Научная статья на тему 'Методы анализа данных и прогнозирование в маркетинговых исследованиях'

Методы анализа данных и прогнозирование в маркетинговых исследованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1751
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STATISTICAL ANALYSIS / МАРКЕТИНГ / MARKETING / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / FORECASTING METHODS / СТАТИСТИКА / STATISTICS / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / STATISTICAL RESEARCH / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MARKETING RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданович Л.Ю., Васильева С.М.

Представлена специфика, значимость маркетинговых исследований и статистического анализа. Рассмотрены основные виды статистического анализа и рассмотрена общая характеристика методов прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DATA ANALYSIS AND FORECASTING IN MARKETING RESEARCH

The article presents the specificity, relevance of marketing research and statistical analysis. Describes the main types of statistical analysis and reviewed the General characteristics of methods of prediction.

Текст научной работы на тему «Методы анализа данных и прогнозирование в маркетинговых исследованиях»

Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»

УДК 311.21

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В МАРКЕТИНГОВЫХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ

Л. Ю. Жданович Научный руководитель - С. М. Васильева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: ragfil@mail.ru

Представлена специфика, значимость маркетинговых исследований и статистического анализа. Рассмотрены основные виды статистического анализа и рассмотрена общая характеристика методов прогнозирования.

Ключевые слова: статистический анализ, маркетинг, методы прогнозирования, статистика, прогнозирование, статистическое исследование, маркетинговое исследование.

METHODS OF DATA ANALYSIS AND FORECASTING IN MARKETING RESEARCH

L. U. Zhdanovich Scientific supervisor - S. M. Vasilyeva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: ragfil@mail.ru

The article presents the specificity, relevance of marketing research and statistical analysis. Describes the main types of statistical analysis and reviewed the General characteristics of methods ofprediction.

Keywords: statistical analysis, marketing, forecasting methods, statistics, forecasting, statistical research, marketing research.

Каждого жителя России можно назвать потребителем. И тот, кто не говорит по-русски, тоже является потребителем, только тогда он называется споживач (укр.), consumer (консьюмер, англ.), или Verbraucher (австр.-нем.), или Konsument (нем.), или как-то еще. Каждый раз, когда мы что-либо потребляем, мы совершаем незаметное для нас воздействие на окружающую нас социально-экономическую среду. Потребляя, мы воздействуем на продавцов. Продавцы, совершив акт продажи, тем самым воздействуют на дистрибьюторов, которые в свою очередь воздействуют на производителей, а те - на поставщиков сырья. Каждый раз такой незаметный акт потребления приводит к разрастающимся волнам влияния, которые вовлекают все большее количество субъектов экономики в непрерывный процесс.

Поскольку маркетинговые исследования должны быть эффективными с экономической точки зрения, постольку они должны быть хорошо спланированы и организованы. Несмотря на многообразие видов проводимых маркетинговых исследований, в основе всех их лежит общая методология, определяющая порядок выполнения.

Этому могут способствовать следующие действия (этапы исследования).

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной информации.

3. Планирование и организация сбора первичной информации.

4. Систематизация и анализ собранной информации.

5. Представление полученных результатов исследования.

Основной акцент в маркетинге делается на определение и удовлетворение нужд потребителя. Для определения нужд потребителя и реализации маркетинговых стратегий, нацеленных на их удовлетворение, маркетологам необходима информация. Их интересует информация относительно потребителей, конкурентов и других участников рынка [1].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Методы маркетинга - это те способы деятельности, применение которых в комплексе позволяет достичь целей компании и максимально полно удовлетворить ожидания потребителя. В различных ситуациях, в зависимости от реализуемых компанией маркетинговых стратегий применяются самые разные методы маркетинга (учет, анализ, систематизация, синтез, метод моделирования, прогноз, эксперимент, метод экспертных оценок, метод планирования). В маркетинге также находят применения методы конкретных наук, таких как статистика, микро- и макроэкономический анализ, социология, психология, математика, теория управления. Эти методы маркетинга позволяют компании оценивать емкость рынка, величину спроса, перспективы развития рынка, возможности самой компании и ее конкурентов, выявлять и анализировать позиции целевой аудитории по конкретным вопросам, повышать эффективность рекламы, оптимизировать способы формирования и увеличения спроса, планировать, регулировать и контролировать маркетинговую деятельность [2].

Стоит отметить особую роль статистики в маркетинговых исследованиях, где методы этой научной дисциплины занимают не последнее место. Статистика и маркетинг имеют схожие цели, задачи приемы и методы. Маркетинговые исследования в своем процессе используют следующие составные части статистической методологии: 1) массовое наблюдение; 2) сводка и группировка; 3) всесторонняя систематизация полученных в результате наблюдения материалов, здесь используется большое количество методов анализа , это метод абсолютных и относительных величин , метод группировок, выборочный метод, метод регрессионного анализа, изучения в динамики процессов, индексный метод и другие методы анализа и прогнозирования, представленные ниже [4].

Анализ данных начинается с перевода «сырых» данных в осмысленную информацию и включает их введение в компьютер, проверку на предмет ошибок, кодирование, представление в матричной форме (табулирование). Все это называется преобразованием исходных данных. Далее проводится статистический анализ. Выделяют пять основных видов статистического анализа, используемых при проведении маркетинговых исследований:

1. Дескриптивный анализ, в основе которого лежит использование таких статистических мер, как средняя величина, мода, среднее квадратическое отклонение, размах или амплитуда вариации.

2. Выводной анализ, заключающийся в использовании статистических процедур (например, проверка гипотез) с целью обобщения полученных результатов на всю исследуемую совокупность.

3. Анализ различий, используемый для сравнения результатов исследования нескольких групп (объектов) для определения степени реального отличия в их поведении, реакции на одни и те же воздействия и т. п.

4. Анализ связей, направленный на определение систематических связей переменных, их направленности, силы и т. п.

5. Предсказательный анализ, используемый в целях прогнозирования развития событий в будущем, например путем анализа временных рядов.

Общая характеристика методов прогнозирования приведена в таблице (табл. 1) [3].

Общая характеристика методов прогнозирования

Методы Характеристика методов

1. Качественные С помощью знаний и интуиции формулируются будущие состояния исследуемой проблемы (увеличение, уменьшение)

1.1. Метод Дельфи Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы обрабатываются в течение нескольких туров, и после ознакомления всех участников экспертизы с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемой проблемы

1.2. Метод коллективных оценок руководства и специалистов предприятия Основан на гипотезе, что среди большого числа идей, суждений имеется несколько, которые отвечают наиболее вероятному ходу будущего развития спроса. Опирается на неформальный анализ. Применяется в форме обмена мнениями специалистов о тенденциях развития спроса на товары, производимые предприятием

1.3. Метод сценарного развития Подготовка и согласование представления о проблеме (например, о тенденциях развития спроса на товар с учетом влияющих на него факторов). Сценарии пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем согласовываются

2. Количественные Количественная оценка будущего состояния объекта исследования на основе данных прошедших периодов и действующих факторов с помощью математических методов

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

Окончание табл.

Методы Характеристика методов

2.1. Экстраполяция временного ряда Проекция временного ряда на будущие периоды времени, т. е. распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период

2.2. Экономико-математическое моделирование Построение экономико-математической модели в виде некоторой функциональной зависимости величины показателя от определяющих его факторов

2.2.1. Прогноз на основе индикаторов Оценка хода развития процесса на базе одного или нескольких известных индикаторов (показателей)

2.2.2. Корреляционный и регрессионный анализ Определение направления и силы связи между независимыми переменными и зависимой переменной. Построение однофакторной и многофакторной регрессионной модели

3. Комбинированные методы Используя результаты прогнозов, полученные различными методами, рассчитывают интегрированный прогноз в виде точечной или интервальной оценки

Библиографические ссылки

1. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. URL: http://center-yf.ru/data/ Marketologu/Marketingovye-issledovaniya.php (дата обращения: 29.03.2015).

2. Методы маркетинга [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketingnews.ru/termin/67/ (дата обращения: 29.03.2015).

3. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/ m99/5_6.htm (дата обращения: 29.03.2015).

4. Шумейко Н. Б. Статистика : учебное пособие для студ. эконом. спец. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011.

© Васильева С. М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.