Научная статья на тему 'Методы формирования научного мировоззрения у школьников старших классов'

Методы формирования научного мировоззрения у школьников старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1305
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCIENTIFIC WORLDVIEW / SENIOR PUPIL / WAY OF THINKING / HEURISTIC METHOD / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / МЫШЛЕНИЕ / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / МЕТОД НАУЧНОЙ АБСТРАКЦИИ. A METHOD OF ANALYSIS / METHOD OF SYNTHESIS / METHOD OF SCIENTIFIC ABSTRACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горынина Маргарита Андреевна

В статье проведен анализ литературы по вопросам возрастной психологии, выявлены основные особенности старшего школьного возраста. Выявлены основные методы формирования научного мировоззрения у учащихся старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methods of the Scientific World View Forming with the Senior Pupils

The article presents the analysis of developmental psychology literature and the basic features of senior pupils. Main methods of the scientific worldview forming with the senior pupils are indicated.

Текст научной работы на тему «Методы формирования научного мировоззрения у школьников старших классов»

► слово молодым УЧЕНЫМ

УДК 37.013.46 ББК 74.268.1

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

THE METHODS OF THE SCIENTIFIC WORLD VIEW FORMING WITH THE SENIOR PUPILS

Горынина Маргарита Андреевна

Бакалавр лингвистики, магистрант, обучающийся по программе «Лингводидактика в сфере приоритетных направлений науки и техники» факультета иностранных языков Научного исследовательского университета «Московский институт электронной техники» E-mail: marg.gorinina@list.ru

Аннотация. В статье проведен анализ литературы по вопросам возрастной психологии, выявлены основные особенности старшего школьного возраста. Выявлены основные методы формирования научного мировоззрения у учащихся старшего школьного возраста.

Gorynina Margarita A.

Bachelor of Linguistics, student in the "Linguodidactics in the sphere of science and technology priority research areas" master's program at the Faculty of Foreign Languages, National Research University of Electronic Technology

E-mail: marg.gorinina@list.ru

Abstract. The article presents the analysis of developmental psychology literature and the basic features of senior pupils. Main methods of the scientific worldview forming with the senior pupils are indicated.

Keywords: the scientific worldview, a senior pupil, the way of thinking, heuristic method,

Ключевые слова: научное мировоззрение, старшеклассник, мышление, эвристический метод, анализ, синтез, метод научной абстракции. a method of analysis, method of synthesis

method of scientific abstraction.

Российское образование претерпевает серьезные изменения на всех уровнях, но по-прежнему основной задачей является подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов, уровень образования которых соответствует международным стандартам. Мировой рынок труда ориентирован на привлечение нового поколения молодых специалистов, способных работать в наукоемких отраслях промышленности.

Одной из целей, определяющей стратегию отечественного школьного образования, является развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Актуальность формирования научного мировоззрения у учащихся старшего школьного возраста определяется потребностями общества, которые подразумевают непрерывное развитие интеллектуального потенциала личности и самостоятельное освоение новых областей знаний. Таким образом, в процессе обучения ведущей деятельностью должна стать познавательная деятельность, уровень активности которой напрямую зависит от степени сформированности научного мировоззрения.

Анализ литературы по вопросам возрастной психологии [1-3] позволяет сделать вывод о том, что в старшем школьном возрасте происходят существенные изменения в учебной деятельности.

Трудности, которые испытывают старшеклассники, обусловлены изменившимися критериями учебной деятельности, а именно ее характером и содержанием. Учащимся предъявляются более высокие требования, касающиеся вопросов активности и самостоятельности усвоения материала. Для глубокого понимания и освоения новой темы необходимо непрерывное развитие навыков теоретического мышления.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что подавляющее большинство старшеклассников испытывают трудности в учебе из-за несформированности навыка обобщения понятий, возникающего вследствие банального заучивания. Так как они не умеют самостоятельно работать с предложенным учебным материалом, то не могут обрабатывать материалы, поступающие из других источников [4].

В старшем школьном возрасте познавательные интересы приобретают обширный и устойчивый характер, имеющий практическую направленность. За счет сознательного отношения к учебе в старшем школьном возрасте учащиеся полностью овладевают познавательными процессами: мышлением, памятью, восприятием.

В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесного, смыслового запоминания, так как в данном возрасте логическая память преобладает над механической.

Специфическая организация учебной деятельности влечет за собой существенные изменения, касающиеся прежде всего характера мыслительной работы, и мышление школьников приобретает более активный, самостоятельный и творческий характер. По сравнению с подростковым возрастом мыслительная деятельность старшеклассника характеризуется более высоким уровнем абстрагирования и аргументирования, также активно развивается критическое мышление. С развитием мышления возрастает культура речи школьников, формируется умение правильно выражать свои мысли, усложняется структура речи, обогащается их словарный запас.

Особенности старшего школьного возраста могут оказывать благоприятное влияние на формирование научного мировоззрения с учетом правильно организованного учебного процесса.

Таким образом, из этого следует, что у учащихся старших классов в полной мере сформированы общие умственные способности, что позволяет в процессе обучения использовать методы, носящие комплексный характер.

Как известно, история развития и становления методов научного исследования корнями уходит в Античную эпоху. Одним из первых ученых принято считать Сократа [5]. Этот известный древнегреческий философ является создателем исследовательского метода под названием «сократическая беседа». Данный метод стал основой для современного метода исследования, именующегося «частично-поисковым» или «эвристическим» методом. Суть данного метода заключается в самостоятельном поиске истины и выявлении сути предмета.

Использование частично-поискового метода обучения подразумевает организацию активного поиска решения познавательных задач, которые были выдвинуты в процессе освоения какого-либо материала или самостоятельно сформулированы под руководством учителя. Следует отметить, что при этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, а не репродуктивный, как при заучивании.

Собственно сам процесс должен контролироваться учителем. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы. Особенность такого вида обучения проявляется в постепенном развитии у учащихся навыков постановки проблемы.

При этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки. На начальном этапе широко применяется эвристическая беседа: преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов по изучаемой теме, являющихся шагами к решению проблемы.

Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая различными видами анализа с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения. Задача учителя сводится к тому, чтобы направить старшеклассников в нужное русло, так как не всегда учащиеся способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Определенную часть знаний дает учитель, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или ищут пути решения поставленных проблемных заданий.

Эвристический метод обучения представляет собой организацию процесса овладения знаниями, при которой не все сведения школьникам даются в готовом виде, отчасти их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Данный метод, включенный в процесс обучения, эффективен, так как увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается уровень инициативности школьников, появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем.

В результате формируется творческий подход к решению задач, учащиеся получают возможность применять полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях. Также следует отметить, что при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе, повышается самооценка детей. Эвристический метод принятия решений дает возможность самореализации обучаемых в процессе обучения: повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Таким образом, применение вышеуказанного метода в процессе обучения способствует становлению продуктивности мыслительного процесса. Деятельность учащихся постоянно контролируется педагогом, что исключает заведомо ложные пути решения поставленной задачи. Школьники учатся не только видеть проблему, но и находить способы ее решения, собирать необходимую информацию, делать выводы из полученных данных.

Становлению научного мировоззрения также может способствовать метод научной абстракции, применение которого может быть осуществлено в рамках школьной программы.

В. И. Вернадский в лекции «О научном мировоззрении» отмечал, что «только в абстракции и в воображении, не отвечающем действительности, наука и научное мировоззрение могут довлеть сами себе, развиваться помимо участия идей и понятий, разлитых в духовной среде, созданной иным путем» [6, с. 203].

Так, абстрагирование является универсальным приемом познания, без которого невозможно представить процесс как научного, так и обыденного познания. То же касается и эмпирического и теоретического уровней исследований.

Процесс абстрагирования обладает двухуровневым характером, предполагая, с одной стороны, установление относительной самостоятельности отдельных свойств, а с другой - выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Абстрагирование как таковое - это движение мысли вглубь предмета, выделение его существенных элементов.

В живой ткани логического мышления абстракции позволяют воспроизвести более глубокую и точную картину мира, чем это можно сделать с помощью восприятия. Старшеклассники учатся отвлеченно и объективно смотреть как на свойства изучаемого явления, так и на само явление в целом. Мышление при этом постепенно приобретает черты теоретической и критической направленности.

Также приемом естественнонаучного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования. Одной из особенностей естественнонаучного познания является обобщение, как процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Так, процесс естественнонаучного познания осуществляется двумя взаимосвязанными путями: путем восхождения от конкретного, данного в восприятии и представлении, к абстракциям и путем восхождения от абстрактного к конкретному. На первом этапе наглядное представление трансформируется до тех пор, пока не примет степень абстракции, на втором же этапе мысль движется снова к конкретному знанию, но уже к совокупности многочисленных определений.

Данный метод позволяет познать сущность изучаемого явления и отразить его основные закономерности. Школьники учатся отвлеченно и объективно смотреть на изучаемое явление, что может стать первым шагом для выдвижения их собственных гипотез.

Анализ и синтез являются не менее эффективными методами в процессе обучения. Использование данных методов помогает развить некоторые особенности мышления школьников, а именно: они научатся описывать изучаемое явление, отобрав при этом характерные ему черты и свойства, смогут устанавливать причины возникновения того или иного явления и определять условия его существования, а также выявлять его взаимосвязанность с другими феноменами.

Школьники в полной мере смогут осознать многообразие закономерностей в развитии изучаемого предмета, что позволит в дальнейшем самостоятельно проследить тенденции развития того или иного объекта, а при глубоком изучении предоставленного материала возникает подлинный интерес к сопоставлению прошлого и настоящего.

Так как в старшем школьном возрасте продолжается усовершенствование умений, которые были сформированы ранее, работа по развитию мышления должна опираться на достигнутое, закреплять и углублять его. Для старшеклассников характерна высокоорганизованная умственная деятельность. Возрастает способность к более серьезному анали-тико-синтетическому восприятию фактов и явлений.

Для дальнейшего развития данной способности целесообразно использовать памятки. Создание подобной памятки помогает обобщить, систематизировать, абстрагировать знания, выделить признаки какого-либо явления, сделать определенные выводы. Для развития самостоятельности учащихся также можно дать задание самостоятельно составить подобную памятку индивидуально или в группе.

Таким образом, учащиеся должны из большого объема предоставленного материала отобрать явления, процессы, необходимые для изучения поставленного вопроса. При такой организации учебного процесса старшие школьники столкнутся с необходимостью овладения навыками работы с большим количеством источников информации (дополнительная учебная литература и интернет-ресурсы), что позволит критично относиться к информации, полученной из сомнительного источника и научиться работать с научной литературой.

Итак, использование данных методов предполагает не только работу со структурой изучаемого явления, но и изучение теоретической литературы по данной теме. Это дает возможность узнать, какие стороны проблемы недостаточно изучены и какие задачи уже решены. Данные методы развивают способность строить причинно-следственные связи, учат работать с различными источниками информации и формируют устойчивые межпредметные связи.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование научного мировоззрения ведет к сознательному процессу обучения.

2. Использование вышеуказанных методов способствует развитию критического мышления учащихся и познавательной самостоятельности.

3. Учащиеся старших классов обеспечены базой для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении.

Список литературы

1. Кон, И. С. Психология юношеского возраста [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 90 с.

2. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 304 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. - 10-е изд., пер. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

4. Сухомлинский, В. А. Избр. пед. соч. [Текст]: в 3 т. Т. 1 / В. А. Сухомлинский; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

5. Савенков, А. И. Истоки практики исследовательского обучения [Электронный ресурс] / А. И. Савенков. - Режим доступа: http://www.researcher.ru/issledovaniya/ arhiv/a_3jlzz3.html (дата обращения: 13.12.2015).

6. Вернадский, В. И. О научном мировоззрении [Текст] / В. И. Вернадский // Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / отв. ред. А. Л. Яншин. - М.: Наука, 1991. - С. 191-234.

References

1. Kon I. S. Psikhologiya yunosheskogo vozrasta. Moscow: Prosveshchenie, 1979. 90 p.

2. Krutetskiy V. A. Psikhologiya obucheniya i vospitaniya Shkolnikov. Moscow: Prosveshche-nie, 1976. 304 p.

3. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: uchebnik dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2006. 608 p.

4. Sukhomlinskiy V. A. Izbr. ped. soch.: in 3 vol. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1979. 560 p.

5. Savenkov A. I. Istoki praktiki issledovatelskogo obucheniya. Available at: http://www. researcher.ru/issledovaniya/arhiv/ a_3jlzz3.html (accessed: 13.12.2015).

6. Vernadskiy V. I. O nauchnom mirovozzrenii. In: Vernadskiy V. I. Nauchnaya mysl kak planetnoe yavlenie. Moscow: Nauka, 1991. Pp. 191-234.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.