Научная статья на тему 'Методология управления тренировочными нагрузками в подготовке юных футболистов'

Методология управления тренировочными нагрузками в подготовке юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ / ФУТБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ветров А.В.

Рассматриваются особенности тренировки юных футболистов в связи с оценкой уровня нагрузки и энергетической направленности используемых средств. Проводится анализ средств и методов спортивной тренировки с целью выбора наиболее рациональных форм построения тренировочного процесса и реализации средств в смешанном режиме энергообеспечения составляющем около 90 % нагрузок в футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ветров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология управления тренировочными нагрузками в подготовке юных футболистов»

МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМИ НАГРУЗКАМИ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

© Ветров А.В.*

Орловский государственный университет, г. Орел

Рассматриваются особенности тренировки юных футболистов в связи с оценкой уровня нагрузки и энергетической направленности используемых средств. Проводится анализ средств и методов спортивной тренировки с целью выбора наиболее рациональных форм построения тренировочного процесса и реализации средств в смешанном режиме энергообеспечения составляющем около 90 % нагрузок в футболе.

Ключевые слова: планирование, тренировочная нагрузка, энергообеспечение, футбол.

Современная система спортивной тренировки предусматривает ряд тесно взаимосвязанных элементов, среди которых одно из центральных мест занимает проблема управления тренировочным процессом.

Управление тренировочным процессом включает три основные функции:

- Сбор информации о состоянии спортсменов.

- Анализ собранной информации и разработка путей коррекции показателей тренировочной и соревновательной деятельности.

- Принятие и реализация решений путем разработки целей, задач, средств и методов достижения заданного эффекта тренировочной и соревновательной деятельности.

В настоящее время специалисты в тренировочной работе стремятся не к увеличению дополнительных средств подготовки и наращиванию объёма нагрузки спортсмена, а к использованию ограниченного комплекса наиболее эффективных и рациональных средств для конкретной ситуации и конкретного игрока в определённом состоянии готовности, на определённом отрезке времени, т.е. к минимизации затраты энергетических ресурсов и времени при оптимальном качестве работы. При этом необходима ориентация на конкретизацию суммарного объёма тренировочных нагрузок в зависимости от их интенсивности и физиологической направленности и на оптимальное соотношение нагрузок различной направленности.

Большинство специалистов пришло к заключению, что оптимальным теоретическим базисом концептуально-методологического подхода к комплексному планированию готовности игроков к соревнованиям может служить теория функциональных систем П.К. Анохина. Согласно концепции автора физиологические процессы организуются как компоненты единой, слаженной

* Аспирант кафедры Теории и методики физического воспитания. Научный руководитель: Щекотихин М.П., заведующий кафедрой Физического воспитания, к.п.н., доцент.

системы, т.е. организм человека - это целостная саморегулирующаяся система, состоящая из комплекса тесно взаимосвязанных психологических, физиологических и морфологических качеств и свойств организма, определяющих эффективность его адаптации к конкретным условиям деятельности.

Основываясь на концепции П.К. Анохина, учитывая природу механизмов адаптации происходящих в процессе тренировочной и соревновательной деятельности и стремясь приблизиться к количественной оценке уровня подготовленности спортсмена, В.С. Фомин выделил 20 наиболее значимых адаптационных качеств и свойств организма - по четыре для каждого из пяти компонентов «здоровья»: темперамента, психического, нейродинамиче-ского, энергетического и двигательного, выбрав соответствующий комплекс наиболее информативных тестов их измерения.

На основании результатов собственных исследований и учеников в области спорта В.С. Фомин экспериментально обосновал ряд принципиальных физиологических рекомендаций по планированию и коррекции тренировочных нагрузок, из которых можно выделить следующее:

1. В годичном цикле подготовительных, соревновательных, переходных периодов должно быть столько, сколько основных соревнований.

2. Организм спортсмена должен адаптироваться не к величине длительно и монотонно выполняемых нагрузок, а к градиенту этих нагрузок с волнообразным наращиванием их интенсивности (от умеренных и средних до максимальных) к каждому значительному старту.

3. Наибольший тренирующий эффект, для развития энергетического компонента (специальной работоспособности спортсмена), обеспечивают нагрузки максимально приближенные к соревновательным, с учётом адекватности физиологических реакций, а также волнообразное наращивание, к основному соревнованию, объёма нагрузок в режиме смешанного (аэробно-анаэробного) энергообеспечения, обладающих наиболее высоким тренирующим эффектом; нагрузки аэробного характера тренирующим эффектом не обладают.

Исследуя режим нагрузок тренировочных средств в циклических видах по ЧСС, были предложены следующие критерии оценки нагрузок:

Таблица 1

Критерии оценки нагрузки по ЧСС

ЧСС в упражнении, уд./мин. Величина нагрузки Характер энергообеспечения Преимущественная направленность

До 140 Малая Аэробный Восстанавливающая.

140-160 Средняя Аэробно-анаэробный Поддерживающая достигнутый уровень развития.

160-180 Большая Анаэробно-гликолитический Развивающая физические качества и работоспособность

Свыше 180 Около предельная Анаэробно-алактатный Развивающая специальную выносливость.

180-210 Максимальная Смешанный Реализация достигнутого.

Большие трудности возникают в оценке тренировочного воздействия в футболе, которое, как правило, носит групповой характер, и в то же время тренировочный эффект индивидуален.

Тренировочная нагрузка футболиста, в связи с использованием огромного арсенала общих и специальных средств может быть разнонаправленной:

- по вовлечению различных мышечных групп;

- по превалирующему режиму мышечной работы;

- по повышению уровня специальной работоспособности;

- совершенствование техники;

- совершенствование тактики;

- интеграции навыков и качеств (игровая и соревновательная нагрузка).

В тренировке футболиста с целью повышения уровня специальной работоспособности необходимо использование сочетания упражнений аэробной и анаэробной направленности, т.е. режима смешанного (аэробно-анаэробного) энергообеспечения. Только смешанный (аэробно-анаэробный) режим энергообеспечения, реализуемый при выполнении нагрузок в зоне большой и около предельной мощности (по В.С. Фарфелю), является наиболее эффективным, т.к. обеспечивает максимальную продолжительность мобилизации энергетического компонента деятельности. Исходя из этого, нами была осуществлена систематизация используемых средств подготовки юных футболистов по критерию их энергоемкости, т.е. по величине объема нагрузок максимально возможного для реализации в режиме смешанного энергообеспечения. Проведенная систематизация средств подготовки позволит количественно дозировать нагрузки по режиму их энергообеспечения на различных этапах годичного цикла.

Таблица 2

Систематизация тренировочных средств с учетом режима их энергообеспечения

№ Вид упражнений Режим энергообеспечения, %

Аэробный Смешанный Анаэробный

1. Специальные беговые 46 58 6

2. Силовые упр. 67 19 14

3. Упражнения по технике 47 47 6

4. Упражнения по тактике 40 54 6

5. Игровая подготовка. 32 60 8

В целом все упражнения, применяемые в системе подготовки футболистов, можно разделить на три группы:

1. Упражнения, наиболее полно совпадающие с соревновательной деятельностью (двухсторонние игры с достаточным количеством участвующих, большие квадраты, игры на ограниченном пространстве).

2. Упражнения, существенно приближенные к первым (упражнения с мячом в тройках, парах, индивидуальные).

3. Упражнения, существенно отличающиеся от первых (практически все упражнения из неигровых видов спорта).

Нагрузки смешанной аэробно-анаэробной направленности, способствующие комплексному совершенствованию двигательных способностей, составляют около 90 % объема всех нагрузок в футболе. Показано, что, варьируя интенсивность нагрузки в процессе выполнения упражнений, можно найти в тренировке рациональное соотношение технической, тактической и функциональной подготовки. В практике подготовки футболистов в качестве тренировочных нагрузок, направленных на совершенствование аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, применяются в основном специфические упражнения (упражнения с мячом) - «квадраты» -с различными модификациями, передачи мяча с последующим ударом по воротам, игры в футбол в небольших составах на ограниченной площадке с малыми воротами и т.д. При выполнении нагрузок, направленных на комплексное развитие двигательных способностей используются специальные беговые, прыжковые и силовые упражнения. При построении нагрузок повторным методом в занятиях смешанной направленности футболисты выполняют упражнения с мячом: «квадрат 3 х 3 с персональной опекой на площадке 30 х 20 м», «квадрат 7 х 7 с персональной опекой на площадке 50 х 40 м», игры на одной половине поперек поля на большие ворота 6 х 6 или 7 х 7. В паузах между повторениями - удары по воротам со стандартных положений.

Таким образом, анализируя систему подготовки юных футболистов ДЮСШ № 3 города Орла, можно отметить, что наиболее высоким тренировочным эффектом обладают упражнения игровой и технико-тактической направленности, т.к. выполняются преимущественно в аэробно-анаэробном режиме (более 60 %). Исходя из того, что тренировочная нагрузка профессионального футболиста на 90 % носит смешанную направленность, необходимо постепенно подводить юных футболистов к таким величинам, при этом объем и интенсивность нагрузки вирировать с учетом индивидуальных возможностей юных футболистов. Адекватности их физиологических реакций.

Список литературы:

1. Озолин И.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 863 с.

2. Платонов В.И. Состояние и перспективы построения тренировочного процесса в течении года // Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на различных этапах годичного цикла подготовки: сб. науч. трудов. - М., 1988. - С. 4-22.

3. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; под ред. Ю.М. Портнова. - 3-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.

4. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методологические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации: монография. -М.: Физическая культура, 2007. - 352 с.

5. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов: учеб. пособие. - Малаховка. МОГИФК, 1984. - 62 с.

6. Шестаков М.М. Методические основы индивидуализации подготовки в командных, спортивных играх // Теория и практика ФК. - 1999. - № 3.

7. Щекотихин М.П. Подготовка студентов баскетболистов на основе учета оздоровительной эффективности тренировочных нагрузок: автореферат дисс. ... к.п.н. - 2001. - 20 с.

8. Щекотихин М.П. Методика физической подготовки в избранном виде спорта (на примере баскетбола): учебное пособие для студентов ф-та физической культуры и спорта - Орел: ГОУ ВПО ОГУ - 47 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© Воронова А.Е.*, Крюкова Г.В.*

Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Республика Казахстан, г. Алма-Ата

В статье рассматриваются вопросы использования физических нагрузок в общей и профессиональной жизнедеятельности студенческой молодежи.

Ключевые слова здоровый образ жизни, двигательная активность, личная мотивация.

Одним из обязательных факторов здорового образа жизни студенческой молодежи является систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок.

Движение составляет основу жизни и присуще каждому живому существу. Оно является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. При недостаточном движении наблюдается, как правило, ослабление физических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма [1].

Постановка проблемы: отсутствие понимания личной ответственности, знаний и способов поддержания собственного здоровья студента.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдения, анкетирование.

* Направление подготовки «Социально-культурная деятельность». Научный руководитель: Крюкова Г.В., доцент кафедры Общеобразовательных дисциплин.

* Доцент кафедры Общеобразовательных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.