Научная статья на тему 'Методы анализа и моделирование механизма обновления продуктов и технологий'

Методы анализа и моделирование механизма обновления продуктов и технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багриновский Кирилл Андреевич, Исаева Марта Константиновна

В качестве возможного инструмента оптимизации функционирования интегрированной научно-производственной системы представлен комплекс экономико-математических моделей основных блоков системы. Предложен новый способ моделирования динамической обратной связи между результатами НИОКР и производством продукции в системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Analysis and Modelling for Renewing Products and Technologies Mechanisms

The complex of models for optimization of functioning of science and industrial integrated system is presented. The new method of modelling for feedback from science to industry is suggested.

Текст научной работы на тему «Методы анализа и моделирование механизма обновления продуктов и технологий»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

МЕТОДЫ АНАЛИЗА И МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБНОВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ*

К.А. Багриновский, М.К. Исаева

В качестве возможного инструмента оптимизации функционирования интегрированной научно-произ-водственной системы представлен комплекс экономико-математических моделей основных блоков системы. Предложен новый способ моделирования динамической обратной связи между результатами НИОКР и производством продукции в системе.

ВВЕДЕНИЕ

Механизм обновления продуктов, производственных материалов и технологий занимает одно из главных мест в системе механизмов инновационного развития. Это связано с тем, что в мировой экономике растет спрос на новые качественные продукты, что в свою очередь вызывает потребность в материалах, обладающих совершенно новыми специфическими свойствами. Реализация изобретений позволяет снизить материалоемкость традиционных изделий, повысить их качество, а также создать совершенно новые виды товаров, которые призваны удовлетворять постоянно возникающие новые потребности населения и производственного сектора.

Как правило, общества рыночного типа в силу своей ментальности способствуют раз-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 05-02-02009а).

витию и росту таких компаний и форм взаимоотношений между экономическими агентами, которые делают качественные товары и нацелены на нужды потребителей (Вумек, Джонс, 2004).

Современную компанию можно трактовать как систему, в которой одновременно происходят как производственно-финансовые процессы, так и связанные с ними инновационные действия (Клейнер, 2004).

В настоящее время очень интенсивно развивается способ разделения труда между крупными производителями и малыми и средними предприятиями, называемый субкон-трактингом. Такое разделение труда дает возможность крупному предприятию более гибко, оперативно и со сравнительно малыми издержками совершенствовать производственные технологии, отрабатывая их на производстве новых изделий в малых масштабах. Это представляет несомненный интерес и для небольших предприятий, поскольку позволяет существенно увеличить загрузку производственных мощностей, получить гарантии сбыта продукции и мощную техническую поддержку крупного предприятия.

Именно на уровне небольших компаний сейчас проявляется интенсивный интерес к инновационной деятельности. Поэтому в роли заказчиков зачастую выступают именно они. В этой ситуации небольшое предприятие производит только то, что содержит новое качество, а изготовление различных компонентов и деталей заказывает на крупных предприятиях, не тратя средства на приобретение станков, аренду площадей и т.п.

По имеющимся данным, субконтрактные отношения в мире развиваются достаточно активно, так что общая сумма произведенных по субконтрактам товаров и услуг удваивается за 3-4 года. В России сейчас на основе такого разделения труда работает всего около 6 тыс. предприятий (Известия, 29.11.2005).

Значительную роль в этом процессе обновления играют создание и технико-эконо-мическая оценка новых технологий, связанных с производством новых материалов и их

применением в изготовлении конечной продукции.

В качестве примера укажем на развитие нанотехнологий, на которые в настоящее время в мире расходуется около 9 млрд долл., из них на государственные вложения приходится больше половины. Очевидно, что это свидетельствует о стратегической важности данного направления. Сам термин «нанотехнологии» был предложен для описания процессов построения новых объектов и материалов при помощи направленных действий с отдельными атомами. Нанотехнологии имеют дело с объектами в одну миллиардную часть метра, т.е. размером с атом. В настоящее время имеется целый ряд специальных инструментов, которые дают возможность изменять окружающий мир в самих его основах, строить в нем молекулы с любыми заданными свойствами. Благодаря нанотехно-логиям человек впервые может перейти к синтезу и созданию принципиально новых объектов на основе биоорганики, которая соединяет в себе физику и молекулярную биологию.

В России имеется ряд конкретных достижений в области нанотехнологий, и она может занять здесь лидирующее положение. Из десяти европейских источников синхронного излучения два работают в России - в Новосибирске и Москве, в Курчатовском центре, третий строится в Зеленограде. На советских орбитальных станциях проводились опыты по биотехнологии, где в условиях невесомости выращивались белки и производились особо чистые материалы, в том числе полупроводники. Сейчас эти эксперименты продолжаются на Международной космической станции (Известия, 18.11.2005).

В современных условиях экономики России чрезвычайно важным делом следует считать разработку, внедрение и освоение современных высоких технологий и привлечение сопряженных с ними инвестиций в производство продукции основных отраслей обрабатывающей промышленности (Внешнеэкономические проблемы..., 2003).

Решение центральной проблемы достойного восприятия нововведений рынком

формируется на самых ранних этапах разработки новшеств в рамках корпораций-иннова-торов. Здесь производятся мобилизация и последующее объединение трудовых, материальных, финансовых и технологических ресурсов, необходимых для реализации намеченного инновационного проекта. Ключевым событием для успешного завершения инновационного проекта следует признать нахождение и закрепление достаточно большой рыночной ниши для нового изделия. Поэтому важнейшими элементами инновационного цикла становятся как процесс выявления возможных потребителей и заказчиков, так и определение допустимых значений ценовых характеристик новой продукции и возможных размеров сегмента рынка для нее.

Значительную роль в ходе инновационной деятельности играет выбор позиции фирмы. Если фирма претендует на место лидера в некотором направлении инновационного развития, то она может получить достаточно большой доход при условии вовлечения в эту деятельность огромных ресурсов. Однако, как правило, позиция лидера оказывается очень рискованной, и все большие затраты будут напрасными, если некий конкурент опередит лидера с выходом на рынок своей аналогичной или близкой продукции.

Гораздо менее рискованной представляется так называемая имитационная стратегия, основанная на следовании за лидером. Однако такой компании обычно достается меньшая часть рынка, и ее доходы будут значительно меньше доходов лидера. Такому положению способствует также развитие системы охраны авторских прав в сфере интеллектуальной собственности, которая обеспечивает компа-нии-лидеру преимущество.

Современный подход к созданию инноваций в компаниях можно представить себе как синхронное сочетание нескольких основных инновационных функций. Прежде всего в эту систему входит научно-исследовательская функция, в сфере действия которой находятся фундаментальные и прикладные проекты, выполняемые как в самой компании и ее подраз-

делениях, так и по ее заказу в других научно-исследовательских организациях. Затем следует включить в систему технологическую функцию, задача которой состоит в организации и исполнении конструкторских работ, создании опытного и серийного производства на всех этапах разработки нового изделия (Инновационный менеджмент в России..., 2004).

Чрезвычайно велика роль в этой системе экономической функции, которая должна быть направлена на выбор наиболее выгодного места нового продукта на рынке и обеспечение его достаточно высокой доходности среди близких или аналогичных товаров. В качестве непосредственных задач в этой сфере можно назвать определение возможных размеров платежеспособного спроса, анализ различных вариантов цен в сочетании с изменением качества, неценовых характеристик нового изделия и его вариантов (Иванова, 2004).

В настоящей работе сделана попытка представить некоторые подходы к исследованию и моделированию механизма обновления продуктов, производственных материалов и технологий, а также проследить направления его взаимодействия с другими основными механизмами национальной инновационной системы.

1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕХАНИЗМА ОБНОВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

Механизм обновления охватывает два взаимосвязанных процесса.

Процесс обновления технологий основан главным образом на сокращении линейных затрат труда и материалов за счет некоторого увеличения нелинейных затрат, в частности издержек на НИР. Современные новые технологии чаще всего возникают как результат комплексного использования достижений в области электроники, компьютерного проектирования, создания новых материалов,

разработки схемно-конструктивных решений и т.п.

Процесс разработки новых видов продукции несколько отличается от процесса обновления технологий, прежде всего тем, что он связан с жизненным циклом изделий и активизируется с наступлением фазы спада в цикле определенного, конкретного изделия. Дело в том, что в это время обычно заметно уменьшается рыночная цена изделия, и продавцами применяются различные виды скидок с целью поддержать падающий спрос, вследствие чего резко снижается доходность изделия. В такой ситуации производители охотно будут поддерживать новое изделие, которое функционально может полностью заменить старое, но будет иметь по сравнению с ним определенные преимущества, ценные с точки зрения потребителя.

Появляются и новые продукты и услуги, связанные с удовлетворением новых возникающих потребностей, которые в свою очередь зачастую сами порождаются продвигаемыми на рынок продуктами. Здесь хорошим примером может служить сеть Интернет, которая возникла как результат внедрения в систему связи значительных достижений компьютерной техники и которая по сей день служит прекрасным полем для внедрения и использования очень многих нововведений.

Как правило, разработка новой продукции в современной компании происходит по трем основным направлениям (Вумек, Джонс, 2004).

Группа работников первого направления занята разработкой новых методов проектирования и новых производственных технологий. Здесь же формируется центр, задачей которого является определение общих параметров нового изделия и его главных компонентов.

Основной целью групп второго направления можно считать формирование стандартов проектирования и поддержания работы систем проектирования главных компонентов нового изделия, включая решение вопросов технического использования новых материалов.

Наконец, третье направление должно быть связано с исследованием рынка, объемом продаж и обслуживанием нового изделия. При этом важное значение придается методам ликвидации возможных колебаний спроса, чтобы обеспечить стабильность производства и продаж изделия, а также постоянное освоение новых производственных технологий.

В рамках этого направления выполняется достаточно точная оценка экономических характеристик каждой новой технологии в рыночных терминах. Сюда относится прежде всего оценка величины валового дохода от продажи новых изделий, выполненных по этой технологии, которую мы далее будем обозначать через Е(х), где х выражает количество изделий определенного типа в некоторой партии.

Кроме того, производится оценка различного рода затрат, связанных с производством и продвижением изделия на рынке. Результаты такого оценивания для партии изделий в количестве х обозначаются далее через С(х).

В качестве функции эффективности новой технологии может быть использована прибыль, или чистый доход, имеющий вид разности между валовым доходом и совокупными затратами:

F(x) = Е(х) - С(х).

Достаточно полное изложение возможных способов построения, свойств и особенностей таких функций эффективности имеется в работе (Багриновский, 2001).

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА СВОЙСТВ МЕХАНИЗМА ОБНОВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

Опыт показывает, что в машиностроении новое изделие в отличие от своего предшественника, как правило, обладает меньшей материало- и энергоемкостью, но харак-

теризуется ростом затрат на его разработку и послепродажное обслуживание, что вызвано использованием персонала высокой квалификации.

С формальной точки зрения это означает, что уменьшается линейная составляющая функции затрат С(х), но возрастает ее нелинейная часть. В связи с этим следует заметить, что успешность работы механизма обновления в случае конкретного продукта во многом зависит от масштабов его производства и распространения на рынке. Дело в том, что при достаточно большом объеме продаж и относительно высокой цене изделия прирост валового дохода Е(х) превзойдет возможное увеличение затрат и продавец получит существенное увеличение чистого дохода (прибыли).

Для нового изделия начинается и с большим или меньшим успехом происходит обычный жизненный цикл товара от выхода на рынок, стадий роста и зрелости до состояния спада спроса и ухода с рынка вследствие морального износа и вытеснения его еще более новыми и совершенными изделиями.

Разработчики первоначального замысла изделия (или технологии), т.е. собственно новаторы, на первом этапе обычно озабочены привлечением к дальнейшему развитию проекта достаточно солидного финансового обеспечения. Если это удается сделать без существенного изменения исходных идей и без ущемления авторских прав, то у группы разработки появляются инвесторы. Инвестор может быть прямым заказчиком новшества, если он является промышленным предприятием или инвестиционной (венчурной) компанией, которая занимается поддержкой нововведений.

Первой задачей инвестора становится обычно поддержка научных исследований, результаты которых по самой своей природе могут быть получены с некоторым риском. При этом имеющийся опыт свидетельствует о том, что вероятность положительного результата (получение надежного опытного образца изделия) существенно зависит от объема вложенных инвестором денежных средств. Поэтому деятельность инвестора на данном этапе

оказывается очень сложной, она может потребовать от него ответственных решений, связанных с оценкой возможной общественной пользы нового продукта, и умения сопоставить ожидаемый доход от выхода изделия на рынок с предстоящими расходами.

В ряде случаев вероятность провала может оказаться очень большой. Однако обычно положительный результат достигается благодаря тщательной разработке и аккуратному выполнению планов вложений в НИОКР, чем объясняется высокая прибыльность венчурного бизнеса.

В общем случае в результате прохождения первого этапа появляется некоторый новый продукт.

В настоящее время значительная часть научной продукции вовлекается в коммерческий оборот, и поэтому создается специфический рынок, на котором спрос на продукты интеллектуальной деятельности, изобретения, новые технологии и технические решения встречается с предложениями, исходящими главным образом от научных учреждений и организаций.

Складывающаяся на рынке система цен на научные продукты играет ключевую роль в принятии решения о переходе ко второму этапу разработки нового изделия - созданию опытных образцов. Проблема оценки емкости рынка и конкурентоспособности нового изделия или технологии может быть решена на основе сопоставления его экономической эффективности с аналогичными показателями других изделий, которые могут быть возможными конкурентами.

В настоящей работе в качестве инструмента сравнения предлагается использование комплекса имитационных моделей, в который включается задача оптимизации суммарной эффективности некоторого набора продуктов (технологий). Этот набор состоит из элементов двоякого рода. В него входят как продукты (технологии), активно торгуемые в данный момент на изучаемом рынке, так и новое изделие (технология). Проведение серий имитационных расчетов с различными значениями па-

раметров нового изделия (главным образом его цены) является, по существу, заключительным этапом научно-исследовательской работы. В результате этого исследования возникает достаточно ясная картина условий, при выполнении которых новый продукт может занять достойное место на рынке среди актуальных товаров.

Развиваемый подход с использованием имитационных моделей оказывается также весьма полезным на стадии продвижения товара на широкий рынок. В этой ситуации применяется динамическая последовательность моделей, параметры которых изменяются в зависимости от результатов предыдущих расчетов. Тем самым становится возможным отразить процесс совершенствования изделия в ходе его пребывания на рынке и в эксплуатации. Особенно важно изучение возможностей снижения расхода дорогих и редких материалов и ресурсов в процессе совершенствования изделия.

3. КОМПЛЕКС МОДЕЛЕЙ МЕХАНИЗМА ОБНОВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

В соответствии с представленными выше особенностями функционирования современного механизма обновления продуктов и технологий структура его основной модели состоит из нескольких взаимосвязанных элементов (блоков), представленных на рисунке.

Первый блок посвящен моделированию научно-исследовательской функции. В нем описывается процесс взаимодействия производственной системы (заказчика) нового изделия (технологии) с научно-исследовательской организацией, готовой взяться за выполнение этого заказа. В составе этого блока предусмотрена модель связи между уровнем расходов на выполнение проекта и качеством получаемого результата (научного продукта). Такая модель необходимо имеет стохастический характер и дает возможность получить оценку вероятности достижения требуемого результата в за-

Блок 1

«Научные исследования и разработки»

Научные продукты Инновации Совершенствование изделий

Блок 2 «Конструкционный»

Опытное и серийное производство Применение новых технологий Применение новых материалов

Блок 3 «Экономический»

Затраты и цены Выход на рынок Продвижение новых товаров Доход от продажи и его распределение

Финансирование блоков 1 и 2

Рисунок. Схема прямых и обратных связей в механизме обновления продукции и технологий

висимости от объема фактического финансирования работы (Багриновский, Исаева, 2004).

На основе стохастической модели может быть построена специальная модель, в которой отражается зависимость (обычно нелинейная) между количеством произведенных научных продуктов (технологий) и затратами на НИОКР.

Второй блок содержит описание технологической функции механизма обновления. В нем сосредоточены модели, отражающие состояние производственной системы с точки зрения ее обеспечения необходимыми производственными ресурсами в условиях конкурентного использования старых и новых продуктов (технологий). В этом блоке содержится информация о располагаемых ресурсах, коэффициентах затрат ресурсов в расчете на товарную единицу (ТЕ) производимых изделий (старых и новых), позволяющая произвести оптимизацию набора продуктов (или технологий) после определения целевой функции оптимизационной задачи.

Проблеме формирования целевой функции во многом посвящен третий блок, в котором описано влияние экономических факторов, прежде всего цен и спроса, на реализацию процесса обновления. Здесь имеются комплекс моделей, предназначенных для вычисления различных критериальных функций, в том числе валового и чистого дохода, а также модели и методы, позволяющие имитировать различные виды влияния внешних факторов, таких как спрос, импорт, мода и т.п. В этот же блок входят методы обработки различной маркетинговой информации, связанной с обновлением продукции.

Между блоками механизма обновления существуют прямые и обратные связи. Примером обратной связи является финансирование НИОКР в первом блоке за счет полученных доходов со стороны третьего (экономического) блока системы.

В результате успешной работы первого блока во втором (конструкционном) блоке снижаются нормы расхода ресурсов на изготовление изделий, повышается количество и

качество продукции, что дает возможность в ходе функционирования третьего блока повышать доходность фирмы (предприятия).

Таким образом реализуются достаточно сложные связи в механизме обновления. Обратная связь соединяет третий и первый блоки, так как в третьем блоке определяется, какая именно часть доходов будет направлена на финансирование НИОКР, т.е. в первый блок.

Как было отмечено выше, усиление деятельности первого блока вследствие улучшения его финансирования приводит к снижению прямых затрат на производство новых изделий, в чем выражается обратная связь между третьим и вторым блоками.

Итак, комплекс моделей механизма обновления продуктов и технологий в крупной производственной системе предназначен для исследований по следующим направлениям:

1) подбор наилучших критериев отдельных блоков и определение условий для получения наилучших результатов для системы в целом;

2) отбор наиболее эффективных продуктов и технологий при помощи оптимизационных схем принятия решений в блоках, что может послужить основой (имитацией) принятия реальных решений на практике;

3) исследование свойств и роли прямой и обратной связи между первым блоком (НИОКР) и третьим (экономическим) блоком, в частности оценка значимости связи между результатами НИР и снижением затрат ресурсов в производстве.

4. ИМИТАЦИОННАЯ СИСТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОБНОВЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ

Действие механизма обновления в условиях ограниченности производственных ресурсов должно быть направлено на максимально возможное увеличение чистого продукта путем применения целенаправленных

ресурсосберегающих технологий, с тем чтобы получить достаточные преимущества в конкурентной борьбе за обладание этими ресурсами с другими претендентами.

Исследование этого процесса предлагается проводить с помощью имитационной системы, в которой механизм обновления продукции крупной фирмы действует в основном за счет освоения уже полученных новых науч-но-технических результатов {БТ-ртИ) в условиях ограниченности наиболее важных производственных ресурсов. Эта система имеет дискретный характер и состоит из нескольких взаимосвязанных частей - блоков.

Первый из них-блок прогнозирования и формирования пакета необходимых ресурсов для выполнения намеченной программы - основан на информации, поступающей с ресурсных рынков, и сведениях об объемах собственных и заемных средств, которыми может располагать фирма для приобретения определенных количеств необходимых производственных ресурсов. Работой первого блока формируется некоторый вектор Я = {/?,}, (г = 1, ... , т).

Большой раздел второго блока имитационной модели направлен на определение расходных параметров а- (/' = 1, ... ,п), которые характеризуют технологии, применяемые для производства «старых» изделий, с одной стороны, и предполагаемые для новых изделий - с другой. При расчетах этих расходных коэффициентов, включающих трудоемкость, материалоемкость и т.п., широко используются общая технико-экономическая информация и данные о новых технологиях, разрабатываемых в научно-исследовательских организациях.

При этом с участием экспертов и ЛПР также вырабатываются значения коэффициентов ¿у (/' = 1, ... ,п), которые можно назвать коэффициентами нелинейной капиталоемкости НИОКР, направленных на совершенствование «старых» изделий и разработку новых технологий.

В процессе подготовки к переходу к следующему такту расчетов (/+1) используется информация о результатах работы научно-исследовательских и конструкторских ор-

ганизаций на предыдущем такте (/), которые приводят к снижению расходных коэффициентов ресурсных ограничений.

Третий блок системы предназначен для расчетов и определения (совместно с ЛПР) основных параметров оптимизационной модели получения максимума чистого дохода. Здесь формируются ценовые показатели для всех видов изделий компании на основе информации о состоянии продаж на соответствующих рынках и возможных прогнозных суждений и расчетов. Таким образом, для дальнейших шагов работы подготавливаются цены продуктовр- (/' = 1, ...,«), где п - число исследуемых изделий.

При этом в качестве искомых величин (переменных задачи) выступают объемы производства всех рассматриваемых изделий (или группы изделий) - как «старых», так и инноваций.

В очень упрощенном варианте оптимизационная задача на такте (() имеет следующий вид:

^ = 1 {Ра - а„ ЪцХп тах

7=1 7=1

при условиях:

п

у/*,,-Я" {1 = \,-,т), >0 (У = 1,...,«).

7=1

Здесь через Су, > 0 обозначен расходный коэффициент г'-го ресурса при производстве товарной единицы у-го продукта. (Прочие обозначения разъяснены выше.)

Пусть вектор х, = } (У = 1,...,«) есть решение оптимизационной задачи на такте (/). Тогда величина 1]1=Ъ]1х]1 (У = 1,...,«) представляет собой объем финансирования НИОКР по совершенствованию или разработке изделия с номером у.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве характеристики эффективности этой НИОКР в имитационной модели используется обратная связь между третьим блоком на такте (/) и вторым блоком на последующем такте (/ + 1). Эта связь отражает влияние результатов НИОКР на снижение вели-

чин расходных параметров и в простейшей форме имеет вид

а.и+\ =в,»ехр(-*„ /„) 0' = 1,-,и),

где ^ > 0 - коэффициент эффективности НИОКР.

Одновременно с решением основной задачи исследователь (или ЛПР) может получить решение задачи, двойственной к ней, вектор двойственных оценок ресурсных ограничений у = (у[, ... ,ут), и использовать его для формирования ресурсных ограничений для следующего такта (/ + 1) работы имитационной системы.

5. ПРИМЕР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ

На основе имитационной системы, описанной выше, были проведены экспериментальные расчеты. Для иллюстрации ее работы приводится простой вариант, когда деятельность фирмы характеризовалась выпуском двух продуктов (п = 2) («старого» и нового) и наличием единственного ограничивающего ресурса {т- 1).

В этом случае решения основной задачи и двойственной к ней могут быть получены при помощи следующих соотношений:

1

х/ =

У =

26 ¿о-*

4 '

где ¿о = - я,)' й\ = Ё^Г-

7=1

В таблице представлены результаты десяти тактов работы имитационной системы при следующих начальных условиях:

Р\= Рг~ 4; а,=1; 6, =0,1; а2 = 0,65; Ъ2 - 0,3; Я = 2,3; с,=с2= 1; к. =0,1; к7= 0,2.

Анализ результатов показывает, что от такта к такту происходит увеличение выпуска второго (нового) изделия (х2) и уменьшается выпуск первого («старого») изделия. Такое положение в работе фирмы достигается с помощью превышения расходов на НИОКР для разработки и совершенствования второго продукта (/2) над аналогичными расходами по первому изделию (/]), причем значение общей функции эффективности системы - чистого дохода растет за счет нового изделия. Характерной особенностью представленного процесса является постепенное вытеснение первого изделия вторым в общем объеме производства фирмы, что в конечном итоге приводит к полному избавлению от «старого» изделия.

В результате анализа ряда проведенных с помощью ЭВМ расчетов можно утверждать, что на основе информации, представленной экспертами (или ЛПР в ходе эксперимента), о состоянии цен на рынке продуктов и соответствующего подбора коэффициентов Ь^, и кр отражающих степень финансирования НИОКР и их эффективность, можно найти такой вариант обновления, который приведет к постепенному обновлению технологий или продуктов производственной системы.

Таблица

Результаты экспериментального расчета

/ а\ а2 *2 /, к У /г

1 1 0,650 1,287 1,013 0,166 0,308 2,742 6,781

2 0,984 0,611 1,260 1,040 0,159 0,325 2,764 6,842

3 0,968 0,573 1,231 1,069 0,152 0,343 2,786 6,902

4 0,954 0,535 1,202 1,098 0,144 0,362 2,806 6,960

5 0,940 0,497 1,172 1,128 0,137 0,382 2,826 7,018

6 0,927 0,461 1,142 1,158 0,130 0,402 2,844 7,075

7 0,915 0,425 1,113 1,187 0,124 0,423 2,862 7,130

8 0,904 0,391 1,084 1,216 0,117 0,444 2,880 7,184

9 0,893 0,358 1,056 1,244 0,111 0,465 2,896 7,236

10 0,883 0,326 1,028 1,272 0,106 0,485 2,911 7,286

Литература

Багриновский К.А. О методах количественной оценки конкурентоспособности новых производственных технологий // Экономическая наука современной России. 2001. № 1. Багриновский К.А., Исаева М.К. Система моделей исследования механизма научно-технологического развития / Препринт # \\Т/2004/166. М.: ЦЭМИ РАН, 2004. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития. М.: Наука,

2003.

Вумек Д.П., Джонс Д. Т. Бережливое производство. М.: Альпина Букс, 2004. (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций) Иванова Н И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2004. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-техно-логической безопасности / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука,

2004.

Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем.

М.: Наука, 2004. Карта технологических дорог России: проблемы выбора приоритетов и критических технологий. Вып. 4. М.: Изд-во РУДН, 2005.

Рукопись поступила в редакцию 06.03.2006 г.

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС?

И.В. Соболева

В статье обосновываются границы применения концепции социального капитала. Рассматриваются различные подходы к исследованию этого феномена, сопряженные с ним позитивные и негативные эффекты, источники его формирования и роль государства в этом процессе. Обоснованы условия, при которых накопление социального капитала становится важным фактором инновационного процесса и конкурентоспособности. Показано, что в условиях России основная проблема состоит не в дефиците, а в структуре и особенностях распределения социального капитала.

Социальный капитал - сравнительно новое понятие, которое введено в научный оборот западными исследователями и в процессе освоения зарубежной научной мысли заимствовано российскими учеными. Теперь не только анализ этого капитала, но даже его упоминание стало в нашей стране хорошим тоном и знаком того, что специалист находится на переднем крае науки. Но, несмотря на широкое употребление данного термина, его научный смысл остается дискуссионным. Чтобы лучше понять, что принято подразумевать под социальным капиталом, прежде всего следует обратиться к первоисточникам, т.е. к зарубежным разработкам.

Концепция социального капитала стремительно набирала популярность в последние два десятилетия. Появились даже предложения рассматривать его в качестве четвертого основного производственного фактора наряду с природными богатствами, физическим и человеческим капиталом. Социальный капитал признан и как объект прикладного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.