Научная статья на тему 'Методолого-теоретические основы исследований образовательного сервиса'

Методолого-теоретические основы исследований образовательного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / СЕРВИСНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ИССЛЕДОВАНИЙ / EDUCATION SERVICING / EDUCATION SERVICE / SERVICE APPROACH / PEDAGOGY APPROACH / MARKETING APPROACH / INTEGRATING APPROACH / INTERDISCIPLINARY RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леготина Ирина Михайловна

Коммерциализация образования признана объективной тенденцией его развития, а термин «образовательный маркетинг» обосновался на страницах учебников, но не урегулировал противоречия между теорией маркетинга и педагогической теорией. Многослойный междисциплинарный характер образовательного сервиса предполагает использование в его исследовании интегративного подхода, который создаст условия для дальнейшего развития образования по законам социальной синергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological and theoretical basis for education service research

Commercializing of education is the objective tendency of its development. The term "education marketing" is discussed in the books and manuals but it hasn t softened the contradiction between the Marketing theory and Pedagogy theory yet. Multileveled interdisciplinary nature of education service suggests its using in the integrating approach research. Thus it'll help to create conditions for further education development according to the education synergetic laws.

Текст научной работы на тему «Методолого-теоретические основы исследований образовательного сервиса»

И.М. ЛЕГОТИИЛ (Шадринск)

методолого-теоретические основы исследований образовательного сервиса

Коммерциализация образования признана объективной тенденцией его развития, а термин «образовательный маркетинг» обосновался на страницах учебников, но не урегулировал противоречия между теорией маркетинга и педагогической теорией. Многослойный междисциплинарный характер образовательного сервиса предполагает использование в его исследовании интегративного подхода, который создаст условия для дальнейшего развития образования по законам социальной синергетики.

Ключевые слова: образовательный сервис, образовательная услуга, сервисный подход, педагогический подход, маркетинговый подход, интегративный подход, междисциплинарный характер исследований.

Любой научный анализ начинается с изучения сущности основных понятий и категорий, характерных для объекта исследования. образовательный сервис мы не можем отнести к какой-то одной отрасли знаний, поэтому его понятийный аппарат разнороден и неоднозначен. во многом трактовка содержания понятий и их взаимоотношений зависит от подхода. Например, маркетинговый подход (А.в. Кондрух, о.в. Митасова, А.А. Танцев, Н.А. Платонова, А.П. Панкрухин, М.М. хадиев и др.) основан на рассмотрении потребительской стоимости образовательных услуг, их востребованности на рынке, конкурентоспособности. Традиционный педагогический подход предполагает изучение явления с точки зрения его влияния на цели учебновоспитательного процесса, на создание условий для формирования гармонично развитой личности (Н.и. Башмакова, в. Комсов, и. Мосичева, и.и. Мельников, А.Т. глазунов, о.Е. Лебедев и др.). Серви-сология изучает эту область деятельности с позиций формирования специфических технологий по удовлетворению потребностей человека (А.М. Стрижов, А.С. Семенова, Т.в. ротарь, Т.П. Липай, С.П. Богачев, Л.А. осадчая, г.С. Тренов, М.А. Петровская, Ю.А. Прокопенко и др.). Кроме

основных категорий разночтения возникают при трактовке понятий «потребитель», «исполнитель», «качество образовательной услуги» и др.

Большая советская энциклопедия определяла сервис очень ограниченно: «Сервис (англ. служба) - обслуживание населения - ремонт обуви, одежды, предметов быта, доставка на дом покупок, выдача справок, обслуживание владельцев автомашин и пр.» [2: 287]. В конце XX в. в России было конкретизировано понятие «сфера услуг», которое трактовалось как «совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в виде услуг (торговля, общественное питание, ремонт и др.)» [6: 876]. Образование в сферу услуг не было включено.

Понятие «образовательный сервис» до сих пор не определено в научной литературе, но присутствует в международных и российских классификаторах услуг. Например, В.К. Карнаухова и Т.А. Краковская относят образовательный сервис к разделу «интеллектуальный сервис» и видят его целями «удовлетворение выступающих в диалектическом единстве и взаимосвязи интересов общества (макросреды), интересов классов и социальных групп (мезосре-ды) и интересов малой социальной группы (микросреды), часто проявляющихся через деятельность отдельного индивида, реализующего сначала потребность этой малой группы (в раннем детском возрасте), а позднее и свою собственную» [4:66]. С точки зрения сервисологии, «разброс потребностей в сфере образовательного сервиса, обусловленный множественной индивидуальностью общества, обусловливает и множественность услуг в этой сфере сервисной деятельности, которая, будучи предназначена для удовлетворения духовных потребностей, не ограничивается никакими социальными рамками» (Там же: 67).

в отличие от образовательного сервиса понятие «образовательная услуга» имеет более богатую историю развития. Категория «услуга» разрабатывалась в философии, статистике, экономике, социологии. Наиболее часто сущность услуги трактуется как «определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда, отношение, возникающее по поводу полезного действия труда, потребляемого как деятельность»

© Леготина И.М., 2009

[3:339]. Социологический энциклопедический словарь [10] классифицировал услуги только по одному основанию (характеру потребления) и только на две группы: индивидуальные (труд врача, учителя, портного) и общественные (труд по обороне страны и охране порядка), т.е. образовательные услуги приравнивались к бытовым и не считались социальными.

в педагогической энциклопедии в 2005 г. появляется определение образовательной услуги как «комплекса целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей» [8: 381]. В определении появились педагогические категории, но круг удовлетворяемых потребностей ограничен образовательными, хотя и была предпринята попытка охарактеризовать понятие «образовательная услуга» по целям и содержанию, включив в него профессиональное, социальное и социальнокультурное направления.

Мы считаем, что ограничение исследований каким-то одним подходом ведет к сужению объекта исследования, к деформации его сущности. Маркетинговый, сервисный или педагогический подходы приводят к изолированному рассмотрению отдельных элементов целостного процесса, создают эклектичный образ без учета взаимосвязей с другими (внутренними и внешними) компонентами, без выяснения влияния на них социально-экономических факторов. Многокомпонентность, полифункциональность, синергетичность структуры образовательного сервиса предполагают использование в его анализе интегративного подхода (А.П. Беляева, Н.В. Ипполитова, А.А. Лактионова, В.В. Левченко, А.А. Лукин, М.С. Пак, И.П. Яковлев и др.), который предъявляет следующие методологические требования к научным исследованиям:

- органическое взаимопроникновение различных отраслей научного знания на основе взаимосвязи разных общественных и экономических наук;

- выявление системообразующего фактора, позволяющего соединить разнохарактерные предметы, явления, процессы в единое целое, систему;

- выработка аналитических, прогностических, прикладных умений и навыков у теоретиков и практиков для проведения межна-учных и междисциплинарных исследований;

- выявление партнеров и установление гуманистических межличностных отношений в образовательной, социальной, экономической, культурной, экологической, научно-технической и других областях для успеха проводимых исследований и внедрения разработок;

- повышение уровня методологической квалификации участвующих в исследовании ученых и практиков - психологов, экономистов, педагогов, логистов, социологов, маркетологов и др.;

- повышение уровня информационной и коммуникативной культуры учреждений, предприятий, организаций, заинтересованных в специалистах различного уровня образования и квалификации.

в философии под интеграцией понимается «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы - в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов. В ходе процессов интеграции в системе увеличиваются объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами» [12: 215].

Интегративный подход к исследованию образовательного сервиса предполагает взаимопроникновение целей и конструирование инструментария для получения результатов, характерных для маркетингового, педагогического и сервисного подходов, на основании принципов:

- гуманности и цивилизованности;

- диалектического единства историзма и современности;

- совокупности образования, воспитания, обучения и развития;

- единства душевного, бытового, эстетического, культурологического, ва-леологического комфорта;

- технологичности;

- экономичности;

- социальной синергетичности.

При этом необходимо адаптировать теорию маркетинга к условиям действующей образовательной системы и преодолеть противоречия между:

- ожиданиями потребителей образовательных услуг на уровне семьи как агента экономики и педагогическими представлениями об их содержании на уровне

управления образованием со стороны государства;

- между применяемыми в педагогике и маркетинге методами оценки эффективности учебного процесса (например, через стандарт) и представлениями об эффективности;

- между трактовками результативности образовательных услуг в маркетинге и педагогике [11].

образовательный сервис с точки зрения интегративного подхода - это предоставление услуг всех видов и уровней, не только удовлетворяющих потребность в получении знаний, формировании умений и навыков, просвещении, сохранении достигнутых знаний для потомков, но и создающих максимально комфортные условия для развития личности, персональной и социальной реализации как исполнителей услуг, так и заказчиков, которые одновременно являются соисполнителями.

Структура образовательного сервиса

Структуру образовательного сервиса можно представить условно в виде области пересечения двух систем - системы непосредственно образовательных услуг и системы обеспечивающих сервисных услуг.

Система непосредственно образовательных услуг, по нашему мнению, включает деятельность:

- преподавателей (отбор материала, дидактического инструментария, донесение информации до обучаемого, организация упражнений для формирования умений и навыков и др.);

- обучаемых по усвоению нового материала, выработке разнообразных умений навыков;

- администрации образовательного учреждения по созданию условий для преподавательской и ученической деятельности;

- государственных органов по разработке нормативно-документальной базы и контролю уровня обученности и воспи-

танности обучаемых и профессиональной компетенции учителей.

Система обеспечивающих сервисных услуг включает:

- создание условий для удовлетворения физиологических потребностей человека;

- валеологическое, эстетическое, техническое оформление предметно-пространственной среды образовательного учреждения и территории, имеющей отношение к оказанию образовательной услуги, с учетом требований эргономики;

- предоставление возможностей для применения современных информационных технологий;

- использование рекреационных ресурсов.

Таким образом, образовательная услуга - это интегрированная деятельность государства, образовательного учреждения, обеспечивающих организаций, учителя и ученика по удовлетворению совокупности духовных и материальных потребностей личности в условиях эргономичной, технологичной образовательной среды, создающей возможности для самореализации субъектов образовательного процесса в обучающем и учебном труде и отдыхе.

объектом исследования образовательного сервиса при интегративном подходе является экономически обоснованная совокупность услуг, имеющих отношение к созданию условий для образования, обучения, воспитания, развития личности. Предмет исследования - инновационное развитие образовательных услуг с учетом требований глобализационных процессов и национального своеобразия. Цели исследования:

- научное обоснование и разработка новых образовательных услуг, использующих природосообразные и культуросообразные воспитательные и дидактические системы, удовлетворяющих разнообразные когнитивные, эмоциональные, коммуникативные потребности, учитывающих классические положения маркетинга в отношении ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой, кадровой политики и, как следствие, являющихся максимально выгодными для общества, которое выступает одновременно и заказчиком, и потребителем этих услуг;

- модернизация и адаптация к требованиям современного международного рынка образовательных услуг, традиционных методов, приемов и средств, доказавших в течение длительного периода

времени свою действенность, но частично утративших потребительские качества;

- возрождение на инновационной основе забытых педагогических систем и технологий, имеющих ценность для современного общества.

Применение интегративного подхода позволит решить проблемы методологического обоснования и теоретического анализа урегулирования процесса коммерциализации образования, модернизации материальной и кадровой базы дополнительного образования, технологизации и визуализации дидактического компонента учебно-воспитательного процесса, оптимизации управленческих структур всех уровней, повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников на международном рынке труда.

литература

1. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб. : Ин-т профтехобразования РАО, 1999. 480 с.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1976. Т.23. 640 с.

3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1976. Т.27. 624 с.

4. Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность. М.: МарТ; Ростов н/Д.: Март, 2006. 256 с.

5. Кожухар В.М. Образовательная услуга: феномен и особенности // Мир образования - образование в мире. 2005. № 4(20). С. 142 - 146.

6. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл.: РИПОЛ-классик, 2005. 1456 с.

7. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995. 240с.

8. Педагогика: Большая советская энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.

9. Платонова Н.А., Христофорова И.В. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5. С. 48 - 51.

10. Социологический энциклопедический словарь / ред. Г.В. Осипов. М.: Инфра-М: Юрма, 1998. 448 с.

11. Филипповская Т.В. Противоречия теории маркетинга и организации деятельности современных образовательных учреждений // Образование и наука. 2003. № 3. С. 55 - 75.

12. Философский энциклопедический словарь / ред. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы,

Л.Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. энцикл., 1989. 815 с.

Methodological and theoretical basis for education service research

Commercializing of education is the objective tendency of its development. The term “education marketing” is discussed in the books and manuals but it hasn’t softened the contradiction between the Marketing theory and Pedagogy theory yet. Multileveled interdisciplinary nature of education service suggests its using in the integrating approach research. Thus it’ll help to create conditions for further education development according to the education synergetic laws.

Key words: education servicing, education service, service approach, pedagogy approach, marketing approach, integrating approach, interdisciplinary research.

А.А. АрЛАМОВ (Краснодар)

целостность

методологических

подходов в педагогическом

исследовании

(универсализация

и отношение

компенсаторности)

Обосновываются необходимость и один из путей построения целостного методологического пространства педагогического исследования. Раскрывается содержание понятия «методологический подход» (внимание акцентируется на его гносеологических возможностях и границах применимости, смысле отношения компенсаторности между ними и его функции в решении задачи построения целостного пространства методологических подходов).

Ключевые слова: методологический подход, отношение компенсаторности, универсализация.

Тенденция к универсализации методологических подходов. Чем объясняется возникновение тенденции к универсализации подходов? По-видимому, она имеет не только гносеологическую, но и социально-

© Aрламов A.A., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.