Научная статья на тему 'Методология стратегической устойчивости предприятия'

Методология стратегической устойчивости предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1607
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВНЕШНЯЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РЫНОЧНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / STRATEGIC SUSTAINABILITY OF THE ENTERPRISE / EXTERNAL SUSTAINABILITY / INTERNAL SUSTAINABILITY / CORPORATE SUSTAINABILITY / MARKET SUSTAINABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшин Николай Сергеевич, Григорян Екатерина Сейрановна

Статья посвящена рассмотрению современных методологических подходов к обеспечению стратегической устойчивости предприятия. Авторами выявлены и систематизированы методологические подходы к пониманию стратегической устойчивости предприятия. Дана оценка представленным методологическим подходам. Под стратегической устойчивостью предприятия понимается слаженность всех его подсистем, результатом которой является усиление конкурентных позиций на рынке и рост прибыли. Разработана иерархическая модель уровней обеспечения стратегической устойчивости предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшин Николай Сергеевич, Григорян Екатерина Сейрановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF STRATEGIC SUSTAINABILITY

The paper considers modern methodological approaches to ensuring strategic sustainability of the enterprise. The authors identify and systematize the methodological approaches to understanding strategic sustainability of the enterprise; and present their own interpretations. Strategic sustainability of the enterprise is defined in the paper as coherence of all business subsystems that results in strengthening competitive position in the market and profit growth. A hierarchical model of the levels of ensuring business strategic sustainability is presented.

Текст научной работы на тему «Методология стратегической устойчивости предприятия»

каналов информации предопределяют важность развития образования, а вместе с ним и человеческого капитала [1].

Качество человеческого капитала, а следовательно и заработная плата граждан зависят от качества полученного образования и услуг здравоохранения. Многие экономисты рассматривают здоровье как часть человеческого капитала, обращая внимание на то, что поддержание и укрепление здоровья требует определенных инвестиций, в том числе в раннем возрасте. Необходимость постоянного обучения и развития персонала обусловлена рядом причин. К числу таких причин относят развитие науки и техники, динамику внешней среды, изменение спроса потребителей, новые предложения конкурентов и т.п. Постоянное производственное обучение требует определенных инвестиций в человеческий капитал [3].

Таким образом, усиление взаимосвязи между научными учреждениями и вузами, создание исследовательских университетов позволяют сформировать новые прогрессивные кадровые позиции на рынке труда. Как это ни громко звучит, но в ХХ! в. нужно готовить в первую очередь лидеров, которые могут создать новейший продукт бизнеса, на основе последних достижений науки и техники, обладающих креативным мышлением, организаторов больших коллективов.

1. Жадан И.Э. Особенности развития образования в России // Институционализация социально-экономического развития региона: мат. Всеросс. науч.-практ. конф. Набережные Челны, 2006.

2. МамаеваЛ.Н. Управление рисками. М.: Дашков и К°, 2014.

3. РусановскийВ.А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44). С. 64 - 68.

Николай Сергеевич Яшин,

доктор экономических наук, профессор, зам. директора по научной работе и инновациям, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»

Екатерина Сейрановна Григорян,

кандидат экономических наук, доцент, УДК 658.5 Пензенский государственный технологический университет

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья посвящена рассмотрению современных методологических подходов к обеспечению стратегической устойчивости предприятия. Авторами выявлены и систематизированы методологические подходы к пониманию стратегической устойчивости предприятия. Дана оценка представленным методологическим подходам. Под стратегической устойчивостью предприятия понимается слаженность всех его подсистем, результатом которой является усиление конкурентных позиций на рынке и рост прибыли. Разработана иерархическая модель уровней обеспечения стратегической устойчивости предприятия.

Ключевые слова: стратегическая устойчивость предприятия, внешняя устойчивость, внутренняя устойчивость, корпоративная устойчивость, рыночная устойчивость.

N.S. Yashin, Ye.S. Grigoryan

METHODOLOGY OF STRATEGIC SUSTAINABILITY

The paper considers modern methodological approaches to ensuring strategic sustainability of the enterprise. The authors identify and systematize the methodological approaches to understanding strategic sustainability of the enterprise; and present their own interpretations. Strategic sustainability of the enterprise is defined in the paper as coherence of all business subsystems that results in strengthening competitive position in the market and profit growth. A hierarchical model of the levels of ensuring business strategic sustainability is presented.

Keywords: strategic sustainability of the enterprise, external sustainability, internal sustainability, corporate sustainability, market sustainability.

[email protected]

Стратегическая устойчивость предполагает устойчивость предприятия в целом. На данном уровне управления разрабатываются долгосрочные планы, определяются цели, задачи и миссия предприятия на определенный период.

В современной экономической литературе встречаются различные подходы к пониманию сущности стратегической устойчивости (рис. 1).

Самым распространенным является рыночный подход, согласно которому стратегическая устойчивость выступает как способность создавать, развивать и сохранять длительное время конкурентные преимущества на сегментированном товарном рынке, поддерживая тем самым должный уровень ликвидности, платежеспособности и рентабельности предприятия, в условиях динамично меняющейся внешней среды (А.В. Кучерявый, А.В. Канунников, Н.С. Рычихина, А.Н. Ильиченко, В.А. Козлов, Л.А. Данченок и др.) [4; 8; 6].

По мнению ряда авторов, стратегическая устойчивость предприятия представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных между собой, т.е. является системой.

На основании процессного подхода Т.В. Терентьева определяет стратегическую устойчивость предприятия как процесс непрерывного перехода организации в качестве системы под воздействием внешних возмущений и управленческих решений из менее эффективного состояния в более эффективное, осуществляемый в прогрессивном направлении, интенсивном режиме и в соответствии со стратегическими целями предпринимательской организации [10].

Представители маржинального подхода Н.С. Рычихина и А.Н. Ильченко считают, что стратегическая устойчивость предприятия проявляется через минимизацию потерь при неблагоприятных воздействиях внешней среды, а при благоприятных обстоятельствах - в способности к эффективному наращиванию своих активов, как материальных, так и нематериальных, что повышает выживание предприятия при неблагоприятных изменениях во внешней среде в будущем [8]. Авторы также определяют стратегическую устойчивость как совокупность финансовой, технологической, рыночной, кадровой и других видов устойчивости.

Как справедливо отмечают Ш. Клири и Т. Мальре, «устойчивые компании одновременно демонстрируют низкие издержки и высокий уровень инновационной активности, гибкость, но не хрупкость. Они сохраняют порядок в условиях изменений и способствуют изменениям в условиях порядка» [5].

По мнению М.Н. Дудина (системный подход), стратегическая устойчивость есть совокупность управляемых динамических компонент, которые на каждом этапе функционирования хозяйственной структуры находятся в определенном соотношении, обеспечивающем стабильность развития. Оптимальное соотношение динамических компонент позволяет предпринимательской структуре интенсифицировать свою деятельность (сохранять достаточные темпы социально-экономического роста) за счет стремления и способности к комбинированию (использованию) средств, факторов и ресурсов производства наилучшим образом [3]. В данном определении стратегической устойчивости заложены основания

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Процессный подход

Маржинальный подход

Системный подход

Рыночный подход

Процесс непрерывного

перехода организации как системы под воздействием

внешних возмущений и управленческих решений из менее эффективного состояния в более эффективное (например. Т.В. Терентьева)

Минимизации потерь при неблагоприятных изменениях внешней среды и способности организации к эффективному наращиванию

активов (М.Н. Дудин. Н.В. Лясников. Н.С. Рычихина. А.Н. Ильиченко идр.)

X

Совокупность управляемых динамических компонент, способность организации сохранять свою целостность и достигать поставленные стратегические цели при постоянном дестабилизирую щем воздействии внешней среды (М.Н. Дудин. H.A. Сабанчиев. С.П. Бараненко. В.В. Шеметов идр.)

ч_У

^ Способность ^ создавать, развивать и сохранять длительное время конкурентные преимущества на рынке (A.B. Кучерявый. A.B. Канунников. Н.С. Рычихина. А.Н. Ильиченко. В.А. Козлов. Л.А. Данченок идр.)

Рис. 1.

Подходы к пониманию сущности стратегической устойчивости

конкурентоспособности за счет инноваций, поскольку в современных условиях способность малых и средних предпринимательских структур к интенсификации деятельности посредством комбинирования и использования всех ресурсов есть не что иное, как переход к инновационному типу развития.

Н.А. Сабанчиев определяет категорию «стратегическая устойчивость организации» как способность организации сохранять свою целостность и достигать поставленных стратегических целей при постоянном дестабилизирующем воздействии внешней среды, что является приращением новых знаний по рассматриваемому научному направлению [9].

С.П. Бараненко и В.В. Шеметов считают, что на стратегическую устойчивость предприятия большое влияние оказывают структура предприятия, его система управления, а среди составляющих стратегической устойчивости выделяют еще и организационную устойчивость [1].

На наш взгляд, совокупная устойчивость производственно-технологической, маркетинговой, кадровой, финансовой, экологической, инновационной, организационной и других подсистем предприятия обеспечивает его стратегическую устойчивость.

Таким образом, под стратегической устойчивостью понимается система взаимосвязанных подсистем предприятия, взаимодействие которых способно приспосабливать предприятие к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, сохранять конкурентные преимущества, обеспечивать прибыльность.

На наш взгляд, система стратегической устойчивости предприятия включает несколько иерархических уровней, соотнесенных с внешней и внутренней стратегической устойчивостью (рис. 2).

Характеристика уровней системы стратегической устойчивости предприятия представлена в таблице.

Внешняя (рыночная) стратегическая устойчивость проявляется в конкурентоспособности предприятия на рынке, в его возможности создавать и сохранять конкурентные преимущества, повышать свою стоимость.

Д.А. Максимов и М.А. Халиков под рыночной устойчивостью понимают наличие у организации инновационного потенциала устойчивого развития и его эффективное использование для нейтрализации внешних угроз и инициируемых рыночным окружением факторов дестабилизации [7].

В. П. Федько полагает, что рыночная устойчивость любого предприятия в определенной степени зависит от состояния и тенденций развития производства, исходя из заказов рынка в системе обратной связи «потребитель - производство - инфраструктура», и базируется не только на производственных и финансовых составляющих, но и на более широкой организационно-экономической основе: состоянии ресурсного обеспечения; уровне организации производства и его технологической составляющей; принятой маркетинговой стратегии; товарной, промышленной, ценовой и сервисной политике; состоянии инфраструктуры и ее разрешающих возможностей; нормативно-правовой базе функционирования предприятий.

Также, по мнению В.П. Федько, в качестве отдельных базовых целей, определяющих стабилизацию промышленности и ее устойчивое развитие, можно выделить формирование конкурентной среды, повышение конкурентоспособности продукции, оживление инвестиционной деятельности [11].

Внутренняя (корпоративная) стратегическая устойчивость проявляется в способности сохранять целостность предприятия. Подсистемами внутренней стратегической устойчивости предприятия являются функциональная и оперативная.

С позиции Дж. Элкингтона (в переводе и сокращении Ю.Е. Благова [2]) корпоративная устойчивость должна

Рис. 2. Иерархия уровней стратегической устойчивости предприятия

Характеристика уровней стратегической устойчивости предприятия

Подсистемы Характеристика Результат

Оперативная устойчивость

Производственно- технологическая устойчивость Способность к поддержанию и развитию современного уровня технологий и обеспечению запланированного выпуска продукции высокого качества Соответствие научно-технологического характера продукции и технологии производства современным требованиям и тенденциям мирового развития

Функциональная устойчивость

Финансовая устойчивость Способность предприятия длительное время поддерживать планируемый уровень ликвидности и платежеспособности Улучшение финансовых показателей деятельности предприятия

Экономическая устойчивость Определяется уровнем деловой активности, надежности экономических связей, конкурентным потенциалом предприятия, его долей на рынке Повышение экономических показателей деятельности предприятия

Организационная устойчивость Предполагает стабильность внутренней организационной структуры, налаженность и оперативность связей между различными отделами и службами предприятия, эффективность их совместной работы Сформированная организационная структура, способствующая эффективно организовывать бизнес-процессы на предприятии

Социальная устойчивость Предполагает вовлечение коллектива предприятия в общественные процессы, его содействие росту благосостояния общества и уровня социальной обеспеченности своих работников Социальная защищенность работников, улучшение социально-психологического климата в коллективе, повышение степени удовлетворенности трудом

Кадровая устойчивость Способность к поддержанию низкого уровня текучести кадров и эффективного использования персонала предприятия Стабилизация кадрового состава предприятия

Маркетинговая устойчивость Способность к укреплению конкурентных преимуществ, росту имиджа предприятия, к увеличению конкурентоспособности продукции Упрочнение конкурентных позиций предприятия на рынке

Экологическая устойчивость Способность экосистемы предприятия сохранять свою структуру и функциональные особенности при воздействии внешних и внутренних факторов Использование ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, снижение негативного воздействия на окружающую среду

Инновационная устойчивость Способность предприятия к внедрению новых технологий и способов организации производства, к выпуску новых видов продукции, выполнению новых видов работ, оказанию новых видов услуг Создание собственной научно-исследовательской и экспериментальной базы, постоянный мониторинг фундаментальных и прикладных исследований, эффективное использование результатов научной деятельности

Инвестиционная устойчивость Способность менеджмента эффективно осуществлять инвестиционную политику предприятия Увеличение объемов инвестиций, минимизация инвестиционных рисков, обеспечение ликвидности инвестиций

Управленческая устойчивость Способность обеспечивать долгосрочное эффективное управление предприятием Совершенствование структуры управления, повышение квалификации управленческих кадров, развитие организационной культуры

Рыночная устойчивость

Устойчивость конкурентных преимуществ предприятия Способность к развитию и укреплению конкурентной позиции Длительная устойчивость предприятия в конкурентной среде

Устойчивость реакции на изменение внешних условий Состояние в пределах допустимого равновесия системы предприятия под воздействием активности конкурентов Динамическое развитие конкурентных преимуществ

Устойчивость стратегических инициатив Поддержание и укрепление рыночного потенциала предприятия Повышение рыночной стоимости предприятия

пониматься «не только как подход компании к обеспечению своего долгосрочного развития, но и как область теории и практики, посредством которых компании и иные бизнес-организации работают над повышением жизнеспособности экосистем, сообществ и экономики» [14].

Согласно определению Р. Штойера корпоративная устойчивость - это «модель, которой руководствуются корпорации в своей экономической, социальной или экологической деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе» [13].

По мнению Т. Диллика и К. Хокертса, корпоративная устойчивость представляет собой «удовлетворение прямых и косвенных заинтересованных сторон компании (таких как акционеры, сотрудники компании, потребители, активистские группы, местные сообщества и прочие), не входящие в противоречие с потребностями будущих поколений заинтересованных сторон» [12].

Подсистема оперативной устойчивости, на наш взгляд, представляет собой ядро стратегической устойчивости предприятия.

Не вступая в дискуссию, под ядром стратегической устойчивости предприятия понимаем основную сферу деятельности предприятия. Элементами ядра стратегической устойчивости предприятия являются:

- производства, на которые приходится большая часть оборота предприятия;

- производства, с которыми предприятие связывает свое будущее;

- производства, которые определяют имидж предприятия: те продукты, которые играют особую роль в истории предприятия, являются предметом гордости коллектива.

Таким образом, стратегическая устойчивость предприятия означает слаженность всех его подсистем, результатом которой является усиление конкурентных позиций на рынке и рост прибыли.

1. Бараненко С.П., Шеметов В.В. Стратегическая устойчивость предприятия. М.: Полиграф, 2004.

2. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: СПбГУ, 2010.

3. Дудин М.Н. Обеспечение стратегической устойчивости предпринимательских структур в условиях инновационного развития: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2013.

4. Канунников А.В. Стратегическое управление: условие устойчивого развития промышленных предприятий // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 1 (19).

5. Клири Ш., Мальре Т. Глобальные риски. Деловой успех в неспокойные времена / пер. с англ. М.: Вопросы экономики, 2011.

6. Козлов В.А., ДанченокЛ.А. Проблемы управления устойчивостью развития и функционирования предпринимательских организаций. М.: МЭСИ, 2012.

7. Максимов Д.А. Рыночная устойчивость, экономическая безопасность, инновационная стратегия предприятия в условиях трансформируемой экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 15 - 21.

8. Рычихина Н.С. Реструктуризация предприятия как инструмент экономической стабилизации в условиях рыночной неустойчивости: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Иваново, 2007.

9. Сабанчиев Н.А. Теоретико-методические основы организационного обеспечения стратегической устойчивости: автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2009.

10. Терентьева Т.В. Методологические основы обеспечения устойчивости развития рыбохозяйственных предпринимательских структур: дис. ... д-ра экон. наук. Владивосток, 2011.

11. Федько В.П. Рыночная устойчивость промышленности (теоретико-методологический аспект). Ростов н/Д: РГЭА, 2000.

12. Dyllick T., Hockerts K. Beyond the Business Case for Corporate Sustainability // Business Strategy and the Environment. 2002. № 11. Р. 130 - 141.

13. SteurerR, LangerM.E., KonradA., Martinuzzi A. Corporations, Stakeholders and Sustainable Development I: A Theoretical Exploration of Business Society Relations // Journal of Business Ethics. 2005. 61/3. Р. 263 - 281.

14. Visser W, Matten D, Pohl M., Tolhurst N. The A to Z of Corporate Social Responsibility. London: A John Wiley & Sons, Ltd., Publication, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.