Научная статья на тему 'Методология социального образования в Японии'

Методология социального образования в Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совместное обучение / движение жизнеписания (Seikatsu Kiroku Undo) / рабочая жизнь и социальное образование / рефлективная практика / Collaborative learning / Life Writing Movement (Seikatsu Kiroku Undo) / Work life and social education / Reflective practice.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кавано Асука

В статье дан ретроспективный и современный анализ методологии, методики и практики социального образования в Японии. Рассмотрено несколько методик, полу-чивших распространение в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the analysis of retrospective and current methodology, method and practice of social education in Japan. It considers several methods, widely spread nowadays.

Текст научной работы на тему «Методология социального образования в Японии»

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ

А. Кавано

В статье дан ретроспективный и современный анализ методологии, методики и практики социального образования в Японии. Рассмотрено несколько методик, получивших распространение в наши дни.

The article is focused on the analysis of retrospective and current methodology, method and practice of social education in Japan. It considers several methods, widely spread nowadays.

Ключевые слова: совместное обучение, движение жизнеписания (Seikatsu Kiroku Undo), рабочая жизнь и социальное образование, рефлективная практика.

Key words: Collaborative learning, Life Writing Movement (Seikatsu Kiroku Undo), Work life and social education, Reflective practice.

В каждой стране свои методы образовательной деятельности, и они меняются на протяжении человеческой жизни в зависимости от экономических изменений и роста глобализации. Роль и необходимость не только распространения начального образования, но и индивидуального непрерывного обучения на протяжении всей жизни возрастают все больше. В Японии социальное образование стало частью образовательного фундамента в локальных сообществах еще до Второй мировой войны и продолжает развиваться по сию пору. В этой статье я даю обзор возникновения и развития в Японии методик социального образования равно правительственных и независимых. Затем я рассмотрю, на примере нескольких методик, насколько они применимы на практике.

История социального образования в Японии. Если каждый из образовательных периодов до Второй мировой войны охарактеризовать в немногих словах, то слов «просвещение», «воспитание разума», «мобилизация»1, пассивное обучение", "образование на основе национальной идеологии" будет достаточно. Первая национальная японская библиотека - Сёдзакукан -была создана для народного образования в период после реставрации Мейдзи. В частности, общественное образование считалось делом Императора вплоть до Второй мировой войны и во время нее, таким образом, подданных формировали образовательные учреждения. Социальное образование не составляло исключения, и использовалось для воспитания населения готового к сотрудничеству с властями во время войны. Так или иначе цель детского образования - воспитание детей как японских подданных и ту же цель преследовало социальное образование для взрослых. Власти стремились создать человеческий ресурс, принимающий национальную военную идеологию, мобилизовать в народе военный дух. По окончании Второй мировой войны это тяжелое наследие было отринуто, и Япония устремилась к созданию миролюбивого демократического государства со свободным народом.

1 Kobayashi S., Kataoka R., Hirakawa K. eds. The Introduction to Lifelong Learning (Shogai Ga-kushu Gairon: Manabiau Community wo Tsukuru), Eidell Kenkyusho, 2014. pp. 105-107.

35

Однако же, кроме государственных образовательных учреждений, существовало также народное движение самообразования «Движение свободного университета» (Jiyudaigaku-undo), основанное Цухидой Кьюсоном и молодежью аграрных деревень префектуры Нагано в 1920-е гг. Критикуя централизованные университеты своего времени, они попытались создать Си-нанский Свободный Университет1. По мысли Цухиды Кьюсона, Синанский Свободный Университет должен был быть открыт для всех, включая даже женщин. Студенты посещали лекции в сезон, свободный от сельских работ, и продолжали самообразование в течение всего года2. Также необходимо упомянуть Движение жизнеписания (Seikatsu Tsuzurikata Undo), организованное Асидой Эносуке и Судзуки Миекици в период Тайсё, и Сасаокой Тадаёси в период Сёва. Фиксируя на письме каждодневный опыт, свои мысли и чувства, люди осознавали свои проблемы и их возможные решения.

Методология вышеупомянутых Синанского свободного университета и Движения жизнеписания были унаследованы японским социальным образованием нашего времени, что указывает на важность образования, самообразования и взаимообучения.

Современные методики социального образования. Выделим два

этапа.

(1) Развитие образования в послевоенный период. После Второй мировой войны сектор гражданской информации и образования (ГИО) штаб-квартиры Главнокомандующего союзными оккупационными силами продвигал просвещение, демократизацию Японии, а равно и демократическое управление юношескими организациями и женскими ассоциациями в местных общинах. Таким образом, Япония ознакомилась с опытом английского и американского образовательного движение «Сетлмент», методы которого (групповая работа) были внедрены Министерством образования во всей Японии3. Для исторического развития социального образования эти методики исключительно японские. Ниже я приведу две репрезентативные методики социального образования и рассмотрю их значимость.

В наши дни многие образовательные методики привлекают внимание и прежде всего «Совместное обучение» и «Движение жизнеписания (Seikatsu Kiroku Undo)», существующие со Второй мировой войны по сию пору.

Совместное обучение - практика взаимного образования молодежи, начатая в 1950 г. и развивавшаяся вместе с юношескими организациями. Теория совместного обучения восходит к идее групповой работы периода оккупации союзными силами, к теории коллективного образования в Китае, Движению жизнеписания (Seikatsu Tsuzurikata Undo) и деятельности послевоенных юношеских организаций4. Цель совместного обучения - привить юно-

1 Синано - название старой японской провинции, впоследствии преобразованной в префектуру Нагано.

2 Kobayashi, S., Kataoka, R., Hirakawa, K. eds., Ibid., 2014, pp.107-109. Nagashima, S. “The Historical Meaning and Limitation of Jiyudaigaku-undo (Free University Movement) (Jiyu Daigaku Undo no Rekishiteki Igi to Sono Genkai)”, KEIZAI SHIRIN (The Hosei University Economic Review) , Vol.74(1 ■ 2), 2006, pp. 169-201.

3 Kobayashi, S., Kataoka, R., Hirakawa, K. eds., Ibid., 2014, pp.109-110.

4 Ibid., 2014, p. 112.

36

шеству умение учиться самим, организовывать собственную привычку к планированию и самостоятельному обучению, а также самообразованию и взаимообразованию на основе сотрудничества со сверстниками. Теория сов-совместного обучения отвергает пассивную методику, при которой учащийся слушает лекции преподавателей и зубрит материалы. В частности, программы совместного обучения нацелены на улучшение жизни, например, на изучение положения в сельском хозяйстве, агрикультурной модернизации, упрощение брачных церемоний и т. д. В совместном обучении молодые люди спорят о проблемах, непосредственно связанных с их каждодневной жизнью, и учатся находить решения этих проблем1. Как уже замечено выше, следует признать, что совместное обучение коренится в потребностях и нуждах молодежи. Учась, люди постигают свои проблемы и учатся осознавать свою жизнь. Иными словами, эта модель обучения напрямую связана с реальной жизнью.

В те же 1950-е гг. Движение жизнеписания (Seikatsu Kiroku Undo) открывало путь образованию молодежи и женщин. Движение Жизнеписания (Seikatsu Tsuzirikata Undo), распространившееся в регионе Тохоку перед Второй мировой войной, предшествовало послевоенному Движению жизнеписания (Seikatsu Kiroku) и развивалось как образовательная методика для юношества и женщин. Например, женщины, работавшие на прядильной фабрике, писали заметки о своих матерях и читали эти записи друг другу, обсуждая свою работу и будущий брак. Вместе с тем обсуждение приводило их к осознанию проблем социальной жизни их матерей, таких как эксплуатация трудящихся, феодальные семейные отношения2, гендерное неравенство мужчины и женщины и т. д. Замечая всё это, женщины уже иначе смотрели на собственную жизнь и социальную структуру своего быта и с позиций методологии жизнеписания подходили к истории жизни своих матерей.

Так, перечисленные методики прививают умение оглянуться назад на жизнь и карьеру, приучают к учебе и совместному обсуждению жизненных проблем своего сообщества, поиску решений, - всё это сохраняется и в современной практике социального образования в Японии. Эти методики обогащают японское социальное образование и усиливают значение самообразования людей в современном обществе.

(2) Методики социального образования последних лет. Другая особенность социального образования - его тесная связь с трудовой жизнью. Как известно, пожизненный найм и длинная служебная лестница - наиболее характерные черты японской системы занятости. Однако долговременный экономический спад, начавшийся в Японии с середины 1990-х гг., а также влияние глобализации разрушили эти традиции, и теперь людям необходима смена трудового уклада, а потому и непрерывное обучение. До недавнего времени групповые тренинги проводились на рабочих местах, однако теперь стали необходимы и методики самостоятельного повышения квалификации

1 Kobayashi, S., Kataoka, R., Hirakawa, K. eds., Ibid., 2014, p. 113.

2 Kobayashi, S., Kataoka, R., Hirakawa, K. eds., Ibid., 2014, pp. 115-117. For details, see Takako Saruyama, “Communication and ‘Recording' in Tsurumi Kazuko's Seikatsu-kiroku Movement : History of the learning organization ‘Seikatsu wo tuzuru kai'”, The Japan Society for the Study of Adult and Community Education, Japanese journal of adult and community education, 50(2), 2014, pp. 1120.

37

служащих без отрыва от производства. Например, служащие организуют небольшие группы для обсуждения проблем, предлагая их решения. Эта методика называется «круги контроля качества»1. Более того, желающие овладеть новейшими специальными знаниями и технологиями продолжают обучение на вечерних курсах при университетах или посылаются компанией для повышения квалификации за рубеж. Не ограничиваясь профессиональной сферой труда, некоторые компании создают методики обучения, такие как: курсы подготовки к выходу на пенсию; курсы переквалификации; курсы, посвященные пенсионным накоплениям, здоровому образу жизни, социальным услугам, предоставляемым локальным сообществом и т. д.2 Служащие также вовлечены в различные кружки, учебные группы и деятельность локального сообщества. Более того, одно из новейших течений в социальном образовании -«рефлективная практика». Рефлективная практика - это процесс продолжающегося обучения и размышлений о собственных действиях. Например, служащие, задействованные в службах социального образования (коминкан, общественная библиотека, музей, центр непрерывного образования), стараются привлечь своих посетителей к дискуссии, обсуждению проблем и, соответственно, улучшениям. Учеба таких служащих также продолжается постоянно.

Целью этой статьи было показать, как методики социального образования в Японии возникли и развивались до наших дней как посредством государственных институций, так и благодаря индивидуальной инициативе. Затем я рассмотрел на нескольких примерах, каково практическое приложение методик социального образования.

Подводя итог, можно сказать, что перечисленные методики позволяют учащимся рассмотреть в ретроспективе собственную жизнь и карьеру, научиться обсуждению и решению собственных проблем. Все это сохраняется в современной практике социального образования в Японии. С недавнего времени социальное образование тесно связано с трудовой жизнью, и новые методики, такие как рефлективная практика, входят в социальное образование. Вместе с тем сохраняются и ставшие традиционными подходы, такие как совместное обучение и жизнеписание. Эти методики придают специфику японскому социальному образованию и подчеркивают важность самообразования в современном обществе.

Как я отметила выше, в каждой стране свои методики образовательной деятельности, и они каждодневно меняются. Таким образом, возникает значительное разнообразие в методиках. Можно предположить, что методологии социального образования везде развиваются с учетом местной специфики: страны, региона, этнической группы и т. д. В этом случае следует понимать специфику японского социального образования посредством сравнительных исследований Японии и других стран, для чего требуются дополнительные исследования.

1 Murata, Y., Yamaguchi, M. eds., A Bilingual Text Education in Contemporary Japan - System and Content-, Toshindo, 2010, pp. 140-143.

2 Murata, Y., Yamaguchi, M. eds., Ibid., 2010, p. 142.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.