Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ВЫНЕСЕНИЯ ФЕТВ НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ РИЗАЭДДИНА ФАХРЕДДИНА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ШУРА»'

МЕТОДОЛОГИЯ ВЫНЕСЕНИЯ ФЕТВ НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ РИЗАЭДДИНА ФАХРЕДДИНА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ШУРА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

161
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ислам / Духовное управление / журнал «Шура» / Фетва / фикх / Муфтий. / Islam / Spiritual management / Shura magazine / Fatwa / fiqh / Mufti.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ясавиев Рустам Маулитович

В статье проводится анализ статей Ризаэддина Фахреддина в первом татарском литературном журнале начала XX века «Шура», в основе которого лежит исследование методологии вынесения фетв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY FOR MAKING FATWAS ON THE EXAMPLE OF ARTICLES BY RIZAEDDIN FAKHREDDIN ON THE PAGES OF THE MAGAZINE "SHURA"

The article analyzes the articles of Rizeddin Fakhreddin in the first Tatar literary journal of the beginning of the XX century “Shura”, which is based on the study of the methodology for making fatwas.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ВЫНЕСЕНИЯ ФЕТВ НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ РИЗАЭДДИНА ФАХРЕДДИНА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ШУРА»»

II Международная научно-практическая конференция

6. Мухамеджанов Э. Правовой взгляд на вопросы, связанные с

суррогатным материнством / Мухамеджанов // Юрист. - 2013. - №3.- С. 35-39.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991. С. 209.

8. Терминология ВРТ: Международный глоссарий:[сайт] URL: http s: //www. mediasphera.ru/

9. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года N 2337 «О правовом положении иностранцев»

10. В РК больные ВИЧ не могут зачать ребенка в связи с отсутствием регламента https://www.zakon.kz/

УДК 341

Ясавиев Рустам Маулитович Yasaviev Rustam Maulitovich

Болгарская исламская академия, г.Болгар, Республика Татарстан, магистрант Bulgarion Islamic Academia, Bolgar, Repablic of Tatarstan, undergraduate

МЕТОДОЛОГИЯ ВЫНЕСЕНИЯ ФЕТВ НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ РИЗАЭДДИНА ФАХРЕДДИНА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ШУРА»

THE METHODOLOGY FOR MAKING FATWAS ON THE EXAMPLE OF ARTICLES BY RIZAEDDIN FAKHREDDIN ON THE PAGES OF THE

MAGAZINE "SHURA"

Аннотация: В статье проводится анализ статей Ризаэддина Фахреддина в первом татарском литературном журнале начала XX века «Шура», в основе которого лежит исследование методологии вынесения фетв.

Abstract: The article analyzes the articles of Rizeddin Fakhreddin in the first Tatar literary journal of the beginning of the XX century "Shura", which is based on the study of the methodology for making fatwas.

Ключевые слова: Ислам, Духовное управление, журнал «Шура», Фетва, фикх, Муфтий.

Key words: Islam, Spiritual management, Shura magazine, Fatwa, fiqh, Mufti.

Научные междисциплинарные исследования Фетва в мусульманском праве - заключение, даваемое муфтием. В

самом общем смысле фетва означает оценку какой-либо ситуации с позиций

шариата и фикха. Она может быть индивидуальным заключением

мусульманского правоведа или выражать коллективное мнение группы

знатоков шариата и фикха, либо особого органа. Фетва, как правило,

выносится в ответ на обращение к муфтию - официальный запрос или по

просьбе частного лица. В современных мусульманских странах термин

"фетва" используется в различных значениях. Так, фетвами называются

доктринальные мнения крупных мусульманскихправоведов по различным

вопросам фикха. Во многих указанных странах имеются государственные

органы, полномочные выносить официальные фетвы (см. Муфтий).

Официальный характер носят и фетвы, выносимые мусульманскими

религиозными организациями (напр., Академией исламских исследований в

Египте) в странах, где ислам является государственной религией. Кроме того,

фетвы могут выноситься специальными структурами при государственных

органах, публичных корпорациях или коммерческих предприятиях

(например, при исламских банках) по вопросам их деятельности [1, 512 с.].

Фетва - в исламском праве разъяснение какой-либо проблемы

религиозно-правового характера, а также ответ на вопрос религиозного

характера, который дает компетентный человек. Во множественном числе

"фатава". Ученый, который дает ответы на вопросы религиозно-правового

характера, называется муфтием. Сделанное же им заключение называется

фетвой. Ответ на поставленный вопрос называется ифта, а обращенный к

муфтию вопрос называется истифта. В Коране говорится: «...спросите же

людей напоминания, если вы сами не знаете.» (16: 43).

Фетвы выдавались еще в самой ранней истории Ислама. Сподвижники

по всем вопросам обращались к пророку Мухаммаду. В то же время, он дал

разрешение на выдачу фетв некоторым своим сподвижникам. Одним из них

был Муаз ибн Джабал, которого пророк послал наместником в Йемен.

Муфтиями могут быть и женщины. Примером этого является жена пророка

II Международная научно-практическая конференция Мухаммада Аиша, которая была знатоком хадисов и давала фетвы. После пророка наиболее образованные из его сподвижников выдавали фетвы по различным вопросам религиозного характера. Праведные халифы, а также омейядский халиф Омар ибн Абд аль Азиз были одновременно руководителями государства и муфтиями. Однако в последующие годы эти функции были разделены. Фундаментальные мусульманские правовые системы были введены муджтахидами, которые не занимались государственными делами. В правовых школах все фетвы стали записываться в специальные правовые сборники. Это делалось в целях удобства для того, чтобы не возвращаться всякий раз к решению уже решенных правовых вопросов. Позднее эти сборники были систематизированы и были изданы в виде книг. Муфтии стали решать различные проблемы правового характера и издавать фетвы на основании этих книг. Примером такого фундаментального сборника фетв является многотомное издание «Фатава аль Хиндия», в котором собраны основные фетвы ханафитского мазхаба. Этот сборник был составлен индийскими улемами по приказу султана Мухаммада Аурангзеба (ум. в 1118/1706 году) [2].

В публикации "Шура" журналы" (Журнал "Шура") Р.Марданов знакомит читателей с некоторыми результатами своих исследований по журналу "Шура", который издавался в Оренбурге с января 1908 по декабрь 1917 года. Он является ценным источником в изучении истории татарского и тюркского народов. 240 вышедших номеров этого научного историко-публицистического издания содержат 4085 статей, заметок по истории, философии, религии, литературе, культуре, дискуссий по общественно-политическим проблемам. Очень плодотворной была творческая деятельность редактора Р.Фахреддинова (1859-1936), который находился на этом посту до закрытия журнала.

Р.Фахреддин назвал рубрику в формате "вопросы-ответы" "Мурасаля уа мухабара", что в переводе означает "Переписка и корреспонденция" (Извещение и оповещение). Ученый не называет себя муфтием, к тому

Научные междисциплинарные исследования времени он не являлся таковым. Видимо, наличие множества вопросов,

которые циркулировали среди обычных мусульман, подтолкнуло его взяться

за эту кропотливую работу. Читатели представляли не только разные уголки

нынешней России, но и Среднюю Азию и Северный Кавказ. Данная рубрика

выполняла роль нынешнего Центра "Даруль ифта" при Духовном управлении

мусульман Республики Татарстан, в адрес которого, по некоторым данным, в

течение 2019 года поступило более пяти тысяч разных вопросов.

Казанские татары, будучи правоверными на протяжении многих веков, ответы на насущные вопросы находили в шариатских сводах правил. Каждый деревенский мулла умел выносить решение по тем или иным простым вопросам, с которыми к нему обращались. Эти данные отразились и в книгах этнографов и краеведов XIX века, к которым можно причислить и Карла Фукса, медика, немца по происхождению, который в последующем стал ректором Казанского университета.

"Надо также отдать должное их муллам (священнослужителям). Они стараются распространять восточное просвещение не только по городам, но и в самых бедных деревушках, и в этом у них есть успехи. Почти каждый мулла имеет у себя домашнюю школу; за малую цену учит мальчиков и девочек арабскому языку, читает и толкует им Коран и нравоучения своего строгого закона" [3, 25 с.].

Среди читателей журнала "Шура" были люди с разным уровнем образования. Кроме обычных людей вопросы задавали и имамы, учителя, иногда и женщины. Темы вопросов касались разных областей: истории, литературы, положения мусульманских народов в обществе и т.д. Среди правовых вопросов шариата можно выделить темы об использовании тюленьевого жира, о рецитации аятов Корана через граммофон, о сигаретах, о посещении могилы Посланника Аллаха в Медине и многие другие.

При ответе на эти вопросы Р.Фахреддин опирался на Коран, а потом на сунну Посланника Аллаха, потом использовал мнение ученых, особенно времен салафов, потом на мнение более поздних ученых. В то же время иджма'

II Международная научно-практическая конференция он сравнивает с современным парламентом, который созывается при

правителе. Четвертым источником указывает кыяс.

Конечно же, первым источником шариата является Книга Аллаха. Ризаэддин Фахреддин упомянул в своем труде наиболее используемые в то время тафсиры Корана:

1.Джамигуль-Баян фи тафсир Аль-Куръан, муаллиф - Абу Джафар Мухаммад бин Джарир ат-Табари.

2.Магамилут -танзиль, муаллиф - Махисуннат Абу Мухаммад Хусейн бин Масуд аль-Фараэ аль-Багуди

3.Аль-Кашшаф ган хакаикыйт танзиль, муаллиф - Аз-Замахшари

4.Мафатихуль-гайб, муаллиф - Фахреддин Ар-Рази

5.Анварут-Танзиль ва асрарут-таэвиль, муаллиф Аль-Байдави

Всего ученый перечисляет 22 тафсира [4, с. 30.].

Начиная с третьего века от хиджри до сегодняшнего дня ученый выделяет следующие лучшие сборники хадисов:

1. "Сахих" аль-Бухари

2. "Сахих" Муслим

3. "Сунан" Абу Дауд

4. "Аль Мужтаба" Ан-Наса'и

5. "Джами'" Ат-Тирмизи

6. "Сунан" ибн Маджа

7. "Аль-Муатта" имама Малика [4, с. 34.].

Кроме этих книг ученый выделяет своды хадисов Ахмада ибн Ханбаля, Ад-Дарими, Аль-Баззар, Абу Ягъля, Ибн Хузейма ан-Нисабури и многие другие.

Для лучшего изучения сунны и хадисов, Р. Фахреддин рекомендует изучать сподвижников по следующим книгам, которые были переизданы в начале 20-го века:

1. "Аль-Исти'аб...", в котором упомянуто 3000 сахабов.

Научные междисциплинарные исследования

Абу 'Умар Юсуф ибн 'Абдуллах ан-Намари, известный как Ибн 'Абд

аль-Барр (араб.; 978, Кордова, Андалусия, Испания - 1070, Хатива) - исламский богослов, генеалог. Правовед маликитской правовой школы.

Китаб "Аль-Исти'аб фи ма'рифат аль-Асхаб" ("Понимание знаний о сподвижниках") - это книга о биографии сподвижников Посланника Аллаха, написанная аль-Хафизом ибн Абдульбарром (368-463х.), которая считается одной из первых книг, написанных о сподвижниках. Метод автора книги заключался в том, чтобы упомянуть сподвижника и того, кто от него передавал хадисы, а также то, что рассказывалось от Посланника Аллаха, и некоторые вещи, связанные с его биографией.

2. "Усдуль габэ..." ("Лесные львы...") - упомянуто 7500сахабов.

«Львы леса: знание о сподвижниках пророка Мухаммада» («Асад аль-

габат фи маарифат ас-сахаба»; араб. - сведения о 7500 сподвижниках Мухаммада, издано в Каире (1869).

«Львы леса: знание о сподвижниках пророка Мухаммада» - книга, которая вкратце называется "Лесные львы...". Она написана Ибн Аль-Асиром, который попытался исследовать всех сподвижников (то есть тех, кто сопровождал Пророка Мухаммеда) и их биографию. Автор упоминает во введении к книге, что намерен собрать воедино четыре основных произведения таких ученых, как Абу Абдулла бин Манда, Абу На'им Ахмад бин Абдулла (названных хафизами), Абу 'Умар ибн Абд аль-Барр аль-Куртуби (который назван имамом) и Абу Муса Мухаммад бин Аби Бин Аби Исса аль-Асфахани, дополняющих работу Ибн Манда.

3.Аль-Исабэ фи тамйиз...- около 8000 сахабов [4, с. 53.].

«Аль-Исаба фи тамйиз ас-Сахаба» ("Разгадка различия между

сподвижниками" ) - это книга, написанная Ибн Хаджаром Аль-Аскалани, в которой он пытался исследовать биографии всех сподвижников Пророка Мухаммада. Она считается одним из самых важных и объемных трудов в истории ислама вообще. Общее количество написанных биографий сподвижников - 12446, на них было потрачено сорок лет жизни автора.

II Международная научно-практическая конференция

Во времена Посланника Аллаха многим его сподвижникам

приходилось быть муфтием или кадием (шариатским судьей). С распространением ислама среди множества арабских племен, они разъясняли суть религии и устраняли разногласия в случае судебных тяжб. Передается, что перед отправкой в Йемен Муаза ибн Джабаля между ним и Посланником Аллаха (мир ему) состоялся такой диалог: - Чем ты будешь судить? - Книгой Аллаха. - А если не найдешь решения там? - Сунной Посланника Аллаха. - А если не найдешь и там решения? - Тогда буду усердно стараться найти решение опираясь на свое усмотрение (иджтихад). И сказал Пророк: «Хвала Аллаху который наставил посла Посланника Аллаха на то, что любит Посланник Аллаха!» (Тирмизи) [5].

В вопросах иджтихада Ризаэддин Фахреддин допускает появление муджтахидов, но с определенными условиями:

1.Знание Корана и сунны.

2.Знание арабского языка (не на уровне Сибавайхи, но в достаточно хорошем уровне, чтоб можно было вникать в тексты).

3. Знание усуль аль-фикха.

4.Умение различать насих уа мансух.

Что касается мазхаба, он считал себя приверженцем ханафитского мазхаба, и не одобрял "прыжки" молодежи из одного мазхаба в другой [4, с. 283] .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Острых вопросов всегда хватало, на странице "Шура" ученый по возможности отвечал на них, если же не знал ответа, писал коротко: "Не знаю". Риза Фахреддин умел красиво объяснять тот или иной вопрос. Его перу принадлежат множество крылатых фраз. Одна из них: " Уметь жить - большое искусство, но умереть умеючи - еще большее искусство" [6, с.32.].

"Шура" - это общественно-политический и литературный журнал, который издавался в Оренбурге в 1908-1917 годах на деньги мусульманских магнатов братьев Рамиевых, главным редактором которого являлся Р.Фахреддин. Пример: "Жены и дочери казахов и киргизов ездят верхом на

Научные междисциплинарные исследования верблюдах и конях. Это для них обычное явление, которое не порицается никем. На самом деле, хадисы запрещают верховую езду для женщин. В связи с этим, вся ответственность ложится на киргизских и казахских ученых, которые могли бы разъяснить женщинам порицаемость данного деяния и тем самым запретить им верховую езду." Старый учитель. Ответ Р.Фахреддина звучит следующим образом: "Асма бинт Абу Бакр, одна из сподвижниц Пророка рассказывает, что ее выдали замуж за Зубейра, у которого кроме одного коня и верблюда ничего не было. Я ухаживала за его конем, убирала мусор и месила тесто. Но печь хлеб у меня не получалось, поэтому в этом помогали жены соседей - ансаров (коренных жителей Медины). В восьми тысячах шагах от Медины Пророком нам был выделен финиковый сад. Я каждый раз возвращалась оттуда с корзинами фиников на голове. Однажды по пути домой встретила Пророка в компании ансаров, и он узнал меня, позвал к себе. Верблюд его присел, чтоб я могла садиться на него. Я постеснялась ансаров и вспомнила о ревности Зубайра. Пророк, увидев мою стеснительность, не стал настаивать, и они уехали. Вернувшись домой, рассказала эту историю Зубайру. Но ему не понравилось мое поведение, и он сказал, что для меня было бы лучше, если б я приняла предложение Пророка и уехала с ним на одном верблюде, чем нести на голове финики. Через некоторое время мой отец Абу Бакр отправил ко мне раба, дабы помочь мне, после чего я перестала работать".

После цитаты текста хадиса Ризаэддин бин Фахреддин анализирует его и предлагает несколько правовых решений:

1. Оказание помощи мужу в ведении хозяйства является благим делом, хотя это не вменено в обязанность женщинам. При желании шариат не запрещает им заниматься этим, так как Посланник Аллаха не запретил Зубайру использовать труд своей жены и не сделал замечаний Асме при встрече.

2. Полевые работы для женщины шариатом не противопоказаны, даже если для этого ей приходится ходить без сопровождения. Доводом тому

II Международная научно-практическая конференция является пример с Асмой бинт Абу Бакр, которая не услышала от Посланника

Аллаха порицания.

3. Верховая езда с точки зрения шариата тоже не запрещена, так как Посланник Аллаха сам пригласил Асму и предложил ей сесть на верблюда.

4. В случае усталости или тяжести поклажи мужчина может взять к себе пассажиром чужую женщину. На это указывает случай с Асмой, которая хотя и являлась родной сестрой Айши, т.е жены, но конечно же не была махрамом. Посланник Аллаха пригласил ее к себе при ансарах. Если и существуют хадисы о запрете для женщин садиться верхом, то они касаются поездок без каких-либо причин и надобностей, а также возможного высокомерия [7, с. 537].

Библиографический список:

1. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. 2003. С. 1215.

2. А. Али-заде. Исламский энциклопедический словарь., Москва, Ансар, 2007 г. С. 400.

3. Карл Фукс, Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях, Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права,2013г. - С. 25.

4. Ризаэддин Фахреддин. Дини вэ ижтимагый мэсьэлэлэр, Казань, Рухият, 2011. - С. 30.

5. https://islam-today.ru/veroucenie/5-urokov-iz-putesestvia-muaza-ibn-dzabala-v-jemen/ (Дата обращения: 01.06.2020)

6. Р. Фахреддин. Комментарии к изречениям пророка Мухаммада. Оренбург, 1917 / Ризаэтдин Фахретдин; перевод с тат. М.Ф. Рахимкуловой. -Оренбург, 1999 г. - 554 с.

7. Шура, 1914г., №17. Изд-во «Вактъ», г. Оренбург. - 537 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.