Научная статья на тему 'Методы борьбы советской власти с протестантизмом в 1920-1980-х годах на примере иркутского региона'

Методы борьбы советской власти с протестантизмом в 1920-1980-х годах на примере иркутского региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
953
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / УЩЕМЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАВ И СВОБОД / PROTESTANTISM / EVANGELIC MOVEMENT / ANTIRELIGIOUS PROPAGANDA / RESTRICTION OF RELIGIOUS RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Желновакова Маргарита Федоровна

Рассматриваются разнообразные методы антирелигиозной борьбы, которые применяла советская власть в отношении протестантов, проживающих на территории Иркутского региона. В частности, автор рассматривает такие методы антирелигиозной борьбы, как прямые репрессии; опосредованное влияние, направленное на уменьшение численности общин; ущемление прав и свобод как религиозных групп, так и лидеров и отдельных верующих; антирелигиозная пропаганда и формирование негативного общественного мнения в отношении последователей протестантизма. Рассматриваемый исторический период приходится на 1920-1980-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET POWER METHODS OF FIGHTING PROTESTANTISM IN 1920-1980 ON EXAMPLE OF IRKUTSK REGION

The author considers various methods of anti-religious fighting applied by the Soviet power against Protestants living in Irkutsk region. In particular, the author examines such methods of anti-religious fighting as: direct repressions; indirect influence aimed at reducing the number of communities; restricting the rights and freedoms both of religious groups, leaders and individual believers; anti-religious propaganda and the formation of negative public opinion against Protestantism progeny. The historical period under the investigation is referred to 1920-1980.

Текст научной работы на тему «Методы борьбы советской власти с протестантизмом в 1920-1980-х годах на примере иркутского региона»

За три года работы в службу обратилось более 2000 студентов и выпускников, из них: 60 выпускников из других вузов и колледжей, 14 учащихся школ, то есть сотрудниками службы формируется банк данных студентов и выпускников и банк данных вакансий.

Проводимые университетом мероприятия направлены на оказание практической помощи студентам и выпускникам в социальной адаптации и профессиональном ориентировании на рынке труда.

Большую практическую помощь выпускникам в адаптации на рынке труда должен оказать курс дисциплины «Технология трудоустройства». Студент приобретет знания о состоянии и перспективах развития рынка труда Иркутска и Иркутской области, выработает умения и навыки определять наиболее широкий круг работодателей, составлять резюме и другие информационные материалы о себе, активно участвовать в собеседовании с работодателем и успешно входить в трудовой коллектив, начиная трудовую деятельность. Изучение такой дисциплины позволит студенту повысить уровень самооценки, точнее определить сферу профессиональных интересов и уровень притязаний, выявить способности к предпринимательской деятельности и наличие лидерских качеств, получить представление о правовой базе рынка труда и сферы занятости. Такой курс дисциплины необходим выходящим на профессиональный рынок специалистам.

Службой было проведено анкетирование среди студентов 3, 4 курсов о необходимости введения в учебный процесс дисциплины «Технология трудоустройства» и оказания практической помощи сотрудни-

Библиографический список

ками службы. В анкетировании приняли участие 190 студентов технических и гуманитарных специальностей.

Анализ ответов выявил следующее:

- 171 человек (90 %) отметили, что такой курс дисциплины необходим;

- 141 человек (74,2%) уверены в том, что курс дисциплины поможет успешно трудоустроиться после окончания университета;

- 130 человек (68, 4 %) указали, что дополнительная практическая помощь сотрудников службы также нужна каждому обратившемуся, а это - информация о рынке труда, составлении резюме, навыках общения с работодателями, самопрезентации, консультации по практическим навыкам поиска работы и др.

Таким образом, высшие учебные заведения могут оказывать практическую помощь студентам и выпускникам, решая следующие задачи:

- введение в учебный процесс курса дисциплины «Технология трудоустройства»;

- предоставление возможности получить дополнительное профессиональное образование (получение рабочей профессии);

- проведение презентаций компаний;

- проведение дней карьеры и ярмарок вакансий;

- издание информационных справочников о компаниях-работодателях;

- тестирование по комплексу «Профкарьера»,

- предоставление информации для выпускников о программах и вакансиях предприятий (стенды, сайты, газеты, телевидение).

1. Подготовка специалистов для экономики и социальной сферы региона: приоритеты инновационной политики в образовании, науке, экономике. Инновационный форум 2009: сборник научных трудов. Иркутск: НЦ РВХ ВСнЦ СО РАМН, 2009, С. 116.

2. Проблемы Земной цивилизации: сборник статей «Поиск решения проблем выживания, безопасности и развития Земной цивилизации». Иркутск, Вып. 19, 2008. С. 428.

3. Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации: распоряжение прави-

тельства от 18 декабря 2006 года № 1760-р.

4. МГУ Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», http://www.teletesting.ru

5. Управление высшим учебным заведением в условиях перехода на многоуровневую подготовку: сборник статей межд. научно-практ. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008, С. 157

6. О проведении в РФ года Молодёжи. Указ президента РФ от 18 сентября 2008 г. № 1383.

УДК 94(47)

МЕТОДЫ БОРЬБЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ С ПРОТЕСТАНТИЗМОМ В 1920-1980-х ГОДАХ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОГО РЕГИОНА

М.Ф.Желновакова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются разнообразные методы антирелигиозной борьбы, которые применяла советская власть в отношении протестантов, проживающих на территории Иркутского региона. В частности, автор рассматривает такие методы антирелигиозной борьбы, как прямые репрессии; опосредованное влияние, направленное на уменьшение численности общин; ущемление прав и свобод как религиозных групп, так и лидеров и отдельных верующих; антирелигиозная пропаганда и формирование негативного общественного мнения в отношении последователей протестантизма. Рассматриваемый исторический период приходится на 1920-1980-е годы.

1Желновакова Маргарита Федоровна, аспирант, преподаватель Монгольского международного университета, тел.: 810 (976) 95642537, e-mail: m.zhelnovakova@gmail.com

Zhelnovakova Margarita Fedorovna, postgraduate student, lecturer of Mongolian International University, tel.: 810 (976) 95642537, email: m.zhelnovakova @ gmail.com

Ключевые слова: протестантизм; евангельское движение; антирелигиозная пропаганда; ущемление религиозных прав и свобод.

SOVIET POWER METHODS OF FIGHTING PROTESTANTISM IN 1920-1980 ON EXAMPLE OF IRKUTSK REGION M.F. Zhelnovakova

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author considers various methods of anti-religious fighting applied by the Soviet power against Protestants living in Irkutsk region. In particular, the author examines such methods of anti-religious fighting as: direct repressions; indirect influence aimed at reducing the number of communities; restricting the rights and freedoms both of religious groups, leaders and individual believers; anti-religious propaganda and the formation of negative public opinion against Protestantism progeny. The historical period under the investigation is referred to 1920-1980.

Key words: Protestantism; evangelic movement; antireligious propaganda; restriction of religious rights and freedoms.

Практически с самого момента своего становления Советская власть боролась с религией, в том числе и с протестантизмом. Для подавления христианства использовались различные методы на протяжении всего времени существования советского государства.

Среди основных методов можно выделить следующие:

1. Прямые репрессии.

2. Опосредованное влияние, направленное на уменьшение численности общин.

3. Ущемление прав и свобод как религиозных групп, так и лидеров и отдельных верующих.

4. Антирелигиозная пропаганда и формирование негативного общественного мнения в отношении последователей протестантизма.

Прямые репрессии

К прямым репрессиям можно отнести закрытие христианских общин, судебные преследования в отношении лидеров общин и отдельных верующих и последующее их заключение в места лишения свободы, а также насильственное переселение. К репрессиям прибегали с разной степенью интенсивности с начала 1920-х годов и практически до конца 1980-х.

Например, в конце 1922 - первой половине 1923 года во всех регионах Сибири была проведена масштабная чекистская акция, направленная на ликвидацию евангельских церквей. Ее устроителями было полномочное представительство ГПУ-ОГПУ по Сибири, опиравшееся на помощь партийных органов. Из-за этой репрессивной операции на территории Сибири была фактически прекращена легальная деятельность всех протестантских конфессий. Акция, среди прочих, преследовала цель заставить евангельские церкви признать службу в армии, так как возможность избежать военной службы по религиозным мотивам, по мнению чекистов, являлась одной из движущих сил роста церквей .

Операция по ликвидации евангельских церквей продолжалась со всеувеличивающимся размахом до апреля 1923 года. В списке закрытых молитвенных домов числится и здание иркутской общины3. Позднее

было принято решение центра о прекращении таких репрессий. Но, несмотря на такое решение центра, некоторые местные органы власти продолжали действовать по своему усмотрению. Так, 26 июня 1923 года Иркутский губисполком принял решение о ликвидации всех баптистских общин в губернии4. В итоге, эти религиозные группы продолжали вести свою деятельность на нелегальном положении, собираясь в частных домах и хозяйственных строениях, принадлежащих членам церкви, а также в лесу и т.д.

В конце 1920-х годов и в 1930-е годы репрессии в отношении верующих стали применяться все чаще. По сравнению с первым десятилетием советской власти во второй половине 1930-х годов количество евангельских верующих сократилось более чем в 10 раз. По данным Союза воинствующих безбожников, в 1937 году на территории всего Восточно-Сибирского края было всего около 100 баптистов, хотя в середине 1920-х годов эта цифра только по Иркутской области составляла более тысячи человек6. Кроме того, в 1937 году в области проживали 2 баптистских проповедника (в Иркутске и Черемхово), хотя в 1920-х годах их было около 30-405. Кроме того, в конце 1920-х годов у церквей забрали все здания и передали их под нужды различных организаций.

В 1940-80-х годах прямые репрессии, по сравнению с 1930-ми годами, применялись значительно реже, поскольку политика уничтожения верующих и тотального запрета церковной деятельности не дала ожидаемых результатов - общины перешли на подпольную деятельность, тем более этот опыт был накоплен еще с дореволюционных времен. Власть пошла по пути легализации религиозной деятельности при полном контроле жизни церквей. Репрессии, в том числе административное преследование, применялись только в отношении тех руководителей общин и активных верующих, которые не хотели подчиняться закону и директивам ВСЕХБ (Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов). Например, такие преследования были применены в отношении групп пятидесятников или баптистов-инициативников, отде-

2Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920-1941 гг. Документы и материалы./ Составление, вступительная статья и комментарии А.И. Савина. Новосибирск: Посох, 2004. С. 18. 3ГАНО, ф. 1, оп. 1, д. 992а, л. 39-40.

4ГАОО, ф.32, оп. 1, д. 275, л. 88

5Архив новейшей истории Иркутской области ф.127, оп. 16, д.155, л. 4-12.

6Архив новейшей истории Иркутской области ф.127, оп. 16,

д.234, л. 44, 61.

лившихся от основного протестантского объединения (ВСЕХБ) из-за несогласия с его политикой. Основная причина разделения - сильное влияние власти на церковную жизнь.

Как было отмечено, преследования носили как административный характер, так и уголовный. Например, в середине 1980-х годов проводилось актирование всех собраний баптистов-инициативников. К примеру, в 1986 году к административной ответственности было привлечено 12 человек7. Кроме того, в это время в Иркутске прошло два суда общественности против деятельности инициативников, был снят пропагандистский фильм, направленный на дискредитацию деятельности этих общин8. Более того, 21 ноября 1986 года руководитель иркутской общины сторонников СЦ ЕХБ Лавринович Петр Владимирович был осужден Иркутским областным судом по статье 190-1, 227 ч. I УК РСФСР сроком на три года лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима9.

Кроме того, на территории Иркутской области действовало более 10 исправительно-трудовых лагерей, входивших в систему ГУЛАГа, в том числе и несколько «политических» лагерей. Есть данные, что верующие отбывали заключение в ОзерЛАГе, Тай-шетЛАГе, а также в Ангарске и на Ольхоне. Некоторые общины протестантов, в частности группа пятидесятников города Ангарска, поддерживали связь со своими единоверцами, отбывающими срок в исправительно-трудовом лагере10. Каких-либо точных данных о количестве протестантов, отбывавших заключение, нет. Однако по воспоминаниям очевидцев, в 1950-60-х годах в ОзерЛАГе, находившемся на севере области, вдоль БАМа, половина контингента заключенных состояла из верующих: протестантов (в основном пятидесятников, в меньшей степени баптистов и евангельских христиан), а также иеговистов и монахов истинно православных христиан. Евангельские верующие в основном были выходцами с Западной Украины11.

Опосредованное влияние

Наряду с прямыми репрессиями, которые не позволяли полностью уничтожить евангельское движение, представители власти активно оказывали опосредованное влияние на протестантские общины, направленное на уменьшение их численности. К этому методу можно отнести создание сети осведомителей и формирование политики внутренней жизни церквей.

На протяжении всего времени советской власти активно использовались услуги осведомителей, завербованных как из числа самих прихожан, так и искусственно внедренных в церкви. Помимо поиска информации, которая могла быть использована против лидеров общины или отдельных верующих, наличие таких завербованных сотрудников позволяло оказы-

7ГАИО р-2951, оп. 1, д. 131, л. 14. 8ГАИО р-2951, оп. 1, д. 115, л. 11-14. 9ГАИО р-2951, оп. 1, д. 127, л. 20-28. 10ГАИО р-2951, оп. 1, д. 46, л. 17.

11 Емельянова И. Дочери света// Озерлаг: как это было/ составитель А.С. Мухин. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. С. 447-462.

вать давление на лидеров религиозных групп с целью принятия решений, которые приведут к негативным последствиям в развитии общины, в том числе и дискредитации в глазах общества. Есть сведения, что сеть осведомителей была создана в протестантских общинах Иркутской губернии уже в 1923 году12. В это время секретные сотрудники были нацелены на разрушение общин изнутри. В октябре 1923 года чекисты добились первого успеха. Иркутский губотдел ОГПУ умело использовал разногласия, возникшие в одной из баптистских общин, и добился ее раскола13. Об общем количестве секретных сотрудников в Иркутской губернии сказать сложно, так как такие факты тщательно скрывались, но можно говорить если не о сотнях, то точно о десятках. Для примера: в Славгород-ском уезде Алтайской губернии в 1921 году в протестантских общинах работало около 400 сексотов14. Работали они и в иркутских общинах, даже были факты саморазоблачения. Так, в марте 1925 года на собрании иркутской баптистской общины один из членов церкви - Павел Андреевич Пестерев признался, что он состоит сексотом Иркутского ГО ОГПУ и передает сведения о деятельности общины15.

В 1950-х годах в официально зарегистрированных общинах продолжали действовать сексоты. На это указывает тот факт, что Уполномоченный по делам религиозных культов по Иркутской области имел полный список прихожан и приближенных и мог его сверять с той информацией, которую ему были обязаны предоставлять руководители общин16.

Еще одной формой опосредованного влияния на протестантские общины можно назвать формирование политики внутренней жизни церквей, которая приводила к сокращению численности количества церквей и членов общин. Ярким примером такого негативного влияния было объединение нескольких протестантских конфессий в одну.

В 1950-е годы были весьма сложными для общин ЕХБ, так как в это время в масштабах всей страны началось объединение евангельских христиан-баптистов и пятидесятников (хотя решение об этом было принято раньше, на местах этот процесс начался с опозданием). Это объединение было искусственным и вынужденным с обеих сторон. Многие общины на местах не желали подчиняться такому решению и продолжали собираться по отдельности. Например, такая ситуация сложилась в городе Черемхово, где часть общины пятидесятников присоединилась к существующей общине ЕХБ, а другая часть предпочла нелегальное положение17. Существует несколько причин, почему представители этих двух деноминаций не желали объединения. Во-первых, это доктринальные

12Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920-1941 гг. Документы и материалы./ Составление, вступительная статья и комментарии А.И. Савина. Новосибирск: Посох, 2004. С. 29

13Там же, л.109.

14ГАНО, ф.п. 1, оп. 2, д. 254, лл. 266-271.

15ГАНО, ф. 20, оп. 3, д. 32, л. 91.

16ГАИО р-2951, оп. 1, д. 50, л. 23.

17ГАИО р-2951, оп. 1, д. 47, л. 66.

различия. Поскольку христиане веры евангельской были малочисленными по сравнению с ЕХБ, то именно им пришлось идти на доктринальные уступки. Во-вторых, по сравнению с баптистами пятидесятники были более консервативными в своем образе жизни, более непримиримы в отношении к власти. И даже в тех общинах, где представители двух деноминаций сосуществовали вместе, было взаимное недовольство, что естественным образом негативно сказывалось на развитии общин.

Ущемление прав и свобод

Целью ущемления гражданских прав и свободы вероисповедания, которые в той или иной форме были декларированы различными законами и конституциями, принятыми в разные периоды развития страны, было принуждение максимального числа людей покинуть протестантские общины. Чаще всего оно выражалось в невозможности получить образование или хорошую работу, а также постоянный контроль различных органов власти, лишение возможности свободного передвижения. Этот метод, в основном, использовался в 1940-1980-х годах, после того, как религиозные общины получили возможность легальной деятельности.

Например, для проведения какого-либо религиозного праздника, пасхального или рождественского богослужения необходимо было получить разрешение от Уполномоченного по делам религиозных культов или местной власти18. Также верующим, желающим провести обряд крещения, нужно было получить на это согласие исполкома. Однако не всегда местные органы власти удовлетворяли просьбы верующих. Так, в 1946 году Черемховский горсовет запретил евангельским христианам-баптистам проводить вод-

19

ное крещение .

Помимо ограничений со стороны Уполномоченного, ряд дополнительных ограничений вводило и руководство ВСЕХБ (на которое, в свою очередь, влияла центральная власть). В одном из циркулярных писем, пришедших в конце 40-х годов на имя старшего пастора по Восточной Сибири Е.Н. Раевского, указано, что на богослужениях поместной церкви нельзя давать слово проповедникам из других общин. Дело в том, что каждая группа ЕХБ утверждала на определенный срок список проповедников своей общины, остальные члены церкви не имели право публично выступать. Этот запрет также распространялся на публичное чтение стихов во время богослужения, а также исполнение песнопений, за исключением общего пения. Кроме того, на богослужения нельзя было приглашать гостей, в том числе и из других общин ЕХБ. Крещение можно преподавать только лицам старше 18 лет, после обращения которых должно пройти не меньше года. Членами церкви могут быть только местные жители20. Для проведения своих богослужений верующие могли собираться только в культовых зданиях, встречи каких-либо групп, например, по изучению

18ГАИО р-2951, оп. 1, д. 18, л. 1.

19ГАИО р-2951, оп. 1, д. 10, л. 66.

20ГАИО р-2951, оп. 1, д. 18, л. 105-107.

Библии, вне молитвенного дома были запрещены. Такие ограничения, следует полагать, были введены не случайно, так как протестантские общины евангельского типа (баптисты, пятидесятники) традиционно увеличивались за счет непосредственного контакта членов общины с приближенными, создания дружественной атмосферы, где каждый член группы мог внести свой посильный вклад в богослужение. И лишение возможности создания приемлемой для этого религиозного течения среды приводило к тому, что общины останавливались в своем развитии.

Следует отметить еще тот факт, что на протяжении всего времени развития евангельского движения для сибирских общин было важно общение с лидерами церквей из европейской части России и особенно Украины, где это религиозное течение было более развито. Лишение возможности такого влияния, особенно в условиях дефицита религиозной литературы, обедняло духовную жизнь местных общин. Кстати, дефицит религиозной литературы, особенно Библий, следует полагать, также был частью политики власти. Например, в 1957 году на Иркутскую область из

ВСЕХБ пришло всего 15 Библий, которые были рас-

21

пределены исключительно среди проповедников .

Стоит отметить и тот факт, что все зарегистрированные общины регулярно подавали списки всех членов церкви и приближенных в органы власти, которые, в свою очередь, передавали эти списки по месту работы и учебы членов общины, с которыми велась индивидуальная работа, направленная на отказ от религиозных убеждений. Эти же сведения периодически попадали в средства массовой информации или служили материалом для создания документальных фильмов.

В более сложные условия были поставлены лидеры общин, так как из-за регистрации в качестве служителей культа они теряли личную свободу и были вынуждены докладывать о своих перемещениях в орга-

22

ны власти .

Антирелигиозная пропаганда и формирование негативного общественного мнения

Такой метод борьбы с протестантскими конфессиями, как антирелигиозная пропаганда, советская власть применяла с середины 1920-х годов и вплоть до развала СССР. Притом практически на протяжении всего этого времени формы антирелигиозной пропаганды оставались неизменными - это материалы в СМИ, изготовление печатной и кинопродукции, лекции, кампании, приуроченные к определенным датам, и индивидуальные беседы с верующими.

Как было уже отмечено, антирелигиозная пропаганда, направленная на протестантские конфессии, начала активно применяться властями в середине 1920-х годов. В это время в масштабе всей страны стали проводиться антирождественские и антипасхальные акции. Этим инициативам придавалось большое значение, поэтому план их проведения утверждался на заседании бюро иркутского окружкома

21ГАИО р-2951, оп. 1, д. 47, л. 86. 22ГАИО р-2951, оп. 1, д. 10, л. 52.

ВКП (б). Например, в 1929 году основное внимание было уделено укреплению трудовой дисциплины под лозунгом: «Ни одного прогула в рабочие рождественские дни». Было решено организовать перекличку-конкурс на предприятиях с наименьшим количеством прогулов в рождественские дни. Кроме того, была организована широкая кампания в СМИ, в том числе в газете «Власть труда», где был организован спецвыпуск антирелигиозных полос. В рождественские дни в театре и кино прошли постановки по специальным сниженным ценам23. Аналогично была проведена в 1929 году и антипасхальная кампания. Было принято решение иркутского окружкома назначить Пасху рабочим днем, с заменой его другим днем по усмотрению окрпрофтруда и отдела труда24.

А в апреле 1931 года Бюро Востсибкрайкома ВКП(б) приняло постановление «О развертывании антирелигиозной пропаганды в крае». Было решено создать в Иркутске оргбюро Союза воинствующих безбожников, организовать систематическое проведение лекций, докладов и бесед по этой тематике, принято решение подбирать кадры не только из партийных школ, но также и из среды врачей, агрономов,

учителей25.

Особо хотелось бы отметить антирелигиозную пропагандистскую работу, которая проводилась на предприятиях. На тех производствах, где работали верующие, постоянно проводились лекции, особо действенными были признаны лекции о происхождении жизни26. Впоследствии эта практика будет востребована в 70-х годах: основная работа по антирелигиозной пропаганде и «перевоспитанию» верующих будет возложена на трудовой коллектив.

В СМИ проводились постоянные «антисектантские» кампании. Основным обвинением, которое выдвигалось против верующих, являлась антисоветская деятельность. В одной из пропагандистских брошюр верующие обвинялись в связях с троцкистами-бухариновцами27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1970-х годах при иркутской студии телевидения

работал клуб атеистов. Совет клуба организовывал телепередачи на темы: что такое сектантство, баптизм и так далее. Передачи проводились с использованием конкретной информации по Иркутской области. В Братске выходил в свет тележурнал «Жизнь и религия», который занимался «разоблачением сектантов», а также освещением деятельности комиссии содействия28. Практически во всех районных газетах появлялись постоянные публикации на антирелигиозные темы. В среднем - около 10 публикаций в год.

В это же время многие педагогические коллективы вели целенаправленную атеистическую воспитательную работу, ставили на учет детей из семей протестантов для проведения с ними индивидуальной работы. В связи с этим многие дети баптистов стали активно участвовать в школьной жизни, некоторые вступили в октябрята, в пионерскую и даже комсомольскую организацию. Кроме того, вошло в практику обсуждение активных верующих на собраниях общественности. И это далеко не исчерпывающий список примеров проведения антирелигиозной пропаганды в Иркутской области.

Таким образом, применение всех этих методов борьбы с протестантскими конфессиями приводило к тому, что наиболее яркие лидеры общин и активные верующие были подвергнуты различным преследованиям, в том числе заключению в места лишения свободы. Параллельно с помощью антирелигиозной пропаганды проводилась целенаправленная маргинализация протестантских общин. Естественно, это влияло на то, что интенсивность религиозной жизни в регионе была сведена к минимуму.

Проводимая советской властью политика привела и к долгосрочным негативным эффектам в развитии этого движения. Несмотря на провозглашенную Конституцией России свободу совести, в начале 1990-х годов в регионе было мало протестантских лидеров, способных возглавить это движение в новых условиях, кроме того, в сознании общества на долгие годы был сформирован негативный образ верующих.

23Архив новейшей истории Иркутской области Ф.16, оп. 1, д.584, л. 153.

24Архив новейшей истории Иркутской области Ф.16, оп. 1, д.973, л. 13.

25Архив новейшей истории Иркутской области Ф.127, оп. 1, д.108, л. 355-358.

26Козьмина А.А. О религиозных сектах в Иркутской области. - Иркутск, Облиздат, 1939. С. 29.

27Там же С. 31.

28ГАИО р-2951, оп. 1, д. 94, л. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.