МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ВТОРИЧНОГО ОБРАЗА
Гримсолтанова Р.Э.
Любая внешняя реальность находит свое отражение в рамках некоторой модели во внутреннем мире личности, создаваемой с помощью специфической активности, выраженной в процессе восприятия. Всю информацию, воспринимаемую извне, человек получает вначале в виде отдельных первичных ощущений, но все, что воспринимается, преломляется сквозь призму осмысления и осознания и только тогда становится некоторым ментальным конструктом, образом реальности.
Ключевые слова: образ в психологии, образ мира, психический образ, конструирование отдельных психических образов, структура психического образа, межличностное восприятие, социокультурный опыт субъекта, формирование образа мира, нецелостный образ, трансформация образа.
Процесс формирования психических образов занимает центральное место среди основных функций человеческой личности. Без способности к формированию психических образов были бы невозможны самоосознание, речь, письмо, запоминание, сны, искусство, культура - все то главное, что присуще только человеку [3].
По мнению Э. Тоффлера, «каждый из нас создает ментальную модель действительности, у нас в голове существует как бы склад образов. Одни из них визуальные, другие слуховые есть даже тактильные. Эти образы не появились сами по себе. Они формируются непонятным для нас образом из сигналов или информации, получаемой нами из окружающей нас среды [9].
И.М. Сеченов высказывает предположение о том, что образ - это регулятор исполнительных рефлекторных эффектов. В этом определении мы можем проследить связь образной реальности с двигательной активностью и деятельностью человека в целом.
С.Л. Рубинштейн, связывая образ с процессом мышления, определяет его как «мысленную картину того, что в данный момент недоступно непосредственному восприятию».
Д.В. Колесов, рассматривая понятие образа, подчеркивает его физиологическую основу, говоря, что это «сочетание нейрофизиологических следов воспринятого, его виртуальный «слепок».
К.Г. Юнг строит свою теорию, исходя из реальности мира образов. Образ - это тот мир, в котором разворачивается опыт. Образ составляет опыт. Образ -это душа. Для Юнга мир психической реальности не
является ни миром вещей, ни миром бытия. Это мир «образа как такового» [3].
В словаре практического психолога мы находим определение данного понятия: образ - субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [2].
П.Я. Гальперин, говоря о психическом образе, пишет: «Условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира».
В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе как многомерном психологическом образовании [6].
Исходя из перечисленных определений, можно сказать, что образ имеет первичную чувственную физиологическую основу, в результате обработки которой во внутреннем плане сознания появляются вторичные умственные образы (ментальные конструкты). То есть образ - это некоторая форма отражения окружающего мира, которая определяет внутренний план действий и позволяет конструировать и вносить коррективы в деятельность субъекта.
Подход метафизического материализма, который до сих пор господствует в обыденном сознании (а иногда и в сознании ученых), состоит в том, что образ, возникающий в результате воздействия некоторого объекта на наши органы чувств, считается принадлежностью только субъекта и остается со-
вершенно внешним и безразличным по отношению к оригиналу, копией которого (более или менее совершенной) он является. Мир образов мыслится наподобие мира теней, которые никак не могут влиять на те предметы, которые эти тени отбрасывают. Это кажется тем более очевидным в случае образа-представления или понятия. На самом деле образ не есть нечто совершенно внешнее по отношению к объекту, его породившему; это одно из явлений объекта, одно из проявлений его сущности, но такое, которое обнаруживает свое существование в особых условиях взаимодействия предмета не с другими неживыми объектами, а совершенно особым объектом - человеком; и не просто с человеком, а таким, за которым стоит все человечество [7].
С.Д. Смирнов считает, что «образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно (модально) оформленной картины мира» [8].
А.Н. Леонтьев определяет образ мира как методологическую установку, предписывающую исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития познавательной деятельности. Это многомерный образ мира, образ реальности. «Функция образа: самоотражение мира. Эта функция «вмешательства» природы в самое себя через деятельность субъектов, опосредованную образом природы, то есть образом субъективности, то есть образом мира. Мир, открывающийся через человека самому себе» [4].
Также в качестве структуры образа можно выделить его основу («ядро») и периферию. Поскольку образы, присутствующие в человеческом сознании, нестатичны и неизменны, то, следовательно, под воздействием внешних и внутренних факторов они могут меняться. В процессе преобразования первичного образа изменения могут затрагивать как его ядро (основу), так и «периферию». Если преобразования затрагивают только «периферию», то природа образа при этом остается неизменной: это тот же самый, но усовершенствованный (уточненный, «кристаллизованный») образ. В нём сохраняется всё главное, первично-специфическое содержание. Если изменения затрагивают основу образа, то, как правило, он меняется.
Следовательно, образ мира - это некоторая сложная система, и как любая система она включает в себя некоторую совокупность элементов. То есть любой образ есть элемент образа мира, который также является в своем роде системой и имеет свою структуру.
Как указывает Д.А. Леонтьев, «трансформации образа могут быть порождены как устойчивыми особенностями структурирования личностью целостной
картины мира, так и преходящим влиянием сиюминутных мотивов. Причиной этих трансформаций выступает личностный смысл, характеризующий те или иные элементы ситуации в аспекте их связи с жизнедеятельностью субъекта, места и роли в ней; при этом трансформация образа может сопровождаться, а может и не сопровождаться эмоциональной индикацией» [5, с. 170].
Наиболее полно структура психического образа представлена в работах Ф.Е. Василюка. В своих работах, Ф.Е. Василюк обращается к вопросу о структуре образа и представляет следующую модель образа предмета: предметное содержание образа и чувственная ткань предметного содержания, личностный смысл и чувственная ткань личностного смысла, значение и чувственная ткань значения, слово (знак) и чувственная ткань слова (знака).
Как указывает Ф.Е. Василюк, «в конкретном живом образе сознания каждая из этих инстанций имеет своего представителя, которые образуют как бы нервные центры, узлы образа. Внешний мир представлен предметным содержанием, мир культуры -значением, представителем языка является слово, а внутреннего мира - личностный смысл. Каждый из узлов образа - пограничная сущность, одной стороной обращенная к объективно существующей реальности (внешнего мира, внутреннего мира, языка и культуры), а другой - к непосредственной субъективности; все же вместе эти узлы задают объем, в котором пульсирует и переливается живой образ» [1, с. 10]. Рассматривая вышеупомянутые механизмы, можно сделать вывод о том, что, во-первых, в основе любых механизмов трансформации образов лежит их субъективная значимость для личности. Во-вторых, воспринимая мир, «прочитывая» его, человек получает информации неизмеримо больше той, которая предопределена перцепцией, следовательно, трансформация новых и существующих образов происходит за счет их осмысления, т. е. придания им личностного смысла.
Человек не просто «фотографирует» мир, перенося внешнюю реальность во внутренний план, но конструирует его, т. е. приводит в некую систему, организуя информацию о мире в связные структуры, с целью постижения ее смысла. Именно это и позволяет построить «картину» объективной реальности.
Нельзя отрицать, что построение целостной, лич-ностно значимой картины мира позволяет человеку не просто познавать, но постигать смысл окружающей реальности. Однако необходимо отметить, что вся информация, которую человек воспринимает и структурирует во внутреннем плане сознания, сортируется и ранжируется сквозь призму социума, его ценностей, норм, традиций. Поэтому важно подчеркнуть важнейшую черту познавательного
процесса, а именно неразрывную связь получения знания о мире и ее детерминацию различными социальными факторами (ценности, представления), которые являются значимым фильтром при трансформации и «вписывании» психических образов в картину внутреннего мира личности.
Важный фактор, детерминирующий когнитивную работу с информацией - социальные ценности. Индивид неизбежно «смотрит» на социальный мир через призму определенной системы ценностей. Они могут быть глобальными (добро, красота, свобода и пр.) или приближенными к обыденной жизни (хорошая семья, благополучие, дети и пр.). Пока они неизменны, новая информация отбирается так, чтобы «подтвердить» структуру ценностно-нагруженных категорий.
Не менее значимым фактором является система социальных представлений, имеющаяся у личности. Социальное представление - это специфическая форма социального познания, рождающаяся в повседневной жизни людей, когда новое, неизвестное, встреченное в этой жизни, переводится на язык «обыденного», знакомого. Это и есть путь осмысления социального мира, предпринятый человеком. Человек испытывает потребность «приручить» новые впечатления и тем самым уменьшить риск неожиданности, приноровиться к новой информации, построить для себя относительно непротиворечивую картину мира. Поэтому социальное представление и выступает как фактор, конструирующий реальность для индивида и для группы.
Также важно отметить процесс формирования образа мира и его связь с эмоциональной сферой личности. Познание не есть простое фиксирование внешних связей и отношений, но своеобразная реконструкция их. Отсюда задача - выявление механизма построения внутренней (субъективной) картины мира и активной роли того, кто эту картину строит. Учитывая факт, что человек реально существует в этом сотворенном (построенном, сконструированном) мире, нельзя исключить и его эмоциональное освоение.
Таким образом, конструирование отдельных психических образов эмоционально и социально опосредованно. Безусловно, процесс построения образа мира субъективен и носит ярко выраженный индивидуальный характер, однако можно выделить некоторые общие тенденции, которые существуют при восприятии и отображении психических образов в сознании индивида. Рассмотрим схему восприятия психического образа, предложенную А.Н. Леонтьевым.
Согласно А.Н. Леонтьеву, вначале человек видит объект нерасчлененно целостным. В этой фазе восприятия отражаются лишь самые общие свойства предмета, которые человек умеет обобщать, ис-
пользуя весь свой опыт познания действительности. В следующей фазе восприятия образ дополняется и разрабатывается на основе более подробного анализа зрительной информации. Значение имеют сложность объекта и способы организации перцептивной деятельности, которыми владеет человек. Помимо этого очень важно, какие смысловые и ценностные связи затрагивает воспринимаемый образ, поскольку целостный образ актуализирует в сознании одни смыслопорождающие системы его понимания, а нецелостный образ - другие.
В дополнение хотелось бы отметить, что существуют несколько гипотез относительно того, как отдельная информация от органов чувств становится единым целостным образом.
Первая гипотеза говорит о том, что целостность и синтетичность образа достигается за счет актуализации тех разномодальных ощущений, которые объект восприятия вызывал ранее при воздействии на другие органы чувств.
Второе предположение объясняет целостность образа выбором одной главной модальности, на которую проецируются и получают при этом свое значение данные других модальностей.
Третья гипотеза связана с представлением процесса чувственного восприятия в виде особой деятельности по построению образа на основе общественно выработанной системы сенсорных эталонов и нормативных действий (Запорожец, Леонтьев, Зинченко и др.). Четкую формулировку этой позиции дает В.П. Зинченко: «Восприятие следует рассматривать как действие субъекта, посредством которого осуществляются различные виды преобразования стимула в образ».
Обобщая всю информацию, можно сделать следующие выводы.
Можно выделить два уровня восприятия (эти процессы имеют разные факторы инициации, функции и механизмы реализации): восприятие на перцептивном уровне и восприятие на уровне личностного смысла.
Во-первых, образ, являясь одной из базовых категорий психологии, не имеет четкого определения и, как правило, охватывает довольно широкий спектр понятий. В целом образ можно определить как субъективную представленность предметов окружающего мира, обусловленную, как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами, являющаяся основой для реализации практических действий по овладению окружающим миром.
Образ имеет чувственную природу.
Во-вторых, образ имеет свою структуру, которая позволяет последить специфику воспроизведения образов во внутреннем плане сознания.
В-третьих, образ сам по себе не является основой для конструирования целостной картины мира, присутствующей во внутреннем плане сознания субъекта. Образ мира как базовая перцептивная категория вносит основной вклад в процесс построения образа предмета или ситуации, соотнося его с прошлым опытом, ценностями и личностными смыслами субъекта. Отдельный психический образ является некоторым элементом этой системы, не имеющий значения в отрыве от нее.
В-четвертых, существуют две группы факторов, которые влияют на восприятие и последующую переработку психических образов: наследуемые (объективные) и приобретаемые (субъективные).
В-пятых, можно выделить два основных направления по исследованию образа как одной из базовых категорий в психологии: с одной стороны, это исследование психического образа как интегра-тивного понятия, которое детерминирует специфику конструирования образа мира личности. Эта область изучения образа находит свое отражение непосредственно в психологии. С другой стороны важно определить факторы и механизмы, способствующие проявлению активности субъекта по отношению к той информации, которую он получает извне.
литература
1. Василюк Ф.Е. // Вопросы психологии. - 1993. -№ 5. - С. 10.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. -Минск: Харвест, 1998.
3. Кюглер П. Психические образы как мост между субъектом и объектом // Юнгланд. - URL: http:// www.jungland.ru/node/1040.
4. Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. -1986. - № 3. - С. 76.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. -М.: Смысл, 2003. - С. 170.
6. Образ // Мир психологии. - URL: http://psychology. net.ru/dictionaries/psy.html?word=574.
7. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М., 1985. - С. 10.
8. Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А.Н. Леонтьев и современная психология. -М., 1983. - С. 149.
9. Тоффлер Э. Третья волна: пер.с англ. - М.: АСТ, 2004. - С. 263.