Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неязыковой вуз / лексические и грамматические навыки / разговорная практика / овладевать словарем экономических терминов / коммуникативные навыки / профессиональный язык / герундиальные конструкции и инфинитив / тестовый формат / non-linguistic university / lexis and grammar skills / conversational practice / to master economic vocabulary / communicative skills / professional language / gerund and infinitive constructions / test format

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.О. Куликова

В статье рассматриваются многочисленные способы организации работы на семинарах в неязыковом вузе, которые могут помочь преподавателю английского языка увеличить эффективность работы на семинарах и уделить достаточное количество времени на развитие грамматических навыков студентов и обогащение их профессиональной лексики. Автор очерчивает способы, которые могут помочь студентам овладеть разговорными навыками в области делового английского языка и языка финансовой направленности. Более того, в статье рассматриваются методы, которые могут использовать преподаватели Финансового университета для того, чтобы улучшить умение студентов использовать разные грамматические обороты, герундиальные и инфинитивные конструкции, а также поупражняться в практике употребления времен английского глагола. Автор статьи анализирует способы обучать студентов выстраивать диалоги для того, чтобы совершенствовать способность использовать грамматические конструкции. Предлагаются методы, которые нацелены на обогащение узкопрофессионального словарного запаса студентов. Демонстрируются примеры грамматических упражнений, которые могут помочь студентам отработать функциональную лексику и которые используют преподаватели Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.О. Куликова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPING BACHELORS’ GRAMMAR AND LEXIS SKILLS AT THE UNIVERSITY OF FINANCE AND ECONOMICS

The article considers numerous ways of organizing work at the seminars at Non-Linguistic University which can be helpful to the teacher of English in her or his attempts to increase effectiveness of the work at the seminars and allocate the sufficient amount of time for developing students’ grammar skills and enriching their functional lexis. The author outlines the ways that may help students master their English language speaking skills in their sphere of Finance and Economics. Moreover, the author considers the methods which can be used by teachers at the Finance University in order to improve students’ ability to use various grammar patterns, infinitive and gerund constructions, as well as practice English Grammar Tenses. The author of the article analyses the ways to teach students to build dialogues in order to perfect the ability to use grammar constructions. The author of the article offers methods which are targeted at enriching students’ narrow focused vocabulary. She also demonstrates the examples of grammar exercises which may assist students to drill functional lexis and which are used by teachers at the Finance University under the Government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА»

ся дальнейшим путем к развитию необходимых педагогических навыков и знания для формирования у студентов цифровой компетентности, повышения их мотивации, вовлеченности в образовательный процесс и достижения конкретного учебного результата.

Результаты исследования могут использоваться в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, что, несомненно, составляет не только практическую, но и теоретическую ценность подобных исследований.

Библиографический список

1. Барбер М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании. Москва, 2007.

2. Allen V. Techniques in teaching vocabulary. Oxford: Oxford University Press, 1983.

3. Clark D. Does gamification play Pavlov with learners? Available at: http://donaldclarkplanb.blogspot. com/2015/04/does-gamification-play-pavlov-with. html

4. Tokarieva A. Educational digital games: from theory to practice. Guidelines for teachers. Lap Lambert Academic Publishing. 2019.

References

1. Barber M. Obuchayuschaya igra: argumenty v pol'zu revolyucii v obrazovanii. Moskva, 2007.

2. Allen V. Techniques in teaching vocabulary. Oxford: Oxford University Press, 1983.

3. Slark D. Does gamification play Pavlov with learners? Available at: http://donaldclarkplanb.blogspot. com/2015/04/does-gamification-play-pavlov-with. html

4. Tokarieva A. Educational digital games: from theory to practice. Guidelines for teachers. Lap Lambert Academic Publishing. 2019.

Статья поступила в редакцию 23.03.22

УДК 378.147

Kulikova O.O., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: olka073@yandex.ru

METHODS OF DEVELOPING BACHELORS' GRAMMAR AND LEXIS SKILLS AT THE UNIVERSITY OF FINANCE AND ECONOMICS. The article considers numerous ways of organizing work at the seminars at Non-Linguistic University which can be helpful to the teacher of English in her or his attempts to increase effectiveness of the work at the seminars and allocate the sufficient amount of time for developing students' grammar skills and enriching their functional lexis. The author outlines the ways that may help students master their English language speaking skills in their sphere of Finance and Economics. Moreover, the author considers the methods which can be used by teachers at the Finance University in order to improve students' ability to use various grammar patterns, infinitive and gerund constructions, as well as practice English Grammar Tenses. The author of the article analyses the ways to teach students to build dialogues in order to perfect the ability to use grammar constructions. The author of the article offers methods which are targeted at enriching students' narrow focused vocabulary. She also demonstrates the examples of grammar exercises which may assist students to drill functional lexis and which are used by teachers at the Finance University under the Government of the Russian Federation.

Key words: non-linguistic university, lexis and grammar skills, conversational practice, to master economic vocabulary, communicative skills, professional language, gerund and infinitive constructions, test format.

О.О. Куликова, канд. филос. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: olka073@yandex.ru

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются многочисленные способы организации работы на семинарах в неязыковом вузе, которые могут помочь преподавателю английского языка увеличить эффективность работы на семинарах и уделить достаточное количество времени на развитие грамматических навыков студентов и обогащение их профессиональной лексики. Автор очерчивает способы, которые могут помочь студентам овладеть разговорными навыками в области делового английского языка и языка финансовой направленности. Более того, в статье рассматриваются методы, которые могут использовать преподаватели Финансового университета для того, чтобы улучшить умение студентов использовать разные грамматические обороты, герундиальные и инфинитивные конструкции, а также поупражняться в практике употребления времен английского глагола. Автор статьи анализирует способы обучать студентов выстраивать диалоги для того, чтобы совершенствовать способность использовать грамматические конструкции. Предлагаются методы, которые нацелены на обогащение узкопрофессионального словарного запаса студентов. Демонстрируются примеры грамматических упражнений, которые могут помочь студентам отработать функциональную лексику и которые используют преподаватели Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Ключевые слова: неязыковой вуз, лексические и грамматические навыки, разговорная практика, овладевать словарем экономических терминов, коммуникативные навыки, профессиональный язык, герундиальные конструкции и инфинитив, тестовый формат.

В настоящее время разные аспекты изучения иностранного языка вызывают интерес преподавателей высшей школы. Специалисты в области преподавания иностранного языка узкоспециализированной направленности ведут споры о том, что может и должно служить приоритетным фактором при наполнении курса иностранного языка, необходимо ли сделать акцент на текстах по специальности, разнообразить ли материал в значительной степени разговорными отрывками, в каком объеме необходимо представить грамматический материал. Все это является спорной, актуальной проблемой и предметом дискуссий, продолжающихся в рамках научных конференций, материалы которых отражаются на страницах опубликованных сборников [1-9].

Начиная написание статьи на тему, как лучше работать над грамматическим материалом со студентами вуза, стоит задаться над вопросом: «Какие типы упражнений нужны?»

В силу того, что существует тенденция пересматривать и разнообразить учебный материал. К уже давно ставшим излюбленными типам упражнений на множественный выбор и подстановку в настоящее время стали добавлять упражнения на перефразирование, а также на соединение двух логически связанных между собой частей предложения. Помимо этого, в программу курсов преподавания иностранного языка в вузе, а также в материалы текущего и итогового контро-

ля добавляют упражнения, которые предполагают составление связного текста из разрозненных и перемешанных между собой частей.

Работа над таким видом упражнения проверяет навык студентов логически выстроить рассказ, связать предложения в единую последовательную цепь, а также умение замечать и использовать соединительные союзы и вводные слова, то есть умение видеть и находить служебные слова и определять, какую функцию они играют в предложении, какое место в тексте они должны занимать.

Целью настоящего исследования является стремление проанализировать подходы к преподаванию лексики и грамматики на семинарах по изучению английского языка в экономическом вузе, а также проиллюстрировать, какие виды упражнений являются наиболее популярными и востребованными. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

1) перечислить виды упражнений, которые используют преподаватели неязыкового вуза с целью повысить языковую грамотность студентов;

2) проиллюстрировать, насколько важно сочетать разные виды упражнений на лексику и на грамматику;

3) на примерах определенного диапазона тем финансовой направленности показать уместные и актуальные виды упражнений, часто используемые на семинарах в финансово-экономическом вузе.

Настоящее исследование представляется актуальным в силу ряда причин. Во-первых, актуальность темы обоснована стремлением преподавателей расширить и разнообразить спектр лексико-грамматических упражнений и сделать процесс работы над лексическими оборотами иностранного языка в вузе более динамичным, увлекательным и плодотворным. Во-вторых, организовать процесс усвоения лексических единиц и грамматических оборотов таким образом, который позволит повысить степень заинтересованности и увлеченности студентов, а также поднимет уровень мотивации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в статье проанализирован опыт работы преподавателей финансово-экономического вуза над лек-сико-грамматическими упражнениями на семинарах со студентами 1-3 курсов обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты можно использовать на занятиях по изучению иностранного языка в неязыковом вузе.

Теоретическая значимость работы заключается в специфике организации семинаров на основе принципа преемственности, постепенного повышения уровня сложности и согласованности материала семинаров по изучению иностранного языка с тематикой специализированного материала, ранее усвоенного на лекциях и семинарах по основным дисциплинам.

Обычно работа над совершенствованием навыков говорения на иностранном языке со студентами вуза начинается со знакомства с текстовым матери-

алом по тематике изучения, поскольку готовность к процессу говорения предполагает усвоение определенного минимума лексических единиц, необходимых для построения речевых фрагментов. Отработка навыков грамматики в неязыковом вузе тоже предполагает работу с языковым материалом той или иной направленности, связанной со спецификой приобретаемой в высшем заведении профессии. В связи с этим и грамматические упражнения будут разработаны и подобраны с учетом лексики, отобранной для изучения, т.е., как можно увидеть из всего сказанного выше, работе над теми или иными аспектами грамматики предшествует работа над лексическим материалом.

В материалах на отработку времен английского глагола в разделе учебного пособия могут быть представлены следующие упражнения:

Task 1. Choose the right variant.

1. The manager has tried/ has been trying to find the file under Bills of Lading concerning consigned motor vessel «Alma», date of clearance Melilla Docks, 16th September for 3 hours.

2. Tan has been saving / has saved nearly two thousand dollars so far this year.

3. Something has happened/ has been happening to their shipping agent in Rome. They can't locate him.

4. They have looked / have been looking for shipping documents for half an hour yet.

5. Their marketing manager has been studying / has studied the relative demand for office furniture for 2 weeks and now they are ready to conduct negotiations.

Из данного перечня предложений, идентичных тем, которые могут быть включены в упражнения на отработку и проверку знаний студентов первого курса экономического вуза, мы видим, что основное внимание уделено закреплению

Библиографический список

времен английского глагола. Сосредоточив внимание на подборе упражнений, способствующих повышению языковых навыков построения грамматически правильных отрывков речи, нельзя не остановиться на таком аспекте, как обогащение лексического запаса студентов и не проиллюстрировать приемы работы с вокабуляром, практикуемые преподавателями на семинарах в неязыковом вузе. Стоит начать с того, чтобы в качестве иллюстрации одного из упражнений на лексику показать одно из упражнений, которое практикуют преподаватели вуза.

Read the text. Choose the grammatically correct variant from A, B, C, or D for each question 21-30 and mark one letter.

Nominal GDP (that is, GDP measured at current prices) increases over time because of increases in prices (inflation) and increases in real output (real GDP growth). This sub-section ... (1) ... some intuition on how to split nominal GDP growth into these two components. It helps to think about what real GDP is. It is an index of the quantity of goods and services ...

(2) ... in a given period of time - a measure that ...

(3) . the number of tomatoes, haircuts, tractors, and so on. The level of real GDP is difficult to interpret on its own - what does an aggregate of tomatoes and haircuts mean? — but it is useful for measuring changes in production over time. A key question, then, is how changes in the production of the different goods and services ...

(4) .This would not matter if the number of every good and service produced increased by the same amount from one year to the next - say, the economy produced 3% more of everything in year 2 than in year 1.

Table 1

Формирование лексических и грамматических навыков у студентов неязыкового вуза происходит постепенно на протяжении нескольких лет обучения по курсу «Иностранный язык в профессиональной сфере» или «Деловой иностранный язык». Работа на семинарах по изучению иностранного языка предполагает в большей степени работу над лексикой профессиональной направленности, но поскольку при изучении иностранного языка специальности невозможно полностью исключить общую разговорную лексику, студенты также стараются развить навыки общеразговорной практики общения на иностранном языке.

Происходит это в процессе работы над кейсами и ролевыми играми, когда студенты выполняют поставленную задачу - проанализировать и рассказать, какой путь составления бюджета мог бы считаться приемлемым для них или, например, рассмотреть возможные способы построения разговора с менеджером магазина и обосновать необходимость оформить возврат товара. Тем самым студенты тренируют употребление лексики экономической и деловой окраски.

Таким образом, на основе изучения опыт преподавания иностранного языка в неязыковом вузе [6-9] можно еще раз подчеркнуть пользу ролевой игры для практики устной речи, отработки грамматических конструкций. Поставленная цель по выявлению типов и видов упражнений на тренировку грамматических категорий и лексических единиц иностранного языка успешна решена.

Результаты исследования могут содействовать дальнейшему изучению лексики и грамматики иностранного языка в вузе финансово-экономического профиля, расширению диапазона упражнений, используемых на семинарах по изучению делового и финансово-экономического иностранного языка, что, несомненно, составляет не только практическую, но и теоретическую ценность подобных исследований.

A B C D

1. is offering has been offered is offered offers

2. produced should have been produced had been produced produces

3. is aggregating are being aggregated aggregates will be aggregated

4. will aggregate are aggregated has been aggregated has to be aggregated

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Москва: Наука, 2011.

3. Жукова Н.А. Формирование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3: 527 - 528.

4. Казанцева С.Ю., Пореченкова Е.А. Формирование грамматических навыков речи на основе коммуникативной методики обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015; № 1: 20 - 28.

5. Овчинникова Н.И. Современные тенденции в обучении грамматической стороне иноязычной речи. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012; № 12: 194 - 195.

6. Соколова Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 245 - 247.

7. Куликова О.О. Целесообразность использования кейсовых технологий в работе над лексикой английского языка на семинарах в финансово-экономическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 3 (88): 290 - 292.

8. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

9. Гусева Н.В. Особенности педагогической диагностики при обучении английскому языку студентов юридического факультета. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 87 - 89.

References

1. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika i metodika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

2. Bondarko A.V. Principy funkcional'noj grammatiki i voprosy aspektologii. Moskva: Nauka, 2011.

3. Zhukova N.A. Formirovanie inoyazychnoj grammaticheskoj kompetencii studentov neyazykovogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3: 527 - 528.

4. Kazanceva S.Yu., Porechenkova E.A. Formirovanie grammaticheskih navykov rechi na osnove kommunikativnoj metodiki obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2015; № 1: 20 - 28.

5. Ovchinnikova N.I. Sovremennye tendencii v obuchenii grammaticheskoj storone inoyazychnoj rechi. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2012; № 12: 194 - 195.

6. Sokolova N.I. Analiz ispol'zovaniya otkrytyh 'elektronnyh resursov v prepodavanii inostrannogo yazyka u studentov 'ekonomicheskih special'nostej vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 245 - 247.

7. Kulikova O.O. Celesoobraznost' ispol'zovaniya kejsovyh tehnologij v rabote nad leksikoj anglijskogo yazyka na seminarah v finansovo-'ekonomicheskom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 3 (88): 290 - 292.

8. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie tvorcheskogo potenciala buduschih 'ekonomistov s pomosch'yu sovremennyh tehnologij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 316 - 318.

9. Guseva N.V. Osobennosti pedagogicheskoj diagnostiki pri obuchenii anglijskomu yazyku studentov yuridicheskogo fakul'teta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 87 - 89.

Статья поступила в редакцию 27.03.22

УДК 378

Mustafayeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia), E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

Gaidarova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia), E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

PERSONAL VALUE ORIENTATIONS AND WAYS TO FORM THEM IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article discusses the main possibilities that allow for the effective formation of value orientations in the conditions of modern socio-cultural educational environment. Immediately before starting a conversation about the main subject, the main views of researchers on the problem of defining the term "value orientations" and their formation role in the competitive post-industrial society member developing process are examined. Next, the structure of personality value orientations is studied. After that, the main features of the socio-cultural educational environment organization and its levels are highlighted. The process of developing value orientations within such an environment is studied. Its significance is proved from the point of view of the value orientations formation at the present development stage of the Russian society.

Key words: value orientations, socio-cultural educational environment, social activity of the individual, social interaction, moral norms of behavior.

А.Р. Мустафаева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала,

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

Л.И. Гайдарова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала,

E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В настоящей статье рассматриваются основные возможности, позволяющие осуществлять эффективное формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях современной социокультурной образовательной среды. Непосредственно перед началом разговора об основном предмете приводятся взгляды исследователей на проблему определения термина «ценностные ориентации» и роли их формирования в процессе развития личности, конкурентоспособной в условиях постиндустриального общества. Далее изучается структура ценностных ориентаций личности; освещаются основные особенности организации социокультурной образовательной среды, её уровни. Подвергается изучению процесс развития ценностных ориентаций индивида в рамках такой среды. Доказывается её значимость с точки зрения формирования ценностных ориентаций учащихся на современном этапе развития российского социума.

Ключевые слова: ценностные ориентации, социокультурная образовательная среды, социальная деятельность личности, социальное взаимодействие, морально-нравственные нормы поведения.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, состоит в том, что в условиях перехода к постиндустриальному обществу неизбежно должны измениться его требования к своим членам. Непредсказуемая динамика экономических, социальных и культурных процессов делает наиболее значимыми характеристиками личности высокую степень социальной мобильности, а также готовность к образованию на протяжении всей своей жизни [1-4].

В свою очередь, немаловажным аспектом развития такой личности является формирование у неё системы устойчивых ценностных ориентаций [4-7]. Исследованию особенностей данного процесса в условиях современной социокультурной образовательной среды посвящена настоящая статья.

Цель работы заключается в исследовании сущности феномена ценностных ориентаций личности и основных возможностей, существующих для их формирования в современной социокультурной образовательной среде.

С целью коррелируются следующие задачи:

- рассмотреть существующие взгляды учёных на проблему определения термина «ценностные ориентации» и роли их формирования в процессе развития личности, конкурентоспособной в условиях постиндустриального общества;

- изучить структуру ценностных ориентаций личности;

- осветить основные особенности организации социокультурной образовательной среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исследовать процесс развития ценностных ориентации учащихся в рамках подобной среды.

Методы исследования: анализ специальной литературы, посвящённой различным вопросам, связанным с сущностными характеристиками и структурой ценностных ориентаций личности, а равно возможностями их формирования в современной социокультурной образовательной среде.

Научная новизна статьи определяется выявлением возможностей для развития ценностных ориентаций учащихся, существующих в рамках социокультурной образовательной среды.

Теоретическая значимость работы отражается в расширении знаний о возможностях, предоставляемых современной социокультурной образовательной средой для развития ценностных ориентаций учащихся.

Практическая значимость представлена через конкретизацию наиболее значимых аспектов влияния социокультурной образовательной среды на формирование системы ценностных ориентаций личности.

Процесс развития ценностных ориентаций личности обычно рассматривается исследователями в следующих аспектах:

- психолого-педагогический;

- социально-психологический;

- философский.

По всей видимости, в российской науке наибольшее раскрытие феномен ценностных ориентаций личности получил в трудах психологов (табл. 1).

Таблица 1

Воззрения отечественных психологов на проблему определения сущностной структуры ценностных ориентаций

№ Исследователь Его взгляд на структуру ценностных ориентаций и источник их формирования

1. Л.С. Выготский Ценностные ориентации - глубоко личностный фактор поведения. Они формируются вследствие преобразования практических действий индивида, первоначально осуществляющихся во внешней форме, во внутреннюю мыслительную деятельность [8, с. 150]

2. В.П. Зинченко Формирование ценностных ориентаций является результатом обращения каждого народа к собственному историческому опыту, осознания им значимости собственных традиций [9, с. 10]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.