Научная статья на тему 'Методы экологически безопасного использования земельных ресурсов в условиях мелиорации'

Методы экологически безопасного использования земельных ресурсов в условиях мелиорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДА / МЕТОД / МЕЛИОРАЦИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александровская Людмила Анатольевна

В предлагаемой статье автором рассмотрены некоторые методы экологически безопасного использования земельных ресурсов в условиях мелиорации и даны предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александровская Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы экологически безопасного использования земельных ресурсов в условиях мелиорации»

УДК 519.905

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ МЕЛИОРАЦИИ

Л.А. Александровская

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Коршунова,

филиал ДонГА У.

В предлагаемой статье автором рассмотрены некоторые методы экологически безопасного использования земельных ресурсов в условиях мелиорации и даны предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: экология; природа; метод; мелиорация; использование.

In the author offered article some methods of ecologically safe use of land resources in the conditions of melioration are considered and offers on their improvement are given.

Key words: ecology; nature; method; melioration; use.

В связи с относительной новизной и нераспространенностью эколого-экономической составляющей в исследованиях мелиорации земель автор считает необходимым уточнение экзогенных и эндогенных факторов ее формирования, а также экономических механизмов ее воздействия на процесс воспроизводства продуктивности земель сельскохозяйственного назначения. Это предполагает, по мнению автора, выявление историко-экономических основ развития теории мелиорации как составляющей системного природопользования.

В настоящий момент в стране сложилась противоречивая ситуация, когда настоящий дефицит продовольствия сопровождается резким спадом сельскохозяйственного производства с одновременным выводом из активного землепользования значительных площадей, в том числе мелиорированных земель.

Обществу навязывается мнение, что сельскохозяйственное производство в РФ изначально убыточно и для госбюджета является «черной дырой», поглощающей огромные средства. Однако при всех условиях Россия должна обеспечивать свою продовольственную безопасность и, кроме того, расчеты показывают, что при определенных условиях сельскохозяйственное производство может быть рентабельным и за счет поступлений от налоговых сборов всех видов на производство и реализацию сельхозпродукции значительно перекрывать дотации, выделяемые на его поддержку.

Существующее положение в мелиоративной подотрасли следует оценить как неудовлетворительное: прогрессирует снижение мелиорируемых площадей, ухудшение их мелиоративного и технического состояния, падение почвенного плодородия, сокращение продуктивности и снижение валового производства, разрушение производственных баз. За счет несоблюдения агротехнологий, снижения вносимых доз удобрений до малых, чисто символических значений, применения в весьма ограниченных количествах средств защиты растений и борьбы с сорной растительностью, использования посевного и посадочного материала невысокой кондиции, несоблюдения научно обоснованных севооборотов произошло резкое снижение продуктивности мелиорированного гектара.

Проблемы использования мелиорированных земель — одни из самых неразрешенных и острых с политической, социальной, экономической точек зрения, а в последнее время они обострились в связи с катастрофическим экологическим состоянием земельных ресурсов.

Рассматривая мелиорацию земель, в том числе и химическую мелиорацию, с экологической стороны, на наш взгляд, необходимо выделять ее из общего комплекса

аграрно-экономических исследований. Такое вычленение обусловлено необходимостью разработки концептуальных аспектов социально-эколого-экономической направленности исследований аграрного землепользования в условиях орошения.

Не только мелиорируемые земли, а в целом большие площади сельхозугодий и пашни нуждаются в проведении водных, лесных и химических мелиорации, 12,4 % их площадей сильно засолены и солонцеватые. Каждый четвертый гектар пашни и каждый десятый гектар сельхозугодий подвергается водной эрозии почв. Свыше 3200 тыс. га сельхозугодий, в том числе 2337 тыс. га пашни, или, соответственно, 38% и 39% подвержены ветровой эрозии. Имеются в небольших масштабах заболоченные и переувлажненные земли. Растут площади мочаристых почв как результат негативных антропогенных процессов, способствующих очаговому переувлажнению почв склонов. Отсюда возникает настоятельная необходимость мелиорации земель на каждом втором гектаре в севообороте, направленной на улучшение агроэкологического состояния почв.

Явное отставание методологического обеспечения данной проблемы, наличие различных точек зрения негативно сказываются на всем процессе преобразования земельных отношений, состоянии их законодательной базы, ведут к поспешным действиям или, наоборот, отставанию в проведении необходимых практических мер по экологически безопасному использованию мелиорируемых земель.

Экологические аспекты земельных отношений, как составная часть всей системы экономических и социальных отношений, представляют собой взаимодействие между органами власти, юридическими и частными лицами, возникающее по поводу распределения, использования и охраны земель с учетом экологических исследований для воспроизводства земельных ресурсов.

Суть проблемы доминирования социально-экологического подхода состоит в обосновании этих отношений, выявлении роли и места их главного источника и субъекта — человека в его взаимодействии с главным средством производства — землей. Это определяет всю систему аграрных отношений, специфический характер антропогенного воздействия на воспроизводственный процесс земель, выявление ущерба от истощающего режима землепользования.

И в этом смысле, проводимая ныне экономическая реформа представляет собой длительный и сложный процесс, что требует всестороннего обоснования подходов к учету социально-экологических факторов мелиорации, как в теоретическом плане, так и по конкретным направлениям становления земельных отношений.

Для адаптации мелиорации к объективным условиям природной среды, мы полагаем необходимо базироваться на использовании принципов, выделенных Голубевым А.В.:

- конечная выгода для сельскохозяйственного предприятия учета не только экономических моментов, но и социально-экологических требований.

- определение приоритетных направлений, развитие которых не ущемляет коренные интересы экономики, природной и социальной среды;

- нахождение допустимого компромисса между требованиями этих сфер, который может принести наибольший для реализации возможностей эффект;

- возможность долговременного и устойчивого развития только при условии соблюдения экологических, экономических и социальных законов.

Отмеченное, в определенной степени, не выполняется вследствие отсутствия четкой государственной политики в области мелиорации земель. На сегодняшний день, к сожалению, сформировано негативное общественное отношение к мелиорации, как к чему-то мало эффективному, надуманному, без которого может развиваться экономика Российской Федерации. Мировая история, опыт развития передовых стран свидетельствует, что высокая эффективность сельскохозяйственного производства достигается только с применением различных видов мелиорации.

Анализ динамики площади орошаемых сельскохозяйственных угодий Российской Федерации показал, что, начиная с 1991 года, происходит ежегодное их сокращение. В целом по Российской Федерации с 1993 по 1997 годы (по сравнению с 1980 - 1992 гг.) мелиорируемые сельскохозяйственные угодья сократились на 648, 8 тыс. га (11, 4 %). В Северо-Кавказском регионе мелиорируемые земли за этот же период сократились на 155 тыс. га (8, 3 %), в Ростовской области соответственно на 70 тыс. га (17, 1 %).

Из общей площади сельскохозяйственных угодий по различным причинам ежегодно не поливается 35-55 % орошаемых земель. На орошаемых землях Российской Федерации произошло существенное сокращение посевных площадей (на 24 %), значительно изменилась их структура.

Сократился удельный вес наиболее ценных для орошаемого земледелия культур: риса

— с 5, 8 до 4, 3 %, картофеля и овощебахчевых культур—с 5, 3 до 4, 6 %, кормовой группы

— с 62, 5 до 53 %. С 1990 по 2000гг площади осушенных сельхозугодий в Российской Федерации сокращались на 427 тыс. га или на 8, 4 %.

В течение минувшего десятилетия произошел спад валовых сборов, который по отношению к 1991г., в среднем, составил по основные культурам на орошаемых землях — 40 %, на осушенных — 35 %, а по отношению к 1986 г — 57 и 56 % соответственно.

Однако следует отметить, что урожайность основных сельскохозяйственных культур на мелиорируемых землях значительно превышает урожайность с богарных. Известно, что внесение удобрений на богарных землях в засушливые годы не может предотвратить резкого снижения урожайности. В то же время урожайность сельскохозяйственных культур на мелиорируемых землях растет в прямой зависимости от норм внесения удобрений и повышения уровня агротехники достаточно стабильно, и при этом затраты на удобрения многократно окупаются.

В социально-экономическом аспекте повышение отдачи мелиорированного гектара, даже за счет использования оборотных средств (на первом этапе), позволит существенно увеличить налогооблагаемую базу и создать дополнительные рабочие места.

На наш взгляд, развитие мелиорации земель должно проходить в три этапа: сохранение, восстановление и расширение мелиорированных земель.

На первом этапе необходимо выделение государством бюджетных средств для сохранения и поддержания имеющихся мелиорированных земель (в первую очередь орошаемых и осушаемых) в удовлетворительном состоянии, во избежание повторных, значительно больших капвложений на их восстановление.

Весьма важно на этом этапе, наряду с сохранением существующих объектов, восстановить доверие к мелиорации земель, путем продуманной направленной работы показать ее действительную эффективность, заложить основу будущего развития.

Проведенные нами расчеты показали, что на первом этапе вывода мелиорации земель из кризиса можно только за счет соблюдения уже отработанных и апробированных технологий возделывания сельскохозяйственных культур без значительных капитальных вложений увеличить продуктивность мелиорируемого гектара в 2-3 раза.

Пропорционально со стоимостным выходом продукции растут и поступления в бюджет только за счет НДС. А если рассмотреть цепочку «переработка-реализация», то эти поступления в бюджет утраиваются.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, продавая свою продукцию, не имеют возможности диктовать свои цены. Потребляемые ими ресурсы они обычно покупают в отраслях, которые обладают значительной рыночной властью. В частности, большинство фирм, в которых аграрники покупают удобрения, сельскохозяйственную технику, энергоносители и т. д. имеют возможность контролировать цены на эти товары. А это значит, что, внося значительный вклад в экономическое развитие страны, сельское хозяйство вынуждено нести непропорциональную долю затрат.

Изложенные обстоятельства обуславливают необходимость государственной помощи сельскому хозяйству, в том числе и мелиорации.

Хотя содержание и достоинства этих аргументов могут быть подвергнуты критике, нельзя отрицать, что должен существовать тщательно разработанный и очевидно дорогостоящий набор политических и экономических мер, направленных на субсидирование сельского хозяйства и, в частности, производство сельскохозяйственной продукции на мелиорируемых землях.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях должна осуществляться за счет средств как федерального, так и регионального уровня. Необходимым условием государственной поддержки является соблюдение определенных принципов. В качестве таких принципов может быть: адресность, прозрачность и понятность государственной поддержки для производителей сельскохозяйственной продукции на мелиорируемых землях.

Инструментами государственной финансово-кредитной политики на современном этапе могут быть:

- прямая бюджетная государственная поддержка государственных мелиоративных объектов, выплачиваемая в виде компенсаций на их содержание и текущий ремонт;

- безвозвратные государственные капитальные вложения, являющиеся инвестициями государства в принадлежащие ему мелиоративные объекты;

- краткосрочные и долгосрочные кредиты на льготных условиях для производителей сельскохозяйственной продукции на ранее мелиорированных землях;

- товарные краткосрочные (гсм, электроэнергия, минеральные удобрения и другие ресурсы) и долгосрочные (лизинговые операции) кредиты для производителей сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях.

В целях обеспечения комплекса мероприятий по государственной поддержке мелиорации в России и усилению заинтересованности в этом землепользователей может быть разработан порядок образования и использования специального федерального бюджетного фонда средств повышения плодородия мелиорируемых земель Российской Федерации (фонд «Плодородие»).

Земельный фонд России — один из крупнейших в мире и насчитывает 1709,8 млн. га. Половину территории покрывают леса и древесно-кустарниковые насаждения — 50 %. Пятая часть страны занята оленьими пастбищами. На урбанизированные территории, где расположены города, поселки, дороги и прочее, приходится всего 2,2% территории.

Ценнейшая часть фонда — сельскохозяйственные угодья, их площадь составляет 222 млн. га (13% земельного фонда России), в том числе пашня 130 млн. га. Подводя итог вышесказанному, можно полагать, что при обосновании развития мелиорации земель в РФ с учетом создавшейся хозяйственно-экономической ситуации целесообразно руководствоваться следующими положениями:

1. Мелиорированные земли следует рассматривать, как одну из основных составляющих развития сельского хозяйства России, которая позволит не только поднять и стабилизировать уровень производства, но и обеспечить получение гарантированных страховых запасов продовольствия и сырья, и внести весомый вклад в продовольственную безопасность страны.

2. Развитие использования мелиорированных земель позволит существенно увеличить налогооблагаемую базу (как источник пополнения бюджета), гарантировать возвратность кредитов, а также обеспечить рост трудозанятости населения и уменьшение социальной напряженности.

3. Планирование мелиорации земель следует осуществлять на основе комплексного подхода, отдавая приоритет тем их видам и способам (в рамках природно-хозяйственных зон), которые дадут наибольший экономический эффект.

4. Выделенные ограниченные средства следует направлять в первую очередь в регионы и хозяйства, которые обеспечат быструю и высокую отдачу при производстве, переработке и реализации продукции. Средства необходимо использовать для проведения ремонтных и уходных работ, технологических операций, реализации мероприятий по воспроизводству почвенного плодородия и защиты растений, без которых невозможно функционирование мелиорированных земель. В качестве основного критерия целесообразности выделения средств должна быть гарантия их высокой экономической эффективности и окупаемости в текущем году.

5. На мелиорируемых землях следует возделывать высокоэффективные сельскохозяйственные культуры с учетом федеральных и региональных потребностей и рыночной конъюнктуры, прежде всего овощи, лен, хлопок, рис, сою, кормовые. Особо следует уделить внимание организации семеноводства, производству элитных и суперэлитных сортов семян.

6. На мелиорируемых землях следует применять адаптивноландшафтную систему земледелия, отвечающую почвенным, гидрогеологическим, рельефным, климатическим и хозяйственно - экономическим условиям, обеспечивающую рациональное использование ресурсов, устойчивое и продуктивное долголетие.

7. Требует разработки к закону Российской Федерации «О мелиорации земель...» от 10.01.96 № 4-ФЗ ряд подзаконных актов, которые предусматривали бы экономическую, административную и уголовную ответственность за сохранение и использование мелиорируемых земель.

8. Системой экономических, административных и хозяйственных мер необходимо повысить ответственность руководителей хозяйств землевладельцев всех форм собственности за использование мелиорируемых земель в целом и, прежде всего, за результат использования выделенных бюджетных средств. Система оплаты труда и налога должны стимулировать товаропроизводителя. В создавшихся экономических условиях развитие мелиорации земель должно проходить в несколько этапов, которые обеспечили бы быструю окупаемость вложений на первых этапах и затем расширение мелиорируемых земель на основе самоокупаемости.

Согласно нашему мнению, реализация намеченного требует организационно-правового обеспечения, которое может включать в себя:

• разработку законодательных и иных нормативных актов, направленных на развитие мелиорации земель;

• комплекс планов организационно-технических мероприятий по развитию мелиорации земель;

Законодательные и иные нормативные акты, которые должны быть разработаны, включают в себя ряд новых документов:

• Закон РФ «О мелиорации земель»;

• Земельный и Водный кодексы РФ;

Основным законодательным актом, который должен быть разработан на начальном этапе, является Закон РФ «Об использовании мелиорируемых земель», который должен представлять собой акт в составе комплекса документов, действующих в рамках Закона «О мелиорации земель».

В законе необходимо предусмотреть установление института государственных уполномоченных по контролю за использованием мелиорируемых земель, наделенных правами применения санкций поощрительного и взыскательного характера при высокоэффективном или нерациональном, низко эффективном использовании мелиорируемых земель. Санкции должны стимулировать стремление к росту мелиорированных земель и их эффективной эксплуатации.

Закон РФ «О финансировании и кредитовании работ по мелиорации» должен включать в себя положение о целях, задачах и источниках финансирования работ; о государственном участии в финансировании и гарантиях кредиторам; об ответственности кредитополучателей в проектах по мелиорированию; о мониторинге результатов инвестиций в мелиорирование земель. Все это, по мнению авторов, позволит не только сохранять и восстанавливать, но и развивать мелиорацию земель.

Проанализировав научный потенциал отечественной и зарубежной экономической теории в рамках устойчивого экоразвития следует отметить, что сохранение техногенных подходов может привести к масштабному экологическому кризису в большинстве аграрных районов России в ближайшие два десятилетия. Может начаться массовая деградация десятков миллионов гектаров земель, порождающая падение урожайности, что крайне отрицательно скажется на продовольственном балансе страны.

Литература

1. Чешев А.С., Алексеева Л.А. Инновационные и колсантинговые параметры эколого-экономического обоснования использования мелиоративных территорий. Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 1-3. С. 101-106.

2. Александровская Л.А. Эколого-экономические аспекты обоснования использования земельных ресурсов в системе агромелиоландшафтов. Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 2-2. С. 80-83.

3. Ткачева О.А. Охрана земель в зоне влияния мелиоративных систем. Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2014. № 1. С. 138142.

Людмила Анатольевна Александровская - кандидат экономических наук, доцент кафедры Землепользования и землеустройства Новочеркасского инженерного-мелиоративного института им. А.К. Кортунова, филиал ДонГАУ.

Lyudmila Anatolyevna Aleksandrovskaya - Candidate of Economic Sciences, the associate professor Zemlepolzovaniya and land management of Novocherkassk engineering-meliorative institute of A.K. Kortunov branch of DONGAU.

346428, г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111 346428, Novocherkassk, PushkinskayaSt., 111 Тел.: +7(8635) 22-43-23; e-mail: rekngma@magnet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.