УДК 37.012+152.824.7
МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ В СЕМЬЕ
Е.В. Кузнецова, С.А. Елисеев, Ю.А. Володина
Работа выполнена при поддержке гранта Президента №99.2014.6
Проведено диагностическое исследование подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье. Показано, что на рушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, оказывают влияние на психологическую устойчивость личности подростков и требуют особой психологической помощи с использованием методов активного социально-психологического обучения.
Ключевые слова: жестокое обращение в семье, подростки, психологическая устойчивость, методы активного социально-психологического обучения.
Насилие и жестокое обращение с детьми - одна из актуальных проблем современного общества, возникших в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ценностей в России конца 20 - начала 21 века. Возросшее число неблагополучных семей, в том числе семей, допускающих жестокое обращение с детьми, не обеспечивающих минимально необходимых условий для их жизнедеятельности и полноценного развития актуализирует исследования современных ученых: психологов, педагогов, философов, юристов, - предметом которых становятся вопросы семейного насилия над детьми, психолого-педагогического сопровождения детей, подвергшихся деструктивному воздействию.
Характеристика детей, подвергающихся семейному насилию, дана в работах отечественных ученых М.И. Буяновой, Е.Н Вроно, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейна и др.. В работах В.Г. Маралова, А.Н. Моховиковой, Т.Я. Сафоновой, В.А. Ситарова , Н.В. Тарабриной, установлена связь жестокого обращения с детьми в семье и асоциального поведения.
Семья по праву считается важнейшим институтом социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с окружением, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Именно в семье закладываются базовые качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность.
Дети являются самой незащищенной, уязвимой и чаще подвергающейся насилию группой общества. Жесткое обращение к детям в семье является основной причиной отклоняющегося, девиантного поведения детей и подростков, число которых увеличивается.
Т.Я. Сафонова и Т.Н.Журавлева в своих исследованиях определяют жестокое обращение как любое действие и бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его физическому и /или психическому развитию, ущемляющие его права и свободы [2, с. 8].
Принято выделять физический, сексуальный, эмоциональный и психологический виды насилия. Самый распространенный вид насилия - физическое, которое обычно сочетается с другими видами насилия.
Подростковый возраст относят к периоду, «сензитивному к насилию», когда физиологические, гормональные, эмоционально-личностные изменения делают его наиболее травмируемым. Изменения телесного облика, личности, поведения провоцируют потенциальных насильников, в т.ч. и родителей, применяющих дисгармоничные методы воспитания [4, с. 67-68].
При этом подростковый возраст является самым трудным и самым сложным из всех детских возрастов. Психолого-педагогические проблемы воспитания подростков исследовали отечественные психологи И.В. Дубровина, Г.Ф. Кумарина ,О. Крушельницкая , Э.А.Минкова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Последствия перенесенного насилия затрагивают все уровни развития личности ребенка и проявляют себя в виде стойких нарушений на физическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровне.
Исследования психологов показали, что по общему физическому и психическое развитию подростки, пережившие насилие в семье отстают от своих сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях.
У детей, подвергающихся насилию, в первую очередь появляются нарушения в эмоциональной сфере. Отсутствие безопасности ведет к возникновению деструктивных эмоциональных реакций.
Подросток начинает испытывать беспокойство, страх, боль, ненависть, обиду, унижение и т.п. Ему характерны нарушения в сфере самосознания от переживания вседозволенности до ущербности, низкий уровень принятия себя и других, неразвитость эмпатии, несформированность волевой сферы, чувство страха, регресс в поведении и интеллектуальные дисфункции. Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной вовне, на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в самодеструктивном поведении.
Американский психоаналитик К. Хорни определяла особый склад характера ребенка, пережившего травмирующие переживания в семье, который она называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной враждебностью), которая характеризуется «чувством собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти» [10].
При этом у подростков формируются различные виды психологических защит, которые, искажая восприятие реальности, делают тревогу менее угрожающей, в тоже время закрепляют неэффективные ролевые позиции и ограничивают сферы его деятельности.
Дети и подростки, пережившие насилие, во взрослом возрасте чаще сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами, включая депрессию, алкоголизм, наркоманию, склонность к суициду, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
С целью выявить личностные деформации подростков, переживших жестокое обращение в семье, проведено психологическое исследование детей из ГБУ СО «Областной реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Брянска». Было обследовано 12 подростков от 11 до 15 лет, из них 5 мальчиков, 7 девочек, в той или иной степени переживших жестокое обращение в семье.
Для диагностики были использованы методики: модифицированный вариант методики Кеттелла-Ясюковой для подростков, опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна, шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера -Ханина [3].
По результатам методики Кеттелла-Ясюковой у 70% обследованных подростков выявлен слабый уровень выраженности по фактору волевого самоконтроля, у 50% - по фактору самостоятельности. По фактору комфомиз ма 40% показали высокий уровень выраженности, что свидетельствует о боязни одиночества, высокой зависимости от референтной группы. У 80 % опрашиваемых подростков выявлена потребность в психологической защите, искажение в самооценке, у 33% - эта потребность очень высокая. По фактору потребность в общение подростки показали крайние результаты: 40% - низкий уровень выраженности, что говорит о неспособности устанавливать близкие отношения в коллективе, у 33 %— очень высокая, т.е подростки имеют высокую степень зависимости от коллектива.
По опроснику А. Мехрабиана, Н. Эпштейна у 33% диагностируемых подростков выявлен очень низкий уровень эмпатии, у 50% - низкий, у 17% - средний уровень.
По шкале Спилбергера по фактору реактивная тревожность диагностика показала: 33% - низкая тревожность, 50% - умеренная тревожность, 17% - высокая тревожность. По фактору личностная тревожность показатели тревожности более высокие: 8%- низкий уровень тревожности, 17% -умеренный, 75% - высокий. При этом у 33% подростков личностная тревожность имеет очень высокие показатели.
Проведенное исследование показало, что подростки, пережившие жесткое обращение в семье, имеют низкую волевую саморегуляцию, искаженную самооценку, нарушение коммуникативных навыков, эмоциональную ригидность. Им свойственно полевое поведение, отсутствие лидерских качеств, они особо нуждаются в поддержке и одобрении референтной группы, но в тоже время не умеют выстаивать отношения с окружающими. Умеренный уровень реактивной, или ситуативной тревожности, свидетельствует о том, что подросткам была оказана индивидуальная первичная психологическая помощь и на данный момент они находятся в безопасной обстановке. При этом уровень личностной тревожности, как устойчивого состояние личности, у обследуемой группы высокий, что отражает предрасположенность подростков к тревоге и предполагает наличие у них тенденции восприятия ситуаций как угрожающих.
Т.о. результаты диагностики и анализ психологической литературы показывает, что жестокое обращения с ребенком в семье и связанные с ними негативные переживания ведут к дезинтеграции личности подростка, отрицательно влияя на развитие и социализацию подростка, снижают его психологическую устойчивость.
Разработкой программ и технологий психологического сопровождения лиц, переживших насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зарубежные авторы, как: Н. К. Асанова, Т. И. Шульга, М. Клавдиева, Н. Д. Ярославцева, С. Я. Долецкий, Л. Берковец, Дж. Аллан, X. Ремшмидт, Дж. Г. Менделл, Л. Дамон, С. Г. Кемпе, Р. Бэджли, И. М. Киннард и др.
Одним из главных направлений по оказанию психологической помощи подросткам, пережившим жестокое обращение в семье, является целенаправленная и систематическая работа по повышению психологической устойчивости.
Психологическая устойчивость сохраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для психического и соматического здоровье, позволяет своевременно реагировать на возникающие трудности, частые изменения путем оптимального снижения страха, тревоги, напряжения во всех сферах жизнедеятельности.
Феномен психологической устойчивости подростков в трудных жизненных ситуациях рассматривалась в трудах отечественных ученых А.Е. Личко, В.Н. Мясищева, В.Ф. Переваловой, В.Ф. Петренко, И. Пригожина, В.И. Слободчикова, B.C. Степина, В.Э. Чудновского и др.
К составляющим психологической устойчивости относят:
- способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов;
- относительную стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения;
- развитую волевую регуляцию.[7, с. 105-106]
Наиболее распространенным в коррекции психологической устойчивости является метод тренинговой работы, позволяющий работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами.
На первом этапе психологической помощи подросткам, жертвам жесткого обращения, используются индивидуальные методы работы, включающие в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.
Методы групповой терапии применяют на втором этапе, когда подростку требуется помощь в социальной адаптации, повышении уровня психологической устойчивости, формирования коммуникативных навыков. На этом этапе особо эффективными становятся методы активного социально-психологического обучения: тренинг-группы, группы встреч, психодрама, гештальт-психотерапия и т.д. [9, с. 9].
Попадая в группу, дети и подростки преодолевают ситуации социальной изоляции и формируют контакты с другими детьми и подростками, пережившими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психологические кризисы. План групповой терапии обычно включает в себя параллельную работу с родителями или опекунами, не причастными к насилию [8, с. 66].
Методы активного социально-психологического обучения позволяют каждому участнику, наблюдая происходящее в группе, идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. В процессе тренинга подросток имеет возможность проанализировать и переоценить свои установки и убеждения, смоделировать и опробовать различные навыки, которые в дальнейшем сможет использовать в обычной жизни.
Таким образом, проблема деструктивного влияния жестокого обращения в семье на психологическую устойчивость личности подростков, жертв семейного насилия, на их адаптацию и социализацию, требует дальнейшей разработки и реализации механизмов воздействия в рамках индивидуальной и групповой психокоррекционной работы по преодолению последствий жесткого обращения в семье.
Conducted a diagnostic study of adolescents who have been abused in the family. It is shown that violations arising from experienced violence affect the psychological stability of the individual and adolescents require special psychological care using active methods of socio-psychological training.
The key words: abuse in the family, adolescents, psychological stability, methods of active socio-psychological training.
Список литературы
1.Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008. 336с
2.Журавлева Т.Н. Сафонова Т.Я. Цымбал Е.И. Помощь детям - жертвам насилия. М.: Генезис, 2006.112 с.
3.Интерактивная психодиагностика. - http:exi.org.ua
4.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с., с. 67-68
5.Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие) / Под науч. ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. 172 с. (с. 85-87)
6.Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социально-психологического обучения. М.: Академия. 2010. 96с.
7. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. СПб.: Речь, 2004.154с.
8.Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов. СПб. :Питер, 2006. - 607 с. (c. 105107)
9.Смагина М.В. Методы активного социально-психологического обучения: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 92 с.
10.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект, 2009 г. 208 с.
Об авторах
Кузнецова Е.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Елисеев С.А. - доктор психологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Володина Ю.А.- Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского