Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ'

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ЛЕС / ПОЖАРЫ / ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ТУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кушнир Е.И., Напольских Д.Л.

Данная статья посвящена исследованию методов государственного мониторинга и предотвращения лесных пожаров. В статье рассмотрены основные методы мониторинга, такие как наземный, авиационный и спутниковый (космический). В статье выяснены особенности каждого из методов мониторинга и предотвращения пожаров. Авторы пришли к выводу, что, учитывая все особенности методов, нельзя выделить один наиболее точный или эффективный. Выбор метода мониторинга и пожаротушения зависит от множества факторов, и лучшим вариантом будет комплексный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STATE MONITORING AND PREVENTION OF FOREST FIRES

This article is devoted to the study of methods of state monitoring and prevention of forest fires. The article discusses the main methods of monitoring, such as ground, aviation and satellite (space). The article clarifies the features of each of the methods of fire monitoring and prevention. The authors came to the conclusion that, taking into account all the features of the methods, it is impossible to single out the most accurate or effective one. The choice of the monitoring and fire extinguishing method depends on many factors, and the best option would be an integrated approach.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ»

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

Е.И. Кушнир, студент

Д.Л. Напольских, канд. экон. наук, доцент

Поволжский государственный технологический университет

(Россия, г. Йошкар-Ола)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-2-45-48

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию методов государственного мониторинга и предотвращения лесных пожаров. В статье рассмотрены основные методы мониторинга, такие как наземный, авиационный и спутниковый (космический). В статье выяснены особенности каждого из методов мониторинга и предотвращения пожаров. Авторы пришли к выводу, что, учитывая все особенности методов, нельзя выделить один наиболее точный или эффективный. Выбор метода мониторинга и пожаротушения зависит от множества факторов, и лучшим вариантом будет комплексный подход.

Ключевые слова: мониторинг, лес, пожары, государство, регулирование, закономерность, тушение.

Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что лесные пожары - одни из главных проблем лесного сектора. Сотни тысяч гектар леса сгорают ежегодно, нанося финансовые убытки и немалый экологический урон. Доказано, что лесные пожары имеют тенденцию к повторению на одних и тех же площадях, поэтому одной из основных целей мониторинга лесных пожаров является выявление таких закономерностей в площадях возгораний, и предотвращение повторения пожаров в будущем.

Природные леса обеспечивают стабильность состояния всех животных и растений континентального пространства нашей планеты. В настоящее время это состояние резко нарушено не только уничтожением лесов для удовлетворения нужд человечества, но и лесными пожарами. Непосредственно лесные пожары вли-

яют на все компоненты природы - гидросферу, биомассу воздуха и атмосферу.

Сегодня на территории каждой страны рассматривается вопрос прогнозирования и мониторинга пожароопасной обстановки. Проводится разработка наиболее эффективных и системных средств мониторинга, которые помогут быстрее обнаружить точки возгорания в лесу и предупредить чрезвычайные ситуации, связанные с лесными пожарами [2, с. 4].

Различные виды контроля этих явлений могут быть различными: наземные, авиационные и космические. Например, с развитием космических технологий - космической съемки. В таблице 1 представлена классификацию видов и методов мониторинга лесных пожаров. Все виды систем мониторинга предполагают использование различных методов выявления первичных и вторичных признаков пожара.

Таблица 1. Виды и методы мониторинга лесных пожаров

Наземный мониторинг

Визуальный метод Аппаратно-инструментальные методы

- Наблюдательные пожарные вспышки - Видеонаблюдение (FFSS) - Тепловизионная съемка

Авиационный мониторинг

- Беспилотные лета- „ - Визуальныи метод гельные средства „ _ - Тепловизионная т т_ . _ - Видеонаблюдение - LlDAR-системы съемка

Космический мониторинг

- Дистанционное зондирование Земли

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

1. Наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

2. Организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;

3. Организацию патрулирования лесов;

4. Прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами [1, ст. 53.2].

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [1, ст. 53.2].

Различные виды мониторинга можно оценивать по стоимости, влиянию погоды и площади мониторируемой территории. Скорость получения данных зависит от скорости обработки полученных результатов. Эти параметры являются основными для оценки скорости реагирования, и оперативности принятия мер по ликвидации очагов возгорания. В этом смысле наиболее практичным методом для обнаружения возгорания на земле является видеонаблюдение, как автоматическое (FFISS стан-

ции), так и производящееся операторами. Это связано с низкой стоимостью и высокой скоростью получения информации. Их работа основана на использовании оптических систем, которые работают в инфракрасном и видимом диапазонах. При помощи беспроводной связи, GSM и радио связи, информация с таких устройств передается посредством связи Интернет-GSM или радиосвязи.

Охрана лесов от пожаров является важной задачей государств, входящих в СНГ. Часто лесные пожары, возникающие на территории одной страны, распространяются на другое государство. Поэтому в данной сфере необходимо развивать международное сотрудничество. Международное сотрудничество в области охраны лесов осуществляется между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Беларусь и другими государствами, входящими в СНГ.

Между государствами, входящими в состав СНГ, заключен ряд соглашений по противодействию лесным пожарам. Основными, носящими специальный характер, мерами являются следующие: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о профилактике и тушении лесных и степных пожаров на приграничных территориях (Екатеринбург, 11 ноября 2013 г.) и Соглашение о профилактике и тушении природных пожаров на приграничных территориях государств - участников Содружества Независимых Государств» (2013 г.).

В соответствии с последним Соглашением государства - Стороны Соглашения устанавливают на территории каждого из государств Сторон зону проведения совместных мероприятий по охране территорий от природных пожаров, в которую войдет полоса шириной 10 километров от линии государственной границы между сопредельными государствами.

В Российской Федерации в последнее время внесены изменения в Лесной кодекс РФ, направленные на усиление мер по охране лесов от пожаров, поэтому российский опыт в данной области очень важен.

От состояния лесов зависит экологическая безопасность населения страны и экономика почти половины субъектов РФ. Огромное значение в деле охраны лесов принадлежит деятельности по предотвращению лесных пожаров, поскольку при пожаре уничтожается очень много деревьев на больших площадях. Ежегодно на территории только Российской Федерации огонь уничтожает леса на площади до 20 млн га. Чтобы восстановить лес, нужно затратить большое количество ресурсов и должно пройти очень много времени.

Правовое регулирование в данной области осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 г. №200-ФЗ, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами.

Приоритетными направлениями государственной политики в области пожарной безопасности являются:

а) актуализация нормативно-правовой базы;

б) обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;

в) обеспечение эффективного функционирования и развития пожарной охраны;

г) выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности [4, ст. 3].

Предупреждение лесных пожаров включает противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры противопожарного обустройства лесов включают следующее:

- строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

- строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

- прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

- устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

- иные определенные Правительством Российской Федерации меры [1, ст. 53.1].

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров - это наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, организация системы обнаружения и учета лесных пожаров, патрулирования лесов, прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами [1, ст. 53.2].

Таким образом, существуют две основные задачи по охране лесов от пожаров: выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров. Эта деятельность является содержанием понятия «охрана лесов». Главной задачей является обеспечение пожарной безопасности. Это самый эффективный способ охраны лесов. Оно включает целый ряд мер согласно ст. 54 ЛК РФ:

- Предупреждение лесных пожаров;

- Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

- Разработка плана тушения лесного пожара;

- Другие меры пожарной безопасности в лесах.

Защита лесов от пожаров осуществляется в соответствии с лесными планами субъектов Российской Федерации, лесохо-зяйственными регламентами леса и проектом освоения лесов.

Библиографический список

1. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, ст. 53.1-53.4

2. Глушков И.В., Лупачик В.В., Журавлева И.В. Оценка масштабов ландшафтных пожаров 2020 года на территории России // Вопросы лесноИ науки. - 2021. - Т. 4, №2. - С. 117.

3. Латышева И.В., Вологжина С.Ж., Лощенко К.А. Циркуляционные факторы возникновения лесных пожаров на территории Сибири и Дальнего Востока летом 2019 и 2021 гг. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. 2021. Т. 38.

C. 54-70.

4. Указ Президента РФ от 1 января 2018 г. N 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года»

METHODS OF STATE MONITORING AND PREVENTION OF FOREST FIRES E.I. Kushnir, Student

D.L. Napolskikh, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Volga State Technological University

(Russia, Yoshkar-Ola)

Abstract. This article is devoted to the study of methods of state monitoring and prevention of forest fires. The article discusses the main methods of monitoring, such as ground, aviation and satellite (space). The article clarifies the features of each of the methods of fire monitoring and prevention. The authors came to the conclusion that, taking into account all the features of the methods, it is impossible to single out the most accurate or effective one. The choice of the monitoring and fire extinguishing method depends on many factors, and the best option would be an integrated approach.

Keywords: monitoring; forest; fires; state; regulation; regularity; extinguishing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.