Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕНИКОВ НА КУРСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕНИКОВ НА КУРСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ГЕОДЕМОГРАФИЯ / ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ГЕОГРАФИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ / ВОЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ГЕОУРБАНИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилов Х.Б., Хамидов А.А.

В статье предпринята попытка подробно осветить вопросы формирования и развития картографических знаний у учащихся курсов экономической и социальной географии, географии в общеобразовательных школах. В частности, в статье рассматривается методика развития картографических компетенций школьников, и подчеркивается, что эти знания будут во многом способствовать формированию мировоззрения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF CARTOGRAPHIC COMPETENCES OF PUPILS IN ECONOMIC AND SOCIAL GEOGRAPHY COURSES IN SECONDARY SCHOOL

The article attempts to shed light on the formation and development of cartographic knowledge among pupils of courses in economic and social geography, geography in secondary schools. In particular, the article examines the methodology for the development of cartographic competencies of schoolchildren, and emphasizes that this knowledge will largely contribute to the formation of the worldview of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕНИКОВ НА КУРСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Халилов Х.Б. учитель географии

Ферганский областной центр переподготовки и повышения

квалификации народного образования

Хамидов.А.А., к.г.н. исполняющий обязанности доцента

кафедра географии Ферганский государственный университет

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕНИКОВ НА КУРСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье предпринята попытка подробно осветить вопросы формирования и развития картографических знаний у учащихся курсов экономической и социальной географии, географии в общеобразовательных школах. В частности, в статье рассматривается методика развития картографических компетенций школьников, и подчеркивается, что эти знания будут во многом способствовать формированию мировоззрения школьников.

Ключевые слова: Экономическая география, социальная география, компетенция, геодемография, география населения, рекреационная география, транспортная география, промышленная и сельскохозяйственная география, инновационная география, военная география, краеведение, геоурбанистика.

Khalilov H.B. geography teacher

Fergana regional center retraining and promotion public education

qualifications Khamidov A.A., Ph.D. acting associate professor department of geography Fergana State University

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF CARTOGRAPHIC

COMPETENCES OF PUPILS IN ECONOMIC AND SOCIAL GEOGRAPHY COURSES IN SECONDARY SCHOOL

Resume: The article attempts to shed light on the formation and development of cartographic knowledge among pupils of courses in economic and social geography, geography in secondary schools. In particular, the article examines the methodology for the development of cartographic competencies of

schoolchildren, and emphasizes that this knowledge will largely contribute to the formation of the worldview of schoolchildren.

Key words: Economic geography, social geography, competence, geodemography, population geography, recreational geography, transport geography, industrial and agricultural geography, innovative geography, military geography, regional studies, geo-urban studies.

География преподается в 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 классах средних школ. Из них в 7, 8, 9, 10 классах - география по экономической и социальной географии. С 4 по 7 класс в основном изучается общая физическая география.

Особенности системы географических наук в общеобразовательных школах, степень, в которой знания, навыки и умения естественной, экономической и социальной географии могут быть переданы учащимся, еще полностью не раскрыты ни в какой научной литературе или научных работах и никто неработает над этим. С этой точки зрения анализ научной литературы не дает много информации [1].

Если мы посмотрим на логику и в целом, какие области экономической и социальной географии сочетаются и насколько они отражены в школьной программе, мы также можем узнать из названий областей, в том числе:

1.Направления экономической географии:

1.1.География сельского хозяйства

1.2.География промышленности

1.3.География транспорта

1.4.География третичного сектора

1.5.География инвестиционного комплекса

1.6.География природных ресурсов

1.7.География инноваций

2. Направления социальной географии:

2.1. География населения Геодемография География миграций Этническая география

A.Лингвистическая география Конфессиональная география География рынка труда География расселения

Б. Геоурбанистика

B.География сельской местности География образа жизни

География социального состава населения

2.2.Рекреационная география

2.3.География потребления

3.Направления политической географии:

3.1. Электоральная география

3.2.Лимология

3.3.География конфликтов

3.4.Политико-географическое страноведение

4. Направления культурной географии:

4.1.Изучение культурных ландшафтов

4.2.Воображаемые географии

4.3.Гуманитарная география

4.4. География культуры

4.5. Когнитивная география

4.6.Институциональная география

4.7.Геофилософия [http://www.psu.ru]

Все перечисленные выше области экономической и социальной географии преподаются на курсах географии в 85% средних школ или преподаются учителем естественных наук [2].

Что ж, картографические материалы и информация могут быть использованы во всех вышеперечисленных областях для развития картографических компетенций учащихся на уроках экономической и социальной географии, которые преподаются в средних школах.

Например, с точки зрения экономической географии картографические материалы могут найти широкое применение в аграрной географии, промышленной географии, транспортной географии, географии природных ресурсов и географии новых инвестиционных комплексов, географии инноваций и др. В Республике Узбекистан. В настоящее время для этого созданы местные атласы и карты.

Есть прекрасные возможности для использования карт и атласов в областях политической географии, таких как электоральная география, лимология, география конфликтов, политическая география и т. д., где преподаватель географии в средней школе несет большую ответственность.

Изучение культурных ландшафтов в области культурной географии, образной географии (воображаемое представление местности на основе символов карты или атласа), гуманитарной географии, культурной географии, когнитивной географии, институциональной географии и геофилософии и т. д. [4 ].

В любом случае методика развития картографических компетенций учащихся на уроках экономической и социальной географии, преподаваемых в средних школах, должна быть адаптирована к темам экономической и социальной географии.

В настоящее время в общеобразовательных школах Республики Узбекистан, хотя и с опозданием, уделяется внимание проблемам решения

примеров и задач по географии, то есть закладывается, хотя и медленно, фундамент математической географии. При решении примеров и задач по географии большинство примеров и таблиц основаны на материалах, объектах и событиях на карте и в атласе. Надеемся, что эта ситуация также внесет существенный вклад в развитие картографической компетентности учеников [5].

В заключение мы полагаем, что можно провести следующую работу по методике развития картографических компетенций учащихся на уроках экономической и социальной географии в общеобразовательных школах:

1.Полное обеспечение средних школ картами и атласами, что является одной из самых больших школьных проблем в стране;

2.Полноценное использование картографической информации и материалов на уроках социально-экономической географии в школе;

3. Повышение картографических знаний школьников;

4.Придать ученикам краеведческие, военно-географические и теоретические географические знания (поскольку это можно объяснить на основе картографических материалов, только здесь необходимо учитывать педагогико-психологический, возраст учеников);

5.Развитие компетенции по формированию мировоззрения учащихся с использованием картографических материалов и информации на уроках экономической и социальной географии общеобразовательной школы;

6.Развивать знания, навыки и умения учащихся на основе атласных плакатов, карт и другой информации и материалов на уроках экономической и социальной географии общеобразовательной школы.

Использованные источники:

1.Верлен Б. Общество, действие, пространство. Альтернативная социальная география / Пер. С. П. Баньковской // Социологическое обозрение. — 2001. — № 2. — Т. 1. — С. 25-46.

2.Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь -справочник. Отв. ред. А. П. Горкин. — Смоленск: Ойкумена, 2013. — 328 с.

3.Методика обучения географии в средней школе. Под. ред. Л.М.Панчешниковой. -М.: Просвещение, 1983.

4.Крилова О.В. Уроки географии. -М.: Просвещение, 1990.

5.Максаковский В.Т. Научные основы школьной географии. -М.: 1982.

6. http://www.psu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.