Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ'

МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНА / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / ПРИНЦИПЫ / PRICING / PRICE / METHODOLOGY / METHODS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заимцян А.Г., Харчилава Э.Р., Полякова Н.Ю.

Методология ценообразования представляет собой комплекс из принципов и методов формирования цен, совокупность наиболее общих приёмов становления цены, которые связаны с разными сферами экономики хозяйственных систем, а также с разными сферами ценообразования. Данная процедура является важным фактором при создании единой системы цен. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, также ей присуща разработка на долгосрочную перспективу. Методология ценообразования имеет составные элементы - методы и принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PRICING AND ITS COMPONENTS

The methodology of pricing represents a complex from the principles and methods of pricing, set of the most general methods of formation of the price which are connected with different spheres of economy of economic systems and also with different spheres of pricing. This procedure is an important factor during creation of a uniform price system. On the basis of methodology pricing strategy is developed, also development for a long-term outlook is inherent in it. The methodology of pricing has components - methods and the principles.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

УДК 338.5

Заимцян А.Г. студент факультет БиСТ VI-2 Харчилава Э.Р. студент факультет БиСТ VI-2 Полякова Н.Ю., к.техн. н.

доцент

кафедра Экономики НИМИДГАУ

МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ СОСТАВНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация: Методология ценообразования представляет собой комплекс из принципов и методов формирования цен, совокупность наиболее общих приёмов становления цены, которые связаны с разными сферами экономики хозяйственных систем, а также с разными сферами ценообразования. Данная процедура является важным фактором при создании единой системы цен. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, также ей присуща разработка на долгосрочную перспективу. Методология ценообразования имеет составные элементы - методы и принципы.

Ключевые слова: ценообразование, цена, методология, методы, принципы.

Zaimtsyan A. G. student of faculty of BIST VI-2 Harchilava E.R. student of faculty of BIST VI-2 Polyakova N. Yu. associate professor of Economy of NIMIDGAU

Cand.Tech.Sci.

METHODOLOGY OF PRICING AND ITS COMPONENTS

Summary: The methodology of pricing represents a complex from the principles and methods of pricing, set of the most general methods of formation of the price which are connected with different spheres of economy of economic systems and also with different spheres of pricing. This procedure is an important factor during creation of a uniform price system. On the basis of methodology pricing strategy is developed, also development for a long-term outlook is inherent in it. The methodology of pricing has components - methods and the principles.

Keywords: pricing, price, methodology, methods, principles.

Ценообразование — установление цены на товар или услугу, т.е. процесс введения цен на товары и услуги, который подразделяется на четкие ценовые системы. При ценообразовании самым сложным является то, что цена в любой период времени зависит от ряда факторов, при чем это не только экономические, но и политические, социальные. [1]

Методология ценообразования представляет собой комплекс из

принципов и методов формирования цен, совокупность наиболее общих приёмов становления цены, которые связаны с разными сферами экономики хозяйственных систем, а также с разными сферами ценообразования.

Методология является единой для всех уровней становления цен, поскольку основные правила и положения не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок их устанавливают. Данная процедура является важным фактором при создании единой системы цен. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, также ей присуща разработка на долгосрочную перспективу. [2]

Методология ценообразования имеет составные элементы. Первым составным элементом являются методики, которые объединяют целый ряд методов формирования цен. Методики имеют свои особенности и отличия, но они не должны выходить за рамки единой методологии. При самом общем подходе методы ценообразования можно разделить на три группы, представленные на рисунке 1.

Методы ценообразования

1 1 ;

Методы, Методы, Методы,

ориентированные на ориентированные на ориентированные на

издержки. Хороши тем, спрос(методы конкурентов,

что нет необходимости потребительской оценки), позволяют

собирать информацию о опираются на знание устанавливать цены на

состоянии рынка и потребности и прогнозные основе данных о

величине спроса; все оценки восприятия товара сложившихся ценах на

данные необходимые потребителем. При этом рынке. При этом

для формирования цены считается, что покупатель принимается во

производителю определяет для себя внимание условия

представляет его ценность предлагаемого конкуренции,

бухгалтерия. товара и соотносит её с соотношение качества

Рисунок 1 - Методы ценообразования! В таблице 1 представлен пример применения метода ценообразования, ориентированного на издержки в компания «ДМ Текстиль» г. Донецк Ростовской области. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

Таблица 1 - Пример метода ценообразования в компания «ДМ Текстиль», ориентированного на издержки

Дано: Решение: Расчет:

Предприятие по пр оиэво дству предметов домашнего обихода желает установить цент на новое Пл aниpveмaя выручка от продажпослево змеще ння переменных затрат 2000+4000=6000 тыс. руб.

изд елие. Пр огно знру емый годовой о оъем пр оизео детва — 10000 е-иниц. Предположительно прямые затраты сырья и материалов на единицу изделия— 1000 руб. Прямые затраты труда на единицу изделия — 400 руб. Пр едприя! ие пл анир^'ет сумму постоянных затрат 2000 тыс. руб. в год и Желат ельный р езультат от продажпослево змеще ння переменных затрат на единицу изделия 6000000/ 10000 = 600 руб.

С овокупные пер еме иные затраты на единицу изделия 400- 1000 = 1400 руб.

надеется полечить 4 0 00 тыс. руб. прибыли. Рассчитать цену с использованием метода маржинальных издержек Цена {переменные затраты на единицу изделия -желательный результат от продаж по еле возмещения переменных затрат на единицу изделия) 600- 1400 = 2000 руб.

Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования (рисунок 2), т.е. это действующие постоянно положения, характерные для всей системы цен и лежащие в их основе. Реализация принципов ценообразования возможна только на основе разработки и применения методов (методик). Исходя из этого, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости

познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен.

Принцип непрерывности процесса ценообразования

проявляется в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену; в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением ценсостот в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется, прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

Рисунок 2 - Принципы ценообразования

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что методология ценообразования включает в себя совокупность общих положений, принципов и методов разработки и формирования цен, их определения и обоснования, управления ценообразованием контроля над ценами. Важными элементами методологии ценообразования являются методы и принципы, которые взаимосвязаны.

Использованные источники:

1. Методология ценообразования, её сущность и составные элементы. -[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mirznanii.com/a/254223/metodologiya-tsenoobrazovaniya-ee-sushchnost-i-sostavnye-elementy

2. Методология ценообразования, её сущность и составные элементы. -[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-52442

3. Методология ценообразования, ее основные элементы и принципы.. -[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://studШes.net/preview/6469928/page:2/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.