому, изучение успешного зарубежного опыта регулирования предпринимательства, является важным направлением в экономических исследованиях, для его дальнейшей адаптации и интеграции в условиях российской экономики.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - сгруппировать и консолидировать информацию о мерах государственного регулирования и поддержки предпринимательства за рубежом, в России и в Крыму.

Задачи исследования - изучить, сравнить и проанализировать зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Прежде чем приступить к анализу программ поддержки предпринимательства в России, представим зарубежный опыт ведущих стран мира в данной области.

Общепризнанным методом государственной поддержки предпринимательства за рубежом, в рамках реализации мер по снижению затрат на налоги, являются налоговые каникулы в первые годы функционирования предприятий. Так, в США в первый год работы налоговые льготы зачастую доходят до 50%. Во Франции предприниматели не платят налоги в местные бюджеты и налоги на акционерные общества первые два года работы. В германии во время финансового кризиса налог на прибыль был снижен с 39% до 30%, а также почти вдвое были уменьшены отчисления в фонды социального страхования.

Интересен опыт Германии при реализации меры по кредитованию. Так, представитель среднего предпринимательства вправе обратиться в коммерческий банк, который заключает договор с государственным банком на рефинансирование кредитов. Государственный банк перечисляет деньги коммерческому, а тот в свою очередь передает их заемщику. Погашение кредита происходит в государственный банк.

К мерам финансовой поддержки в зарубежных странах также можно отнести:

1) предоставление гарантий по кредитам средних предприятий (США, Великобритания, Швейцария);

2) предоставление государственных гарантий по экспортным операциям (Великобритания, Швейцария, Испания);

3) предоставление субсидий для погашения процентных ставок по кредитам (Великобритания, Испания);

4) создание или объединение банков, специализирующихся на кредитовании среднего предпринимательства (Дания);

5) объединение банков для кредитования средних предприятий с отрицательной процентной ставкой (Дания).

При реализации меры поддержки по повышению доступности к финансовым ресурсам интересен опыт Великобритании. Там действует программа, направленная на предоставление финансовой поддержки субъектам среднего предпринимательства, занимающихся разработкой инновационных идей по защите окружающей среды, экономии энергии, росту производства, отвечающих национальным приоритетам. Помощь оказывается в виде компенсации издержек на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на изготовление демонстрационных макетов, а также на привлечение партнеров.

Особенностью предоставления субсидий в Финляндии является дифференциация территории по зонам развития, при этом размер субсидии зависит от местонахождения субъекта, желающего получить поддержку.

Среди зарубежных стран, предоставляющих информационную поддержку, необходимо отдельно выделить страны Азии. Так, например, в Японии создана общенациональная система поддержки малого предпринимательства и инновационного развития Японии. Во время ее взаимодействия информационная система J-Net.21 проводит мониторинг статистических данных о субъектах среднего предпринимательства, а также анализ эффективности мер поддержки. Также информационная система была создана в Китае, путем запуска государственной некоммерческой информационной службы Китая, которая обслуживает все регионы страны. Информационная сеть предоставляет актуальные данные об изменениях в законодательстве, результаты исследования рынка, потребности в работниках и так далее.

В рамках Европейского союза действует ряд систем, направленных на повышение информированности субъектов среднего предпринимательства, созданные для взаимодействия предпринимателей между собой, а также с национальными, региональными и местными органами власти и организациями, оказывающими поддержку. Так, например, существуют такие информационные сети как:

- Enterprise поощряет прямые связи и соглашения между предпринимателями стран Европы;

- Europartenariat стимулирует кооперативные связи;

- BC-Net занимается подбором партнеров за рубежом;

- BRE осуществляет поиск партнеров для создания совместного бизнеса;

- Европейский информационный центр предоставляет малым и средним предприятиям информацию по обширному кругу вопросов [1].

Основными целями государственной политики в области развития и поддержки малого бизнеса является создание благоприятной среды для функционирования, что включает следующие компоненты [2]:

1. создание конкурентной среды (на федеральном и региональном уровне); ужесточение мер антимонопольной политики;

2. усиление мероприятий по проведению «протекционизма» для малого и среднего бизнеса в регионе;

3. ужесточение проведения антидемпинговой политики;

4. формирование новых профессиональных способностей людских ресурсов, как факторов производства, в целях соответствия их новым требованиям качества профессиональной подготовки для ведения экономической деятельности в условиях ВТО;

5. создание и поддержание в требуемом состоянии инновационной инфраструктуры для малого предпринимательства в целях производства конкурентоспособной продукции.

Проведем анализ основных актуальных в 2018 году в Российской Федерации программ государственной поддержки предпринимательства. Результаты исследования сведены в таблицу 1.

Как можно увидеть, из проанализированного списка актуальных программ государственной поддержки предпринимательства, вопрос государственного регулирования субъектов МСП находится под пристальным вниманием органов власти. Наиболее распространенной формой поддержки в данных программах можно выделить - льготное кредитование бизнеса. Однако, в некоторых программах имеется условие выделения целевого кредита - функционирование предприятия в течение определенного времени, что в свою очередь закрывает возможность привлекать заемные средства на реализацию стартапов. Вместе с тем, данное условие позволяет минимизировать риск невозврата кредитных средств. Еще не менее популярным средством поддержки является - выдача поручительств и льготы по лизингу.

В Крыму, помимо указанных выше программ поддержки и регулирования предпринимательства со стороны государства, можно выделить дополнительно следующие: Постановление Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 № 368 "О Порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым" [3] и Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 29.11.2014 № 377-ФЗ [4]. Первый инструмент представляет собой упрощенный - в режиме «одного окна», способ получения земельного участка и объектов недвижимости под реализацию инвестиционного проекта, в аренду. Это распространяется на участки, находящиеся в собственности государства или муниципалитета. С целью сопровождения инвестора в рамках данной процедуры создано Государственное автономное учреждение "Центр инвестиций и регионального развития Республики Крым". Взамен, инвестор обязуется соблюдать график капитальных вложений и выполняет социальную нагрузку, в виде возведения объектов социальной инфраструктуры и прочее. Второй инструмент позволяет инвестору получить налоговые преференции по налогу на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также применение ускоренной амортизации основных средств с коэффициентом 2.

Таким образом, инвестор может не уплачивать налог на прибыль в федеральный бюджет в течение десяти лет, три года платит налог в региональный бюджет Крыма по ставке 2%, с четвертого по восьмой год реализации проекта - 6%, с девятого года 13,5%. Еще одной немаловажной льготой является возможность получения в аренду земельного участка, необходимого под реализацию инвестиционного проекта, без торгов. При этом инвестор должен осуществить капитальные вложения в размере 3 млн., если он относится к субъектам МСП или не менее 30 млн. руб. - если это крупный бизнес. Следует выделить, что под капитальными вложениями здесь подразумеваются «чистые инвестиции» в основные средства - за вычетом НДС.

Информационной системой, призванной активизировать инвестиционную сферу в Крыму, является сайт invest-in-crimea.ru [5]. В нем консолидирована информация по экономическому обозрению экономики Крыма, программам господдержки предпринимателей и инвесторов, государственным консалтинговым компаниям, индустриальным паркам Крыма, инвестиционным предложениям, а также по площадкам, на которых потенциальный инвестор может реализовать свой проект.

ВЫВОДЫ

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что за рубежом накопился значительный массив успешного опыта в сфере государственной поддержки и регулирования предпринимательства. Основными направлениями поддержки являются: налоговые преференции, льготное кредитование, субсидирование части кредитной ставки, предоставление государственных гарантий при выдаче кредитов и информационная поддержка предпринимателей.

В настоящее время, в России отмечается положительная тенденция в сфере государственной поддержки и регулирования предпринимательства. Правительством Российской Федерации внедряются апробированные за рубежом меры поддержки малого, среднего и крупного бизнеса. Это все позволяет улучшить ситуацию в реальном секторе экономики страны и стимулирует рост ВВП. Следует отметить, что комплекс мер поддержки имеет дифференцированную направленность. Как и в развитых странах, в инструментарии поддержки предпринимательства

преобладает льготное кредитование и субсидирование процентной ставки, однако, наиболее интересными для реального развития, а не только для запуска производства, являются свободные экономические зоны, которые позволяют предпринимателю снизить налоговую нагрузку на свое предприятие и ускорить срок окупаемости инвестиций, что в свою очередь оказывает мультипликативный эффект - инвестор расширяет свой бизнес, инвестируя новые объемы собственных средств и создавая новые рабочие места.

Вместе с тем, имеется ряд проблем при реализации целей государственной политики в области развития и поддержки малого бизнеса на территории Республики Крым:

1) наличие серьезных транспортных и логистических проблем замедляют темпы инвестирования;

2) санкционное давление, дороговизна транспортировки сырья и материалов для производства, приводят к тому, что на территории республики недостаточно развита конкуренция;

3) инфраструктурные ограничения, такие как электричество и газ, приводят к следствию того, что крупные предприятия или ресурсоёмкие предприятия не могут реализовывать свои проекты, ввиду дефицитности энергетической системы Крыма и отсутствия полной газификации региона;

4) хаотичное, безосновательное ценообразование, которое приводит к необоснованному росту цен как на продукцию, так и на услуги, а также снижает потенциальный спрос и потребление;

5) чрезмерная бюрократизация процессов регистрации и получения льгот в области поддержки бизнеса со стороны государственных органов власти ведёт к снижению количества потенциальных инвесторов, особенно для развития малого бизнеса и интегрированных структур.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В последующих исследованиях планируется более детально осветить поставленные вопросы и сформировать рекомендации по разработке эффективного механизма поддержки и регулирования предпринимательства на территории Республики Крым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прохорская, А.Ю. Формы государственной поддержки среднего предпринимательства за рубежом меры их реализации [Текст] / А.Ю. Прохорская // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - Санкт-Петербург: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2017. - С. 90-95.

2. Тумасян, И.А. Меры государственной поддержки предпринимательства в современных условиях [Текст] / И.А. Тумасян // Ростовский научный журнал. - 2016. - № 12. - С. 188-200.

3. Постановление Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 № 368 «О Порядке рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/23702953/ - Дата доступа: 20.03.2018 г.

4. Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 № 377-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/. - Дата доступа: 20.03.2018 г.

5. Инвестиционный портал Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://invest-in-crimea.ru. - Дата доступа: 20.03.2018 г.

6. Кирильчук, С.П. Роль предпринимательской деятельности в развитии экономики [Текст] / С.П. Кирильчук, Е.В. Бондаренко // Вестник Академии знаний. - 2018. - №24(1). - С. 8997.

7. Кирильчук, С.П. Сущность и история развития предпринимательства в России [Текст] / С.П. Кирильчук, Е.В. Бондаренко // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции.- Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - С 174176.

Найме новани е программы Нормативно-правовой акт Сущность Целевое использование

1. Проектное финансирование

Программа

поддержки

инвестиционн

ых проектов,

реализуемых

на территории

Российской

Федерации на

основе

проектного

финансирован

ия

Постановление Правительства от 11 октября 2014 г. № 1044 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.02.2015 № 154) «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории

Российской Федерации на основе проектного финансирования»

Размер процентной ставки для лица, которому предоставляется кредит в целях реализации инвестиционного проекта, отобранного для участия в настоящей Программе, не должен превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, при предоставлении уполномоченным банкам кредитных средств в целях рефинансирования кредитов, выданных уполномоченными банками конечным заемщикам (далее - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в рамках настоящей Программы), плюс 2,5 процента годовых

Кредит является целевым и может быть использован только на финансирование инвестиционного проекта

2. Фонд развития промышленности

Программа «Комплектую щие изделия»

Стандарт СФ-И-87 Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Комплектующие изделия»

Сумма займа 50-500 (млн руб.) (на 5 лет) 1% в первые 3 года 5% на оставшийся срок Общий бюджет проекта от 71.5 млн. руб. Целевой объем продаж новой продукции не менее 30% от суммы займа в год, начиная со 2 года серийного производства

Разработка нового продукта/технологии и подготовка его производства. Приобретение или использование специального оборудования для проведения необходимых опытно-конструкторских работ и отработки технологии, включая создание опытно-промышленных установок и испытательных стендов. Разработка технико-экономического обоснования инвестиционной стадии проекта, прединвестиционный анализ и оптимизация проекта, не включая расходы на аналитические исследования рынка. Сертификация и внедрение новых методов эффективной организации производства (ISO 9000, LEAN и пр.). Приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности (лицензий и патентов) у российских или иностранных правообладателей. Инжиниринг. Приобретение в собственность 12 для целей технологического перевооружения и модернизации производства российского и/или импортного промышленного оборудования, а также его монтаж, наладка и иные мероприятия по его подготовке для серийного производства. Общехозяйственные расходы по проекту - затраты на выполнение функций управления и обслуживания подразделений, реализующих проект - в объеме не более 20% от суммы займа. Расходы, связанные с производством и выводом на рынок пилотных партий продукции (в объеме до 50% от суммы займа). Денежные средства, предоставленные Заявителю Фондом по договору займа, могут быть использованы исключительно на цели финансирования проекта и расходоваться на оплату труда, приобретение товаров, работ, услуг, а также уплату связанных с ними налогов и иных обязательных платежей._

Наименование программы Нормативно-правовой акт Сущность Целевое использование

Программа лизинговых займов Стандарт СФ-И-53. Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Лизинговые проекты» -предоставляется для финансирования от 10% до 90% первоначального взноса (аванса) лизингополучателя, составляющего от 10% до 50% от стоимости приобретаемого в рамках договора промышленного оборудования максимальный размер займа Фонда составляет до 27% от общей стоимости промышленного оборудования - минимальный общий бюджет проекта - 20 млн руб. Промышленное оборудование

Программа «Проекты развития» Приказ № ОД-117 от 23.10.2017г. Стандарт СФ-И-51. Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Проекты развития» Сумма займа 50-500 (млн руб.) на 5 лет под 5% годовых Общий бюджет проекта от 100 млн. руб. Целевой объем продаж новой продукции не менее 50% от суммы займа в год, начиная со 2 года серийного производства Разработка нового продукта/технологии. Инжиниринг. Приобретение или использование специального оборудования для проведения необходимых опытно-конструкторских работ и отработки технологии, включая создание опытно-промышленных установок. Разработка технико-экономического обоснования инвестиционной стадии проекта, прединвестиционный анализ и оптимизация проекта, не включая расходы на аналитические исследования рынка. Сертификация и внедрение новых методов эффективной организации производства (ISO 9000, LEAN и пр.). Приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности (лицензий и патентов) у российских или иностранных правообладателей. Приобретение в собственность для целей технологического перевооружения и модернизации производства российского и/или импортного промышленного оборудования, а также его монтаж, наладка и иные мероприятия по его подготовке для серийного производства. Общехозяйственные расходы по проекту - затраты на выполнение функций управления и обслуживания подразделений, реализующих проект - в объеме не более 15% от суммы займа. Денежные средства, предоставленные Заявителю Фондом по договору займа, могут быть использованы исключительно на цели финансирования проекта и расходоваться на оплату труда, приобретение товаров, работ, услуг, а также уплату связанных с ними налогов.

Наименование программы Нормативно-правовой акт Сущность Целевое использование

3. Иные меры поддержки

Программа стимулирования кредитования Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (редакция от 22.01.2018) Реализуемые проекты в приоритетных отраслях, с фиксированной процентную ставку по кредитам в сумме не менее 3 млн рублей для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых, для средних предприятий - до 9,6% годовых. Для создания и/или приобретения (сооружения, изготовления, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения) основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, модернизации), запуска новых проектов (в том числе через механизм финансовой аренды (лизинга)), а также для пополнения оборотного капитала

Получение поручительства (гарантии). Порядок предоставления государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства» поручительств и исполнения обязательств по договорам поручительства от 31.08.2017 Поручительство предоставляется по обязательствам получателей поддержки, основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах, заключаемых с кредитными организациями, лизинговыми компаниями, микрофинансовыми и иными организациями, осуществляющими финансирование субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки, заключившими с Фондом соглашения о сотрудничестве. Любая разрешенная порядком деятельность

Микрозаймы под льготный процент Правила предоставления микрозаймов Микрокредитной компании " Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым" от 29 июня 2017 г. Размер микрозайма в российских рублях от 100 000 рублей до 3 000 000 рублей Микрозаймы выдаются на срок до 36 месяцев. Ставка - от 7 до 12% годовых. свыше 200 000 рублей - не менее чем 100% обеспечение залоговым имуществом. Пополнение основных или оборотных средств

Программа предоставления льготных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательств а Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1706 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке" 6,5% годовых в течение первых трех лет кредитования, далее - на рыночных условиях Инвестиционные цели - приобретение / создание (сооружение, изготовление, достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение) основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, в т.ч. выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, модернизации) пополнение оборотных средств

О)

я

о х о

03

о

тз о

ф ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сг

СП

03

тз о ь о =1 о ь

сг

со

о

СП

03 X

О) СП

со о

00

*тптяште*тп яптлпями

8. Мусакаев, Ш.А. Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса [Текст] / Ш.А. Мусакаев, Э.Э. Мугудинова // Политика современных социально-экономических систем: сб. статей. - Волгоград: ООО "Сфера", 2015. - С. 154-155.

9. Лушников, А.Г. Зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности [Текст] / А.Г. Лушников, М.Л. Толстова // Совершенствование экономического механизма эффективного управления в хозяйствующих субъектах сельскохозяйственной направленности на региональном уровне: сб. статей. - Чебоксары: Издательство Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. - С. 358-362.

10. Марков, С.М. Актуальные проблемы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в Псковской области [Текст] / С.М. Марков, А.С. Маркова // Инновационные процессы в экономике, управлении и социальных коммуникациях: сб. материалов международной научной конференции. — Псков: Издательство Псковский государственный университет, 2015. - С. 180-191.

11. Корнева, Е.В. Инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности как фактор повышения предпринимательской активности Приморского края [Текст] / Е.В. Корнева, Н.Р. Кравченко, А.М. Пашук // Вектор науки тольяттинского государственного университета. серия: экономика и управление. - Тольятти: Издательство Тольяттинский государственный университет. - 2016. - № 3 (26). - С. 34-38.

12. Ахмадеева, В.Р. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства в Российской Федерации [Текст] / В.Р. Ахмадеева // Молодежь и наука. - 2015. - № 4. - С. 65-68.

METHODS OF STATE REGULATION AND SUPPORT OF BUSINESS ACTIVITIES ABROAD,

IN RUSSIA AND IN THE CRIMEA

Kyrylchuk S.P., E.V. Bondarenko

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Annotation. The article examined the experience of successful government regulation and business support. It is revealed that the foreign tools, aimed at enhancing entrepreneurship, successfully used in the Russian economic system. There is a complex of differentiated programs of business support. At the same time, there are certain problems connected with the fulfillment of the set goals and objectives of the state policy in the field of development and support of small business in the territory of the Republic of Crimea.

Keywords: entrepreneurship; measures of state regulation; taxes; privileges; crediting; support programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.