ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
В. Б. Наумов
Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С.6-23 Values and Meanings. 2023. No.2 (84). P.6-23 (In Rus) УДК 001.891
https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-2-6-23
Методология сохранения культурного наследия на примере проекта «Сохраненная культура»
Наумов Виктор Борисович
Доктор юридических наук, главный научный сотрудник лаборатории прикладной информатики и проблем информатизации общества Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН; главный научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН; профессор кафедры информационного права и цифровых технологий Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина Е-шаШ [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3453-6703
Аннотация. Статья исследует закономерности сохранения культурного наследия в цифровую эпоху, обобщая имеющийся обширный опыт создания цифровых и материальных объектов, связанных с культурным наследием России и СССР. На примере частной инициативы проекта «Сохраненная культура», реализуемого большим коллективом авторов-участников из различных регионов России, предлагаются принципы и методы организации процессов создания, сохранения и организации доступа к культурному достоянию и историческим знаниям, а также анализируются проблемы и препятствия, сопровождающие эту деятельность.
Ключевые слова: культурное наследие, цифровые технологии, цифровые объекты, доступ к знаниям, частная инициатива, социальная кооперация, методология, принципы, проект «Сохраненная культура», интеллектуальная собственность.
Для цитирования: Наумов В. Б. Методология сохранения культурного наследия на примере проекта «Сохраненная культура» // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С.6-23.
© Наумов В.Б., 2023 6
METHODOLOGY OF PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE ON THE EXAMPLE OF «THE PRESERVED CULTURE» PROJECT
Victor B. Naumov
Doctor of Law, Chief Researcher, Laboratory of Applied Informatics and Problems of Informatization of Society, St. Petersburg Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; Chief Researcher, Sector of Information Law and International Information Security, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences; Professor, Department of Information Law and Digital Technologies of Kutafin Moscow State Law University, Moscow, Russia E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3453-6703
Abstract. The article explores the patterns of cultural heritage in the digital age, summarizing the extensive experience of creating digital and material objects related to the cultural heritage of Russia and the USSR. Using the example of a private initiative of the Preserved Culture project, implemented by a large team of participating authors from various regions of Russia, the principles and methods of organizing the processes of creating, preserving and organizing access to cultural heritage and historical knowledge are proposed, as well as the key problems and obstacles accompanying this activity are analyzed.
Keywords: cultural heritage, digital technologies, digital objects, access to knowledge, private initiative, social cooperation, methodology, principles, the Preserved Culture project, intellectual property.
For citation: Naumov V. B. Methodology of preservation of cultural heritage on the example of the Preserved culture project // Values and Meanings. 2023. No.2 (84). P. 6-23 (In Rus).
Последние десятилетия развития России можно считать переломными. Переход от одного общественного строя к другому, распад СССР с его культурным и научным достоянием, развитие государства-правопреемника, миграционные процессы, пандемические годы и геополитическое противостояние — все это многое поменяло и будет менять в общественной жизни. Одной из наиболее незащищенных сфер, подверженных этим потрясениям, является культурное наследие страны.
Во все времена свободный доступ к достижениям науки, искусства и культуры, сохранение этих достижений и включение наиболее важных результатов творчества прошлых поколений в образовательный процесс являлось непростой комплексной задачей.
Недавняя смена эпох совпала еще с одним кардинальным изменением для всего человечества — активным формированием информационного общества. Цифровизация влияет на традиционные основания социальных и межличностных отношений и по-другому решает проблемы
доступа к информации и знаниям, в том числе об истории, наследии и материальной культуре прошедших веков. Это делает задачу сохранения и осмысления культурных ценностей еще более сложной в реализации.
Можно сказать, что мы переживаем сейчас многовекторный (с обширными критическими проблемами, включая скорость изменений) переход от прошлого к будущему, где от того, насколько будет сохранено прошлое культурное наследие, память об уходящих поколениях, их достижениях и творческом наследии, будет зависеть устойчивость и успех развития общества, страны и мира.
Представляется, что если не удастся не только оцифровать еще не исчезнувшие материальные носители и памятники прошлого, но и не успеть критически осмыслить содержание результатов труда писателей, художников, архитекторов, музыкантов, ученых, инженеров и многих других творцов предыдущих поколений, то знания и достижения даже недавнего времени будут вскоре забыты. Стоит отметить, что здесь «цифрового архивирования» будет недостаточно, поскольку без изучения, предметной классификации и восприятия человеком (а не цифровыми технологиями) архивы превратятся в массивы данных, в лучшем случае, для обучения искусственного интеллекта, а не войдут в состав культурного наследия, на котором будут учиться новые поколения.
В сложившихся обстоятельствах нужно иметь смелость осознавать, что потери культурного наследия уже огромные, главное, чтобы они не стали фатально необратимыми. Для этого важно создавать и воплощать различные по объему требуемых сил и ресурсов частные и государственные проекты и инициативы по сохранению культурного наследия для развивающегося общества, максимально сочетая и традиционные методы работы со знаниями, и цифровые технологии, и, главное, коммуникации с заинтересованными неравнодушными людьми — творцами, их наследниками и учениками, исследователями, которые помогут представить произведения прошлого в той форме, которая будет воспринята современными поколениями и сохранится для будущего, а также заниматься их популяризацией. Именно многообразие усилий позволит сочетать заинтересованность в предмете отдельных людей, коллективов и социальных групп с государственными и общественными задачами и проектами.
Настоящая статья служит цели обобщения и анализа опыта по сохранению культурного наследия с использованием цифровых технологий,
сложившегося в последние годы в рамках частной инициативы — проекта «Сохраненная культура», развивающегося без государственного и грантового финансирования (Комментарий 1).
Проект «Сохраненная культура» существует свыше 12 лет и его исполнители занимаются созданием разнообразных объектов различных видов и форматов, которые включают с себя культурное наследие, прежде всего, относящееся к истории России и СССР XX века. За это время было создано свыше 150 объектов различной степени сложности и объема, информация о которых представлена в Таблице 1 и Диаграмме 1.
Таблица 1
Деятельность проекта: виды и форматы объектов и инициатив «Сохраненной культуры»
Год / Объект 2012 2022 Итого
Оцифровка архивов 1 1 1 1 4
Печатные книги и альбомы \ ■ 1 ■ 1 ' 2 ■ 2 18
Электронные книги и альбомы 1 1 1 1 1 2 1 ■ 2 В 2 16
Электронные репринты статей и монографий ■ 5 ■ ■ 15
С1Э и ЦУО-диски 2 3 1 1 2 3 3 В 1 1 1 20
Научные статьи, материалы £ для Википедии 2 3 3 8 ШШ 5 33
Документальные фильмы и видеосюжеты 1 1 11 1 16
Интернет-сайты, мобильные приложения ! ■ 2 1 4 11
ЗЭ-объекты 1 2 1 1 8
Выставки, конкурсы, конференции, презентации* 1 4 2 4 4 3 4 ' 7 15 56
Итого 4 2 15 8 19 19 15 9 10 14 31 22 29 197
*Указаны выставки, конкурсы, научные конференции и презентации, организованные проектом «Сохраненная культура» либо проведенные при его активном участии, в том числе открытие мемориальной доски В. И. Кочедамову в городе Омске 4 августа 2016 года.
Изначально проект возник как личная инициатива автора по печатному и электронному изданию ряда произведений ленинградского и петербургского художника О. А. Биантовской (Комментарий 2). После успешного выхода в 2010 году альбома, а затем CD-дисков с ее графическими работами и театральными плакатами была сформулирована общая
проблематика деятельности по сохранению культурного наследия, как ее увидел автор идеи и руководитель проекта:
Диаграмма 1
Виды и форматы объектов «Сохраненной культуры» по видам и форматам объектов
«За чередойизмененийважнаячастьнашего прошлогои настоящего — отечественное культурное наследие — начинает стираться и если не обращатьна этовнимание,можетисчезнутьокончательно. Больше всего страдают от перемен:
- создателикультурногослояРоссии ХХ века,те,ктоисторически ближе всегок современнойэпохе,нооказались еюне востребованными;
- юные россияне,непосвоейвинетеряющиецелыйпласт отечественного культурного наследия и знаний о своей истории и культуре в созданных авторами уходящего времени образах и произведениях.
Художественные произведенияразличных жанров, форми средств выражения, будучисозданными отечественными... творцами интеллек-туальногобогатстванашейнациив ХХ веке,оказались забытыми и не востребованными, при том, что их работы не потеряли ни актуальности,
ни силы выражения, ни социальной значимости» [13].
Первоначально была разработана программа-минимум по созданию различных объектов — художественных альбомов, книг, дисков, а также связанной с ними оцифровки частных архивов и коллекций. Ключевые двенадцать объектов из запланированных к созданию были завершены в 2014 году [8]. С этого года работа над новыми объектами стала вестись с учетом ежегодного планирования, изначально небольшая группа участников проекта стала расти, вовлекая в создание и работу над объектами неравнодушных к сохранению памяти людей.
Характерным примером такой деятельности стала подготовка коллективной монографии «Александра Махровская: ученый и градостроитель. Воспоминания друзей и коллег» [1], работа над которой отличалась от создания предыдущих объектов. В Петербурге «каждый месяц ... собирались десять-двенадцать человек, иногда больше, и вспоминали события их совместной творческой работы, моменты из жизни, находили старые фотографии, обсуждали содержание книги, давали справедливые критические замечания. И именно авторы этой книги написали основную ее часть, искренне рассказав о своей эпохе, благородстве их дружбы и сотрудничества» [9].
Данный подход, основанный на формировании большого временного коллектива людей, которые в течение значительного (от полугода и более) срока активно и регулярно участвовали в поиске материалов, их осмыслении, выборе и критическом профессиональном комментировании наиболее актуального содержания, сопровождая это личными воспоминаниями, оказался крайне удачной находкой проекта и затем постоянно в нем стал использоваться.
Ярким примером подобной кооперации стала почти годичная работа над книгой «Дом академиков. Истории и судьбы» [6], вышедшей в 2016 году и ставшей первым объектом «Сохраненной культуры», получившим всероссийское признание (Комментарий 3). Идея проекта состояла в том, чтобы помимо исторического и краеведческого исследования, связанного со знаменитым в Санкт-Петербурге Домом академиков на Васильевском острове, в котором столетия проживали и трудились великие представители дореволюционной и советской науки (В. И. Вернадский, Я. К. Грот, А. П. Карпинский, И. П. Кулибин (Комментарий 4), А. М. Ляпунов, С. Ф. Ольденбург, М. В. Остроградский, И. П. Павлов, В. А. Стеклов, П. Л. Чебышев, А. М. Шегрен, Б. С. Якоби
и многие другие), выраженного в издании через смысловые разделы «память места», «память стен», «память науки», сделать значительный акцент на живой и непосредственной «памяти людей», которая представлена в книге мемуарами наших современников, настоящих и бывших жильцов знаменитого дома.
Обобщая опыт создания в аналогичном формате многих последующих объектов, можно выделить один из основных принципов проекта — принцип социальной кооперации людей, объединенных и увлеченных конкретной целью сохранения памяти о человеке, людях, произведениях, месте или историческом этапе. Данная кооперация является краеугольным методологическим камнем развития проекта и дает возможность концентрировать усилия значительного количества людей на заданном направлении. В таблице 2 представлены объекты «Сохраненной культуры», в создании каждого из которых участвовало свыше 20 авторов, где соответствующие принцип и методы привели к наиболее значимым результатам.
Таблица 2
Объемы вовлечения в проект: объекты «Сохраненной культуры», лидирующие по числу активных участников
Название Формат Год выпуска Продолжительность / количество страниц Число активных участников
«Архитектура блокады» Документальный фильм 2020 80 мин. 48
«Надежда на спасение» Документальный фильм 2018 70 мин. 29
«В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства с комментариями современных ученых» Печатное и электронное издание в 4 томах 2021 1512 стр. 25
«Дом академиков. История и судьбы» Печатное и электронное издание 2016 380 стр. 21
«Александра Махровская: ученый и градостроитель. Воспоминания друзей и коллег» Печатное и электронное издание 2014 400 стр. 17
География авторов-участников проекта также представляется интерес; сейчас он объединяет свыше 100 участников, где, помимо «основного» региона — Санкт-Петербурга, активно сотрудничают жители Омска, Москвы, Саратова, Новосибирска, Выборга и других городов и регионов
России. На Диаграмме 2 ниже представлены обобщенные сведения о том, где находятся и работают авноры-единрмышленники «Сохраненной культуры», редрлярно сотрддничающвс с проекнн м.
Диаграмма 2
Учранаиес купетурр» из рюгиосив
Российокой Федедоцеа а респаЛлрки Узбекистан
Кооперация специалистов и энтузиастов в проекте «Сохраненная культура» создала новое окно возможностей, когда люди, помогая друг другу и дополняя собственные знания, участвовали в сохранении важных для них фрагментов науки, искусства и культуры уходящей эпохи. «Пересечение» этих знаний (памяти о прошлом) и современного опыта участников коллективов в подавляющем большинстве случаев приводило к созданию новых объектов и трактовке старых произведений через призму современных достижений науки и искусства.
При подготовке на протяжении полутора лет объемного четырехтомного издания «В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства с комментариями современных ученых» [2, 3, 4, 5] «Сохраненная культура» смогла объединить усилия специалистов из многих регионов России и Узбекистана. Перед коллективом авторов-единомышленников стояла задача не просто переиздать исследования историка градостроительства Сибири, Русской Америки, Санкт-Петербурга и Средней Азии,
но актуализировать его тексты с учетом современного уровня развития исторической науки и краеведения. Это позволило не только вернуть в научный оборот практически весь объем известного нам творческого наследия Кочедамова, включая отдельные статьи, рисунки и чертежи, ранее не издававшиеся, но и представило современный взгляд на проблематику, поднятую в его авторских публикациях более полувека назад [14]. При этом четырехтомник стал самым «титулованным» объектом «Сохраненной культуры» (Комментарий 5).
Так сформировался очередной принцип проекта — принцип актуализации знаний с позиций современной науки и культуры. Он является одним из наиболее сложных в реализации, поскольку требует от участников проекта значительных временных затрат и высокого экспертного уровня, позволяющего не только создавать новые объекты, но и осуществлять научное комментирование и редактуру, а также классификацию и представление знаний в форме, пригодной для дальнейшего изучения и популяризации в современную эпоху без искажения содержания перв оисточников.
Последнее наиболее наглядно можно продемонстрировать на таком направлении деятельности проекта, как оцифровка архивов. Так, после оцифровки архивов В. И. Кочедамова (86 Гб информации в высоком разрешении), размещении их в свободном доступе, передаче в архивы, учреждения культуры и омским краеведам (В. И. Кочедамов был родом из Омска), региональным исследователям за счет активного изучения новых архивных материалов удалось выявить много интересных фактов и сведений, развить на основе наследия ученого собственные изыскания. Таким образом, возник своеобразный эффект «расходящихся кругов на воде», когда изначально «сырые» сведения превращались в полезные и доступные знания, которые ложились в основу дальнейшей исследовательской работы. В Омске даже появилось полушуточное название этого социального процесса — «кочедамоведение», а позже в память об ученом при участии проекта «Сохраненная культура» в 2016 году в городе ему была установлена мемориальная доска.
Период 2016-2018 годов можно считать периодом активного становления проекта, в рамках которого стали возникать все более сложные объекты, в частности, документальные фильмы. В это время стала вестись систематическая работа по участию в конференциях и исследованиях, созданию научно-популярных статей, возникло сотрудни-
чество с другими аналогичными проектами, например, с выдающимся проектом Юрия Метелкина «Старое радио» (Комментарий 6). Проект превратился в постоянно действующий, что сделало его более заметным, но и потребовало новых организационных и финансовых решений. Документальные фильмы, созданные в рамках «Сохраненной культуры», получили общественное признание (Комментарий 7), но и временные, а также творческие и финансовые ресурсы, потраченные на продюсирована, оказались весьма значительными для проекта.
Как показывает опыт проекта «Сохраненная культура», создаваемые объекты становятся более востребованными профессионалами-исследователями и читателями (зрителями), интересующимися историей и культурой страны, когда информация/знания представляются в разных цифровых средах различными способами.
Это особенно актуально сейчас, когда наиболее популярными в цифровых средах стали форматы, которые обычно не предназначены для глубокого и наглядного представления знаний и культурного достояния, ориентированы на удовлетворение массовых потребительских интересов либо базируются на внедренных в общество стандартах ознакомления с чем-либо в максимально лапидарной, но развлекательной (обычно — игровой) форме, в том числе, с использованием манипулирования и компьютерного таргетирования для навязывания контента.
Нахождение баланса ресурсов и времени, требующихся для создания объекта, и будущих широты и профиля аудитории привело к формулированию нового принципа проекта — принципа комбинирования объектов (например, использование иллюстраций для оформления из одного объекта в другом, сочетания цифровых текстовых и видеоматериалов) и структурированного представления информации и знаний в разных форматах («бумага», CD-диски, сайты, видеоролики и контент для соцсетей).
В 2021 году проект начал использовать еще более сложные цифровые технологии сохранения культурного достояния, представляющие собой синтез небольшого справочника с четко структурированным контентом и классического интернет-сайта с его новостями и разделами. Все это позволило красиво и доступно представить разнообразные по форме, стилю и времени создания материалы, объединенные вокруг одной или нескольких взаимосвязанных идей, например, творчества отдельно взятого ученого или художника. Ярким примером здесь может служить
информационный ресурс «Виктор Кочедамов: творчество и современность» (Комментарий 8), содержащий биографию и подробный обзор наследия выдающегося советского архитектора и ученого и одновременно представляющий исследователей его творческого пути, а также презентующий многолетнюю деятельность проекта «Сохраненная культура», связанную с именем В. И. Кочедамова. В свою очередь интернет-ресурс «Ольга Биантовская: поэзия графики и плаката» (Комментарий 2) включает не только многочисленные объекты, созданные художником, но и документальный фильм об О. А. Биантовской (Комментарий 9), видеолекцию и статьи о ней.
По сути, данные ресурсы имеют энциклопедическую структуру нового формата, позволяющую читателям с разными интересами и информационными привычками находить то, что нужно именно им.
Занимаясь по большей части цифровым сохранением наследия, проект не забывает о традиционных форматах. Его печатные издания систематически направляются в дар библиотекам, образовательным и научным учреждениям, а также исследователям и энтузиастам в России и других странах. Такая рассылка «Сохраненной культуры», как правило, включает незнакомых проекту, но ярких и авторитетных исследователей («трендсеттеров»), которые затем на абсолютно добровольной основе и безвозмездно популяризируют полученные объекты в научной и краеведческой среде.
Данная практика является повсеместной и применяется ко всем созданным произведениям и информационном ресурсам, что определяется принципом бесплатного и адресного распространения [материальных] объектов. Ни разу объекты «Сохраненной культуры» не были проданы; даже, например, за использование фильмов проекта путем сообщения в эфире или доведения до всеобщего сведения с телеканалов или онлайн-сервисов вознаграждение не взымается. В частности, одно из последних изданий «Сохраненной культуры» — упомянутое выше четырехтомное собрание трудов В. И. Кочедамова — было передано в дар библиотекам, музеям, вузам и другим научно-исследовательским структурам в количестве свыше 350 его комплектов. Книги поступили в Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Москву и еще в 27 регионов России.
В последние два года «Сохраненная культура» продолжила осваивать новые технологии. В частности, был дан старт важной
общественной инициативе — «Цифровому Сталинграду», призванной с помощью современных методов компьютерного 3Э-моделирования восстановить подлинный, научно обоснованный облик довоенного города. Партнером «Сохраненной культуры» в этой инициативе стала ГК «Геоскан» (Комментарий10). В рамках первого этапа работы над проектом была проведена проверка методологии и технологии создания цифровой 3D-модели довоенной застройки Сталинграда: силами ГК «Геоскан» выполнена цифровая трехмерная модель известного в городе дома Легпрома, уничтоженного в годы Великой Отечественной войны [15].
Очевидно, что систематическая частная деятельность по сохранению культурного наследия должна опираться на обширную кооперацию специалистов и энтузиастов, но и в этом случае она требует значительных ресурсов, а создание многих объектов тем более на регулярной основе без компенсации расходов оказывается и вовсе невозможным для частных инициатив именно в силу высоких затрат.
Однако общие проблемы дефицита профессионалов и ограниченности финансовых ресурсов далеко не исчерпывают весь состав сложностей и препятствий в рассматриваемой сфере. Можно выделить как минимум еще четыре специальные проблемы, актуальные для этой деятельности.
На первое место следует поставить проблему использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности — различных творческих произведений советского времени и современной эпохи, права на использование которых принадлежат родственникам ушедших творцов. Первые, не используя наследие вторых, далеко не всегда настроены представлять кому-либо права, даже для ограниченного безвозмездного доступа к ним в электронной форме.
Еще более сложные ситуации возникают, когда невозможно выявить правообладателей произведений. Такие объекты получили название «сиротских произведений»; это типичная массовая история для наследия «доцифровой» советской эпохи, когда невозможно установить владельцев права на него. В России предметное законодательство на этот счет безмолвствует, хотя в мире существует практика, когда государства принимают деятельное участие в решении подобных вопросов. Надо сказать, что наиболее активно данные проблемы решаются в Европе, где для оцифровки и доступа к объектам авторского права предлагается «принятие директивы, регулирующей использование, т.н. сиротских произведений, то есть произведений, авторы которых неизвестны; созда-
ние юридической базы для использования правообладателями механизмов лицензирования объектов, выбывших из коммерческого оборота, а также обеспечения трансграничного доступа к таким объектам» [7].
Занимаясь правовой проблематикой доступа к знаниям свыше пятнадцати лет, автор неизменно придерживался позиции, что для целей сохранения национального культурного наследия и организации бесплатного удаленного доступа к нему законодательство должно быть изменено [10, 11, 12]. Сейчас же из-за невозможности законного построения механизмов некоммерческого использования произведений, права на которые еще действуют, приходится издавать неполные объекты или отказываться от многих интересных идей в условиях, когда произведения никто не использует и они исчезают для человечества, поскольку после истечения срока охраны (в Российской Федерации это сейчас 70 лет со дня смерти автора) о них никто уже не вспомнит.
Второй смежной проблемой является эффективная кооперация с научными и образовательными учреждениями, музеями и архивами, для которых существует отдельное предметное законодательство и которые нередко предпочитают не реагировать на предложения от частных лиц, исследователей и организаций об использовании тех или иных произведений, которые находятся в их фондах.
Практическим советом в этих обстоятельствам может быть только рекомендация соблюдения закона и организации скрупулезной «очистки прав» при создании любого объекта с пониманием того, что именно на этой стадии инициатива может стать нереализуемой. В части случаев выручают открытые лицензии и разрешенное использование материалов с ресурсов типа Википедии.
Следующей специальной проблемой является закономерное устаревание и исчезновение технологий, использовавшихся для доступа к разнообразному контенту. Проект неоднократно страдал от указанных обстоятельств, теряя возможность предоставлять доступ, например, к трехмерным панорамам, сделанным на базе технологий, использование которых их создателями и производителями программного обеспечения по их собственной инициативе было прекращено. Иллюстрацией может служить случай с Adobe Flash Player, верой и правдой «служивший» Интернету около 25 лет и отключенный два с лишним года назад.
Несмотря на вышесказанное и очевидную архаичность технологии, «Сохраненная культура» продолжает в ряде случаев издавать объекты
на СБ/БУБ-дисках. Это касается, прежде всего, распространения объемных материалов — цифровых архивов (выкладываемых в Интернет в силу объема не всегда в высоком качестве) и фильмов, когда наличие материального носителя с вложенной печатной информацией является определенной данью материальной культуре доцифрового (или чуть более позднего — «дооблачного») информационного прошлого. Также такой формат до сих пор подходит для архивов и библиотек и, что важно, является одним из самых дешевых и не подверженных риску уничтожения электронной информации в информационном пространстве, например, в силу прекращения платежей за доменные имена или хостинг Интернет-ресурсов, что «выкосило» из российского Интернета много достойных инициатив.
Недавно состав специальных проблем пополнился еще одной, обусловленной геополитическими изменениями и разрастающейся системой ограничений по доступу к популярным в мире технологиям и сервисам. Данные обстоятельства также необходимо учитывать при планировании долгосрочных инициатив, а именно такими они должны быть в сфере сохранения культурного наследия.
Невзирая на эти и другие проблемы, невозможно представить развитие России без осмысления и доступа к удивительному многообразию культурного наследия, которое мы сегодня имеем. Но прошлое всегда уходит, а вместе с ним — и возможность сохранить хотя бы невеликую его часть. И только от нас зависит, будет эта часть ничтожно малой или послужит серьезной базой для интеллектуального и культурного роста и развития нынешнего и будущих поколений, давая возможность гордиться и черпать в ней силы и вдохновение.
Комментарии
1) Интернет-сайты проекта «Сохраненная культура»: http://prescult.ru и http://www.russianlaw.net/art (дата обращения: 20.02.2023).
2) Творчество О. А. Биантовской представлено в сети Интернет на сайте «Поэзия графики и плаката. К 80-летию Ольги Биантовской»: http://biantovskaya.ru (дата обращения: 20.02.2023).
3) В 2017 году книга «Дом академиков. Истории и судьбы» (СПб.: Сохраненная культура, 2016) стала лауреатом XIII Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» в номинации «Люди нашего края». Организатором ежегодного
конкурса в тот период являлось Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).
4) С именем Ивана Петровича Кулибина, заведовавшего инструментальной мастерской Академии наук и не просто проживавшего в Доме академиков (ныне это угол 7 линии Васильевского острова и набережной лейтенанта Шмидта), но и творившего в нем (знаменитая модель однопролетного арочного моста через Неву, созданная Кулибиным, была установлена и 17 лет находилась именно во дворе этого дома), связана история одной из незавершенных инициатив «Сохраненной культуры», когда по организационно-финансовым причинам на доме не удалось установить памятную доску выдающемуся российскому изобретателю, хотя ни одной памятной доски или знака в Санкт-Петербурге (и, очевидно, в Москве) ему до сих пор не существует.
5) Четырехтомное издание «В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства с комментариями современных ученых» было удостоено диплома XVII Всероссийского конкурса краеведческих и региональных изданий «Малая Родина», победа в номинации «Наука и технологии» (Москва, 2021); диплома IV Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие 2021», победа в номинации «Лучшая книга об архитектурном наследии» (Калининград, 2021); диплома Общероссийского конкурса «Книга года: Сибирь-Евразия 2021», победа в номинации «Лучшая научная книга» (Новосибирск, 2021); Золотого знака Союза архитекторов России на XXIX Международном архитектурном фестиваль «Зодчество 2021»; победа в смотре-конкурсе «Лучшее печатное издание об архитектуре и архитекторах» (Москва, 2021); Золотого диплома Национального независимого архитектурного рейтинга «Золотая капитель 2022» в разделе «Архнаука, архпедагогика, архпублицистика, архпросвещение» (Новосибирск, 2022); Гран-при V Уральского межрегионального конкурса «Университетская книга 2022» в номинации «Лучшее издание по строительству и архитектуре» (Екатеринбург, 2022).
6) Деятельность проекта «Старое радио» представлена в сети Интернет на сайте: http://staroeradio.ru/ (дата обращения: 20.02.2023).
7) Так, например, документальный фильм «Архитектура блокады» (режиссер М. Якубсон, 2020) был отмечен Серебряным знаком Союза архитекторов России на XXVIII Международном архитек-
турном фестивале «Зодчество 2020»; специальным призом жюри «За сохранение исторической памяти» на XXV Международном фестивале кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» (Москва, 2020); главным призом «За лучший документальный фильм» на I Открытом российском кинофестивале патриотического кино «Малая земля» (Новороссийск, 2021); дипломом Международного кинофестиваля «Северный характер» (Мурманск, 2021) и др.
8) Адрес сайта «Виктор Кочедамов: творчество и современность. К 110-летию со дня рождения архитектора, педагога, ученого» в сети Интернет: https://kochedamov.ru/ (дата обращения: 20.02.2023).
9) Короткометражный фильм Зинаиды Курбатовой «Ольга Биантовская. Прекрасная эпоха» (режиссер Ольга Виноградова, 2021).
10) ГК «Геоскан» — российская группа компаний, многие годы занимающаяся разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов и созданием программного обеспечения для фотограмметрической обработки данных и трехмерной визуализации. Адрес официального сайта группы компаний в сети Интернет: https://www. geoscan.aero/ (дата обращения: 20.02.2023).
Литература
1. Александра Махровская: ученый и градостроитель. Воспоминания друзей и коллег. СПб.: Сохраненная культура, 2014. 400 с.
2. В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства с комментариями современных ученых. В 4-х т. Т. 1. СПб.: Сохраненная культура, 2021. 320 с.
3. В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства с комментариями современных ученых. В 4-х т. Т. 2. СПб.: Сохраненная культура, 2021. 384 с.
4. В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства с комментариями современных ученых. В 4-х т. Т. 3. СПб.: Сохраненная культура, 2021. 436 с.
5. В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства с комментариями современных ученых. В 4-х т. Т. 4. СПб.: Сохраненная культура, 2021. 372 с.
6. Дом академиков. Истории и судьбы. СПб.: Сохраненная культура, 2016. 380 с.
7. Лялькова С. П., Наумов В. Б. Развитие регулирования охраны культурного наследия в цифровую эпоху: опыт Европейского союза // Информационное общество. 2020. № 1. С. 34.
8. Наумов В. Б. Идеи и единомышленники «Сохраненной культуры» // Коллекция «Сохраненная культура». Книги, архивы, графика, живопись, кино, 3Б-панорамы. СПб.: Сохраненная культура, 2017. С. 5-10.
9. Наумов В. Б. История проекта «Сохраненная культура» // Александра Махровская: ученый и градостроитель. Воспоминания друзей и коллег. СПб.: Сохраненная культура, 2014. С. 389.
10. Наумов В. Б. Общественные интерес или экономическая выгода: нужен компромисс между правом доступа к информации и законом // Библиотечное дело. 2006. № 4 (40). С. 2-4.
11. Наумов В. Б. Право на доступ к знаниям и монополия интеллектуаль-
ной собственности: проблемы конвергенции // Право на доступ к информации: Возможности и ограничения в электронной среде. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Сер. Электронное законодательство. СПб.: Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2012. С. 25-27.
12. Наумов В. Б. Правовые проблемы сохранения культурного наследия в цифровую эпоху: [выступление на] V Международной научно-практической конференции «Право и информация: вопросы теории и практики», 17 апреля 2015 года [сайт]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prlib.ru/item/360381 (дата обращения: 20.02.2023).
13. Наумов В. Б. Сохраненная культура. О проекте // Георгий Рашков. Иронический реализм. СПб.: АртЭго, 2012. С. 7.
14. Наумов В. Б., Асмолова А. Н. Осмысление и цифровизация наследия советских архитекторов А. В. Махровской, В. Н. Кочедамова и А. Н. Наумова в рамках проекта «Сохраненная культура» // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 291.
15. Радченко Е. С. Дом Легпрома стал цифровым / Е. С. Радченко. Текст: электронный // Виктор Кочедамов: творчество и современность. К 110-летию со дня рождения архитектора, педагога, ученого [сайт].[Электронный ресурс]. URL: https://kochedamov. ru/radchenko (дата обращения: 20.02.2023).
References
• Aleksandra Makhrovskaya: uchenyy i gradostroitel'. Vospominaniya druzey i kolleg [Alexandra Makhrovskaya: scientist and urban planner. Memories of friends and colleagues]. St. Petersburg: Preserved culture, 2014. 400 p. [In Rus].
• V. I. Kochedamov. Trudy po istorii gradostroitel'stva c kommentariyami sovremennykh uchenykh [V. I. Kochedamov. Works on the history of urban planning with commentaries by modern scientists]. In 4 volumes. Vol. 1. St. Petersburg, Preserved culture, 2021. 320 p. [In Rus].
• V. I. Kochedamov. Trudy po istorii gradostroitel'stva c kommentariyami sovremennykh uchenykh [V. I. Kochedamov. Works on the history of urban planning with commentaries by modern scientists]. In 4 volumes. Vol. 2. St. Petersburg, Preserved culture, 2021. 384 p. [In Rus].
• V. I. Kochedamov. Trudy po istorii gradostroitel'stva c kommentariyami sovremennykh uchenykh [V. I. Kochedamov. Works on the history of urban planning with commentaries by modern scientists]. In 4 volumess. Vol. 3. St. Petersburg, Preserved culture, 2021. 436 p. [In Rus].
• V. I. Kochedamov. Trudy po istorii gradostroitel'stva c kommentariyami sovremennykh uchenykh [V. I. Kochedamov. Works on the history of urban planning with commentaries by modern scientists]. In 4 volumess. Vol. 4. St. Petersburg, Preserved culture, 2021. 372 p. [In Rus].
• Dom akademikov. Istorii i sud'by [House of Academics. Stories and destinies]. St. Petersburg: Preserved Culture, 2016. 380 p. [In Rus].
• Lyalkova S. P., Naumov V. B. Razvitiye regulirovaniya okhrany kul'turnogo naslediya v tsifrovuyu epokhu: opyt Yevropeyskogo Soyuza [Development of regulation of the protection of cultural heritage in the digital era: the experience of the European Union]. Information society, 2020, No. 1. P. 34. [In Rus].
• Naumov V. B. Idei i yedinomyshlenniki "Sokhranennoy kul'tury" [Ideas and like-minded people of the Preserved culture project]. Collection of the Preserved culture project. Books, archives, graphics, paintings, movies, 3D panoramas. St. Petersburg, Preserved Culture, 2017. Pp. 5-10. [In Rus].
• Naumov V. B. Istoriya proyekta "Sokhranennaya kul'tura" [History of the Preserved
Culture project]. Alexandra Makhrovskaya: scientist and urban planner. Memories of friends and colleagues. St. Petersburg: Preserved culture, 2014. P. 389.[In Rus].
• Naumov V. B. Obshchestvennyye interes ili ekonomicheskaya vygoda: nuzhen kompromiss mezhdu pravom dostupa k informatsii i zakonom [Public interest or economic benefit: a trade-off between the right of access to information and the law is needed]. Librarianship. 2006. No. 4 (40). PP. 2-4. [In Rus].
• Naumov V. B. Pravo na dostup k znaniyam i monopoliya intellektual'noy sobstvennosti: problemy konvergentsii [The right to access to knowledge and the monopoly of intellectual property: problems of convergence]. The right to access information: Opportunities and limitations in the electronic environment. Collection of materials of the international scientific-practical conference. Ser. Electronic legislation. St. Petersburg: Presidential Library. B. N. Yeltsina, 2012. Pp. 25-27. [In Rus].
• Naumov V. B. Pravovyye problemy sokhraneniya kul'turnogo naslediya v tsifr-ovuyu epokhu [Legal problems of preserving cultural heritage in the digital age]: [speech at] V International Scientific and Practical Conference "Law and Information: Theory and Practice", April 17, 2015 [website]. URL: https://www.prlib.ru/item/360381 (accessed: 20.02.2023). [In Rus].
• Naumov V. B. Sokhranennaya kul'tura. O proyekte [Preserved culture. About the project]. Georgy Rashkov. Ironic realism. St. Petersburg: ArtEgo, 2012, P. 7. [In Rus].
• Naumov V. B., Asmolova A. N. Osmysleniye i tsifrovizatsiya naslediya sovetskikh arkhitektorov A. V. Makhrovskoy, V. N. Kochedamova i A. N. Naumova v ramkakh proyekta "Sokhranennaya kul'tura" [Conceptualization and digitalization of the heritage of soviet architects: A. V. Makhrovskaya, V. I. Kochedamov and A. I. Naumov within the Preserved Culture project]. The Art of Eurasia, 2021, No. 4 (23), P. 291. [In Rus].
• Radchenko E. S. Dom Legproma stal tsifrovym [House of Legprom has become digital]. Victor Kochedamov: creativity and modernity. To the 110th anniversary of the birth of an architect, teacher, scientist [website]. URL: https://kochedamov.ru/radchenko (accessed 20.02.2023). [In Rus].
Статья поступила в редакцию 25.02.2023; одобрена после рецензирования 02.03.2023; принята к публикации 05.03.2023.
The article was submitted 25.02.2023; approved after reviewing 02.03.2023; accepted for publication 05.03.2023.