Научная статья на тему 'МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СРЕДНИХ СТАРШИХ КЛАССАХ'

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СРЕДНИХ СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

2299
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфокусированность / импровизационные ситуации / импровизус / импровизирование / «мысленное кино» / «модальность» / «пристройка» / «мгновенная реакция» / прием досье / прием статистической обработки. / focus / improvisational situations / improvisation / improvisation / "mental cinema" / "modality" / "extension" / "instant reaction" / reception of a dossier / reception of statistical processing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наргис Фагимовна Шагиева

В данной статье рассмотрена сущность некоторых форм и приемов работы в рамках использования биографического метода на уроках литературы, таких как: форма наблюдения (приемы «Спросите у автора», биографический опросник, импровизационные ситуации), форма контент-анализа, форма положительного примера (прием инсценирования эпизодов), форма биографического исследования (приемы досье, статистической обработки), форма урока-загадки, форма литературной гостиной, формы ИКТ: электронная презентация, видео, заочная экскурсия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наргис Фагимовна Шагиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the essence of some forms and techniques of work within the framework of using the biographical method in literature lessons, such as: the form of observation (techniques "Ask the author", biographical questionnaire, improvisational situations), the form of content analysis, the form of a positive example ( reception of staging episodes), a form of biographical research (methods of dossier, statistical processing), a form of a puzzle lesson, a form of a literary living room, forms of ICT: electronic presentation, video, correspondence excursion.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СРЕДНИХ СТАРШИХ КЛАССАХ»

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СРЕДНИХ СТАРШИХ КЛАССАХ

Наргис Фагимовна Шагиева

Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области nargisshagieva@gmail. com

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена сущность некоторых форм и приемов работы в рамках использования биографического метода на уроках литературы, таких как: форма наблюдения (приемы «Спросите у автора», биографический опросник, импровизационные ситуации), форма контент-анализа, форма положительного примера (прием инсценирования эпизодов), форма биографического исследования (приемы досье, статистической обработки), форма урока-загадки, форма литературной гостиной, формы ИКТ: электронная презентация, видео, заочная экскурсия.

Ключевые слова: сфокусированность, импровизационные ситуации, импровизус, импровизирование, «мысленное кино», «модальность», «пристройка», «мгновенная реакция», прием досье, прием статистической обработки.

ABSTRACT

This article examines the essence of some forms and techniques of work within the framework of using the biographical method in literature lessons, such as: the form of observation (techniques "Ask the author", biographical questionnaire, improvisational situations), the form of content analysis, the form of a positive example ( reception of staging episodes), a form of biographical research (methods of dossier, statistical processing), a form of a puzzle lesson, a form of a literary living room, forms of ICT: electronic presentation, video, correspondence excursion.

Keywords: focus, improvisational situations, improvisation, improvisation, "mental cinema", "modality", "extension", "instant reaction", reception of a dossier, reception of statistical processing.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время практически отсутствует систематизация форм и приемов в контексте биографического метода, что вызывает затруднения у

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

педагогов при проведении уроков. Педагогическая задача в работе с биографиями в подростковом возрасте заключается в том, чтобы организовать процессы изучения выдающихся личностей (в нашем случае писателей) с умелым включением обучающе-воспитательных форм и приемов. Привожу некоторые из них.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Отличительной особенностью этой формы можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни. К методу наблюдения мы можем отнести следующие приемы: Прием «Спросите у автора». Этот прием упоминается в статье В. С. Бердяева [1, с. 17]. Этот же самый прием может быть модифицирован и перенесен в классно-урочную систему с учащимися старших классов. Вопросы, задаваемые участниками экспертной группы или преподавателем должны носить характер жизненных ситуаций, нравственного выбора, ценностных ориентиров. В дальнейшем учащимися обобщается изученный материал и делаются соответствующие выводы, фиксируемые в сочинениях-размышлениях или рассуждениях устного характера. Например, могут быть заданы такие вопросы: - О чем, как вам кажется, хотел сказать автор?

- Как бы мы могли поступить в данной ситуации?

- Какими принципами вы бы руководствовались в принятии того или иного решения (конкретно по произведению)?

Биографический опросник. Биографический опросник может быть адресован учащимся старших классов с целью выяснения значимых для них жизненных устоев писателя. (Какая часть биографии автора вам близка и почему? ; Какой поступок вы осуждаете/понимаете больше всего? и т.д.)

Импровизационные ситуации. Импровизация - первичный и самый древний вид творчества, но до сих пор она остается все-таки одним из наименее изученных явлений в науке. Она присутствует в повседневной жизни человека, в каждом виде искусства, игровом спорте и политике. Импровизация (от лат. импровизус - непредвиденный, внезапный, неожиданный).

В нашем исследовании импровизация является неоспоримым условием гармоничного развития свободной, ищущей личности. Импровизация обучает старшеклассника творчеству, помогает совершать значимые для него открытия, главное из которых - открытие и познание себя как личности. Психолог Я.

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Морено говорит о спонтанности как важнейшем факторе, который придает такому явлению «новизну, свежесть и гибкость» [2].

Сущность игры-импровизации, по Н. П. Аникеевой, заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры и характеры роли, сама же игра развертывается в виде импровизации [3, с.85]. Одними из импровизационных ситуаций являются:

- Ученическое сочинение (импровизирование) - опираясь на жизненный опыт, взятый из биографии выдающегося писателя, и на собственные жизненные впечатления, продолжить рассказ на заданную тему; придумать продолжение незаконченной ситуации с учетом исторической эпохи, в которую жил писатель, а также с учетом его психологических особенностей; ответить на неожиданные вопросы,

выявленные в биографии, непосредственно заданные самим писателем; дополнить авторское высказывание; - «Мысленное кино» - создание определенного образа, имеющего непосредственное влияние на мировоззрение известного писателя, посредством воображения; - «Модальность» -проигрывание одной и той же ситуации от лица разных действующих лиц, участвующих в том или ином значимом событии писателя; - «Пристройка» -задания на выработку умений «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать». Используя видеоматериал по биографиям выдающихся писателей, а также ряд печатного материала, учитель предлагает старшеклассникам сделать выборку на заданную тему, сопоставив и сделав соответствующие выводы. Таким образом, учащимся предоставляется возможность не только получить информацию, но и обработать ее, взять для себя наиболее значимые эпизоды из биографий, задействовав зрительную и слуховую память; - Импровизация на выражение собственного мнения и отношения к поднятой проблеме -микровыступление «Я и...», мини-сочинение «Что я знаю о...», коллективное обсуждение вопроса «В чем ценность.»; - «Если бы.» - рассуждение, поведение в моделированной учебной деятельности, например: «Если бы я был писателем, то я.»;

- «И вдруг.» - выполнение способов выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в учебной деятельности; - «Мгновенная реакция» -задача учащихся поочередно реагировать на прочитанные учителем биографические ситуации и объяснить, на чем исторической эпохи, в которую жил писатель, а также с учетом его

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

психологических особенностей; ответить на неожиданные вопросы, выявленные в биографии, непосредственно заданные самим писателем; дополнить авторское высказывание; - «Мысленное кино» - создание определенного образа, имеющего непосредственное влияние на мировоззрение известного писателя, посредством воображения; - «Модальность» -проигрывание одной и той же ситуации от лица разных действующих лиц, участвующих в том или ином значимом событии писателя;

Я предполагаю, что набор ценностей в сочинениях более разнообразен, чем в автобиографиях и биографиях. В сочинениях учащимся надо коснуться будущего, и они, описывая его, почти всегда выходят на вопрос о цели жизни, более детально определяя жизненные ценности.

Биографический метод не позволяет работать с большим количеством эмпирического материала. Но небольшой объем биографических текстов позволяет увеличить это число. Над заданиями допустимо работать как индивидуально, так и в группах. Для анализа целесообразно приводить ценности, которые встречались не менее 3-х раз в текстах автобиографий и сочинений и биографического материала внутри группы или индивидуально. Обязательное условие при этом - подведение итога с занесением в таблицу.

Такое исследование целесообразно проводить в течение нескольких лет, чтобы была видна динамика ценностей за определенный период. По составленной диаграмме учителю проще проанализировать как появление новых и исчезновение старых, так и изменение их значения.

Следует отметить, что в ранжировании ценностей присутствует определенный риск и субъективность исследователя. Сам автор биографического повествования может скрыть те моменты собственной жизни, о которых он не хотел бы распространяться или говорить подробнее о том, что незначимо, расставлять свои акценты. Но с другой стороны, адресатом статьи является анонимная аудитория, поэтому авторы ориентируются при написании своих текстов на неизвестного читателя и стараются донести до него именно то, что они хотят сказать, и так, чтобы читатель понял их адекватно.

Форма положительного примера (или подражания). Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которое служит психологической основой примера как метода педагогического влияния.

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Подражание - это не слепое копирование, оно формирует у детей действия нового типа как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, но сходные по ведущей идее с примером. Путем подражания у молодого человека формируются социально - нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития. Младший школьник обычно выбирает себе для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается. Оно становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли идейно-нравственных и гражданских мотивов.

Воздействие театрального искусства на личность учащегося довольно велико.Театральное творчество стимулирует творческую активность старшеклассников, развивает у учащихся эмпатию. Сам процесс общения в этот момент реализует чувства взрослости и способствует усвоению социальных и моральных норм отношений.

Форма биографического исследования. По Б. Г. Ананьеву, «биографическое исследование личности, ее жизненного пути и творчества есть род исторического исследования в любой области знания - искусствознании, истории науки и техники, психологии и т. д.» [5, с. 277]. К данной форме мы можем отнести:

Прием досье [6]. На уроке литературы можно весьма оперативно собрать наиболее полную информацию о любом известном писателе русской литературы. Исследование проходит в режиме досье. Классу представляется задание собрать «исследовательский материал». Класс делится на пары или тройки. Раздаются вопросы, ответы на которые необходимо творчески подготовить. Среди собранных материалов досье могут быть справки, выписки из архивов, свидетельства очевидцев, слухи и т. д. Для быстроты поиска к вопросам указываются отдельные материалы, страницы и т. д.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Возникает вопрос, какова мера детализации, на чем именно сосредоточить основное внимание. Мера детализации зависит от задач и

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

возможностей учащегося-исследователя, а также от масштаба и сложности изучаемой индивидуальности. Главное при отборе фактов - руководствоваться целевой установкой, иметь теоретические ориентиры.

Прием статистической обработки. Прием статистической обработки предполагает статистическую обработку личных писем писателя, которая выявляла структуру личности, духовно-нравственные качества, жизненные ориентиры на основе дневников и автобиографических записей.

Форма урока-загадки больше подходит для использования в средних классах, так как учащиеся более старшего возраста быстрее угадают о ком идет речь и им будет неинтересно. Этот урок может быть построен с использованием аудио-записей голоса писателя (если таковые сохранились), изображений его дома, семьи и т. д., рассказ о биографии и интересных вехах жизни. В конце урока дети обязательно угадывают о ком шла речь. Таким образом, у учащихся развивается логическое мышление, а также сохраняется интерес и познавательная активность на протяжении всего урока.

Форма литературной гостиной заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации. Существует множество пособий по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина "литературная гостиная" понятием "литературный вечер" или "литературно-музыкальная композиция". Ведь литературная гостиная — более гибкая форма работы,

предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; "живой" диалог "на равных". Поскольку при изучении курса классической литературы 18-19 веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется "невероятно устаревшим" весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Цели литературной гостиной:

• информационно- предметная - расширение литературного образования, предусмотренного программой;

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

• деятельно - коммуникативная - формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;

• ценностно-ориентационная - усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Таким образом, гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме "живого диалога", где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и начинающий - в лице ученика. Здесь возможен разговор "на равных", а значит — и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что

формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех. Форматы основного общего образования и ФГОС среднего общего образования требуют от педагога использования информационно коммуникационных

технологий, в связи с этим выделим такие формы:

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции .Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Специфика подготовки презентации, безусловно, определяется типом урока. На уроке-лекции, например, презентация помогает упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки.

Повествование с использованием видеоряда. Использование видеоряда на уроке может быть представлено в виде записи живых выступлений поэтов, краткого обзора семьи и жилища творца, чтения отрывов произведений в современной интерпретации, также учитель может подобрать какое-либо видео в качестве эпиграфа к уроку. Документальные фильмы дают более полное представление о писателе и его жизни. Если у учителя есть возможность отвести большую часть урока под фильм, лучше выбрать тот, что будет полно отражать все биографические факты и будет интересно подан; если же такой возможности нет, можно показать какой либо фрагмент, который ярко представлен в фильме, либо сделать нарезку из нескольких таких фрагментов.

Форма заочной эксурсии. В процессе проведения заочной экскурсии необходимо объединения таких элементов как зрительный ряд, речь, музыкальное оформление. Многие музеи, имеющие Интернет-ресурсы, предоставляют возможность заочного знакомства со своими экспонатами, размещают на сайтах виртуальные экскурсии. Урок при этом строится на обращении «экскурсовода» к аудитории, классу, в рассказе описание мест, исторических событий и лиц соединяется с цитированием художественных произведений. Так как к 9 классу учащиеся довольно хорошо знакомы с биографией А.С. Пушкина, небольшие заочные экскурсии «По пушкинским местам», подготовленные учениками, помогут в необычной форме повторить известный материал. Хорошо организованная заочная экскурсия является важным элементом постижения личности писателя. Интересным представляется использование при изучении жизни и творчества писателя метода проектов. Главная цель проектной деятельности - разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, ученики имеют максимум возможностей для самореализации. Учащиеся чаще выполняют парные и групповые проекты, что стимулирует само и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков в группах ребята учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Все методы и приёмы , изложенные в статье , накоплены моей многолетней педагогической практикой . Надеюсь, что содержимое статьи пригодится учителям в работе с биографиями писателей и будет добавлена в методическую копилку.

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

REFERENCES

1. Бердяев, В. С. Организация аудиторной самостоятельной работы студентов в малых группах [Текст] / В. С. Бердяев // Проблем личностно-ориентированного образования: методология, теория и технология: материалы Междунар. научно-практ. конф. 30 апр. 2008 г. - Шадринск : Изд-во Шадринского гос. Пединститута, 2008. - С. 15-17.

2. Abduramanova, D. V. (2021). METHODS OF TEACHING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(8), 260-263.

3. Морено, Я. Психодрама. [Текст]. - М., 2001. - С. 146.

4. Abduramanova, D., Aliyev, D., & Rasulmetova, S. (2021). STUDENT AUTONOMY AS A PRINCIPLE OF ORGANIZATION OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(5), 1588-1593

5. Филимонова, Н. Н. Драматизация как педагогическое условие воспитания социально-политической активности студентов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05: защищена 10.11.06 / Филимонова Наталья Николаевна.

6. Abduramanova, D. V. (2021). TEACHING HETEROGENEOUS CLASSES. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(3), 966-970. DOI: 10.24411/2181-1385-2021 -00494

7. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений ; в 2 ч. Ч. 2. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

8. Abduramanova, D., & Rasulmetova, S. (2020). UNDERSTANDING THE RELATIONSHIP OF LANGUAGE CULTURE AND SOCIETY. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 1262-1265.

9. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л., 1968. - 337 с.

10. Abduramanova, D. V. (2020). SIGNIFICAT FEATURES OF ORGANIZING SCIENTIFIC EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 718-722.

11. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.