Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»
УДК 311.21
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ
Л. Ю. Жданович Научный руководитель - С. М. Васильева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: ragfil@mail.ru
Представлена специфика, значимость маркетинговых исследований и статистического анализа. Рассмотрены основные виды статистического анализа и рассмотрена общая характеристика методов прогнозирования.
Ключевые слова: статистический анализ, маркетинг, методы прогнозирования, статистика, прогнозирование, статистическое исследование, маркетинговое исследование.
METHODS OF DATA ANALYSIS AND FORECASTING IN MARKETING RESEARCH
L. U. Zhdanovich Scientific supervisor - S. M. Vasilyeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: ragfil@mail.ru
The article presents the specificity, relevance of marketing research and statistical analysis. Describes the main types of statistical analysis and reviewed the General characteristics of methods ofprediction.
Keywords: statistical analysis, marketing, forecasting methods, statistics, forecasting, statistical research, marketing research.
Каждого жителя России можно назвать потребителем. И тот, кто не говорит по-русски, тоже является потребителем, только тогда он называется споживач (укр.), consumer (консьюмер, англ.), или Verbraucher (австр.-нем.), или Konsument (нем.), или как-то еще. Каждый раз, когда мы что-либо потребляем, мы совершаем незаметное для нас воздействие на окружающую нас социально-экономическую среду. Потребляя, мы воздействуем на продавцов. Продавцы, совершив акт продажи, тем самым воздействуют на дистрибьюторов, которые в свою очередь воздействуют на производителей, а те - на поставщиков сырья. Каждый раз такой незаметный акт потребления приводит к разрастающимся волнам влияния, которые вовлекают все большее количество субъектов экономики в непрерывный процесс.
Поскольку маркетинговые исследования должны быть эффективными с экономической точки зрения, постольку они должны быть хорошо спланированы и организованы. Несмотря на многообразие видов проводимых маркетинговых исследований, в основе всех их лежит общая методология, определяющая порядок выполнения.
Этому могут способствовать следующие действия (этапы исследования).
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.
2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной информации.
3. Планирование и организация сбора первичной информации.
4. Систематизация и анализ собранной информации.
5. Представление полученных результатов исследования.
Основной акцент в маркетинге делается на определение и удовлетворение нужд потребителя. Для определения нужд потребителя и реализации маркетинговых стратегий, нацеленных на их удовлетворение, маркетологам необходима информация. Их интересует информация относительно потребителей, конкурентов и других участников рынка [1].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
Методы маркетинга - это те способы деятельности, применение которых в комплексе позволяет достичь целей компании и максимально полно удовлетворить ожидания потребителя. В различных ситуациях, в зависимости от реализуемых компанией маркетинговых стратегий применяются самые разные методы маркетинга (учет, анализ, систематизация, синтез, метод моделирования, прогноз, эксперимент, метод экспертных оценок, метод планирования). В маркетинге также находят применения методы конкретных наук, таких как статистика, микро- и макроэкономический анализ, социология, психология, математика, теория управления. Эти методы маркетинга позволяют компании оценивать емкость рынка, величину спроса, перспективы развития рынка, возможности самой компании и ее конкурентов, выявлять и анализировать позиции целевой аудитории по конкретным вопросам, повышать эффективность рекламы, оптимизировать способы формирования и увеличения спроса, планировать, регулировать и контролировать маркетинговую деятельность [2].
Стоит отметить особую роль статистики в маркетинговых исследованиях, где методы этой научной дисциплины занимают не последнее место. Статистика и маркетинг имеют схожие цели, задачи приемы и методы. Маркетинговые исследования в своем процессе используют следующие составные части статистической методологии: 1) массовое наблюдение; 2) сводка и группировка; 3) всесторонняя систематизация полученных в результате наблюдения материалов, здесь используется большое количество методов анализа , это метод абсолютных и относительных величин , метод группировок, выборочный метод, метод регрессионного анализа, изучения в динамики процессов, индексный метод и другие методы анализа и прогнозирования, представленные ниже [4].
Анализ данных начинается с перевода «сырых» данных в осмысленную информацию и включает их введение в компьютер, проверку на предмет ошибок, кодирование, представление в матричной форме (табулирование). Все это называется преобразованием исходных данных. Далее проводится статистический анализ. Выделяют пять основных видов статистического анализа, используемых при проведении маркетинговых исследований:
1. Дескриптивный анализ, в основе которого лежит использование таких статистических мер, как средняя величина, мода, среднее квадратическое отклонение, размах или амплитуда вариации.
2. Выводной анализ, заключающийся в использовании статистических процедур (например, проверка гипотез) с целью обобщения полученных результатов на всю исследуемую совокупность.
3. Анализ различий, используемый для сравнения результатов исследования нескольких групп (объектов) для определения степени реального отличия в их поведении, реакции на одни и те же воздействия и т. п.
4. Анализ связей, направленный на определение систематических связей переменных, их направленности, силы и т. п.
5. Предсказательный анализ, используемый в целях прогнозирования развития событий в будущем, например путем анализа временных рядов.
Общая характеристика методов прогнозирования приведена в таблице (табл. 1) [3].
Общая характеристика методов прогнозирования
Методы Характеристика методов
1. Качественные С помощью знаний и интуиции формулируются будущие состояния исследуемой проблемы (увеличение, уменьшение)
1.1. Метод Дельфи Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы обрабатываются в течение нескольких туров, и после ознакомления всех участников экспертизы с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемой проблемы
1.2. Метод коллективных оценок руководства и специалистов предприятия Основан на гипотезе, что среди большого числа идей, суждений имеется несколько, которые отвечают наиболее вероятному ходу будущего развития спроса. Опирается на неформальный анализ. Применяется в форме обмена мнениями специалистов о тенденциях развития спроса на товары, производимые предприятием
1.3. Метод сценарного развития Подготовка и согласование представления о проблеме (например, о тенденциях развития спроса на товар с учетом влияющих на него факторов). Сценарии пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем согласовываются
2. Количественные Количественная оценка будущего состояния объекта исследования на основе данных прошедших периодов и действующих факторов с помощью математических методов
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
Окончание табл.
Методы Характеристика методов
2.1. Экстраполяция временного ряда Проекция временного ряда на будущие периоды времени, т. е. распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период
2.2. Экономико-математическое моделирование Построение экономико-математической модели в виде некоторой функциональной зависимости величины показателя от определяющих его факторов
2.2.1. Прогноз на основе индикаторов Оценка хода развития процесса на базе одного или нескольких известных индикаторов (показателей)
2.2.2. Корреляционный и регрессионный анализ Определение направления и силы связи между независимыми переменными и зависимой переменной. Построение однофакторной и многофакторной регрессионной модели
3. Комбинированные методы Используя результаты прогнозов, полученные различными методами, рассчитывают интегрированный прогноз в виде точечной или интервальной оценки
Библиографические ссылки
1. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. URL: http://center-yf.ru/data/ Marketologu/Marketingovye-issledovaniya.php (дата обращения: 29.03.2015).
2. Методы маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketingnews.ru/termin/67/ (дата обращения: 29.03.2015).
3. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/ m99/5_6.htm (дата обращения: 29.03.2015).
4. Шумейко Н. Б. Статистика : учебное пособие для студ. эконом. спец. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011.
© Васильева С. М., 2015