БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Б ы с т р о в В.А., Г р е к о в а Н.Ю., Т р е -г у б о в а О.Г. Инновации, качество и конкурентность упрочнения сменного металлургического оборудования // Экономические исследования: монография / Под ред. О.И. Кирикова, В.А. Быстрова.- Книга 12. -Воронеж: изд. ВГПУ, 2007. - 653 с. (С. 502
- 531).
2. Б ы с т р о в В.А., Н о в и к о в Н.И., Л у -б я н о й Д.А. Экономическая эффективность инноваций, направленных на повышение долговечности сменного металлургического оборудования: монография // Современное предпринимательство / Под общ. ред. О.И. Кирикова. Книга 18. - Воронеж: изд. ВГПУ, 2007. - 320 с.
3. Б ы с т р о в В.А., В е р ё в к и н В.И. Электрошлаковые технологии упрочнения КМ деталей металлургического оборудования // Изв. вуз. Черная металлургия. 2005. № 6. С. 28 - 32.
4. В е р ё в к и н В.И., А т а в и н Т.А., Б ы с т р о в В.А. Оптимизация процесса
ЭШЛ биметаллических прокатных валков / // Вестник РАЕН (ЗСО). 2008. № 10. С. 126
- 128.
5. Б ы с т р о в В.А., Н о в и к о в Н.И., П о д ъ я п о л ь с к и й Д.В. Эффективность инновационных решений в промышленности: монография / Отв. ред. В.В. Титов, В.А. Быстров. - Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2011. - 412 с.
6. Пат. 2183530 Россия, МКИ7 Б22Б 19/16. Устройство для изготовления биметаллических валков прокатного стана / В.А. Быстров, В.И. Верёвкин. Заявл. 13.11.2000. Опубл. 20.06.2002 // Бюллетень изобретений. 2002. № 17.
7. Пат. 2281186. Россия, МПК В22Б 19/16. Способ изготовления биметаллических прокатных валков /В.И. Верёвкин, В.А. Быстров, Т.А. Атавин. Заявл. 01.11.04. Опубл. 10.08.2007 // Бюллетень изобретений. 2007. № 22.
© 2012 г. В.А. Быстров, Н.Ю. Грекова,
О.Г. Трегубова Поступила 15 мая 2012 г.
УДК 378.014.543
2012 г. Э.В. Перевалова
Сибирский государственный индустриальный университет
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В настоящее время в условиях трансформации системы образования и, соответственно, изменения условий финансирования многие бюджетные учреждения, как и коммерческие предприятия, должны самостоятельно заботиться о своем развитии. Внебюджетная деятельность организаций является источником финансовых ресурсов, позволяющих им качественно исполнять свою уставную деятельность и осуществлять стратегию развития, обеспечивая высокое качество услуг, достойную заработную плату всех сотрудников учреждения и материально-техническое оснащение. Разрабатываемые нормативные документы по определению методов планирования, ценообразованию на предоставляемые услуги имеют общий характер и не учитывают сложность интеграции финансовых потоков всех структурных подразделений, структурные и
функциональные характеристики учебного заведения, его конкурентоспособность, а также климатические особенности, демографическую ситуацию региона и платежеспособность его населения. Возникла необходимость создания новых методов планирования, управления финансовыми потоками организации, в том числе планирования расходов и контроля целевого использования дохода от ведения предпринимательской деятельности вузов, формирования себестоимости оказываемых услуг и расчета необходимого объема финансирования вузов.
Основная задача руководства всех служб организации - правильно построить процесс управления информационными и финансовыми потоками, организовать контроль за исполнением бюджета, так как от этого зависит эффективная работа учреждения как единого це-
лого и устойчивое положение на рынке образовательных услуг. Эффективное бюджетирование способствует:
- повышению финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;
- повышению эффективности использования имеющихся в распоряжении организации и ее структурных подразделений материальнотехнических и финансовых ресурсов;
- созданию возможности для оценки принятия решений в реализации новых видов предпринимательской деятельности, которыми собирается заняться в будущем организация;
- более точному определению направлений инвестиционной политики;
- укреплению финансовой дисциплины и стимулированию более эффективной работы всех сотрудников структурных подразделений организации.
До вступления в силу Федерального закона ФЗ № 83 от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» основными документами управления финансовыми потоками по видам деятельности учреждения являлись сметы доходов и расходов, утверждаемые главными распределителями бюджетных средств. В соответствии с утвержденной сметой учреждению предоставляется в безвозвратном порядке бюджетные средства на осуществление и развитие уставной деятельности.
Доведенный объем финансовых средств до получателя должен быть использован по направлениям статей расходования, указанных в смете. На основании утвержденных смет органы Федерального казначейства, в которых открыты лицевые счета по учету бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности, санкционируют расходы образовательных учреждений по источникам финансирования. При отсутствии утвержденной сметы учреждение не вправе вести расходы по своей финансово-хозяйственной деятельности. Однако сметное финансирование бюджетных учреждений ориентировано не на потребителя, а на содержание сети учреждений. Именно такое положение приводит к неэффективности бюджетных расходов и должно быть пересмотрено, поэтому ФЗ № 83 от 8 мая 2010 г. была поставлена задача - осуществить перевод до 01.01.2012 г. значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирований за
счет субсидий. Новая форма финансирования в виде субсидий осуществляется по установленным государственным заданиям на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления. Помимо увеличения качества образовательных услуг, такая форма финансирования способствует расширению самостоятельности использования средств, полученных из бюджета, что позволяет в совокупности с другими источниками финансирования оптимально использовать полученный доход.
Бюджетная услуга становится одним из важнейших элементов планирования. На оказание услуги бюджетным учреждением устанавливается государственный заказ. Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения. Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и объем государственной услуги, а также порядок ее оказания (выполнения). Выделенный объем субсидии равен совокупным затратам на оказание бюджетной услуги согласно государственного заказа.
Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники: данные бухгалтерской отчетности и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год); договоры (контракты), заключаемые с потребителями и поставщиками материальных ресурсов и услуг; прогнозные расчеты объема предоставляемых услуг исходя из заказов, прогноза спроса, уровня цен и других условий рыночной конъюнктуры; нормативно-законодательная база; утвержденная учетная политика.
В настоящее время вузами в той или иной степени используются все основные методы бюджетирования: нормативный, нормативноподушевой, затратный, на основе статистического анализа ретроспективных данных, метод опроса руководителей структурных подразделений (центров ответственности), комбинированный метод.
Затратный метод базируется на расчете себестоимости оказываемой услуги. Плановый доход определяется на основе фактических данных бухгалтерской отчетности с поправкой на уровень инфляции. Использование этого метода исключает требование к росту качества оказываемых услуг, развитие материальнотехнической базы и информационный прогресс.
Нормативно-подушевой метод подразумевает расчет и определение норматива бюджетной услуги. Совокупный доход рассчитывает-
ся как произведение норматива бюджетной услуги на количество оказываемых услуг. Он предусматривает возмещение расходов организации на оказание стандартных услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам. Однако этот метод не учитывает количественные изменения нормативных затрат и специфики деятельности учреждения.
Нормативный метод является одной из основ системы бюджетного планирования. Основным его достоинством является точность и объективность. Он позволяет достоверно учесть реалии бюджетной системы, ее параметры и в том числе региональные особенности. Бюджетные нормативы позволяют не только определить объем финансирования, который должен быть заложен в годовом бюджете для каждой организации или учреждения, но и контролировать минимальный объем расходов на конкретные виды услуг в ходе исполнения бюджета. Установленные нормативы являются средствами оперативного контроля и контроля за уровнем издержек.
Министерством финансов Российской Федерации приказом № 137н/527 от 29 октября 2010 г. и приказом № 105н от 22 октября 2009 г. утверждены методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений. В рекомендациях приведены методы определения нормативных затрат: нормативный, структурный, экспертный, сметный, проектный.
Нормативный метод применяется в случае наличия утвержденных нормативов затрат, выраженных в натуральных показателях, в том числе нормативов питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, норм потребления расходных материалов, нормативов затрат рабочего времени, объемов снижения потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иных натуральных параметров оказания услуги. Натуральные нормативы затрат могут быть самостоятельно установлены учреждением и утверждены локальными документами.
Структурный метод предполагает определение нормативных затрат соответствующей группы затрат пропорционально выбранному основанию (например, затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, участвующего непосредственно в оказании государственной услуги; численности этого персонала; площади помещения, ис-
пользуемого для оказания государственной услуги и др.).
При использовании экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются на основании экспертной оценки (например, оценки доли группы затрат (в частности, трудозатрат) в общем объеме затрат, необходимых для оказания государственной услуги и др.).
При сметном методе определение нормативных затрат осуществляется на основе детализированной сметы выполняемых работ.
Использование проектного метода осуществляется как на основе общей суммы затрат на реализацию выполняемых работ, так и с разбивкой по укрупненным статьям расходов.
При определении нормативных затрат на оказание государственной услуги бюджетным учреждением учитываются: нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги; нормативные затраты на общехозяйственные нужды за исключением затрат на содержание имущества; нормативные затраты на содержание имущества.
Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства финансов № 105н от 22 октября 2009 г., определен перечень и порядок расчета нормативных затрат. Согласно методическим рекомендациям, в состав расчетно-нормативных затрат включаются:
1. Норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
2. Норматив затрат на приобретение расходных материалов;
3. Норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества;
4. Норматив затрат на общехозяйственные нужды.
Первый норматив определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 583 от 5 августа 2008 г.
Норматив затрат на приобретение оборудования, инвентаря, печатной продукции отражает величину затрат на одного студента.
Второй норматив включает в себя затраты на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания образовательной услуги, например, объем средств на материалы для учебных целей рассчитывается исходя из норматива затрат на одного студента (руб/студент); на приобретение мягкого инвентаря для общежитий используется норматив затрат на одно место (руб/место); на приобретение специальной одежды определяется количеством экземпляров в год и сроком эксплуатации (руб-шт./год).
Третий норматив затрат рекомендуется определять исходя из норматива потребления коммунальных услуг, который определяется на основании статистического анализа показателей прошлых периодов с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения и размера тарифа коммунальных услуг, установленного на соответствующий финансовый год. Указанный норматив может включать в себя нормативы затрат: на холодное водоснабжение и водоотведение, на горячее водоснабжение, на отопление, на электроснабжение.
Руководствуясь методическими рекомендациями при определении затрат на содержание недвижимого имущества, необходимо учитывать в расчетах коэффициенты, характеризующие доли затрат холодного водоснабжения и водоотведения, горячего водоснабжения, потребления тепловой и электрической энергии. Эти коэффициенты строго определены и являются постоянными, что не всегда оправдано, так как необходимо учитывать мощность эксплуатируемого оборудования.
Четвертый норматив включает в себя следующие нормативы затрат: на приобретение услуг связи (в том числе затраты на внутригородскую, междугороднюю, международную
связь); на приобретение транспортных услуг; на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда для вспомогательного, технического, административно-управленческого и т. п. персонала; прочие нормативы затрат, влияющие на стоимость оказания образовательной услуги.
Норматив затрат на выполнение ремонтных работ здания определятся исходя из нормативов затрат на 1 м3 объема здания, норматив ремонта оборудования определяется в процентах от балансовой стоимости.
Каждый из методов бюджетирования при их использовании образовательным учреждением имеет достоинства и недостатки, которые приведены в таблице. При рассмотрении недостатков нормативного метода как наиболее распространенного можно констатировать, что устранить эти недостатки возможно, применив другие методы планирования затрат. Первый и второй недостатки можно избежать, применив метод опроса руководителей структурных подразделений, так как только руководитель и участники программы знают все тонкости процесса обучения студентов по данной специальности. При использовании метода опроса руководителей структурных подразделений необходимо составлять планы мероприятий на
Сравнение методов бюджетирования в образовательных учреждениях
Методы бюджетирования Достоинства Недостатки
Затратный Удобство в расчетах и поиске исход- Исключает требование к росту качества оказываемых услуг, информационному
ных данных развитию и МТБ
Нормативно-
подушевой
Удобство в расчетах при наличии стандартов, которые подробно описывают качественные характеристики оказываемых услуг и условия их оказания
Не учитывает количественные изменения нормативных затрат и специфических особенностей учреждения. Требует нормативно-правовые акты по определению стандартов на оказание услуги как качественных, так и количественных
Нормативный
Точность и объективность. Учитывает региональные особенности. Является средством оперативного контроля за уровнем издержек
Невозможность обеспечения роста качества предоставляемых услуг, отсутствие индивидуального подхода к потребителям услуг, необъективность планирования расходов на общехозяйственные нужды
Опроса руководителей центров ответственности
Статистического анализа ретроспективных данных
Учитывает специфику деятельности подразделений учреждения, ее динамику и рост качества услуг
Учитывает закономерности развития организации и устойчивость внешнеэкономических связей
Возможно негативное влияние фактора экономической неграмотности руководителей центров ответственности
Трудоемкость сбора, обработки данных и экономического анализа. Требует высокий профессионализм работников
Комбинированный Оптимальный. Совмещает все достоинства и нивелирует недостатки других методов
будущий год с указанием всех затрат. Метод на основе статистического анализа ретроспективных данных устраняет третий недостаток нормативного метода планирования. Этот метод основывается на ежемесячном, ежеквартальном, а также годовом аналитическом учете затрат по смете доходов и расходов образовательного учреждения. Только с помощью этого метода можно получить точную картину затрат на содержание имущества (расходы по коммунальным услугам, командировочные расходы, затраты на обслуживание и ремонт оборудования и прочего имущества, затраты на обеспечение порядка, уборку территории и т.д.).
Учесть все варианты расчета величин каждой статьи расходной части сметы и выбрать оптимальный вариант позволяет комбинированный метод.
Выводы. При бюджетировании целесообразно применять комбинированный метод, который позволяет осуществлять расчет финансирования различных статей разными методами на основе необходимых критериев эффективности (величина затрат, качество, нормы и др.).
© 2012 г. Э.В. Перевалова Поступила 21 мая 2012 г.