Научная статья на тему 'Методология учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг'

Методология учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ / ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева С.В.

в статье представлены исследования методологии учетноконтрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг, позволяющей повысить уровень научности при принятии инвестиционного решения, на основе знаний концептуальных основ финансового управления рыночной стоимостью компании и е? бизнес-процессов, научно-обоснованных методов их реализации, общих законов и закономерностей развития рыночной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг»

ставки). Улучшение ситуации с выдачей долгосрочных кредитов. Создание венчурных фондов.

10. Создание стимулов для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Но любые меры государственной поддержки будут неэффективны, пока не будут разработаны простые и понятные схемы контроля использования предприятиями МСБ этих мер и финансовой политики в его отношении. Если развитие МСБ является приоритетом, первым шагом должно быть подкрепление этого принципа и в правовом аспекте, и в сфере налогообложения. Подводя итог, хотелось бы отметить, что совершенствование инструментов экономической безопасности нефтегазохимической промышленности России следует начинать именно с этого.

Литература

1. Фейгин В.И. Исследование состояния и перспектив направлений переработки нефти и газа, нефте- и газохимии в РФ. - М., 2011. - 806 с.

2. Перспективы развития российского химического комплекса // Федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.protown.ru/information/hide/4488.html.

3. Структурная статистика предприятий // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/reform/

С.В. Пономарева

МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ КОМПАНИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

THE METHODOLOGY OF ACCOUNTING AND CONTROL SYSTEM

OF INFORMATION-ANALYTICAL SUPPORT OF THE OBJECTIVES

OF MANAGEMENT OF BUSINESS-PROCESSES OF THE COMPANIES

OF SPHERE OF SERVICES

Аннотация: в статье представлены исследования методологии учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг, позволяющей повысить уровень научности при принятии инвестиционного решения, на основе знаний концептуальных основ финансового управления рыночной стоимостью компании и её бизнес-процессов, научно-обоснованных методов их реализации, общих законов и закономерностей развития рыночной экономики.

Ключевые слова: методология учетно-контрольной системы, информационно-аналитическое обеспечение целей управления бизнес-процессами, организации сферы услуг.

Abstract: the article presents the research methodology of accounting and control system of information-analytical support of the objectives of management of business-processes of the companies of sphere of services, allowing to increase the level of scholarship in making an investment decision, on the basis of knowledge of the conceptual framework for financial management of the market value of the company and its business processes, science-based methods of their implementation, common laws and regularities of the development of the market economy.

© С.В. Пономарева, 2012

Keywords: methodology of accounting and control systems, information-analytical support of the objectives of management of business processes, organization of sphere of services.

В основу разработки методологии учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг нами положена концепция стоимости капитала (Cost of Capital Conception). Первоначальные теоретические разработки этой проблемы были осуществлены американским экономистом Дж.Уильямсом (John Williams) в 1938 г.[6] Спустя двадцать лет концепция Дж.Уильямс была развита в работе известных американских исследователей Ф. Модильяни (Franco Modigliany) и М. Миллера (Merton Miller) «Стоимость капитала, корпоративные финансы и теория инвестиций» (The Cost of Capital, Corporate Finance and the Theory of Investment) [8].

Выбор нами данных научных концепций был предопределен следующим. Суть концепции стоимости капитала заключается в том, что затраты компаний по привлечению и обслуживанию капитала существенно различаются в разрезе отдельных источников. В связи с этим при выборе альтернативных источников финансирования активов количественная оценка стоимости привлекаемого капитала играет решающую роль. Минимизация средневзвешенной стоимости капитала, при прочих равных условиях, обеспечивает максимизацию благосостояния собственников (акционеров). С современных рыночных позиций термин «капитал» уже не может восприниматься как совокупность финансовых ресурсов. Капитал - это стоимость всех факторов производства и, прежде всего - стоимость трудовых ресурсов и трудозатрат. Последний фактор является определяющим для компаний, функционирующих в сфере услуг, повышающих управляемость бизнеса (консультационные, реинжиниринговые, маркетинговые, аудиторские, юридические и др.).

В связи с тем, что главной целью разрабатываемой нами учетно-контрольной системы является создание принципов и механизма информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг, нами были привлечены некоторые научные позиции концепциии стоимости денег во времени [Time Value of Money, TVM]. Для результативного выполнения функции управления бизнесом учетно-контрольная система должна включать органично конвергированный комплекс показателей учета и контроля (исторических данных, модифицированных с помощью коэффициентов изменения стоимости денег во времени). Для этого служат основные теоретические положения концепции, разработанные И. Фишером [7, 8]. Для предпринимательского сообщества любое принятие управленческого решения связано, прежде всего, с решением базового вопроса - расширять или нет бизнес, а если и расширять, то где брать инвестиции. В данном случае необходим глубокий анализ ресурсных возможностей компании на текуший момент и на перспективу. В таких инвестиционно ориентированных расчетах будущая стоимость денег - единственный ориентир в принятии того или иного управленческого решения. Индикатор «будущая стоимость денег» интегрирует в себе многие стратегически ориентированные показатели, это и динамика индекса инфляции (как издержек, так и спроса), и колебания цены такого специфического товара как труд, и рыночная стоимость знаний и интеллекта, и многие другие. Заметим, что до тех пор, пока деньги будут служить средством обмена и выполнять другие важные функции в их стоимостном измерении через цены на все факторы воспроизводства и их многочисленные элементы (сырье и материалы, оплата труда, амортизация и т.д.), до тех пор в поиске результативных инструментов управления бизнесом главное место будут занимать стоимостные измерители. Такие измерители создаются разрабатываемой нами учетно-контрольной системой информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг. Основной «поставщик» информации - комплекс

теоретических и методико-правовых положений бухгалтерского учета во всех его концептуальных проявлениях (разные свойства для разных пользователей).

Важность для нашего исследования концепции временной стоимости денег заключает в том, что настоящая стоимость денег всегда выше их будущей стоимости в связи с альтернативой возможного их инвестирования, а также влиянием факторов инфляции и всех предпринимательских рисков. Именно разрабатываемая нами учетно-контрольная система ориентирована на учет инфляционных колебаний при формировании финансовой стратегии компании. В настоящее время разработаны различные модели дисконтирования денежных потоков (Discounted Cash Flow, DCF), являющиеся практическим воплощением данной концепции, которые применены нами в расчетах стратегически ориентированных показателей компаний, специализирующихся в предоставлении разных видов услуг для целей эффективного управления бизнесом.

В создании результативного механизма приведения в функциональное состояния учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнесом немаловажное место отведено позициям из концепции взаимосвязи уровня риска и доходности (Risk and Return Conception). Как известно, теоретические основы этой концепции впервые были сформулированы в 1921 г. Позже данная концепция была развита в работах многочисленных исследователей и исследования продолжаются до настоящего времени. Суть концепции заключается в том, что между уровнем ожидаемого дохода и уровнем сопутствующего ему риска существует прямо пропорциональная зависимость. В основе многочисленных современных моделей оценки активов и финансовых инструментов инвестирования, а также методик анализа инвестиций лежат положения концепции взаимосвязи уровня риска и доходности (Risk and Return Conception) [9].

Построение учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнесом требует также использования модели оценки финансовых активов с учетом систематического риска (Capital Asset Pricing Model, САРМ) [9, 10, 11, 12]. Основу этой модели составляет определение необходимого уровня доходности отдельных финансовых инструментов инвестирования с учетом уровня их систематического риска. На основе этой модели формируется «график линии доходности ценных бумаг» (Security Market Line), определяющий зависимость между уровнем систематического риска финансовых инструментов инвестирования и уровнем необходимой доходности по ним.

Для компаний, функционирующих в сфере услуг, при построении учетно-контрольной системы информационно-аналитического назначения должны использоваться положения концепция агентских отношений (Agency Costs Conception). Основу концепции составляет утверждение о необходимости мотивации для разрешения объективных противоречий в системе отношений: «заказчик услуг ^ производитель услуг». Как свидетельствует тенденции развития рынка услуг, отношениям между собственниками (акционерами компании) и менеджерами -доверенными лицами (агентами собственников) присущи конфликт интересов в обеспечении максимизации финансовых ожиданий собственников [5].

Компания как социально-экономическая система может рационально функционировать лишь в том случае, если это не противоречит интересам лица (лиц или соответствующего органа), наделенного распорядительным правом в отношении её перспектив [12, 3, 4]. На начальных стадиях развития экономики, когда компании были незначительными по размеру, все зависело от хозяина, то есть единоличного собственника. По мере появления различных видов организационно-правовых форм ведения бизнеса (особенно акционерной формы организации) властно-распорядительные функции по управлению бизнесом переходят от собственников (акционеров) к наемным профессиональным управленцам (менеджерам). Практика

показывает, что менеджеры не всегда руководствуются финансовыми интересами собственников. Постепенно происходит автономизация руководства компании по отношению к собственникам и зарождаются конфликтные тенденции. Еще в 30-х гг. XX в. исследования учёных стали концентрироваться на систематизации и объяснении причин финансовых конфликтов и поиске методов их нивелирования.

Агентской концепцией утверждается, что «деятельность менеджеров (агентов) лишь тогда будет направлена на реализацию главной цели управления финансовыми ресурсами, если она будет дополнительно стимулироваться их участием в прибыли и соответственно эффективно контролироваться собственниками. Это стимулирование и мониторинг связаны с дополнительными затратами средств, объективно обусловленными разделением прав собственности и управления предприятием. В свою очередь, агентские затраты оказывают влияние на формирование и распределение прибыли, дивидендную политику, а соответственно и на цену обращающихся на рынке акций компании» [1, с. 34]. Наличие конфликтов финансовых интересов и отсутствие мер по их нивелированию, естественно, оборачивается финансовыми рисками, а иногда и потерей рыночных ниш. Концепция операционного и финансового рисков (Operating Risk and Financial Risk Concept) предопределяется тем обстоятельством, что любой компании всегда свойственны два основных типа риска - операционный (предпринимательский и производственный) и финансовый. Финансовый риск связан со структурой капитала и должен приниматься во внимание при принятии решений в отношении источников финансирования бизнеса (пассивная сторона баланса, источниковый аспект). В условиях конкурентного рынка и при нестабильности глобальной экономики любому бизнесу имманентно присуща специфическая особенность - нехватка источников финансирования для обеспечения стратегии развития. Собственного капитала всегда недостаточно по сравнению с множеством перспективных направлений инвестирования. В связи с этим компания как юридически самостоятельный участник рынка факторов производства периодически выступает в роли заемщика, пытающегося на приемлемых для себя финансовых условиях привлечь капитал лендеров на долгосрочной основе. Такая возможность привлечения финансовых ресурсов реализуема лишь при условии обременения заемщика необходимостью обслуживать данный финансовый источник путем выплаты процентов в долгосрочном периоде. Главное при этом, чтобы заёмщик обеспечивал регулярность платежей вне зависимости от достаточности прибыли от текущей деятельности для выплаты регулярного вознаграждения кредиторам, предоставляющим финансовые ресурсы. В отличие от собственников компании, которые при необходимости могут, образно говоря, подождать с получением дивидендов, лендеры отсрочек не приемлют, а потому, если обязательства перед сторонними инвесторами не выполняются, последними может быть инициирована процедура банкротства с неизбежными в таком случае потерями для собственников и топ-менеджеров. В этом и заключается смысл финансового риска.

В тех случаях, когда некоторое лицо (или группа лиц) нанимает другое лицо (или группу лиц) для выполнения некоторых работ и наделяет наёмных управленцев определенными полномочиями, с неизбежностью возникают так называемые агентские отношения, как и отношения, проявляющиеся в тех случаях, когда одно лицо (исполнитель) действует по поручению другого лица (поручителя). Концепция агентских отношений говорит о том, что в условиях рыночной экономики определенные противоречия между различными группами лиц, заинтересованных в деятельности фирмы, неизбежны, причем наиболее значимы противоречия между собственниками компании и ее топ-менеджерами. Причина этих противоречий - в присущем рыночной экономике разрыве между принадлежащей собственникам и являющейся ключевым элементом права собственности функцией распоряжения в отношении судьбы фирмы и стратегии ее развития, с одной стороны, и функцией

текущего управления и контроля за состоянием и изменением имущества фирмы, с другой стороны. Суть указанных противоречий, причины их возникновения и способы их предотвращения и (или) нивелирования негативных последствий в той или иной степени объясняются в рамках агентской теории. Принципал (например, собственники компании) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала. В пределах агентской теории определяется понятие групп с потенциально возможными конфликтами, систематизируются их интересы, определяются варианты и рекомендации по нивелированию возможных противоречий. Агентская теория объясняет, почему в этом случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе, прежде всего, принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин - информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов.

Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. В рамках данной теории не только объясняются суть упомянутых противоречий и причины их возникновения, но и предлагаются способы их предотвращения и (или) нивелирования негативных последствий. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в решении агентской проблемы исключительно высока. Один из способов контроля за конгруэнтностью - аудит. Аудиторской деятельностью занимаются независимые специализированные фирмы, осуществляющие на возмездной основе проверку достоверности отчетных данных и выражающие по этому поводу свое профессиональное суждение. Собственники, наняв аудиторов и опираясь на их мнение, могут с достаточной уверенностью судить о том, работает ли управленческий персонал фирмы с устраивающей их эффективностью. Очевидно, что концепция агентских отношений имеет непосредственное отношение к финансовой стороне деятельности фирмы, поскольку система управления ею по определению несвободна от возможных противоречий, а для их преодоления собственники компании вынуждены нести так называемые агентские издержки (Agency Costs). Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений в сфере управления финансовыми ресурсами как заёмныеми, так и собственными.

В 60-х гг. XX в. получил широкую известность подход Дж. Гэлбрейта (John Kenneth Galbraith), утверждавшего, что в новом индустриальном обществе господствует техноструктура корпорации. Под техноструктурой корпорации понимается совокупность всех ее квалифицированных специалистов (учёных, инженеров, менеджеров, юристов, пиарщиков и др.), каждый из которых обладает некими уникальными знаниями или способностями, имеющими определенную значимость для функционирования фирмы. В связи с этим в управлении крупной компанией основную роль играет не собственник и даже не топ-менеджер, а коллектив - техноструктура, которая монополизирует знания, информацию и технику принятия управленческих решений и тем самым фактически принижает роль собственников компании в стратегическом управленческом процессе, а высшему исполнительному органу - совету директоров - оставляет лишь чисто технические функции. Как отмечают ученые, «если вспомнить, что деятельность фирмы в той или иной степени находится под прямым или косвенным влиянием множества других заинтересованных

лиц, а интересы всех этих лиц даже теоретически не могут совпадать, то становится очевидным, что оптимизация управления крупной фирмой требует учета множества факторов, имеющих не только материальную природу. Здесь психологический фактор психологии и личной заинтересованности играют главную роль, что как раз и обобщает теория агентских отношений (Agency Theory)» [2, с. 77].

При выборе методов учета затрат, их классификации, документирования и контроля необходимо использовать основы концепции альтернативных затрат (Opportunity Costs Concept), именуемую учеными также «концепцией затрат упущенных возможностей». Её суть в том, что принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход. Этот упущенный доход по возможности необходимо учитывать при принятии решений. Например, организация и поддержание любой системы контроля стоят определенных денежных затрат, то есть налицо затраты, которых, в принципе, можно избежать. С другой стороны, отсутствие систематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям экономических выгод и финансовым рискам. Не случайно в крупных компаниях всегда предусматривается создание службы внутреннего аудита, которая не приносит прямого дохода, однако минимизирует прямые и косвенные потери от некачественного исполнения различными подразделениями своих функций.

Такой постулат бухгалтерского учета как временная определенность хозяйственной деятельности сопрягается с концепцией «временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта» (Going Concern Concept). Её суть в том, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно, у нее нет намерения внезапно свернуть работу, а потому ее инвесторы и кредиторы могут полагать, что обязательства фирмой будут исполняться. Подразумевается, что речь идет о так называемых нормальных условиях функционирования компании, которые могут быть нарушены только форс-мажорными обстоятельствами. Данная концепция служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на финансовых рынках, дает возможность использовать фундаменталистский подход для оценки финансовых активов и принцип исторических цен при составлении бухгалтерской отчетности, снизить трансакционные затраты и др. Следовательно, использование постулатов этой концепции может позитивно повлиять на разрабатываемую нами учетно-контрольную систему информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнесом. Успешность функционирования данной системы зависит от существования в ней положений концепции имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования (The Firm and Its Owners Separation Concept). Характерно, что суть этой концепции и один из постулатов бухгалтерского учета идентичны. Это заключается в том, что после своего создания хозяйствующий субъект представляет собой обособленный имущественно-правовой комплекс, то есть его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий. Экономический субъект хозяйствования является суверенным по отношению к своим собственникам. Эта концепция, тесно связанная с концепцией агентских отношений, имеет исключительно важное значение для формирования у собственников и контрагентов компании реального представлении о совокупности своих прав, обязанностей и ответственности за выполняемые функции. Как известно, право собственности является ключевой экономической категорий во взаимоотношениях между руководством, с одной стороны, и его кредиторами, инвесторами и собственниками, с другой стороны. Правовая защита такого права обеспечивает правомочность требований кредиторов, инвесторов и собственников к руководству данной компании по предоставлению им результатов оценки имущественного и финансового положения компании для принятия собственных управленческих решений. В соответствии с рассматриваемой концепцией любой актив,

внесенный в качестве взноса в уставный капитал, поступает в собственность компании и, как правило, не может быть востребован собственником, например, в случае его выхода из состава учредителей (собственников). Таким образом, задачи финансового менеджмента как тактические, так и стратегические, соотносятся с принятием эффективных инвестиционных решений (положение статей баланса, относящихся к активу) в соотнесении их с источниками финансирования (положение статей пассива баланса).

При обосновании инвестиционных решений и выборе источников их финансирования требуется определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального их сочетания и соблюдения интересов заинтересованных сторон. Принятие любого инвестиционного решения требует знаний концептуальных основ финансового управления рыночной стоимостью компании и её бизнес-процессов, научно-обоснованных методов их реализации, общих законов и закономерностей развития рыночной экономики. Значительное количество инвестиционных решений должно быть ориентировано на будущие успехи компании, поэтому высококлассный менеджер должен обладать не только теоретическими знаниями в различных сферах финансовой, аналитической, оценочной, бухгалтерской деятельности, но и знанием положения дел на всех сегментах рынков, способностью быстро и грамотно оценивать ситуации и принимать конструктивные управленческие решения.

Литература

1. Бодяко А.В. Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда // Вестник университета. 2012. № 3, с.58-70.

2. Какурин А.Т., Зимин С.Р. Концептуальный экономический мир научных исследований. - СПб ГУ: Сборник научных трудов, 2011.

3. Пономарева С.В. Методика обеспечения целеориентированности, комплексности и прозрачности формируемой информации об оценочных обязательствах // Вестник университета. 2012. № 3, с.221-226.

4. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике // Транспортное дело России. 2011. № 10, с.189-191.

5. Теория агентских отношений (Agency Theory) / Научное издание ТГУ под ред. Красницкого Т.А. - Томск, 2008.

6. John Williams. The Theory of Investment Value («Теория инвестиционной стоимости»), 1938.

7. Irving Fisher. The Theory of Interest: as Determined by impatience to Spend Income and Opportunity to Invest («Теория процента: как определить реальный доход в процессе инвестиционных решений»), 1930 г.

8. John Hirshleifer». On the Theory of Optimal Invest-ment Decision («Теории оптимального инвестиционного решения». 1958 г.

9. Ф. Найт (Frank Niht) «Риск, неопределенность и прибыль» (Risk, Uncertainty and Profit), 1921 г.

10. У. Шарп (William Sharpe). Capital Asset Prices («Цены финансовых активов»). 1964 г.

11. Michael Jensen, William Mackling.Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure

12. Дженсен М., Меклинг В. Теория фирмы: управленческое поведение, агентские затраты и структура собственников 1976 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.