Научная статья на тему 'Методы формирования стратегий конкуренции'

Методы формирования стратегий конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ / СЦЕНАРИИ / SCENARIO ANALYSIS / STRATEGY / SCENARIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин С. А., Бондарева С. Р.

Раскрываются методы формирования стратегий конкуренции и условия их реализации в различных вариантах сценария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for competitive strategy

This article discloses methods of forming a strategy of competition and conditions of their implementation in a variety of scenarios.

Текст научной работы на тему «Методы формирования стратегий конкуренции»

УДК 338.242.2

С.А. Никитин, д-р экон. наук, профессор, (4862) 76-34-89, (Россия, Орёл, ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»); С.Р. Бондарева, зав. кафедрой «Менеджмент», (4862) 55-15-96, fsDO-ti@rambler.ru, (Россия, Орёл, ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ КОНКУРЕНЦИИ

Раскрываются методы формирования стратегий конкуренции и условия

их реализации в различных вариантах сценария.

Ключевые слова: сценарный анализ, стратегия, сценарии.

Процесс обеспечения стратегий конкуренции предполагает использование методов экономико-математического моделирования. Одним из методов, сочетающий в себе научные положения экономических и математических методов, является сценарный анализ.

Сценарный анализ — это метод управления рисками хозяйствующего субъекта, основной принцип действия которого заключается в моделировании возможных ситуаций и последующей количественной оценки рисков на основе выводов, сделанных по результатам моделирования. Результатом сценарного анализа является написание сценариев.

«Сценарий — это способ анализа сложной среды, в которой присутствует множество значимых, к тому же влияющих друг на друга тенденций» [1].

Одним из первых, кто использовал сценарий для прогнозирования развития сложных систем, был Герман Кан. Он определил сценарий как динамичную последовательность возможных событий, фокусирующее внимание на причинно-следственной связи между этими событиями и точками принятия решений, способных изменить их ход и траекторию движения во времени всей рассматриваемой системы в целом или отдельных ее подсистем [1].

Написание сценария осуществляется на основе ситуационного анализа и является начальным этапом процесса прогнозирования, в ходе которого формируются возможные альтернативы развития объекта прогнозирования.

В обычных условиях при составлении альтернатив сценариев целесообразно создавать три или кратное трем количество возможных вариантов развития ситуации:

— инерционный сценарий — это сценарий, разработанный на основе экстраполяции. В основе инерционного сценария лежит анализ тенденций прошлого развития и соответственно продление их в будущем. Этот сце-

нарий основан на ресурсных и частично технологических конкурентных преимуществах;

- инновационный сценарий основан на разработке инновационных конкурентных стратегий, внедрении новейших достижений, модернизации отраслей и предприятий, развитии НИОКР и сокращении сроков их внедрения, развитии межотраслевой и отраслевой кооперации;

- пессимистичный сценарий характеризуется тем, что все влияющие факторы, отрицательно сказываются на его развитии. Этот сценарий отражает наихудший вариант развития. Показатели деятельности не улучшаются, а, наоборот, ухудшаются.

В соответствии с этими сценариями развития отраслей экономики России разрабатываются стратегии поведения промышленных предприятий в конкурентной среде.

Для построения конфигуратора стратегий необходимо рассмотреть сущностные составляющие понятия «конкурентная стратегия». На наш взгляд, следует анализировать сущностные характеристики понятия «конкурентная стратегия» со следующих сторон:

1. Конкурентная стратегия как явление представляет собой историю интеллектуально управляемого способа поведения системы (предприятия), позволяющего достигнуть целей с определенными затратами ресурсов. В данную сущность реализуемая стратегия вписывается в тот момент, когда она уже становиться прошлым.

2. Конкурентная стратегия как процесс представляет интеллектуально управляемое поведение системы (предприятия) в данный момент, обеспечивающее ее достижение цели. «В этом аспекте сущность понятия "конкурентная стратегия" определяется параметрами основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль — и представляет конкретное состояние системы в данный момент, иллюстрирующее движение системы к цели» [2]. Эти процессы представляют собой историю, т. е. сущность стратегии как явления. Рассматривая конкурентную стратегию в этом понимании, не учитывается влияние внешней среды, все предсказуемо и запланировано. В процессе достижения цели некоторые процессы могут быть и не выполнены, но следование этим процессам позволит достичь цели.

3. Конкурентная стратегия как модель достижения целей представляет собой набор моделей будущих процессов, связанных между собой различными отношениями, и в первую очередь отношениями подчиненности целям системы. Можно сказать, что конкурентная стратегия как модель достижения цели — мгновенная реакция организации, позволяющая решить проблемную ситуацию, выявить проблемную ситуацию. «Разработка стратегии основана на исследовании стратегии как явления. Основным свойством конкурентной стратегии как модели достижения целей переносимость на реальные условия конкретной ситуации» [2].

Анализ сущностных составляющих понятия «конкурентная стратегия» и общих характеристик сценариев развития предприятия позволил между ними установить взаимосвязь (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь сущностных характеристик и основных видов сценария

№ п/п ^ —_____ Сценарии Сущно характеристики «конкурентная стратегия» Инерционный сценарий Иннова^ ционный сценарий Пессимистичный сценарий

1 Стратегия как явление имеется в наличии имеется в наличии имеется в наличии

2 Стратегия как процесс имеется в наличии имеется в наличии имеется в наличии

3 Стратегия как модель достижения целей отсутствует имеется в наличии отсутствует

Таким образом, анализ данных (табл. 1) показывает, что комплексное рассмотрение сущностных составляющих понятия «стратегия» присутствует в инновационном сценарии. Это можно объяснить тем, что эффективная конкурентная стратегия должна быть разработана на основе анализа прошлых тенденций развития деятельности организации, на оценке текущей деятельности и анализе проблемных ситуаций, возникающих исходя из того что факторы, влияющие на деятельность организации, изменяются и им присуще определенная степень неопределенности.

Дня обоснования выбора стратегии создания конкурентных преимуществ используем методы прогнозирования, а именно метод сценариев.

Применение данных методов позволяет обоснованно подойти к разработке и выбору стратегии создания конкурентных преимуществ.

В общем виде постановка задачи теории статистических игр производиться следующим образом. Пусть имеется п-возможных стратегий (линий поведения) — С\, С2, С3, Сь Ст, условия обстановки — состояние «природы» неизвестное для предприятия и задается п-количеством состояний: Пь П2, Пп, которые как бы являются стратегиями «природы», результат игры — «выигрыш» ау — при каждом сочетании стратегий задан матрицей игры, представленной в матрице стратегий (базовые стратегии).

Таблица 2

Матрица базовых стратегий

№ п/п —-.-^Показатели Стратегии "" _ П! п2 П3 П4 п5 Пп

1 Стратегия 1 а11 а! 2 ап а! 4 315 а1л

2 Стратегия 2 а21 а22 а23 а24 а25 а2п

3 Стратегия 3 аз 1 аз 2 аээ аз 4 аз 5 азп

На основе матрицы (табл. 2) базовых стратегий, используя сценарный подход, можно разработать сценарии обеспечения стратегий, создания конкурентных преимуществ как комбинацию различных вариантов стратегий, которым будут соответствовать определенные состояния показателей. Возможные сценарии реализаций базовых стратегий 1, 2, 3 представлены в соответственно табл. 3, 4, 5.

Таблица 3

Возможные сценарии реализации стратегии 1

Сценарии Стратегии 1 2 3 4 5 п Общий эффект от реализации вариантов стратегии 1

Стратегия 1 Си С! 2 С,з С1 4 С, 5 Сщ Э^РпХСь 1 = 1, 2,3..л

Таблица 4 Возможные сценарии реализации стратегии 2

Сценарии Стратегии 1 2 3 4 5 п Общий эффект от реализации вариантов стратегии 2

Стратегия 2 С21 с22 с23 С24 с25 С2Ц Э = ХРйхСз, 1= 1, 2, З...п

Таблица 5 Возможные сценарии реализации стратегии 3

Сценарии Стратегам ^^^^ 1 2 3 4 5 п Общий эффект от реализации вариантов стратегии 3

Стратегия 3 Сз1 с32 Сзз С34 С35 Сзп Э = 1РпхС31 1-1,2,3...п

Анализ данных (табл. 3, 4, 5) осуществляется по горизонтали. Ячейки каждой матрицы (табл, 1, 2, 3) содержат оценку (положительную или отрицательную) конкретной стратегии при реализации рассматриваемого сценария. Сравнивая результаты реализации стратегий в каждом из сценариев, можно сделать вывод о предоставляемых возможностях и оценить степень риска.

В связи с тем что внешняя среда (состояние природы) характеризуется неопределенностью и риском, то при выборе конкурентной стратегии необходимо учитывать фактор риска. Риск показывает насколько выгодна применяемая стратегия в данной конкретной обстановке с учетом ее неопределенности. Риск рассчитывается как разница между ожидаемыми ре-

зультатами действий при наличии точных данных об обстановке и результатом, которой может быть достигнут, если эти данные точно не известны. Величина риска определяется:

Ry = pij - ay, (1)

где ру = шах ау — выигрыш при заданной j-обстановке; Ry — величина риска при выборе i-й стратегии при i-показателе,

1—1, 2,..., ш, J— 1, 2,..., п.

Таким образом, риск Ry при реализации каждой стратеги в условиях состояния природы П, есть упущенная возможность максимального выигрыша fy при состоянии природы.

На основании расчетов строится матрица рисков (табл. 6).

Таблица 6

Матрица рисков

№ п/п Ц А, Iii п2 П3 П. п„

1 Стратегия 1 Гц Г|2 1*13 Г14 Г|»

2 Стратегия 2 Г2! Г2 2 1*2 3 Г24 Г2п

3 Стратегия 3 Г3 1 1*3 2 Гзэ Г3 4 Гзп

Таким образом, данная матрица (табл. 6) дает возможность непосредственно оценить качество выбранных стратегий и установить насколько полно реализуются возможности достижения успеха при наличии риска. Поэтому целью проводимой теории игр является выбор оптимальной стратегии и разработка сценария ее реализации в зависимости от показателей, характеризующих деятельность организации.

Для определения оптимальной стратегии создания конкурентных преимуществ используются следующие критерии: максимакса, Сэдвиджа, Гурвица (критерий пессимизма - оптимизма), Вальда, критерий математического ожидания.

Выбор стратегии осуществляем по критериям Гурвица (критерий пессимизма - оптимизма) и математического ожидания.

1. Критерий пессимизма — оптимизма Гурвица. Это критерий при выборе стратегии рекомендует руководствоваться некоторым средним результатом, характеризующим состояние между крайним пессимизмом и безудержным оптимизмом.

Согласно этому критерию стратегия выбирается в соответствии со значениями, полученными в результате расчета критерия пессимизма - оптимизма. Данный критерий рассчитывается по формуле:

Н = шах [р min ац + (1-р) max ay], (2)

где Н — критерий пессимизма - оптимизма применительно к вариантам стратегий; р — пессимизма (0 < р < 1).

2. Критерий математического ожидания предназначен для выбора оптимальной стратегии поведения, т. е. для принятия серии решений. Данный критерий рассчитывается по формуле:

К - шах £РцхАиз (3)

где Ру — вероятность реализации каждой i-ro варианта стратегии.

Таким образом, метод сценариев дает возможность оценить наиболее вероятный ход событий и возможные последствия. Он предназначен для выделения ключевых моментов развития исследуемого объекта и разработки на этой основе качественно различных вариантов его динамики, а также для всестороннего анализа и оценки каждого из полученных вариантов, изучения его структурных особенностей и возможных последствий их реализации.

Библиографический список

1. Кормановская И.Р., Пгицына E.H. Прогнозный сценарий устойчивого развития новгородской области // Инновации. 2010. № 2(136). С. 94-99.

2. Ковалёв П.П, Сценарный анализ, методологические аспекты // Финансы и кредит. 2009. № ЩЪЩ. С. 9-13.

3. Лаева Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 56-64.

4. Тренёв H.H. Стратегия предприятия: разработка и анализ аспекты //Консультант директора. 2003. № 12(92). С. 14-21.

5. Попов С.А. Сценарное планирование в системе стратегического менеджмента//Консультант директора. 2001. № 23(155). С. 16-22.

6. Шастико А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2008. № 1.С. 71-85.

S A. NiMtin, S.R. Bondareva

Methods for competitive strategy

This article discloses methods of forming a strategy of competition and conditions of their implementation in a variety of scenarios.

Key words: scenario analysis, strategy, scenario.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.